ПРАВО ВЫБОРА... (откровенный разговор за круглым столом)
Оценка 4.7

ПРАВО ВЫБОРА... (откровенный разговор за круглым столом)

Оценка 4.7
docx
20.08.2024
ПРАВО ВЫБОРА... (откровенный разговор за круглым столом)
ПРАВО ВЫБОРА.docx

ПРАВО ВЫБОРА...

(откровенный разговор за круглым столом)

 

       Цели и задачи:

·        найти общую точку соприкосновения в решении молодежной проблемы;

·        добиться взаимопонимания меж­ду педагогом, родителями и учащимися, тесного сотрудничества педагога с родителями в воспитании учащихся.

 

       Практически в каждой школе, в классе есть свои большие  и ма­ленькие проблемы, о которых стоит поговорить и попытаться со­вместными усилиями педагогов, родителей и учащихся их разре­шить. Толчком для такого столь откровенного разговора могут послужить неуспеваемость, вызывающее поведение отдельных учащихся в классе и т. п.

       Каким получится разговор, зависит в первую очередь от самого организатора и ведущего мероприятия - классного руководителя. Если он сам настроен на позитивный, искренний и открытый диа­лог, отдача будет максимальной, то есть цели и задачи, планируе­мые им, будут выполнены.

       Следует избегать менторского, «назидательного» тона в обще­нии с учащимися, вряд ли это расположит последних к искренней беседе. Доброжелательность и демократичность - залог успешного проведения данного мероприятия. Так же необходимо избегать взаимных упреков в несостоятельности, как со стороны родителей, так и со стороны учащихся. Важно привлечение и непосредствен­ное участие школьного психолога, который настроит разговор на нужный лад, оказывая квалифицированными рекомендациями не­обходимую психологическую помощь и родителям, и учащимся.

 

Основные вопросы:

 

«Мы - не маленькие дети...» - выступления учащихся.

«Взрослые дети или юношеский максимализм?» — выступления родителей.

«Пойми себя сам» - мнение психолога.

«Я выбираю, ты выбираешь...» - ответы психолога на ряд ак­туальных вопросов.

«Все в твоих руках, ты это знай!» - конечная цель откровенно­го разговора.

 

Ход мероприятия

 

       Воспитатель. Каждый из нас в своей жизни, независимо от сво­его желания, осознанно или нет, постоянно совершает выбор, ка­сающийся каких-либо мелочей жизни или кардинальных измене­ний. Иногда это происходит спонтанно, иногда легкомысленно, а иногда вполне осознанно и глубоко продумано. Все зависит от об­стоятельств и нашей жизненной позиции. Ну, про обстоятельства - понятно, каждый из нас довольно часто "попадает в зависимость от них, а вот что касается жизненной позиции, здесь множество зна­ков вопроса, на которые мы должны сообща ответить. Итак, тема нашего разговора: «Право выбора....» ...  

       Слово для выступления представляется... (называется фамилия и имя выступающего).

 

       1-й выступающий. Право выбора, жизненная позиция... Все это сплошная болтология! Жизненная позиция обретается с годами вместе с житейской мудростью, а в 16-17 лет за нас уважаемые взрослые все решают. С пеленок за нас решают, пойти ли в детский сад или воспитываться дома, какой иностранный язык изучать в школе, с кем дружить, а кого обходить за версту; как одеваться и как себя вести и т. д. и т. п. Хотим мы или нет, наше мнение в рас­чет не принимается, малы еще!

       И вообще нет у нас никаких прав, только одни обязанности: учиться, учиться и еще раз учиться; почитать и уважать старших; быть гордостью своей семьи, школы, страны.

       А я не желаю быть исполнителем чьей-то навязанной мне воли, пусть даже любящих и Любимых родителей, уважаемой школы. Я хочу почувствовать себя личностью, способной на самостоятель­ный поступок и обладать реальными, а не формальными правами. Каждый человек имеет право на самовыражение и на свободу дей­ствий. Почему, например, я должен одеваться, согласно вкусу ро­дителей или указаниям дирекции школы? Между прочим, моло­дежная мода - одно из средств самовыражения. Почему нас посто­янно заставляют выглядеть, мыслить и вести себя одинаково? Почему в средних классах я должен ходить на уроки ненавистного черчения, хотя твердо уверен, что никогда не стану чертежником или инженером. Для чего я должен бессмысленно заучивать теоре­мы, которые не пригодятся мне в жизни. Время, бездарно потра­ченное на нелюбимые и не нужные, на мой взгляд, предметы, мож­но было с пользой провести в тренажерном зале или за компьюте­ром. По крайней мере, время провел с пользой для головы и тела.

       Я за то, чтобы право выбора всегда оставалось за мной, а не ро­дителями и школой... Молодежь часто обвиняют в бездействии и инфантильности, инертности, неумении принять важного кардиального решения в жизни. На это можно ответить известной посло­вицей: «Что посеешь, то и пожнешь»...

       Воспитатель  (обращаясь к выступающему). Если я правильно понял, непонимание старшего поколения младшего, лишает по­следних активности в выборе своего жизненного пути? То есть право выбора не всегда остается за вами?

Выступающий. Совершенно верно. Я думаю, многие из присутствующих здесь со мной согласятся.

        Воспитатель. Кто еще желает выступить и высказать свою точ­ку зрения по данному вопросу?

        2-й выступающий. Я согласен с предыдущим выступаю­щим. Мне нечего добавить к его выступлению. Единственно, что мне тоже надоело - отношение к себе со стороны взрослых, как к несмышленышу,  неоперившемуся  птенцу,  которого необходимо постоянно опекать и воспитывать. Я тоже за свободу и раскован­ность, я против неравноправия и бесправия, по отношению к моло­дежи. Мы способны на гораздо большее, в нас надо поверить, а не пилить своими нравоучениями. Зачастую наше неадекватное пове­дение - это протест против бессмыслицы и серости жизни. Я не хочу жить как мои родители, от зарплаты до зарплаты, тянуть лям­ку на малооплачиваемой работе, годами подрывая здоровье, вкалы­вать, зарабатывая себе уважение и почет, но, не имея возможности пользоваться благами жизни. Я хочу лучшей доли, и добиться большего, а для этого я сам должен все решить и взвесить. Старшее поколение не должно навязывать свои ошибки и несостоятельность следующему поколению, которое должно идти своей дорогой. Так дайте нам сделать свой выбор! не одно тысячелетие.

       Воспитатель: (обращаясь к аудитории). Как я понял, только что было озвучено мнение большей части здесь присутствующих? Ну что ж, послушаем мнение наших уважаемых и любимых родите­лей. Слово предоставляется... (называется имя и отчество высту­пающего).

       Родители. Думаю, что, выражая свое мнение, я озвучиваю мнения многих родителей. Каждый родитель желает, чтобы его ре­бенок состоялся в жизни, реализовал свои силы, был здоров и сча­стлив. Вы, подрастающее поколение, только-только начинаете свой жизненный путь. Впереди у вас будет все: свои радости и разоча­рования, маленькие и большие победы, на, и неизбежные потери; свои великие открытия, удачи, но и ошибки...

       Со своей стороны, пройдя свой жизненный путь и приобретя определенный житейский опыт, мы стремимся оградить, уберечь вас, ребята, от нежелательных ошибок, направить в лучшую сторо­ну и передать все то лучшее, что успели приобрести за свой отре­зок жизни. Мы хотим, чтобы вы, наши дети, были лучше нас и смогли достичь, не растрачиваясь на мелочи, всего того, чего не успели добиться и достичь мы в силу разных обстоятельств.

       Все, что мы делаем для вас, только из благих побуждений, по­этому не стоит нашу заботу и любовь воспринимать, как посяга­тельство на вашу свободу. Вы имеете свободу выбора, но в приде­лах разумного, ибо ни один человек на земле не может абсолютно быть свободным от своих обязанностей и долга.

       Быть может, кто-то из нас, взрослых, действительно своими действиями подавляет вашу инициативность и стремление к само­стоятельности. Так докажите своими действиями, что вы действи­тельно духовно созрели для самостоятельного принятия жизненно важных решений. Ваше неадекватное поведение не решит назрев­шую проблему, а только ее усугубит. Лично я за доверительные и уважительные отношения. Возникла проблема? Так давайте ее ре­шим вместе, сообща исправим создавшееся положение. Вопрос только в том, готовы ли вы сами к тому, чтобы понять и перестро­ить себя, верно, оценить свои возможности и перспективы, наме­тить дальнейшие действия в достижении жизненных целей...

       Воспитатель. Мы благодарим (называет имя-отчество высту­пающего) за тактичное и деликатное выступление. Отцы и дети - извечный конфликт двух поколений, который, к сожалению, длится не одно тысячелетие. Старшее поколение прошлых столетий в сво­их высказываниях о молодежи были более резки и несдержанны. Послушаем же их... (Далее учащимися озвучиваются реплики старших поколений, крайне недовольных молодыми.)

         Голоса из прошлого (Источник А. В. Мудрик. Время поисков и решений. –

М.: Просвещение, 1990).

        «...Молодые строптивы, без послушания и уважения к стар­шим. Истину отбросили, обычаев не признают. Никто их не пони­мает, и они не хотят, чтобы их понимали. Несут миру погибель и станут последним его приделом...»

(Надпись на гробнице фараона, около 3500 лет до пашей эры.)

        «...Эта молодежь растлена до глубины души. Молодые люди злокачественны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру...»

(Надпись на вавилонском сосуде, около трех тысяч лет до нашей эры.)

        «Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слуша­ются своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далек.»

(Египетский жрец, живший около двух тысяч лет до нашей эры.)

        «...Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления, ибо молодежь невыносима, не выдержана, про­сто ужасна...»

(Гесиод - древнегреческий историк, живший около 720 года до нашей эры.)

       «...Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в ком­нату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие...»

(Сократ - древнегреческий мыслитель, жил примерно около 470-399 лет до нашей эры.)

        Воспитатель. Судя по репликам, дошедших до нас из далекого прошлого, век от века недовольство молодым поколением только возрастало. Так в чем же тут дело? Быть может, в предвзятом и слишком суровым отношением к подрастающему поколению или во взаимном непонимании? Я надеюсь, что прояснить ситуацию по данному вопросу нам поможет психолог (называет имя-отчество следующего выступающего).

       Психолог. Суть проблемы молодежи всех поколений, на мой взгляд, вот в чем: те удовольствия, которые традиционно считают­ся привилегией взрослых, они желают получить сразу. В то же время от тех обязанностей и обязательств, которые накладывает на человека взрослость, они хотели бы уклониться. (Обращается к аудитории.) Как я поняла из предыдущих выступлений ребят, аб­солютно все из вас здесь присутствующих считают себя вполне взрослыми людьми, так? (Ответ аудитории.)

         Однако взрослость не есть нечто однозначное. Она бывает фи­зиологической, психологической и социальной. Вы действи­тельно, с точки зрения физиологии, вполне созрели для того, чтобы вас считали взрослыми. Но в психологическом плане, хотя вы и готовы вести ведя как взрослые, но не научились управлять собой и своим поведением.

         С социальной точки зрения, раз вы получили паспорт, это уже говорит о том, что общество признает в вас взрослого человека, несущего правовую ответственность за свои поступки. Но в то же время вы еще не обладаете экономической самостоятельностью, не можете внести свой вклад в трудовую жизнь общества и не создали еще свою собственную семейную ячейку. В конечном итоге физи­ческая взрослость и психосоциальная незрелость порождают много трудностей и проблем, конфликтов с собой, с окружающими вас

людьми.

         Необходимо осознать, что с возрастом и требования жизни по отношению к вам становятся более жесткими. Надо воспринимать это как неизбежную необходимость и быть к этому готовым, то есть активно и осознанно формировать самого себя, свои отноше­ния с миром, искать и утверждать свою позицию в изменившихся жизненных условиях. Юношеские годы самые счастливые, но и самые трудные. Вы молоды, полны сил и желаний, уверены в себе и в завтрашнем дне. Ваша жизнь обеспечена и защищена, вы имее­те возможность развиваться и совершенствоваться, не думая еже­дневно о «хлебе своем насущном», ведь об этом заботятся ваши родители

         Но время юности - время радикальных перемен в жизни и вы­бора жизненного пути, стиля жизни, принципов, профессии и т. п. От этих и других, не менее важных решений, зависит дальнейшая жизнь каждого молодого человека. Неясность перспективы в бу­дущем волнует и тревожит, отсюда и раздражение, злость и подав­ленность, проявление агрессии, несдержанность чувств, порож­дающие разного рода проблемы.

          Необходимо разобраться в себе, своих чувствах, решить, что следует ждать от жизни и к чему стремиться; какие качества ваше­го характера помогут в реализации ваших жизненных планов, а от каких необходимо избавиться. Помните, что каждый ваш поступок отражается на окружающих вас людях. Терпимость, доброжела­тельность, скромность, высокие требования не только к другим, но, в первую очередь, к себе помогут справиться вам с любой пробле­мой.

          Ну, а насчет завышенных требований к молодежи со стороны старшего поколения - вопрос очень сложный и противоречивый. Если на протяжении многих тысячелетий два поколения так и не пришли к полному взаимопониманию, упрекая друг друга во всех «смертных грехах», вряд ли можно за несколько минут разрешить данную проблему. Свое выступление мне хочется закончить сло­вами Александра Сергеевича Пушкина, который в свое время заме­тил:

Быть можно дельным человеком

И думать о красе ногтей:

К чему бесплодно спорить с веком?

Обычай - деспот меж людей...

            Воспитатель. У Александра Сергеевича есть так же и другие строки, которые, как нельзя, кстати, созвучны теме нашего разго­вора:

Блажен, кто смолоду был молод,

Блажен, кто вовремя созрел...

          Я благодарю вас, уважаемая ... (называет психолога по имени-отчеству) за интересное выступление. (Обращается к аудитории.) Быть может, у вас, ребята, имеются вопросы, на которые может ответить... (называет психолога по имени-отчеству).

          Вопрос к психологу: Мне иногда бывает очень обидно за несправедливые, на мой взгляд, упреки со стороны взрослых, высказанные при этом довольно резким тоном, что провоцирует меня на ответную грубость и хамство. Если представители стар­шего поколения с их жизненным опытом и выдержкой позволяют себе такое отношение к молодежи, то нам - молодым остается только защищаться от таких «нападков» ответной агрессией...

            Ответ психолога: Иоганн Гёте как-то сказал: «Из двух ссорящихся более виноват тот, кто умнее». В данном случае, к со­жалению, вина взрослого очевидна. Необходимо держать свои чув­ства под контролем, не давать эмоциям, даже справедливым, на ваш взгляд, обрушиваться на головы виновных. Обязательно по­следует не менее эмоциональный ответ. Такт, деликатность и по­нимание помогут любому человеку, независимо от его возраста, избежать любой конфликтной ситуации.

          Вопрос к психологу: Мне хочется вернуться к началу нашего разговора. Почему стремление молодежи к самовыраже­нию вызывает у старшего поколения, мягко говоря, непонимание и всяческое осуждение? Я имею в виду манеру одеваться, стиль об­щения, поведения и тому подобное.

          Ответ психолога: В последнее время молодежь стремится к большей раскованности, внутренней свободе, что, естественно, сказывается и на ее манере поведения, общения, манере одеваться. Право каждого человека - самому выбрать то, что соответствует его вкусам, представлениям о моде. Но все-таки только ли наше личное дело - наша внешность и манера одеваться? Да, если я умею себя вести достойно в обществе, то есть я вежлив, доброже­лателен, непринужден. Нет, если я «показываю себя» в своем «экс­травагантном» и «умопомрачительном» наряде, вызывающе и не­подобающе веду себя.

          Каковы вкусы человека, таков и он сам. Издавна считалось са­мым прекрасным в человеке - простота в характере, в манерах, в стиле. Во всем должна быть своя мера, а в основе чувства меры лежит, прежде всего, уважение к себе и окружающим. Один из древних философов (Сократ) напутствовал своих молодых учени­ков такими словами: «В одежде старайся быть изящным, но не ще­голем; признак изящества - приличие, а признак щегольства - изя­щество». ..

           Воспитатель. Ну что ж, подводя итог нашему нелегкому, но ин­тересному разговору, мы пришли к следующему выводу: отноше­ние к личности, независимо от ее возрастных данных, складывается по делам и поступкам. Право выбора всегда оставалось и остается за тем, кто физически, морально и психологически готов его сде­лать. Ответственность за правильность выбора целиком ложится на плечи молодого человека: от его внутренней готовности к большим переменам и к работе, прежде всего над самим собой зависит дальнейшая его жизнь. Удачи всем присутствующим "во всех их делах и начинаниях и ... спасибо за откровенный разговор...

 

 

 


 

ПРАВО ВЫБОРА... (откровенный разговор за круглым столом)

ПРАВО ВЫБОРА... (откровенный разговор за круглым столом)

Все зависит от об­стоятельств и нашей жизненной позиции

Все зависит от об­стоятельств и нашей жизненной позиции

Выступающий. Совершенно верно

Выступающий. Совершенно верно

Быть может, кто-то из нас, взрослых, действительно своими действиями подавляет вашу инициативность и стремление к само­стоятельности

Быть может, кто-то из нас, взрослых, действительно своими действиями подавляет вашу инициативность и стремление к само­стоятельности

Воспитатель. Судя по репликам, дошедших до нас из далекого прошлого, век от века недовольство молодым поколением только возрастало

Воспитатель. Судя по репликам, дошедших до нас из далекого прошлого, век от века недовольство молодым поколением только возрастало

Необходимо разобраться в себе, своих чувствах, решить, что следует ждать от жизни и к чему стремиться; какие качества ваше­го характера помогут в реализации ваших жизненных…

Необходимо разобраться в себе, своих чувствах, решить, что следует ждать от жизни и к чему стремиться; какие качества ваше­го характера помогут в реализации ваших жизненных…

Вопрос к психологу: Мне хочется вернуться к началу нашего разговора

Вопрос к психологу: Мне хочется вернуться к началу нашего разговора
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.08.2024