ПРАВИЛА РАБОТЫ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  • docx
  • 12.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ПРАВИЛА РАБОТЫ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.docx

ПРАВИЛА РАБОТЫ СО «СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ»

 1. Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать ему эту веру.

2. Помните, что для «слабоуспевающего» необходим период «вживания» в материал. Не торопите его. Научитесь ждать.

 3. Каждый урок - продолжение предыдущего. Каждый ученик вносит свою лепту в изучаемую тему. Многократное повторение основного материала- один из приемов работы со слабыми.

 4. Вселяя слабым веру в то, что они запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).

5. Работу со «слабоуспевающими» не понимайте примитивно. Тут идет постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению.

6. Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изучаемого выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить.

7. Общение - главная составляющая любой методики. Не сумеете расположить ребят к себе - не получите и результатов обучения.

8. Научитесь управлять классом. Если урок однообразен, дети сами найдут выход - займутся своими делами.

9. Начав целенаправленно работать со слабыми, помните: спустя короткое время их среда вновь расколется - на способных, средних и... «слабоуспевающих».

10. Научитесь привлекать к обучению слабых более сильных ребят.

 

Оптимальная система мер по оказанию помощи неуспевающему школьнику

1.   Помощь в планировании учебной деятельности (планирование оторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации про­белов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устране­нию типичных ошибок и пр.).

2.   Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.

3.   Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуа­ций успеха, побуждение к активному труду и др.).

4.   Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.).

5.   Различные формы взаимопомощи.

6.   Дополнительные занятия с учеником учителя.


 

Меры предупреждения неуспеваемости ученика

1.   Всестороннее повышение эффективности каждого урока.

2.   Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.

3.   Индивидуальный подход к учащемуся.

4.   Специальная система домашних заданий.

5.   Усиление работы с родителями.

6.   Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение.


 

Памятка для работающих с неуспевающими учениками

1.   Фамилия, имя, отчество ученика.

2.   Класс.

3.   По каким предметам не успевает.

4.   Поведение ученика.

5.   Причины, которые привели к плохой успеваемости.

6.   Какие средства (дидактические, воспитательные, учебные, внекласс­ные, дополнительные занятия) используют в работе с учеником.

7.   Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости ученика.

8.   Сколько времени уже длится эта работа.

9.   Какие изменения наблюдаются, есть ли результаты работы.


 

Методы стимулирования учащихся в целях предупреждения отставания и неуспеваемости

1.   Особый подход к освещению учебного материала, характер его преподнесения:

а) эмоционально-образный;

б) аналитический (разъяснительный);

в) деловой;

г) необычный.

2.           Использование, показ, подчеркивание различных элементов, привлекательных сторон содержания:

а) важность отдельных частей;

б) трудность, сложность;

в) новизна, познавательность материала;

г) историзм, современные достижения науки;

д) интересные факты, противоречия, парадоксы.

3. Задания с интересным содержанием, занимательными вопросами.

4. Показ значимости знаний, умений:

а) общественной

б) личностной

5. Межпредметные связи

1.   Целевая установка на работу, ее краткая характеристика, постановка задач

2.   Предъявление требований к учащимся. По содержанию: к дисциплине, к работе; по форме: развернутые, свернутые (указания, замечания, мимика); единые и индивидуально-групповые, общие и детальные, прямые и косвенные.

3.   Характер деятельности (копирующий, репродуктивный, творческий)

4.   Создание ситуаций различного характера: интеллектуального, игрового, эмоционального.

5.   Анализ ошибок и оказание необходимой помощи.

6.   контроль за деятельностью учащегося (тщательный, беглый), взаимо- и самоконтроль, оценка.

7.   Четкое использование ТСО, наглядности, дидактических материалов, красочных пособий и т.д.

1.   Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям учащихся.

2.   проявление личного отношения учителя к ученику, классу, высказывание собственного мнения.

3.   Проявление учителем собственных качеств, данных личности ( в плане общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств…) и побуждение учащихся к подобным проявлениям

4.   Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь)

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке

Этапы урока

Виды помощи в учении

В процессе контроля за подготовленностью учащихся

·         Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

·         Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

·         Предложение учащимся примерного плана ответа.

·         Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

·         Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

При изложении нового материала

·         Применение мер поддержания интереса к усвоению темы

·         Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.

·         Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.

·         Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.

При организации самостоятельной работы

·         Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

·         Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

·         Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.

·         Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

·         Напоминание приема и способа выполнения задания.

·         Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

В ходе самостоятельной работы на уроке

·         Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых.

·         Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.

·         Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.

·         Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.

·         Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправление.