Конспект занятия
по изобразительному искусству
Шумаковой Анастасии Сергеевны
класс 3
Тема: «Правила построения перспективы. Воздушная перспектива»
Тема: «Правила построения перспективы. Воздушная перспектива»
Тип урока: комбинированный (обобщение и изучение нового материала)
Цель: расширение представления о перспективе, как средстве организации пространства в картине
Задачи:
Образовательная:
- разобрать более подробно правила воздушной перспективы – изменение контрастности и цвета;
- научится изображать пейзаж с соблюдением законов воздушной перспективы.
Развивающая:
- развивать внимание, умение выстраивать последовательность действий при выполнении работы;
- развивать мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез);
- формировать универсальных учебных действий;
- стимулировать функциональность пассивных знаний, преобразовать их в активные. Усвоение и применения их на практике.
- развивать речь в процессе общения;
Воспитательная:
- воспитывать наблюдательность, внимательность, пространственное мышление;
- воспитывать дисциплинированность и соблюдение норм и правил поведения;
- воспитывать культуру общения в процессе работы в коллективе, терпимое отношение к ошибкам товарищей, готовность к оказанию помощи в условиях работы с равной долей участия;
- воспитывать ответственность за качество и правильность выполняемой части работы, нацеленной на общий результат.
УУД:
Личностные:
- создание работы по заданной теме;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Регулятивные:
- постановка учебной задачи (целеполагание) на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно;
- определение последовательности действий (планирование);
- внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом;
- выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения (оценка).
Познавательные:
- логические и действия постановки и решения проблем.
Коммуникативные:
- продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Оборудование:
- для учителя:
компьютер, проектор; мультимедийная презентация;
- для учащихся:
Простой карандаш, ластик, палитра, краски, кисти, лист А4.
Зрительный ряд:
-Примеры работ
-Слайдовая презентация
План урока:
1. Организационный этап (1мин)
2. Актуализация знаний (3мин)
3. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности (6 мин)
4. Первичное усвоение новых знаний (10мин)
5. Творческая практическая деятельность (21 мин)
6. Информация о домашнем задании, инструкция по его выполнению (1 мин)
7. Рефлексия (подведение итогов занятия) (2 мин)
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность детей |
Формирование УУД |
Примечание |
1. Организационный этап
|
-Здравствуйте. (Проверить готовность детей к работе) -Садитесь. |
Приветствуют учителя. (учащиеся проверяют наличие необходимого на партах и приветствуют учителя.) |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками |
Слайд 1 |
2. Актуализация знаний
|
Для начала давайте вспомним какие жанры изобразительного искусства бывают?
Сегодня мы подробно остановимся на таком жанре изобразительного искусства, как пейзаж. - как выдумаете какие пейзажи бывают?
Верно, запомните, какой вид пейзажа художник бы не изображал, он всегда руководствуется одним важный правилом. О котором мы с вами сейчас узнаем.
|
- Учащиеся смотрят на экран и называют жанры живописи и дают определения (Портрет, натюрморт, пейзаж)
- Сельский, городской, морской.
|
Познавательные: умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание. Коммуникативные: Сотрудничество с учителем и одноклассниками. |
Слайд 2 |
3. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности
|
Слово учителя: Пейзаж — это один из жанров изобразительного искусства, где главный герой — это природа, первозданная или преображенная человеком. Наше представление о пейзаже сформировывалось, за счет развития всевозможных художественных приемов и техник, на протяжении длительного времени. В данном жанре особое место придается перспективе и ее построению, так же уделяется достаточно много внимания передачи света и атмосферы. - так значит, о чем должен знать художник, чтобы правильно изобразить пейзаж? - Правильно, художник должен знать правила или законы перспективы, чтобы все у него получилось. Давайте вспомним, что такое линейная перспектива.
- Какие правила и законы линейной перспективы вы знаете?
-А как вы думаете, цвет будет изменяться в пейзаже? -Кто нам скажет, на какой вопрос мы сегодня должны будем ответить в конце урока? - Чтобы правильно назвать тему урока, нужно выделить ключевые слова. Что нужно знать, чтобы правильно написать пейзаж? Какую перспективу мы сегодня будем изучат? Тема нашего урока: «Правила построения перспективы. Воздушная перспектива». Ознакомившись с темой нашего урока, вы научитесь писать замечательные пейзажи, передавать красоту русской природы, передавать глубину и пространство. Для изображения пространства в пейзаже необходимо знать правила линейной и воздушной перспективы. -Как вы думаете, какие цели и задачи будут стоять перед нами на сегодняшнем занятии? 1. Узнать, что такое воздушная перспектива. 2. Поговорить о правилах или законах воздушной перспективы. 3. Выполнить пейзаж в цвете, используя полученные знания о воздушной перспективе. - Итак, цели и задачи поставлены, теперь вперед, за новыми знаниями. |
Учащиеся внимательно слушают
О перспективе (линейная и воздушная)
- Линейная перспектива - это закономерное изменение масштабов изображения разноплановых объектов, расположенных на плоскости. - Предметы, уходят вдаль, уменьшаясь в размере; - параллельные линии сходятся в точке схода на линии горизонта.
- Да - Как будет изменяться цвет в пейзаже?
Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.
-Называют цели и задачи урока
|
Регулятивные: целеполагание; Познавательные: самостоятельное выделение – формирование познавательной цели. |
Слайд 3,4,5,6 |
4. Первичное усвоение новых знаний
|
Воздушная перспектива – изменение предмета в цвете и тоне. Воздух редко бывает идеально прозрачным: дым, пыль, водяные пары часто создают дымку, которая изменяет цвет объектов вдалеке. В воздушной перспективе, как и в линейной существуют свои правила. 1. Все ближние предметы воспринимаются подробно, а удаленные – обобщенно, поэтому предметы первого плана нужно изображать очень точно, прорисовывая все детали. 2. Все ближние предметы обладают контрастной светотенью и кажутся объемными, а дальние предметы обладают слабо выраженной светотенью и кажутся одинаково серыми, плоскими, нематериальными. 3. Все удаленные предметы, покрываясь воздушной дымкой, приобретают цвет этой дымки — фиолетовый, синий, голубой или беловатый.
Обычно принято говорить о планах – переднем, среднем и дальнем. - На переднем плане все предметы воспринимаются объемно, детально и более контрастно. На втором плане – все это несколько смягчается, на третьем – сливается с воздушной дымкой.
|
Учащиеся внимательно слушают.
|
Познавательные: построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
Слайд 7 |
5. Творческая практическая деятельность
|
-Кто догадался, чем мы сейчас будем заниматься? Необходимо запомнить, что все ближние предметы обладают контрастной, сильной светотенью и видятся объемными, все дальние - слабо выраженной светотенью и кажутся плоскими. Для передачи пространства ближние предметы надо изображать объемно, а дальние - плоско. - А теперь можете приступать к выполнению пейзажа в цвете (учитель рисует на доске, дети в альбомах) Учитель ведет наблюдение, оказывает индивидуальную помощь. |
- Выполнять пейзаж в цвете с использованием воздушной перспективы
|
Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение |
Слайд 8 |
7. Информация о домашнем задании, инструкция по его выполнению |
- Ребята наш урок подходит к концу, давайте запишем домашнее задание и подведем итоги сегодняшнего занятия. -Домашнее задание: завершить пейзаж в цвете.
|
Записывают домашнее задание в дневник |
Личностные |
Слайд |
8. Рефлексия(подведение итогов занятия |
-В начале урока мы ставили цели занятия, все ли мы выполнили? Посмотрите на выполненные вами работы. Я думаю, вы убедились, что соблюдение правил воздушной перспективы придает даже такому простому рисунку реальную глубину, пространства. Ваши рисунки заслуживают положительной оценки, но есть и недостатки в работах. Давайте их найдём и проанализируем. (Раздача оценочных листов) -Подпишите их. Оцените себя, а затем обменяйтесь с соседом по парте и оцените друг друга. -Кто согласен с отметкой поставленной соседом по парте? Почему? -А кто не согласен? Почему? -Всем спасибо, урок окончен |
-Да/ нет - Да/нет (говорят о целях урока)
Учащиеся выполнят анализ своих работ
Прощание учащихся. |
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные; Рефлексия; Личностные: смыслообразование |
Слайд |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.