Представленный материал предназначен для организации внеурочной работы по нравственному воспитанию детей младшего и среднего школьного возраста. Способствует расширению кругозора и развитию творческих способностей учащихся, формированию в них духовных и моральных качеств личности. Может быть использован при проведении классных часов, тематических мероприятий, вечеров, встреч, бесед за круглым столом.
ПРАВИЛА ХОРОШЕГО ТОНА
(викторина)
Цели: обобщение и закрепление знаний учащихся о различных
сферах действия этикета;
регулятивных,
коммуникативных и личностных универсальных учебных действий;
повышение эстетической культуры и уровня общей культуры младших
школьников.
формирование
Материальнотехническое оснащение:
ножницы,
бумажные салфетки, муляж мясных блюд (отбивная на косточке, ножка
куриная), оценочное табло.
проектор,
Х о д м е р о п р и я т и я
I. Организационное начало.
Демонстрация записи золотого правила нравственности: «Чего
сам не любишь, того и другому не делай». (Слайд 1.)
У ч и т е л ь . Здравствуйте, ребята и наши уважаемые гости! Сегодня
мы с вами поговорим об этикете, о нормах и правилах поведения в
различных ситуациях.
«Этикет – это совокупность правил поведения, регулирующих
внешние проявления человеческих взаимоотношений; установленный
порядок поведения, форм обхождения» (С. И. Ожегов). (Слайд 2.)
В современном обществе этикет очень сильно изменился –
упростился, стал более естественным, приобрел смысл повседневного
доброжелательного и уважительного отношения ко всем людям,
независимо от их должности и общественного положения.
Знание этикета необходимо абсолютно всем, и особенно работникам
общественного питания, так как люди приходят в бары и рестораны не
только перекусить, но и провести деловую беседу, отметить юбилей,
торжественное событие... Не секрет, что успех любого торжества,
хорошее настроение присутствующих на нем, их приятные
незабываемые воспоминания будут во многом зависеть от способности
сотрудников сферы обслуживания быть на должной высоте в плане
соблюдения этикетных норм и правил. Вот почему мы с вами на наших
занятиях по изучению деловой культуры подробно рассматриваем
сферы действия этикета.Попытаемся вспомнить некоторые из них.
Перед началом викторины я зачитаю историческую справку.
Историческая справка. (Слайд 3.)
У ч и т е л ь . История этикета имеет давние корни.
Еще в Древней Греции философ Гесиод записал в своей книге
«Труды и дни» правила поведения для мужчин и женщин. В основе
изложенных им правил – труд, справедливость, бережливость,
законность.
Известно мнение Сократа (436–338 гг. до н. э.): «Признак изящества
– приличие, признак щегольства – излишество».
Первыми книжными руководствами по поведению были «Манеры за
столом» и составленная Петрусом Альфонсом «Дисциплина
клерикалис» (1204 г.).
– Послушайте, в каком порядке будет проводиться викторина
«Знаешь ли ты правила хорошего тона?».
Правила проведения викторины:
Викторина состоит из 6 этапов. В группе формируются 2 команды по
6 человек (капитан, докладчик, менеджер, хронограф) + помощники (2
учащихся).
У каждого члена команды есть свои обязанности: капитан
контролирует работу каждого члена команды, докладчик сообщает о
результатах работы группы, менеджер обеспечивает группу всем
необходимым для работы, а хронограф засекает время выполнения
каждого задания.
Деление группы на две команды можно осуществить по временам
года. Выбор ролей может проводиться двумя способами: по желанию
команды или по предложениям учителя (по цвету волос, глаз и т. д.).
Членам каждой команды предлагается самим выбрать название
команды.
Вопросы задаются командам поочередно; если ответ одной команды
прозвучал неверно, то право исправить и сформулировать полный
правильный предоставляется другой команде.
Знакомство с жюри.
У ч и т е л ь . Уважаемые игроки, вас будет оценивать жюри в
следующем составе... (представляет членов жюри).
Ознакомьтесь с критериями оценок: полнота ответа, соблюдениерегламента, сплоченность членов команды в рамках коммуникации как
сотрудничества (работа в группе, команде, распределение между собой
ролей, выполнение своей части работы и встраивание ее в общее рабочее
поле).
Жюри оценивает ответы по 5балльной системе.
Мы с вами вспомним некоторые нормы и правила поведения (5 мин).
II. Основная часть.
У ч и т е л ь . Традиционные законы гостеприимства у всех народов
основаны на принципах вежливости, такта, доброжелательности и
уважения друг к другу. Знание правил этикета и постоянное
руководство ими в своем поведении – неотъемлемая часть культурного
человека. К сожалению, иногда люди, собравшиеся для совместного
общения, расходятся раздосадованными или обиженными. Это могло
случиться, если в компании оказался человек, не владеющий правилами
этикета, допускающий одну оплошность за другой – пусть и не по злому
умыслу, а потому что в свое время не усвоил, что можно, а чего нельзя
себе позволить в обществе.
Теперь пришло время представить наши команды. (2 мин.)
1й этап «Звонок другу и не только».
– Какое самое удачное время для телефонных звонков?
В будние дни:
1) 7.00 – 21.00;
2) 9.30 – 20.30;
3) 10.30 – 13.30;
4) в любое время;
5) другие варианты ответа. (Ответ: 2.)
В выходные дни не раньше:
1) 7.00;
2) 9.30;
3) 11.00;
4) другие варианты ответа. (Ответ: 3.)
– Кто представляется первый – звонящий по телефону или тот, кому
позвонили?
Звонок домой:
1) кому позвонили;
2) кто позвонил;3) кто успел первый;
4) кто воспитан лучше;
5) другие варианты ответа. (Ответ: 2.)
Звонок на предприятие:
1) кому позвонили;
2) кто позвонил;
3) кто успел первый;
4) кто воспитан лучше;
5) другие варианты ответа. (Ответ: 1.)
– Вам позвонили на работу. Какими будут ваши первые фразы?
1) Здравствуйте! Я вас слушаю.
2) Алло, кто звонит, это ресторан «Океан»?
3) Алло, это ресторан «Звездный».
4) Здравствуйте, ресторан «Стрела», метрдотель.
5) Другие варианты. (Ответ: 4.)
– Какими должны быть ваши действия, если звонок прозвучал не
вовремя?
1) Вы ответили, что заняты, и положили трубку.
2) Попросили перезвонить попозже.
3) Не отреагировали никак на звонок.
4) Вы предложили встречный звонок, когда освободитесь.
5) Другие варианты ответа. (Ответы: 2, 4.)
Жюри подводит итоги и объявляет результаты 1го этапа.
2й этап «Стол – это божий престол!».
У ч и т е л ь . Люди приглашают гостей и собираются в компании,
чтобы испытать радость общения, настроение праздничного веселья,
чтобы интересно и приятно провести время или отметить какойлибо
праздник. Это означает, что хозяин должен потратить усилия, время и
деньги, чтобы вечер прошел хорошо.
Историческая справка.
Древнегреческий философ Демокрит писал: «Жизнь без праздников
есть длинный путь без остановки на отдых». (Слайд 4.)
Преподаватель предлагает учащимся ответить на в о п р о с ы.
1. Какие принципы существуют при рассаживании гостей в зале
ресторана?(Примерный ответ: «Найти свободное место – это обязанность
мужчины. Это он может сделать при помощи метрдотеля,
официанта. Если нет свободных столиков, то официант может
предложить посидеть пока в баре. И т. д.».)
2. Как пользоваться полотняной салфеткой?
(Примерный ответ: «Полотняную салфетку кладут на колени,
она предохраняет одежду от случайных крошек. Ею рот не
вытирают, а лишь прикладывают к губам. В конце еды кладут
справа от тарелки».)
3. Назовите основные сервировочные приборы.
(Примерный ответ: «Столовый, закусочный, десертный, рыбный
и фруктовый».)
4. Какие правила надо соблюдать при еде супов?
(Примерный ответ: «Ложку подносят боковой стороной, делая
зачерпывания от себя, но лучше оставить немножко супа в тарелке.
Во время еды супа ложку оставляют в тарелке, а когда съедят весь
суп, то ложку кладут на подставочную тарелку или блюдце за
глубокую тарелку или бульонную чашку».)
5. Когда нужна вазочка с теплой подкисленной водой?
(Примерный ответ: «Вазочку с подкисленной водой подают после
того, как поели птицу или дичь».)
Жюри подводит итоги и объявляет результаты 2го этапа.
3й этап «Пальчики оближешь!».
У ч и т е л ь . Пусть даже блюдо очень вкусное, но облизывать
пальчики всетаки не стоит. А для того чтобы не оказаться в неудобном
положении за столом, мы с вами знаем, как правильно нужно вести себя
во время трапезы.
Итак, в о п р о с:
Для чего одевают на косточки отбивных, ножки окорока или дичи
предмет, который вы нам сейчас сделаете, назовете и покажете?
(На отдельном столике лежит все необходимое для его
изготовления – ножницы, разноцветные бумажные салфетки,
муляжи блюд.)
(Ответ: «Это – папильотка. Одевают ее для того, чтобы во
время еды не запачкать руки, а также используют в качестве
элемента оформления блюда».)Жюри подводит итоги и объявляет результаты 3го этапа.
4й этап «Приходите, гости дорогие!».
У ч и т е л ь . Мы уже знакомы с высказыванием древнегреческого
философа Демокрита: «Жизнь без праздников есть длинный путь без
остановки на отдых». (Слайд 4.) Но чтобы праздник состоялся таким,
каким его задумали устроители – веселым, добрым, желанным, ярким и
впечатлительным для гостей, необходимо следовать некоторым
этикетным нормам, о которых, уверена, вы подробно расскажите.
Преподаватель предлагает учащимся ответить на в о п р о с ы.
1. У вас день рождения, к вам пришли гости. Как следует правильно
встречать гостей? Назовите правила гостеприимства.
2. Приведите пример пословицы, относящейся к гостевому этикету.
Примерные варианты ответов:
– Встречать гостей следует приветливо, с улыбкой.
– Нужно помочь пришедшему снять и повесить на вешалку пальто,
затем провести в комнату и представить ранее пришедшим гостям.
– К тем, кто пришел в гости в первый раз, нужно быть особенно
внимательным.
– За стол хозяин садится первым, он предлагает отведать блюда всем
гостям, а потом берет себе.
– Есть нужно не спеша, чтобы не торопить гостей.
– Вежливый хозяин не встает изза стола, пока его гости едят.
– Провожая гостей, нужно помочь им одеться и отворить дверь.
– Хозяин, получая подарок, должен его развернуть, посмотреть,
поблагодарить и ни в коем случае не подавать вида, если вещь не очень
то понравилась.
– Если в качестве подарка преподнесли коробку конфет, пирожные
или торт, то нужно угостить ими всех своих гостей.
– Если ктото из гостей вам всетаки не весьма приятен, ни в коем
случае нельзя даже намеком проявлять это свое отношение, а надо
стараться быть с ним вежливым, как и со всеми гостями.
– Пословица: «Будь как дома, но не забывай, что ты в гостях».
Жюри подводит итоги и объявляет результаты 4го этапа.
5й этап «Мы поедем, мы помчимся!». (5 мин.)
У ч и т е л ь . Часто в общественном транспорте мы оказываемся
свидетелями неприглядных ситуаций. Для того чтобы быть взаимновежливыми людьми, мы должны знать, как правильно нужно вести себя
не только дома, на работе, в гостях, но и в автобусе или троллейбусе.
Вам предлагается продолжить п р е д л о ж е н и е с кратким
комментарием.
1. Неприлично в общественном транспорте…
(Варианты ответа: делать макияж, громко смеяться,
пристально разглядывать людей,
пить
газированные напитки, а также заглядывать через плечо или сверху
в книгу или газету соседа, пытаясь прочесть их, и т. д.)
есть мороженое,
2. При входе в общественный транспорт сначала пропускают…
(Варианты ответа: пожилых людей, инвалидов, женщин с
детьми, девушек, женщин.)
3. Выходить из автобуса или трамвая должен первый…
(Вариант ответа: мужчина, чтобы подать руку своей спутнице.)
4. Молодые женщины и девушки могут помочь выйти из
общественного транспорта…
(Вариант ответа: старшим по возрасту женщинам.)
Жюри подводит итоги и объявляет результаты 5го этапа.
6й этап «А я иду, шагаю по городу родному своему».
У ч и т е л ь . Ребята, вам предлагается составить короткий р а с с к а
з о правилах и нормах поведения, используя набор слов и
словосочетаний, подложенных для справки на слайде презентации.
Можно использовать и другие слова и выражения. (Слайд 5.)
Слова и словосочетания:
Женщина, правая сторона, рукопожатие, встречный поток, перчатка,
провести, левая сторона, мужчина в военной форме, узкий тротуар,
пожилой человек, знакомый, машины, расталкивать.
– Назовите сферу действия этикета, о которой говорится в вашем
рассказе.
III. Заключительная часть.
У ч и т е л ь . Перед тем как жюри подведет итог нашего последнего
этапа и всего конкурса, а также объявит команду победителей, я хотела
бы познакомить вас со словами, которые говорят англичане, рассуждая
о том, что такое воспитание, которые близки нам и с которыми нельзя
не согласиться: «Подлинное воспитание не в том, чтобы самому не
делать ошибок, а в том, чтобы не замечать, как их делают другие».(Демонстрация слайда 6.)
Старайтесь везде и всегда быть взаимно вежливыми, учтивыми и
предупредительными. Только такое общение и взаимодействие с
другими людьми принесет вам удовлетворение.
Жюри подводит итоги и объявляет результаты 6го этапа.
Общее подведение итогов викторины, определение победителей,
вручение призов.