ПРАВИЛА РАБОТЫ СО «СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ»
1. Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать ему эту веру.
2. Помните, что для «слабоуспевающего» необходим период «вживания» в материал. Не торопите его. Научитесь ждать.
3. Каждый урок - продолжение предыдущего. Каждый ученик вносит свою лепту в изучаемую тему. Многократное повторение основного материала- один из приемов работы со слабыми.
4. Вселяя слабым веру в то, что они запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).
5. Работу со «слабоуспевающими» не понимайте примитивно. Тут идет постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению.
6. Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изучаемого выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить.
7. Общение - главная составляющая любой методики. Не сумеете расположить ребят к себе - не получите и результатов обучения.
8. Научитесь управлять классом. Если урок однообразен, дети сами найдут выход - займутся своими делами.
9. Начав целенаправленно работать со слабыми, помните: спустя короткое время их среда вновь расколется - на способных, средних и... «слабоуспевающих».
10. Научитесь привлекать к обучению слабых более сильных ребят.
Оптимальная система мер по оказанию помощи неуспевающему школьнику
1. Помощь в планировании учебной деятельности (планирование оторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок и пр.).
2. Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.
3. Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.).
4. Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.).
5. Различные формы взаимопомощи.
6. Дополнительные занятия с учеником учителя.
Меры предупреждения неуспеваемости ученика
1. Всестороннее повышение эффективности каждого урока.
2. Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.
3. Индивидуальный подход к учащемуся.
4. Специальная система домашних заданий.
5. Усиление работы с родителями.
6. Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение.
Памятка для работающих с неуспевающими учениками
1. Фамилия, имя, отчество ученика.
2. Класс.
3. По каким предметам не успевает.
4. Поведение ученика.
5. Причины, которые привели к плохой успеваемости.
6. Какие средства (дидактические, воспитательные, учебные, внеклассные, дополнительные занятия) используют в работе с учеником.
7. Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости ученика.
8. Сколько времени уже длится эта работа.
9. Какие изменения наблюдаются, есть ли результаты работы.
Методы стимулирования учащихся в целях предупреждения отставания и неуспеваемости
1. Особый подход к освещению учебного материала, характер его преподнесения:
а) эмоционально-образный;
б) аналитический (разъяснительный);
в) деловой;
г) необычный.
2. Использование, показ, подчеркивание различных элементов, привлекательных сторон содержания:
а) важность отдельных частей;
б) трудность, сложность;
в) новизна, познавательность материала;
г) историзм, современные достижения науки;
д) интересные факты, противоречия, парадоксы.
3. Задания с интересным содержанием, занимательными вопросами.
4. Показ значимости знаний, умений:
а) общественной
б) личностной
5. Межпредметные связи
1. Целевая установка на работу, ее краткая характеристика, постановка задач
2. Предъявление требований к учащимся. По содержанию: к дисциплине, к работе; по форме: развернутые, свернутые (указания, замечания, мимика); единые и индивидуально-групповые, общие и детальные, прямые и косвенные.
3. Характер деятельности (копирующий, репродуктивный, творческий)
4. Создание ситуаций различного характера: интеллектуального, игрового, эмоционального.
5. Анализ ошибок и оказание необходимой помощи.
6. контроль за деятельностью учащегося (тщательный, беглый), взаимо- и самоконтроль, оценка.
7. Четкое использование ТСО, наглядности, дидактических материалов, красочных пособий и т.д.
1. Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям учащихся.
2. проявление личного отношения учителя к ученику, классу, высказывание собственного мнения.
3. Проявление учителем собственных качеств, данных личности ( в плане общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств…) и побуждение учащихся к подобным проявлениям
4. Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь)
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
Этапы урока
Виды помощи в учении
В процессе контроля за подготовленностью учащихся
· Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.
· Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.
· Предложение учащимся примерного плана ответа.
· Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.
· Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.
При изложении нового материала
· Применение мер поддержания интереса к усвоению темы
· Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.
· Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.
· Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.
При организации самостоятельной работы
· Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.
· Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.
· Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.
· Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.
· Напоминание приема и способа выполнения задания.
· Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.
В ходе самостоятельной работы на уроке
· Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых.
· Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.
· Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.
· Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.
· Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправление.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.