«Правила построения перспективы. Воздушная перспектива»

  • docx
  • 10.01.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала «Правила построения перспективы. Воздушная перспектива».docx

 

Конспект занятия

по изобразительному искусству

Шумаковой Анастасии Сергеевны

класс 3

Тема: «Правила построения перспективы. Воздушная перспектива»

 

Тема: «Правила построения перспективы. Воздушная перспектива»

Тип урока: комбинированный (обобщение и изучение нового материала)

Цель: расширение представления о перспективе, как средстве организации пространства в картине

 Задачи:  

   Образовательная:        

- разобрать более подробно правила воздушной перспективы – изменение контрастности и цвета;

- научится изображать пейзаж с соблюдением законов воздушной перспективы.

Развивающая:

-        развивать внимание, умение выстраивать последовательность действий при выполнении работы;

-       развивать мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез);

-       формировать универсальных учебных действий;

-       стимулировать функциональность пассивных знаний, преобразовать их в активные. Усвоение и применения их на практике.

-       развивать речь в процессе общения;

Воспитательная:

-       воспитывать наблюдательность, внимательность, пространственное мышление;

-        воспитывать дисциплинированность и соблюдение норм и правил поведения;

-       воспитывать культуру общения в процессе работы в коллективе, терпимое отношение к ошибкам товарищей, готовность к оказанию помощи в условиях работы с равной долей участия;

-       воспитывать ответственность за качество и правильность выполняемой части работы, нацеленной на общий результат.

УУД:

Личностные:

- создание работы по заданной теме;

- умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Регулятивные:

- постановка учебной задачи (целеполагание) на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно;

 - определение последовательности действий (планирование);

- внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом;

- выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё под­лежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения (оценка).

 Познавательные:

- логические и действия постановки и решения проблем.

Коммуникативные:

 - продуктив­но взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Оборудование:

- для учителя:

компьютер, проектор; мультимедийная презентация;

- для учащихся:

Простой карандаш, ластик, палитра, краски, кисти, лист А4.

Зрительный ряд:

-Примеры работ

-Слайдовая презентация

План урока:

1.      Организационный этап (1мин)

2.      Актуализация знаний (3мин)

3.      Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности (6 мин)

4.      Первичное усвоение новых знаний (10мин)

5.      Творческая практическая деятельность (21 мин)

6.      Информация о домашнем задании, инструкция по его выполнению (1 мин)

7.      Рефлексия (подведение итогов занятия) (2 мин)

 

 

 

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

Формирование УУД

Примечание

1. Организационный этап

 

-Здравствуйте.

(Проверить готовность детей к работе)

-Садитесь.

Приветствуют учителя.

(учащиеся проверяют наличие необходимого на партах и приветствуют учителя.)

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

Слайд 1

2. Актуализация знаний

 

Для начала давайте вспомним какие жанры изобразительного искусства бывают?

 

 

Сегодня мы подробно остановимся на таком жанре изобразительного искусства, как пейзаж.

- как выдумаете какие пейзажи бывают?

 

Верно, запомните, какой вид пейзажа художник бы не изображал, он всегда руководствуется одним важный правилом. О котором мы с вами сейчас узнаем.

 

- Учащиеся смотрят на экран и называют жанры живописи и дают определения (Портрет, натюрморт, пейзаж)

 

 

 

- Сельский, городской, морской.

 

Познавательные: умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание.

Коммуникативные:

Сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Слайд 2

3. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности

 

Слово учителя:

Пейзаж — это один из жанров изобразительного искусства, где главный герой — это природа, первозданная или преображенная человеком. Наше представление о пейзаже сформировывалось, за счет развития всевозможных художественных приемов и техник, на протяжении длительного времени. В данном жанре особое место придается перспективе и ее построению, так же уделяется достаточно много внимания передачи света и атмосферы.

- так значит, о чем должен знать художник, чтобы правильно изобразить пейзаж?

- Правильно, художник должен знать правила или законы перспективы, чтобы все у него получилось. Давайте вспомним, что такое линейная перспектива.

 

- Какие правила и законы линейной перспективы вы знаете?

 

 

-А как вы думаете, цвет будет изменяться в пейзаже?

-Кто нам скажет, на какой вопрос мы сегодня должны будем ответить в конце урока?

- Чтобы правильно назвать тему урока, нужно выделить ключевые слова.

Что нужно знать, чтобы правильно написать пейзаж? Какую перспективу мы сегодня будем изучат?

Тема нашего урока: «Правила построения перспективы. Воздушная перспектива». Ознакомившись с темой нашего урока, вы научитесь писать замечательные пейзажи, передавать красоту русской природы, передавать глубину и пространство. Для изображения пространства в пейзаже необходимо знать правила линейной и воздушной перспективы.

-Как вы думаете, какие цели и задачи будут стоять перед нами на сегодняшнем занятии?

1. Узнать, что такое воздушная перспектива.

2. Поговорить о правилах или  законах воздушной перспективы.

3. Выполнить пейзаж в цвете, используя полученные знания о воздушной перспективе.

- Итак,  цели и задачи поставлены, теперь вперед,  за новыми знаниями.

Учащиеся внимательно слушают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О перспективе (линейная и воздушная)

 

- Линейная перспектива - это закономерное изменение масштабов изображения разноплановых объектов, расположенных на плоскости.

- Предметы, уходят вдаль, уменьшаясь в размере;

- параллельные линии сходятся в точке схода на линии горизонта.

 

- Да

- Как будет изменяться цвет в пейзаже?

 

 

 

Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.

 

-Называют цели и задачи урока

 

Регулятивные: целеполагание; Познавательные: самостоятельное выделение – формирование познавательной цели.

Слайд 3,4,5,6

4. Первичное усвоение новых знаний

 

Воздушная перспектива – изменение предмета в цвете и тоне. Воздух редко бывает идеально прозрачным: дым, пыль, водяные пары часто создают дымку, которая изменяет цвет объектов вдалеке.

В воздушной перспективе, как и в линейной существуют свои правила.

1. Все ближние предметы воспринимаются подробно, а удаленные – обобщенно, поэтому предметы первого плана нужно изображать очень точно, прорисовывая все детали.

2. Все ближние предметы обладают контрастной светотенью и кажутся объемными, а дальние предметы обладают слабо выраженной светотенью и кажутся одинаково серыми, плоскими, нематериальными.

3.  Все удаленные предметы, покрываясь воздушной дымкой, приобретают цвет этой дымки — фиолетовый, синий, голубой или беловатый.

 

Обычно принято говорить о планах – переднем, среднем и дальнем.

- На переднем плане все предметы воспринимаются объемно, детально и более контрастно. На втором плане – все это несколько смягчается, на третьем – сливается с воздушной дымкой.

 

 

Учащиеся внимательно слушают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные: построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Слайд 7

5. Творческая практическая деятельность

 

-Кто догадался, чем мы сейчас будем заниматься?

Необходимо запомнить, что все ближние предметы обладают контрастной, сильной светотенью и видятся объемными, все дальние - слабо выраженной светотенью и кажутся плоскими. Для передачи пространства ближние предметы надо изображать объемно, а дальние - плоско.

- А теперь можете приступать к выполнению пейзажа в цвете (учитель рисует на доске, дети в альбомах)

Учитель ведет наблюдение, оказывает индивидуальную помощь.

- Выполнять пейзаж в цвете с использованием воздушной перспективы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение

Слайд 8

7. Информация о домашнем задании, инструкция по его выполнению

- Ребята наш урок подходит к концу, давайте  запишем домашнее задание и подведем итоги сегодняшнего занятия.

-Домашнее задание: завершить пейзаж в цвете.

 

Записывают домашнее задание в дневник

Личностные

Слайд

8. Рефлексия(подведение итогов занятия

-В начале урока мы ставили цели занятия, все ли мы выполнили?

Посмотрите на выполненные вами работы. Я думаю, вы убедились, что соблюдение правил воздушной перспективы придает даже такому простому рисунку реальную глубину, пространства. Ваши рисунки заслуживают положительной оценки, но есть и недостатки в работах. Давайте их найдём и проанализируем.

(Раздача оценочных листов)

-Подпишите их. Оцените себя, а затем обменяйтесь с соседом по парте и оцените друг друга.

-Кто согласен с отметкой поставленной соседом по парте? Почему?

-А кто не согласен? Почему?

-Всем спасибо, урок окончен

-Да/ нет

- Да/нет (говорят о целях урока)

 

 

 

Учащиеся выполнят анализ своих работ

 

 

 

 

 

 

 

 

Прощание учащихся.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные;

Рефлексия;

Личностные: смыслообразование

Слайд

 


 

Посмотрите также