Правописание большой буквы в словах
Оценка 4.6

Правописание большой буквы в словах

Оценка 4.6
doc
20.12.2020
Правописание большой буквы в словах
урок русского языка Большая буква.doc

Тема: «Заглавная буква в именах собственных»(именах, фамилиях, отчествах людей)

Цель урока:

- закрепить знания, полученные в первом классе о правописании заглавной  буквы   в именах собственных,

-  узнать об истории возникновения фамилий, имён, отчествах;

- продолжать работать над формированием орфографического навыка; расширением кругозора учащихся; развитием творческих способностей учащихся;

- развивать свою речь, грамотно и красиво писать.

- воспитывать бережное отношение к природе, уважительное отношение к имени собственному.

ХОД УРОКА.

1.Организационный момент. Психологический настрой на урок.

Здравствуйте, ребята!

Встаньте ровно и красиво,
Прозвенел уже звонок.
Начинаем наш урок.

К нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними  и  подарим им свои улыбки.           ( Дети поворачиваются).

Ну а теперь, тихонечко садитесь

И в работающих учеников обратитесь.

Вы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

2.Актуализация знаний.

У нас сегодня на уроке ещё одна гостья – Королева  Осень. Мы покажем ей чему уже научились во втором классе.

Для начала разомнём свои пальчики

ФИЗМИНУТКА

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать.                                        (Сжимать и разжимать кулачки)

- Запишите число, классная работа.

Минутка чистописания.

- Узнайте, о каких буквах идет речь.
Эти согласные коварные и опасные,
И с ними дружат не все гласные.

Жж Шш Чч Щщ (на доске)

– Что объединяет буквы? (они согласные шипящие)

– Чем отличаются? ([ж], [ш] – всегда твердые; [ч'] [щ'] – всегда мягкие).

- Пропишите эти буквы и поставьте точку под самой красивой буквой.

 Письмо под диктовку:

Запишите на следующей строчке слова под диктовку:

Девочка, шишка, ежик, чаща.

Проверка

– Объясните, какие орфограммы в словах вам встретились? Проставьте в словах ударение. Какой слог называется ударным?

Разделите эти слова на слоги. Какое правило мы знаем? (Сколько гласных, столько слогов)

Молодцы! С заданием справились.

3.Определение темы урока и целей.

- Наш урок продолжается.

- Отгадайте названия этих животных и запишите  в столбик в ваши тетради.

(Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях пишут в столбик.)

Эту птицу каждый знает,
В теплый край не улетает.
Эта птица - круглый год,
Во дворе у нас живет.
И чирикает она,
Громко с самого утра. (Воробей)

Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.  (Медведь.)

Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет.(Сорока)

Эта птица серовата и на выдумки богата.

Знает, где еду добыть, чтоб зимой холодной жить.

Любит по двору гулять,

«Кар-кар-кар!» всё повторять. (Ворона)

Слова: воробей, медведь, сорока, ворона.

-Что это за слова? (Словарные. Их нельзя проверить, нужно запомнить.)

- На какие две группы можно их разделить? (Звери, птицы)

 - Главное отличие зверей? Птиц?

 - Что делает зимой медведь?

- А как помочь птицам пережить голодное зимнее время?

- Давайте сейчас попрощаемся с Осенью. Ведь уже на дворе царствует Зима.

- А сейчас помогите решить одну проблему (учитель поворачивается спиной к классу).
- Я совершенно забыла , когда у Ани  День рождения?
А почему возникла пауза? (Две Ани)
Какой выход из этой ситуации? (Назвать фамилию.)

4.Определение темы урока и целей.

- Сейчас  мы отправимся в путешествие в одну необычную страну. Но, чтобы попасть туда, надо выполнить определённые задания.

Название этой страны: «ЗАГЛАВНАЯ  БУКВА»

Послушайте, какое замечательное стихотворение о заглавной букве написал

 Е. Измайлов.

Буква обычная выросла вдруг,

Выросла выше всех букв – подруг.

Смотрят с почтеньем на букву подруги,

Но почему? За какие заслуги?

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело.

- А какое дело мы узнаем на уроке.

- Сегодня на уроке русского языка мы будем:

* закреплять знания о правописании заглавной  буквы в именах собственных;

* узнаем об истории возникновения фамилий, имён, отчествах;

* развивать свою речь, грамотно и красиво писать.

 

Упражнения в написании заглавной буквы в фамилиях.

 - Образуйте от этих словарных слов фамилии и запишите их в свою тетрадь.

Воробьёв, Медведев, Сорокин, Зайцев. (Самопроверка)

- Как записали фамилии?( с заглавной буквы.)

- Подчеркните заглавную букву в словах.

- Фамилии на Руси появились сравнительно недавно. Послушайте.

Слово «фамилия» на латинском языке означает «семья». Фамилия даётся человеку и переходит от родителей к детям. Нередко фамилии давали по месту, где жил человек.

Например: Рязанов, Донской, Болотин.

Бедные люди обычно получали фамилии по ремеслу, которым они занимались. Например: Столяров, Плотников.

Иногда давали фамилии по какому-нибудь внешнему признаку. Например, Кривошеев, Носов.

С красной строки запишите каждый свою фамилию.

-Как записали фамилии?

Вывод: Фамилии пишутся с заглавной буквы.

Упражнения в написании заглавной буквы в именах людей.

- Ребята, а вот и второе задание.

    Чтобы продолжить путь, мы должны отгадать имена двух ребят, которые заблудились и с осени не могут попасть взиму.

- Давайте поможем им вспомнить свои имена, но для этого заглянем в далекое прошлое.

Имя – отличительное название, которое дается человеку при рождении. Имена людей имеют свою историю. Почти каждое имя что-то обозначает.

Например: Владимир – владеет миром. Людмила – милая людям.

- У каждого из вас есть ИМЯ. А вот, что значат ваши имена, вы узнаете, выполнив задание по карточке. Возьмите карточку №1, найдите свое имя, прочитайте, что оно обозначает.


Владислав - “владеющий славой”

Милана (итальян.) - «модница»

Никита (греч.) – победитель

Алина (фр.-герм) - благодарная

Дмитрий «принадлежащий Деметре,

богине земледелия»

Арина (древнееврейское) – мир, покой.

 

Светлана – светлая.

 

Елена (древнегреч.) – солнечная, светлая.

 

Артем(греческое) -  «безупречное здоровье»

 

Макар  «счастливый»   

 

Николай «победитель народов».

Мария (др.евр.) – любимая, упрямая

Анна - «Божья милость, благодать»

Вероника «победоносная».


(спросить 2 человека, что значит его имя)

Давайте, узнаем имена наших потерявшихся пассажиров, если известно, что имя нашего пассажира имеет значение «победитель», а имя его сестры означает «светлая»

(Дети находят в карточках имена)

Дети: Никита и Светлана.

- Запишите тетради рядом с вашей фамилией  свое имя.

- Как записали свое имя?

Дети: с заглавной буквы.

Вывод: Имена людей пишутся с большой буквы.


Физкультминутка.  ВИДЕО

 Упражнения в написании заглавной буквы в отчествах людей.

 Следующее задание нам приготовил  Незнайка. Он решил написать имя своего учителя. Вот что у него вышло.

- Ребята, как вы думаете, все ли верно записал Незнайка?

 - А как следует обращаться к взрослым?

Дети: По имени и отчеству.

 - Откуда же появились отчества?  

Слово «отчество» означает имя по «отцу». Человек получает отчество от отца. Давным-давно так говорили: Дарья, Александрова дочь или Максим, Русланов сын. Так и появились отчества. Отчество всегда даётся по полному имени.

- Давайте узнаем, а какое отчество у наших героев Никиты и Светы, если их папу зовут Юра?

-  Сейчас поработаем в парах. Выполните задание по карточке № 2

Составьте пары. Словам из 1 столбика найдите пару из 2 столбика.

Виктор                                   Игоревич

Василий                                Алексеевич

Алексей                                Юрьевич

Ирина                                   Викторович

Юрий                                    Васильевич

 Проверка.

- А какую ловушку я вам приготовила?

- Ирина – женское имя, Игоревич – отчество, образовано от имени Игорь.

- Какой вывод вы можем сделать?

Дети: отчества образуются от мужских имен и пишутся с заглавной буквы.

Запишите рядом со своей фамилией и именем свое отчество. Как записали? Подчеркните заглавную букву в отчестве.

Вывод: Отчества людей пишутся с заглавной буквы.

 5. Закрепление изученного.

- Вот мы и добрались до конечной остановки СТРАНА ЗАГЛАВНЫХ БУКВ.

Ребята, жители СТРАНЫ очень любят читать различные произведения, но их любимой книгой является учебник русского языка.

-Настало и нам время поработать с учебником. Сейчас посмотрите в учебники на стр. 87.  Мы выполним из упр.132  первое задание (1предложение). Здесь записано предложение, в котором есть два слова сходных по форме, но разных по значению: одно обозначает насекомое, а другое – фамилию. Запишите предложение в тетрадь, пользуясь всеми правилами орфографии, подчеркните в словах  заглавную букву.

МАЛЬЧИКВАСЯМУРАВЬЁВ

СТРОИТДОМДЛЯМУРАВЬЁВ.
Подчеркните главные члены предложения.

6. Итог урока.

Наше путешествие  подошло к концу. Вы очень хорошо потрудились. Давайте вспомним, чему мы  учились на уроке? 

Дети:

Закрепляли  знания о правописании заглавной  буквы в именах собственных;

узнали об истории возникновения фамилий, имён, отчеств;

развивали свою речь, грамотно и красиво писали.

- Достигли мы своей цели?

- Помните, что мы читали в стихотворении о важном деле для буквы? Вот мы и узнали, какое важное дело у заглавной буквы:

Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой – уважения знак!
- Сегодня мы с вами говорили только о некоторых группах, которые относятся к собственным именам – имена, фамилии, отчества людей. Но наше путешествие обязательно продолжится на следующем уроке. Ведь еще так много слов в нашем языке, которые пишутся с заглавной буквы.

7. Домашнее задание    СТР.86, УПР.131

8. Рефлексия.  Вы очень хорошо поработали. У вас на партах лежат кружочки для смайликов. Нарисуйте сам смайлик, зависимо от того, какое у вас настроение после этого урока.


Тема: «Заглавная буква в именах собственных»(именах, фамилиях, отчествах людей)

Тема: «Заглавная буква в именах собственных»(именах, фамилиях, отчествах людей)

Объясните, какие орфограммы в словах вам встретились?

Объясните, какие орфограммы в словах вам встретились?

Букве поручено важное дело. -

Букве поручено важное дело. -

Мария (др.евр.) – любимая, упрямая

Мария (др.евр.) – любимая, упрямая

Вот мы и добрались до конечной остановки

Вот мы и добрались до конечной остановки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.12.2020