Правописание безударных гласных в корне слова.
Оценка 4.7

Правописание безударных гласных в корне слова.

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл—11 кл +1
06.05.2020
Правописание безударных гласных в корне слова.
Безударная гласная в корне слова.docx

Тема. Правописание безударных гласных в корне слова.

Цели урока.

Обобщить и систематизировать знания учащихся о написании безударных гласных в корне слова.

Развивать умение распознавать эти орфограммы на уровне разных синтаксических единиц, строить рассуждение по опорной схеме. Воспитывать интерес к истории родного языка.

Оборудование: интерактивная доска, электронная презентация

Ход урока

Словарная работа.

Зрительный диктант. Запишите слова, а рядом словосочетание с этим словом. Определите лексическое значение слов.

Барабан, каравай, караван, гараж, салат, сарафан

   -Есть разные способы запоминания словарных слов. Мы применили один из них. А можно еще призвать на помощь этимологию. Этот раздел лингвистики мы изучали на прошлых уроках. Используйте полученные ранее сведения для выполнения задания. Написание непроверяемых безударных гласных в корне - лишь часть общей проблемы. Сегодня предстоит вспомнить все орфограммы, связанные с безударными гласными в корне, закрепить умение распознавать их в предложениях и в тексте и логически обосновывать свой выбор.

Давайте вспомним.  На какие группы делятся безударные гласные в корне слова?

Проверяемые, непроверяемые, чередующиеся

-Верно. Корни с чередованием гласных, ребята, можно сгруппировать. Каким образом?

Корни, написание которых зависит от суффикса а.

Корни, написание которых зависит от конечной согласной корня.

Корни, написание которых зависит от ударения.

  -И снова вы правы. Молодцы! Перед вами, ребята, опорные схемы. На них даны образцы обозначения орфограмм. При необходимости будем к ним обращаться. А сейчас поделимся на группы и выполним предложенные задания.

Задание для 1 группы.

-Перед вами текст. Задания выполняйте с опорой на него.

Чудесны августовские дни в л:су, наполненном терпкими ар:матами созр:вающих пл:дов. Уже г:рят б:грянцем :синки, падает с б:резки жёлтый лист, по утрам л:жится туман.

Время соб:рать гр:бы. Белые гр:бы лучше р:стут по склонам :врагов и по опушкам. На п:лянках бл:стят шляпки подб:резовиков. У трухлявого пня дружной с:мьей выр:сли опенки. Скорее с к:рзинками в лес!

 

1. Сформулируйте главное указание для написания проверяемых безударных гласных в корне.

2.Дайте образец рассуждения.

3.Выпишите из текста слова с проверяемой гласной в корне. Объясните написание.

Задание для 2 группы.

Чудесны августовские дни в л:су, наполненном терпкими ар:матами созр:вающих пл:дов. Уже г:рят б:грянцем :синки, падает с б:резки жёлтый лист, по утрам л:жится туман.

Время соб:рать гр:бы. Белые гр:бы лучше р:стут по склонам :врагов и по опушкам. На п:лянках бл:стят шляпки подб:резовиков. У трухлявого пня дружной с:мьей выр:сли опенки. Скорее с к:рзинками в лес!

 

1.Сформулируйте главное указание для написания непроверяемых безударных гласных в корне.

2.Дайте образец рассуждения.

3.Выпишите из текста слова с непроверяемой гласной в корне. Объясните написание.

Задание для 3 группы.

Чудесны августовские дни в л:су, наполненном терпкими ар:матами созр:вающих пл:дов. Уже г:рят б:грянцем :синки, падает с б:резки жёлтый лист, по утрам л:жится туман.

Время соб:рать гр:бы. Белые гр:бы лучше р:стут по склонам :врагов и по опушкам. На п:лянках бл:стят шляпки подб:резовиков. У трухлявого пня дружной с:мьей выр:сли опенки. Скорее с к:рзинками в лес!

 

1.Сформулируйте главное указание для написания чередующихся безударных гласных в корне.

2.Дайте образец рассуждения.

3.Выпишите из текста слова с чередованием гласных в корне. Объясните на писание.

Выберите от каждой группы тех, кто будет отвечать.  Три ученика.

                   Материалы для проверки на слайдах.

-А сейчас самостоятельная работа. Вам предстоит выполнит тест. А затем проверить и оценить себя.

                                                       Тест

1.Укажите слово, в корне которого гласная проверяется ударением.

       а) к:сьба                              б) ур.ган                                   в) ф:нера

2.Укажите слово, в корне которого пишется а.

       а) заг:рать                          б) прил:гательное                    в) погл:щать

3. Укажите слово, в корне которого пишется е.

       а) соб:рать                         б) бл:стательный                     в) соч:тание

4. Укажите слово, в корне которого пишется и.

       а) выт:рать                        б) ул:тать                                  в) запр:щать

5. В каком ряду во всех словах пишется е?

       а) проб:раться, зам:реть, уед:нение

       б) отп:рать, оп:рация, заж:гать

       в) расст:лить, бл:стеть, р:альный

Ключ.

1

2

3

4

5

а

б

в

а

в

Нет ошибок - "5", 1 ошибка - "4", 2 и более - придется еще поработать над орфограммами.

Пришло время закрепить все то, что мы сегодня повторили.

Домашнее задание. Устное рассуждение "Правописание безударных гласных в корнях слов". Составить словарную работу "Третье лишнее", используя слова с разными видами безударных гласных в корне.


 

Тема. Правописание безударных гласных в корне слова

Тема. Правописание безударных гласных в корне слова

Чудесны августовские дни в л:су, наполненном терпкими ар:матами созр:вающих пл:дов

Чудесны августовские дни в л:су, наполненном терпкими ар:матами созр:вающих пл:дов

Выберите от каждой группы тех, кто будет отвечать

Выберите от каждой группы тех, кто будет отвечать
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.05.2020