Картины Эль Греко видели многие, но не замечали ни
чего необычного в пальцах рук Христа. Третий и четвер
тый пальцы обычно широко расставлены. Это считалось
знаком святости.
Мы не можем видеть и замечать все, что нас окружает,
и уделять всему внимание. Поэтому то, на что падает наш
выбор, — очень важно, так как оно определяет наше вос
приятие и, следовательно, поведение.
ПрограммамышленияCoRT,котораяширокоиспользу
ется сейчас в тысячах школ по всему миру, предлагает
очень простые инструменты, «направляющие внимание».
Ученики испытывают их на практике и учатся применять
сознательно в самых разных ситуациях.
Правильный и осознанный инструмент
Картины Эль Греко видели многие, но не замечали ни
чего необычного в пальцах рук Христа. Третий и четвер
тый пальцы обычно широко расставлены. Это считалось
знаком святости.
Мы не можем видеть и замечать все, что нас окружает,
и уделять всему внимание. Поэтому то, на что падает наш
выбор, — очень важно, так как оно определяет наше вос
приятие и, следовательно, поведение.
ПрограммамышленияCoRT,котораяширокоиспользу
ется сейчас в тысячах школ по всему миру, предлагает
очень простые инструменты, «направляющие внимание».
Ученики испытывают их на практике и учатся применять
сознательно в самых разных ситуациях.
Инструмент PMI я уже упоминал. Еще одним простым
инструментомявляетсяOPV (Other Peoples' Views—Взгля
ды Других Людей). Думающий человек по определенным
правилам направляет свое внимание на мысли других лю
дей, участвующих в ситуации. Это очень просто.
На рудниках Южной Африки поспорили два водителя.
Оба прошли «курс мышления». Один предложил «сделать
OPV».Второйсогласился,испортутжеугас.Естьидругие
томупримеры.
Один очень хорошо известный критик высказался на
страницах британской газеты Sunday в том духе, что, мол,
простое обозначение термином OPV процесса выяснения
взглядов других людей ничего не меняет. Это замечатель
ный пример самонадеянной глупости некоторых людей.
Писатели напыщенно и уверенно рассуждают о предметах,окоторых на самом деле ничего не знают. Всему виной не
лепое представление, будто образованный разум в состоя
нии понять все что угодно. Писатели, конечно, не могут
быть экспертами во всех областях, но они могут хотя бы Page 50
52
•
Эдвард де Боно
задавать вопросы — вместо напыщенных и смехотворных
высказываний.
Разница между «выполнением OPV» и позицией выясне
ния взглядов других людей очень велика. Ее можно заме
тить, придя в реальный класс с живыми учениками, а не си
дя и разглагольствуя.
Разница заключается в том, что позицию очень трудно
выстроить, занять и использовать. Занятие же позиции с
помощью правильного и сознательного инструмента раз
ницу и создает. Инструмент сейчас является реальностью.
Он существует и занимает свое место в мозге, в точности,
как имеют там место понятия «мороженое» и «автомо
биль». Инструмент годен к использованию в любой ситуа
ции.
История эта является еще и иллюстрацией того, как ин
фантильная уверенность и самонадеянность прессы ока
зывают глубоко негативное воздействие на мышление об
щества.
Другой простой инструмент — это C&S {Consequences
and Sequels), который побуждает думающего рассматривать Последствия и Результаты.
Однажды я выступал перед собранием из двухсот пяти
десяти женщин-руководителей. Я сказал, что женщинам
следовало бы платить на пятьдесят процентов больше, чем
мужчинам, за одну и ту же работу.
Восьмидесяти пяти процентам присутствующих эта
идея понравилась. Было сказано даже, что она «весьма
своевременная».
Тогда я минуты за три объяснил принцип C&S и попро
сил их применить этот направляющий внимание инстру
мент к моему предложению.
Когда они это сделали, процент тех, кто был за, пони
зился с восьмидесяти пяти до пятнадцати.