Тема. Правописание безударных гласных в корне слова.
Цели урока.
Обобщить и систематизировать знания учащихся о написании безударных гласных в корне слова.
Развивать умение распознавать эти орфограммы на уровне разных синтаксических единиц, строить рассуждение по опорной схеме. Воспитывать интерес к истории родного языка.
Оборудование: интерактивная доска, электронная презентация
Ход урока
Словарная работа.
Зрительный диктант. Запишите слова, а рядом словосочетание с этим словом. Определите лексическое значение слов.
Барабан, каравай, караван, гараж, салат, сарафан
-Есть разные способы запоминания словарных слов. Мы применили один из них. А можно еще призвать на помощь этимологию. Этот раздел лингвистики мы изучали на прошлых уроках. Используйте полученные ранее сведения для выполнения задания. Написание непроверяемых безударных гласных в корне - лишь часть общей проблемы. Сегодня предстоит вспомнить все орфограммы, связанные с безударными гласными в корне, закрепить умение распознавать их в предложениях и в тексте и логически обосновывать свой выбор.
Давайте вспомним. На какие группы делятся безударные гласные в корне слова?
Проверяемые, непроверяемые, чередующиеся
-Верно. Корни с чередованием гласных, ребята, можно сгруппировать. Каким образом?
Корни, написание которых зависит от суффикса а.
Корни, написание которых зависит от конечной согласной корня.
Корни, написание которых зависит от ударения.
-И снова вы правы. Молодцы! Перед вами, ребята, опорные схемы. На них даны образцы обозначения орфограмм. При необходимости будем к ним обращаться. А сейчас поделимся на группы и выполним предложенные задания.
Задание для 1 группы.
-Перед вами текст. Задания выполняйте с опорой на него.
Чудесны августовские дни в л:су, наполненном терпкими ар:матами созр:вающих пл:дов. Уже г:рят б:грянцем :синки, падает с б:резки жёлтый лист, по утрам л:жится туман.
Время соб:рать гр:бы. Белые гр:бы лучше р:стут по склонам :врагов и по опушкам. На п:лянках бл:стят шляпки подб:резовиков. У трухлявого пня дружной с:мьей выр:сли опенки. Скорее с к:рзинками в лес!
1. Сформулируйте главное указание для написания проверяемых безударных гласных в корне.
2.Дайте образец рассуждения.
3.Выпишите из текста слова с проверяемой гласной в корне. Объясните написание.
Задание для 2 группы.
Чудесны августовские дни в л:су, наполненном терпкими ар:матами созр:вающих пл:дов. Уже г:рят б:грянцем :синки, падает с б:резки жёлтый лист, по утрам л:жится туман.
Время соб:рать гр:бы. Белые гр:бы лучше р:стут по склонам :врагов и по опушкам. На п:лянках бл:стят шляпки подб:резовиков. У трухлявого пня дружной с:мьей выр:сли опенки. Скорее с к:рзинками в лес!
1.Сформулируйте главное указание для написания непроверяемых безударных гласных в корне.
2.Дайте образец рассуждения.
3.Выпишите из текста слова с непроверяемой гласной в корне. Объясните написание.
Задание для 3 группы.
Чудесны августовские дни в л:су, наполненном терпкими ар:матами созр:вающих пл:дов. Уже г:рят б:грянцем :синки, падает с б:резки жёлтый лист, по утрам л:жится туман.
Время соб:рать гр:бы. Белые гр:бы лучше р:стут по склонам :врагов и по опушкам. На п:лянках бл:стят шляпки подб:резовиков. У трухлявого пня дружной с:мьей выр:сли опенки. Скорее с к:рзинками в лес!
1.Сформулируйте главное указание для написания чередующихся безударных гласных в корне.
2.Дайте образец рассуждения.
3.Выпишите из текста слова с чередованием гласных в корне. Объясните на писание.
Выберите от каждой группы тех, кто будет отвечать. Три ученика.
Материалы для проверки на слайдах.
-А сейчас самостоятельная работа. Вам предстоит выполнит тест. А затем проверить и оценить себя.
Тест
1.Укажите слово, в корне которого гласная проверяется ударением.
а) к:сьба б) ур.ган в) ф:нера
2.Укажите слово, в корне которого пишется а.
а) заг:рать б) прил:гательное в) погл:щать
3. Укажите слово, в корне которого пишется е.
а) соб:рать б) бл:стательный в) соч:тание
4. Укажите слово, в корне которого пишется и.
а) выт:рать б) ул:тать в) запр:щать
5. В каком ряду во всех словах пишется е?
а) проб:раться, зам:реть, уед:нение
б) отп:рать, оп:рация, заж:гать
в) расст:лить, бл:стеть, р:альный
Ключ.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
а |
б |
в |
а |
в |
Нет ошибок - "5", 1 ошибка - "4", 2 и более - придется еще поработать над орфограммами.
Пришло время закрепить все то, что мы сегодня повторили.
Домашнее задание. Устное рассуждение "Правописание безударных гласных в корнях слов". Составить словарную работу "Третье лишнее", используя слова с разными видами безударных гласных в корне.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.