Тема: «Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах». (Урок- закрепление.)
Цели:
Обучающие:
- формировать представления о способах проверки безударного падежного окончания;
- формировать знание определения безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах.
- формировать умения правописания безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах.
Развивающие: способствовать развитию
• интеллектуальных умений (самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; добывать новые знания из источников информации (учебник); извлекать информацию, представленную в форме (текста); представлять информацию в виде текста, алгоритма);
• коммуникативных умений (оформлять свои мысли в устной речи; читать про себя тексты учебника, выделять главное; сотрудничать в совместной работе в паре);
• организационных умений (самостоятельно формулировать тему, цели урока; составить план разрешения проблемы).
Воспитывающие: воспитывать культуру поведения при фронтальной и парной работе, любить природу и соблюдать правила дорожного движения.
Оборудование:
- компьютер, экран, проектор
- клип
- презентация (слайды с этапами урока)
- учебник стр. 115, 116
Ход урока.
I. Оргмомент.
-Начинаем урок русского языка. На уроке присутствуют гости. Посмотрите на них, улыбнитесь, гости тоже улыбаются в ответ. И природа вам тоже улыбается (клип о природе)
Минутка подготовки к ВПР (у доски и по карточкам)
II. Введение в тему урока.
-Какой у нас месяц? (слайд)
-Почему так назван? !!!Объясняю сама.(decem-десять, студеь)
-Что вы знаете о декабре?
Какие пословицы знаете о декабре?
Декабрь год кончает, а зиму начинает.
Декабрь — шапка зимы.
Пришел декабрь – принес студень.
Солнце в декабре светит, да не греет.
-Запишем это предложение.(разбор)
(Проверка задания к ВПР)
Разбор предложения.
-Постепенно мы подошли к теме нашего урока.
-Что мы будем сегодня делать на уроке? Чему научимся?(слайд)
- Что нам нужно для этого повторить на уроке? (склонение и падежи)
III. Актуализация знаний.
1.Три типа склонения.
(На доске 9 слов, сгруппировать их по склонениям)
Газета, билет, беседа, помощь, речь, декабрь, пятница, тетрадь, горизонт.
- Оцените себя за эту работу. Кто получил 5? 4? 3?
IV. Работа по теме урока.
1. Работа по новой теме
- Откройте учебник на стр.115 и прочитайте вопрос Почемучки. Читают вопрос: «Как различать родительный, дательный и предложный падежи?»
-Можно ли по смысловому вопросу определить падеж имени сущ? (вывод)
работа с упр. 225 на стр. 115
- Что вы заметили интересного? (встречается один и тот же вопрос)
- Сделайте вывод о том, как можно различить падежи? (по косвенным вопросам и предлогам)
-Молодцы! Почемучка приготовил для вас три ребуса.
- Давайте запишем эти слова с предлогами сначала в родительном падеже, потом в дательном и в предложном. (Слайд )
- Сравните окончания существительных в родительном, дательном и предложном падежах.
- Сделайте вывод, 1. в каких падежах пишется окончание –и
2. в каких падежах пишутся окончания –е –и
(по ответам детей составляется таблица) (Слайд 6)
|
1 скл |
2 скл |
3 скл |
Р.п. |
-и |
|
-и |
Д.п |
-е |
|
-и |
П.п. |
-е |
-е |
-и |
- Нужно ли определять склонение сущ. В родительном падеже, чтобы правильно написать окончание и почему?
- Можно ли сказать то же самое о дательном и предложном падежах?
-Почему?
- А как надо поступать, если у вас слово стоит в дательном или предложном падеже?
- Как вы будете проверять?
Составьте алгоритм того, как правильно написать безударные окончание существительных.
- Что ещё необходимо знать для того, чтобы написать правильно безударные падежные окончания существительных? (падежи)
V. Физпауза. Я называю слова а вы определяете склонения: 1 склонение присели, 2 склонение руки вверх, 3-е склонение встали.
Парта, стол, рука, тишь, лошадь, камыш, стена, семья, печь, дичь, меч, береза.
2 Работа с сигнальными карточками
- Сейчас мы вспомним правильное написание этих окончаний с помощью сигнальных карточек.
Рассказывал о жизни, прошли по тропинке, около речки, написал на листочке, катались с горки, ждали на пристани, мечтал о подарке, вышел из тени, подошли к роще, пятно на скатерти.
- Какую работу мы сейчас проделали? Оцените себя.
2. Самостоятельная работа (упр 235-самостоятельно)
- Оцените работу друг друга.
3 Разборы. Морфологический разбор существительного.
В ямке3-у доски.
Разбор по составу: бедняжка, грустна, вкусная, от копытца.
VI. Тест (пишем только окончания)
рисовал без акварел… |
подошёл к Тан… |
был на выставк… |
в гостях у Кол… |
место для встреч… |
удочка на леск… |
нора для мыш… |
ехал на велосипед… |
купил для елк… |
подбежал к остановк… |
- Проверьте свою работу и оцените.(слайд 8)
VII. Рефлексия(слайд 9)
-Сегодня на уроке я
-узнал, открыл для себя…
- научился, смог….
- могу похвалить себя и своих одноклассников за …
VIII. Домашнее задание стр. 118, упр. 232.(слайд 10)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.