Бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тарская гимназия №1 им. А.М. Луппова»
Индивидуальный проект на тему:
«Права и обязанности несовершеннолетних»
Выполнила: обучающаяся 9 «Б» класса
Крутакова Алина Анатольевна
Руководитель: Антонова Анастасия Анатольевна
Тара - 2023
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3
Глава I «Теоретические основы прав человека в правовом государстве»
1.1. Права и обязанностями человека ………………………………………………………...4
1.2.Права и обязанности несовершеннолетних………………………………………………..7
Глава II «Изучение осведомленности школьников о своих правах и обязанностях»
2.1. Результаты анкетирования обучающихся…………………………..................................................
2.2. Рекомендации: «Как действовать в ситуациях, если в школе или других учреждениях нарушают твои права» ………………………………………………………..…………………………
Заключение……………………………………………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………………………………………….
ПРИЛОЖНИЯ……………………………………………………………………………………...
Актуальность. Поведение, взгляды, жизненные позиции формируются у каждого человека в детские годы. Каждый ребенок должен знать свои права и обязанности, чтобы с легкостью пользоваться ими в любой жизненной ситуации.
В Конституции Российской Федерации закреплено положение о том, что
Россия является правовым государством, следовательно права граждан являются
наивысшей ценностью.
Несовершеннолетние не являются исключением и их права также являются ценностью
правового государства. К сожалению, не все граждане в нашем государстве знают
свои права, и не все выполняют свои обязанности, а тем более
несовершеннолетние.
Знание несовершеннолетними гражданами своих прав и выполнение обязанностей
является залогом их гражданственности, ответственности, правового сознания и
правомерного поведения, а также самостоятельности, толерантности, способности к
социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Цель работы: выявить уровень знаний подростков о своих правах и обязанностях.
Задачи: познакомиться с понятием «правовой статус подростка».
провести анкетирование среди учеников.
познакомиться с соответствующими документами.
Методы исследования: - анализ литературы и нормативно - правовых документов, - обобщение и систематизация материала по данной теме; - опросно-диагностические методы (анкетирование).
ГЛАВА I
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ
1.1. Права и обязанностями человека
Конституция Российской Федерации закрепляет правовой статус человека как гражданина России.
Правовой статус человека — совокупность его прав и обязанностей. Быть гражданином России — это значит: иметь права, установленные юридическими нормами; получать от государства гарантии соблюдения прав; быть государству в чем-то обязанным. Конституция Российской Федерации в ст. 2 провозглашает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». И в связи с этим закрепила обязанность государства — признавать, соблюдать и защищать его права и свободы . При этом каждый гражданин Российской Федерации, обладая на ее территории всеми правами и свободами, несет равные обязанности.
Право — система правил поведения, принятых государством для управления обществом, за нарушение которых налагаются меры принуждения.
Обязанность — мера должного поведения человека в обществе. Ни один гражданин не должен освобождаться или уклоняться от обязанностей, это бремя в равной мере распространяется на всех граждан.
Основные права и свободы человека (гражданина) являются правами естественными, т.е. принадлежащими человеку от рождения в соответствии со статьей 17 Конституции Российской Федерации, независимо от пола, возраста, расы, национальности и вероисповедания. Каждый человек имеет и сохраняет эти права от рождения и до конца своих дней. Мы пользуемся своими правами, не задумываясь об их природе, они становятся естественным состоянием человека. Предоставленное государством право — это прежде всего определенная свобода поведения человека. От человека самого зависит, воспользуется он этим правом или нет. Права имеют определенную законом меру, границу, выход за пределы которой означает злоупотребление правом и запрещается законом. Это закреплено в Конституции Российской Федерации в части 3 ст. 17: «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц». Указанный конституционный принцип нельзя забывать, надо помнить, что он действителен для всех случаев жизни. Закон предусматривает и защиту прав человека от их нарушений. Это означает, что государство гарантирует человеку возможность пользоваться закрепленными в законе правами, так как предусмотрены и правовые способы их защиты. Обязательность исполнения этих правил поведения в обществе обеспечивается государственным принуждением (угроза наказания). Угроза наказания исходит от государственной власти и приводится в исполнение его органами, обычно судами. Правовые нормы регулируют только внешнее поведение человека, диктовать человеку, о чем ему думать или во что ему верить, они не могут.
Одним из основных прав человека является право человека на жизнь и на всё то, что служит ее сохранению и развитию — право на личную неприкосновенность, свободу мысли, совести и религии, убеждений и др.
Права человека носят всеобщий характер — они основаны на принципе равноправия, т. е. равного объема прав для каждого человека. Это значит, что мера свободы одинакова для всех и ни у кого нет никаких привилегий в сфере права. Ни один человек в силу его субъективных (индивидуальных) особенностей — расы, национальности, веры, языка, пола, социального положения — не может быть ущемлен в правах.
Основные конституционные права человека и гражданина можно условно разделить на три группы:
Гражданские права и свободы |
Политические права и свободы |
Экономические, социальные и культурные права и свободы |
Право на жизнь (ст. 20) Право на личное достоинство (ст. 21) Право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22) Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений (ст. 23) Право на неприкосновенность жилища (ст. 25) Право на определение и указание национальной принадлежности и пользование родным языком (ст. 26) Право на свободу передвижения (ст. 27) Право на свободу совести (ст. 28) Право на свободу мысли и слова (ст. 29)* К гражданским правам относят политические права, закрепленные статьями 29, 30 и 31 Конституции Российской Федерации |
Право на свободу мысли и слова (ст. 29)* Право на свободу убеждений (ст. 29) Право на свободу информации (ст. 29) Право на объединение (ст. 30) Право собираться мирно, проводить собрания, митинги, демонстрации (ст. 31) Право на участие в управлении делами государства непосредственно или через представителей (ст. 32) Право избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ст. 32) Право на равный доступ к государственной власти (ст. 32) Право на участие в отправлении правосудия (ст. 32) Право обращаться лично и направлять обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33) |
Право на свободное занятие предпринимательской деятельностью (ст. 34) Право на частную собственность (ст. 35) Право на свободный выбор труда, на труд и на отдых (ст. 37) Право на социальное обеспечение (ст. 39) Право на жилище (ст. 40) Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41) Право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии (ст. 42) Право на образование (ст. 43) Право на свободу творчества, участие в культурной жизни, пользование достижениями культуры (ст. 44) |
ЗАПОМНИТЕ: нет прав без обязанностей! Нет обязанностей без прав!
Конституционные ОБЯЗАННОСТИ человека и гражданина
Обязанности гражданина |
Примечание |
Граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы страны. |
Это самая главная обязанность, лежащая на гражданах. Соблюдение Конституции и законов — всеобщее правило, не знающее исключений. Речь идет о соблюдении действующего российского законодательства, которое включает акты не только высшей юридической силы (подзаконные акты). |
Уважать права и свободы других лиц |
Конституция Российской Федерации устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. |
Родители обязаны заботиться о детях, их воспитании |
Родители обязаны оберегать, опекать своих детей и по закону отвечают за их физическое и психическое здоровье и жизнь. |
Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. |
Эта обязанность граждан отражает личную ответственность каждого человека за судьбу своих родителей, когда они не в состоянии обеспечить свои жизненные потребности. |
Каждый гражданин обязан получить основное общее образование. Родители или лица, их заменяющие, обязаны обеспечить получение детьми этого образования. |
Конституция возлагает на каждого гражданина обязанность получить основное общее образование, а на родителей или лиц, их замещающих, — обязанность обеспечить получение детьми этого образования. (Аттестат зрелости для гражданина — это возможность поступить в высшее учебное заведение). |
Каждый гражданин обязан заботиться о сохранности исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. |
Данная конституционная обязанность направлена на сохранение материальных и духовных ценностей многонационального народа России, развитие его культуры. |
Каждый гражданин обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. |
Для человечества нет большей опасности, чем уничтожение природы, загрязнение воздуха и водоемов. Сохранение окружающей среды — это первейшая задача государства и долг каждого человека планеты. |
Защищать Отечество. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации |
Защита Отечества является священным долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. |
1.2. Права и обязанности несовершеннолетних
Правовой статус — это ваше положение в мире права. По мере взросления вы словно поднимаетесь вверх по лестнице: получаете новые возможности, набираетесь опыта, а значит, — приобретаете новые права, обязанности и ответственность. Так меняется ваш правовой статус.
О правах детей и подростков говорится в законодательстве об образовании, в законодательстве трудовом, гражданском, уголовном, процессуальном. Определенными правами, как было сказано выше, человек обладает уже с рождения, но по достижении 10, а особенно 14 и 16 лет их объем значительно увеличивается. Но вместе с правами возрастают также ваши обязанности и ответственность.
ОСНОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ О ПРАВАХ РЕБЕНКА:
l КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — основной закон Российского государства, который имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Конституция РФ состоит из преамбулы, 2 разделов, 9 глав и 137 статей (1993).
l ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА В ней записаны 10 прав-принципов, необходимых для благополучия детей (1959). l КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права детей на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости и эксплуатации (1989).
l СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — основной нормативный правовой акт, регулирующий семейные отношения на территории Российской Федерации. Семейный кодекс состоит из 8 разделов, 22 глав и 170 статей (1995).
Ребенок от момента рождения до 6 лет имеет
ПРАВО на имя, отчество, фамилию; знать своих родителей, жить и воспитываться в семье (если это не противоречит интересам ребенка); на гражданство; на заботу и воспитание родителями (или лицами, их заменяющими); на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства; выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы; на защиту своих прав и законных интересов родителями (лицами, их замещающими), органами опеки и попечительства, прокурором и судом; иметь на праве собственности имущество (полученное в дар или в наследство, а также приобретенное на средства ребенка); на самостоятельное обращение в орган опеки и попечительства за защитой своих прав. |
ОБЯЗАННОСТИ слушаться родителей и лиц, их заменяющих; принимать их заботу и воспитание, за исключением случаев пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации; соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах |
По мере взросления ребенок приобретает новые права, которые остаются с ним, пока он не станет взрослым и получит всю полноту прав и обязанностей.
КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА (Статья 31) 1. Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством. 2. Государства-участники уважают и поощряют право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни и содействуют предоставлению соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха.
С 6 лет добавляются |
|
ПРАВА самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки (купить мороженое, поменяться с друзьями игрушками); совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации (можно принять практически любой подарок, кроме квартиры и автомобиля и т.д.); совершать сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения. Например, самостоятельно распоряжаться деньгами, которые дали родители (если родители дали деньги на игрушки или мороженое, то можно самостоятельно решить, купить их или положить деньги в копилку). |
ОБЯЗАННОСТИ слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и внимание (за исключением случаев пренебрежительного, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения или оскорбления); получить основное общее образование (9 классов); соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных организациях, дома и в общественных местах. |
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: перед преподавателями, администрацией учебного заведения; за совершение общественно опасных действий, бродяжничество, уклонение от учебы, пьянство — вплоть до направления комиссией по делам несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения.
С 8 лет добавляются |
|
ПРАВО на участие в детском общественном объединении. |
ОБЯЗАННОСТИ: соблюдать устав школы и правила детского общественного объединения. |
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: перед детским общественным объединением и его участниками. Несовершеннолетних, достигших 8-летнего возраста, с устойчивым противоправным поведением, отказывающихся посещать образовательные учреждения, испытывающих трудности в общении с родителями и сверстниками, могут направить в специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа.
КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА (Статья 20.1, 20.2) Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.
С 10 лет добавляются ПРАВА на учет мнения ребенка при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы (ст. 57 Семейного кодекса Российской Федерации, далее — СК РФ); 4 быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства (ст. 57 СК РФ); давать согласие на изменение своего имени и фамилии (ст. 59, 134 СК РФ), на восстановление в родительских правах кровных родителей (ст. 72 СК РФ), на усыновление или передачу в приемную семью (ст. 132 СК РФ). |
С 14 лет добавляются |
|
ПРАВА - самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав в определенных случаях (ст. 56 СК РФ); - требовать отмены усыновления (ст. 142 СК РФ); - давать согласие на изменение своего гражданства (глава 5 Федерального Закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»); 4 требовать установления отцовства в отношении своего ребенка в судебном порядке (ст. 62 СК РФ); -работать (работники в возрасте до шестнадцати лет) не более 24 часов в неделю. Продолжительность рабочего времени обучающихся в возрасте до восемнадцати лет, работающих в течение учебного года в свободное от получения образования время, не может превышать половины данной нормы (ст. 92 Трудового кодекса Российской Федерации, далее — ТК РФ); -заключать сделки с согласия законных представителей — родителей, усыновителей или попечителя; - самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами; - самостоятельно осуществлять права автора произведений науки, литературы или изобретения, или другого результата своей интеллектуальной деятельности; - вносить вклады в кредитные организации и распоряжаться ими (ст. 26 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее — ГК РФ); 4 управлять велосипедом при движении по дорогам, учиться вождению мотоцикла; 4 участвовать в молодежном общественном объединении. |
ОБЯЗАННОСТИ - получить паспорт гражданина Российской Федерации (п. 1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации); - выполнять трудовые обязанности в соответствии с условиями контракта, правилами учебного и трудового распорядка и трудовым законодательством; - соблюдать устав школы, правила молодежного общественного объединения. |
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
- исключение из школы за совершение правонарушений, в том числе грубые и неоднократные нарушения устава школы;
- самостоятельная имущественная ответственность по заключенным сделкам; возмещение причиненного вреда; 4 ответственность за нарушение трудовой дисциплины; - уголовная ответственность за отдельные виды преступлений (лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, похищение человека, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, кражу, грабеж, разбой, вымогательство, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах, террористический акт, прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности, участие в деятельности террористической организации, несообщение о преступлении, захват заложника, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, участие в незаконном вооруженном формировании, угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, участие в массовых беспорядках, хулиганство при отягчающих обстоятельствах, вандализм, незаконные приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств, незаконное изготовление взрывчатых веществ или взрывных устройств, хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой, акт международного терроризма — ст. 20 Уголовного кодекса Российской Федерации, далее — УК РФ).
КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА (Статья 28.1)
Государства-участники признают за ребенком право на образование; вводят бесплатное и обязательное начальное образование; поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи; обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств.
С 16 лет добавляются |
|
ПРАВА - работать (работники в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет) не более 35 часов в неделю. Продолжительность рабочего времени обучающихся в возрасте до восемнадцати лет, работающих в течение учебного года в свободное от получения образования время, не может превышать половины данной нормы (ст. 92 ТК РФ); - быть членом кооператива (ст. 26 ГК РФ); 4 вступать в брак при наличии уважительных причин с разрешения органа местного самоуправления (в некоторых субъектах Федерации законом может быть установлен порядок вступления в брак с учетом особых обстоятельств до 16 лет (ст. 13 СК РФ)); 4 управлять транспортными средствами категории «M» и подкатегории «A1» (мопеды и легкие квадрициклы, мотоциклы) при движении по дорогам, учиться вождению автомобиля (п. 2 ст. 26 Федерального Закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»); - быть признанным полностью дееспособным (получить все права 18-летнего) по решению органа опеки и попечительства (с согласия родителей) или суда (в случае работы по трудовому договору или занятия предпринимательской деятельностью с согласия родителей (ст. 27 ГК РФ)) |
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - за административные правонарушения в порядке, установленном законодательством РФ (ст. 2.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, далее — КоАП РФ); - за совершение всех видов уголовных преступлений (ст. 20 УК РФ). |
С 17 лет добавляются ОБЯЗАННОСТЬ - встать на воинский учет (пройти комиссию и получить приписное свидетельство) . В 18 лет человек становится полностью дееспособным, т.е. может иметь и приобретать своими действиями все права и обязанности, реализовывать всё, что не противоречит законодательству. |
Права ребёнка «растут» вместе с ним , по мере взросления их становится всё больше, и у вас всё больше поводов заявить — имею право! И это не только права и свободы, данные вам от рождения, но также права, предоставленные вам в соответствии с законами нашей страны. Но нельзя забывать и об ответственности, которая также возрастает вместе с правами.
ГЛАВА II
Анкетирование обучающихся на тему:
«Знаете ли вы свои права и обязанности»
2.1. Результаты анкетирования
В процессе нашей работы было проведено анкетирование (см. приложение 1) на тему: «Твои права и обязанности» в возрасте от 14 до 15 лет. С целью выявления уровня знаний детей о своих правах и обязанностях. Было опрошено 28 человек.
Анкета содержала следующие вопросы:
1.Ваш пол ?
а). мужской - 18чел
б). женский – 11 чел.
2. Интересует ли Вас информация, касающаяся Ваших прав?
13- нет. 16 -да
3. Получаете ли Вы информацию о своих правах и где? (несколько)
а). в семье – 16 чел |
||
б). в школе – 24 чел |
||
в). по телевидению, радио, в газетах - 8 |
||
г). в компании друзей - 7 |
||
д). другое - 6 |
4.Отметьте основные имеющиеся (на Ваш взгляд) у Вас права:
- право на жизнь;18
- право на свободу слова - 25
- право на свободу действий - 24
- право на личную неприкосновенность - 23
- право на образование;23
- право на отдых - 23
- право собственности - 19
- право на безопасность - 15
- другое - 3
5. Знаете ли Вы, о существовании Конвенции о правах ребенка, принятой ООН?
а). да – 21 чел б). нет – 8 чел
6. Считаете ли Вы, что Ваши права нарушаются? Если да, то какие?
Да – 6. Нет – 21. Не знаю - 2
7. Если Ваши права нарушаются, то где это происходит чаще всего?
а). в учебном учреждении - 13
б). в иных государственных учреждениях - 1
в). в семье (семейной группе) - 1
г.) среди друзей - 5
д). в общественных местах (в магазине, транспорте и т. п.) - 6
е). другое - 2
8. Будете ли Вы настаивать на соблюдении прав человека, если при этом будут ущемлены права другого человека?
а). да – 16 б) нет – 8 в) не знаю - 5
9. Кто бы по - Вашему мог бы помочь в защите Ваших прав?
- государство – 19
- семья - 19 - психолог -4
- друзья - 12 - адвокат - 16
- милиция -8 - специальная служба - 9
- учитель - 4
- никто - 1 - не знаю -3
10. Как вы считаете, нужна ли специальная служба, занимающаяся консультированием и защитой прав детей?
а.) да -26 б). нет - 1 в) все равно - 2.
11. Какие нерешенные проблемы и трудности есть у современных школьников?
- проблемы в отношениях с учителями - 24
- большие нагрузки в школе - 19
- алкоголизм, курение, наркозависимость в среде детей и подростков – 19
- сиротство, безнадзорность, беспризорность детей - 11
- психологические проблемы - 23
- финансовые проблемы - 14
- проблемы в общении со сверстниками -18
- непонимание со стороны родителей - 20
- незнание собственных прав - 11
- нет никаких проблем;
- не знаю.
11. Как вы считаете, нужна ли специальная служба, занимающаяся консультированием и защитой прав детей?
а.) да -26 б). нет - 1 в) все равно - 2.
Вывод: Таким образом мы видим,что свои права школьники знают лучше чем обязанности.В связи с этим мы считаем,что школа должна проводить правовое просвящение.Уроки правовых знаний.
2.2. Рекомендации: «Как действовать в ситуациях, если в школе или других учреждениях нарушают твои права»
Если нарушены права ребенка, то взрослые и дети должны не молчать, а действовать:
- если права ребенка нарушают его сверстники или другие дети, ребенок или его родители должны обратиться к учителю, воспитателю или другому человеку, который может оказать помощь;
- если права ребенка нарушают учителя или другие взрослые, ребенок или его родители должны обратиться к руководству школы или другого учреждения, в котором были нарушены права ребенка;
- если права ребенка нарушает школа или другое учреждение (учебное, оздоровительное, спортивное и т.д), например решение администрации этого учреждения является явным правонарушением, то ребенок или его родители могут обращаться с жалобой на нарушение своих прав в компетентные органы, в чей власти находится контроль и надзор над этим учреждением;
- в любой из перечисленных ситуаций родители ребенка могут обращаться за помощью к профессиональным юристам, чтобы узнать больше о правах несовершеннолетних, чтобы разъяснить, на самом ли деле были нарушены права ребенка и что делать.
ПОМНИ: чем больше ты знаешь о своих правах и обязанностях, тем меньше будет вероятность твоего попадания в сложную жизненную ситуацию.
Как действовать в критической ситуации:
Напоминаем, какими должны быть действия гражданина в случае, если он подвергся нападению неизвестных.
- Если в отношении вас совершено преступление, незамедлительно сообщите об этом по телефону 02 или по мобильному телефону 112. Звоните в полицию сразу же после совершившегося нападения, так как по «горячим следам» преступника найти легче. Назовите свою фамилию, имя, отчество и местонахождение. Обязательно дождитесь сотрудников полиции на месте происшествия. Как можно подробнее и точнее изложите всё, что с вами произошло. Чем больше вы вспомните деталей, тем успешнее будет поиск. Помните: если потерпевшие не обращаются в полицию, то это порождает у преступника ощущение безнаказанности и поощряет его на новые «подвиги». Постарайтесь запомнить внешность злоумышленника, его одежду, обувь. Обращайте внимание на наличие особых примет (борода, усы, родимые пятна, наколки, шрамы и т. д.), анатомические особенности (хромота и т. п.), дефекты речи и прочее. Любая деталь может помочь в ходе расследования. Как можно точнее определите направление, в котором скрылся преступник.
прибытия следственно-оперативной группы полиции. При невозможности свидетелям остаться на месте происшествия запишите их полные данные, информацию о месте жительства и номер контактного телефона. Вы вправе обратиться с письменным или устным заявлением в дежурную часть любого отдела внутренних дел, где заявление зарегистрируют, выдадут вам талон-уведомление и опросят по существу проблемы. Кроме того, вы можете обратиться в ближайший участковый пункт полиции либо непосредственно к полицейским, осуществляющим охрану общественного порядка. Часто в жизни мы сталкиваемся с трудностями и проблемами, осложняющими жизнь, которые порой нам кажутся непреодолимыми.
Cтоит знать, что государство и общество создало учреждения и организации, способные помочь каждому ребенку в любой ситуации. К их числу относятся:
- центры социальной помощи семье и детям;
- центры психолого-педагогической помощи населению;
- центры экстренной психологической помощи по телефону;
- социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
- социальные приюты для детей;
- центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
- реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями и др.
В них работают люди, профессия которых — помогать другим. Надо понимать, что проблема без вашего участия не решится. Надо вовремя обратиться в соответствующую организацию по месту жительства в своем городе и озвучить проблему. Квалифицированные специалисты ответят на ваши вопросы, подберут приемлемый вариант решения проблемы
Список литературы
1. Гражданский Кодекс РФ. - М.: Норматика, Новосибирск, 2020. - 623 с.3
2. Семейный кодекс РФ. - М.: Омега-Л., 2019. -61 с.4
3. Конвенция о правах ребенка. - М.: Омега-Л., 2020. – 19 с.5
4. Конституция РФ. - М.: Издательство АСТ, 2019. – 32с.6
Интернет-ресурсы:
5.Семейное право. - Режим доступа: https://zakonsovet.com/semejnoe/
6. Семейное право в деталях. – Режим доступа: https://famadviser.ru/
7. https://minjust.gov.ru/uploaded/files/blokprava12-16let2ikred251016.pdf
Приложения № 1
ДЕТСКИЙ ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ И ПОЛЕЗНЫЕ АДРЕСА
Иногда в жизни ребенка могут происходить события, с которыми сложно справиться самому, и он не знает, к кому обратиться за помощью.
В сентябре 2010 года в Российской Федерации Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, совместно с субъектами Российской Федерации введен ЕДИНЫЙ ОБЩЕРОССИЙСКИЙ номер ДЕТСКОГО ТЕЛЕФОНА ДОВЕРИЯ
8-800-2000-122
Есть возможность позвонить по телефону доверия, который работает круглосуточно, без выходных и праздничных дней, и рассказать о своих проблемах и переживаниях. При звонке на этот номер в любом населенном пункте Российской Федерации со стационарных или мобильных телефонов дети в трудной жизненной ситуации, их родители, иные граждане могут получить экстренную психологическую помощь, которая оказывается специалистами уже действующих в субъектах Российской Федерации служб, предоставляющих услуги по телефонному консультированию и подключенных к единому общероссийскому номеру детского телефона доверия. Конфиденциальность и бесплатность — два основных принципа работы детского телефона доверия. Это означает, что каждый ребенок или родитель может анонимно и бесплатно получить психологическую помощь, причем тайна его обращения на телефон доверия гарантируется.
ТЕЛЕФОНЫ ЭКСТРЕННОЙ ПОМОЩИ Единый номер вызова экстренной помощи 112 должен использоваться только в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Также всегда можно обратиться к Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.
Главным социальным предназначением института Уполномоченного по правам ребенка является улучшение положения детей в Российской Федерации, обеспечение соблюдения прав и свобод ребенка и восстановление нарушенных прав детей, в том числе путем осуществления независимого контроля за деятельностью органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц в части соблюдения ими прав и законных интересов несовершеннолетних. В целях оперативного реагирования на заявления обращение следует направлять Уполномоченному по правам ребенка региона, в котором затрагиваются права несовершеннолетнего. Адрес уполномоченного вы можете найти на сайте Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка http://www.rfdeti.ru в рубрике Контакты/Уполномоченный в вашем регионе.
«В случаях, связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты (инвалиды, престарелые, несовершеннолетние, лица, находящиеся в местах лишения свободы), Уполномоченный принимает активные меры в пределах своей компетенции, закрепленной Федеральным конституционным законом “Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации”».
Контакты: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 47 Телефон: +7 (495) 607-19-22 +7 (495) 607-34-67 Факс: +7 (495) 607-39-77 Cайт: http://ombudsmanrf.org Контакты: 125993, г. Москва, ГСП-3, Миусская пл., д. 7 стр. 1 Телефон: +7 (499) 251-41-40 Факс: +7 (495) 221-70-66 Сайт: http://www.rfdeti.ru
ВЫЗОВ ЭКСТРЕННЫХ СЛУЖБ БЕСПЛАТЕН!
Экстренный вызов с мобильного телефона номер 112 Вызов с номера экстренного вызова 112 возможен:
- при отсутствии денежных средств на вашем счету,
- при заблокированной SIM-карте,
- при отсутствии SIM-карты телефона, Службы городской экстренной помощи (вызов с городского телефона):
01 — пожарная охрана и спасатели 02 — полиция 03 — скорая помощь 04 — аварийная служба газовой сети.
Службы экстренной помощи (Экстренный вызов с мобильного (сотового) телефона) Если ваш мобильный аппарат не поддерживает набор номеров, состоящих из двух цифр, при звонках в экстренные службы после номера службы необходимо набирать знак:
* 01* — пожарная охрана и спасатели
02* — полиция
03* — скорая помощь
04* — аварийная служба газа !
Ни в коем случае не набирайте номер 112 ради игры или шутки — тем самым вы отвлекаете людей, которые в данный момент должны прийти на помощь тому, кто в этом по-настоящему нуждается! Кроме того, заведомо ложный вызов пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи или иных специализированных служб — влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей (ст. 19.13 КоАП РФ)
Приложения № 2
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ, КОТОРЫЕ РЕГУЛИРУЮТ ПРАВА ДЕТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституция РФ
Конвенция ООН о правах ребенка
Семейный кодекс РФ
Трудовой кодекс РФ
Гражданский кодекс РФ
Федеральный закон от 24.07. 1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» m Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.