Правописание глаголов возвратной формы.

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 28.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация используется на уроке русского языка по теме "Правописание возвратных глаголов" УМК "Школа России" Цель: 1. Вспомнить, какие глаголы называются возвратными. 2. Вспомнить, как образуются возвратные глаголы. 3. Учиться находить возвратные глаголы. 4. Учиться образовывать возвратные глаголы.
Иконка файла материала 13. Правописание возвратных глаголов.pptx

Тема: Возвратные глаголы

Цель:
1. Вспомнить, какие глаголы называются возвратными.
2. Вспомнить, как образуются возвратные глаголы.
3. Учиться находить возвратные глаголы.
4. Учиться образовывать возвратные глаголы.

Тридцатое апреля. Классная работа.

Словарная работа

- Объясните, кто такой командир?
- Давайте посмотрим значение слова командир в словаре.
КОМАНДИР – 1. Начальник воинской части, подразделения или военного судна.
2. Перен. О человеке, любящем распоряжаться, командовать.
Слово образовано от латинского КОМАНДАРЕ – «рекомендовать, препоручить», а оно, в свою очередь, от латинского МАНДАРЕ – «передавать, вручать».

Вспомните!

Какие глаголы называются возвратными?
Глаголы обозначающие действие, которое возвращается к самому действующему лицу, называются возвратными.
Как образуются возвратные глаголы?
Возвратные глаголы образуются с помощью суффиксов -сь, -ся.

Проблемный вопрос №1

От каждого глагола можно образовать возвратную форму?

радуем -
обидел -
смотришь -
одеваешь -
купаю -
молчу -
читаете -



радуемся
обиделся
смотришься
одеваешься
купаюсь
невозможно образовать
невозможно образовать

Вывод: не всегда можно образовать глаголы
возвратной формы.

Проблемный вопрос №1

Чем интересны эти глаголы?

горжусь
смеётся
нравишься
улыбаемся

горжу
смеёт
нравишь
улыбаем

Вывод: В русском языке есть глаголы,
которые употребляются только в
возвратной формы.

Проблемный вопрос №2

Давай прочитаем маленькое стихотворение Олега Григорьева.
Назовите глаголы.

– Чего ты трясёшься?
Ты, видимо, трус.
Разве можно бояться коров?
– Я не трус, я не трус,
Я коров не боюсь,
А боюсь только их рогов.

Спрягаются возвратные глаголы или нет?

Проблемный вопрос №2

Давай прочитаем маленькое стихотворение Олега Григорьева.
Назовите глаголы.

– Чего ты трясёшься?
Ты, видимо, трус.
Разве можно бояться коров?
– Я не трус, я не трус,
Я коров не боюсь,
А боюсь только их рогов.

Спрягаются возвратные глаголы или нет?

Проблемный вопрос №2

– Чего ты трясёшься?
Ты, видимо, трус.
Разве можно бояться коров?
– Я не трус, я не трус,
Я коров не боюсь,
А боюсь только их рогов.

(Ты) трясёшься - 2-е лицо, ед.ч.
Бояться - неопр. формы.
(Я) не боюсь - 1-е лицо, ед. ч.

Спрягаются возвратные глаголы или нет?

Вывод: У возвратных глаголов можно определить лицо и число. Значит, возвратные глаголы 
изменяются по лицам и числам, то есть  спрягаются.

Проспрягайте глагол учить

Ед. ч.

Я
Ты
Он

Мн. ч.

Мы
Вы
Они

учу
учишь
учит

учим
учите
учат

А сейчас допишем к ним возвратный суффикс. Только не забудьте, что после согласного должен быть суффикс -ся, а после гласного – суффикс -сь.

Проспрягайте глагол учить

Ед. ч.

Я
Ты
Он

Мн. ч.

Мы
Вы
Они

учусь
учишься
учится

учим
учите
учат

А сейчас допишем к ним возвратный суффикс. Только не забудьте, что после согласного должен быть суффикс -ся, а после гласного – суффикс -сь.

Проспрягайте глагол учить

Ед. ч.

Я
Ты
Он

Мн. ч.

Мы
Вы
Они

учусь
учишься
учится

учимся
учитесь
учатся

А сейчас допишем к ним возвратный суффикс. Только не забудьте, что после согласного должен быть суффикс -ся, а после гласного – суффикс -сь.

Посмотрите, в этих глаголах ничего не изменилось.
Только добавились возвратные суффиксы.
Мягкий знак в глаголах второго лица единственного числа после буквы ш сохранился!

Проблемный вопрос №3

что делает?

учится
улыбается
обижается
трудится

что делать?

учиться
улыбаться
обижаться
трудиться

Когда в возвратных глаголах пишется -тся, а когда -ться?

Вывод: Если глагол отвечает на вопрос что делает? (что сделает?), то пишется -тся. Если глагол отвечает на вопрос что делать? (что сделать?), то пишется
-ться.

Работа по учебнику стр.104

1. С умным разговорит...ся, что меду напит...ся.
2. Счастье в воздухе не вьёт...ся, а руками достаёт...ся.
3. Кто любит трудит...ся, тому без дела не сидит...ся.

1. С умным разговориться, что меду напит...ся.
2. Счастье в воздухе не вьёт...ся, а руками достаёт...ся.
3. Кто любит трудит...ся, тому без дела не сидит...ся.

1. С умным разговориться, что меду напиться.
2. Счастье в воздухе не вьёт...ся, а руками достаёт...ся.
3. Кто любит трудит...ся, тому без дела не сидит...ся.

1. С умным разговориться, что меду напиться.
2. Счастье в воздухе не вьётся, а
руками достаёт...ся.
3. Кто любит трудит...ся, тому без дела не сидит...ся.

1. С умным разговориться, что меду напиться.
2. Счастье в воздухе не вьётся, а
руками достаётся.
3. Кто любит трудит...ся, тому без дела не сидит...ся.

1. С умным разговориться, что меду напиться.
2. Счастье в воздухе не вьётся, а
руками достаётся.
3. Кто любит трудиться, тому без дела не сидит...ся.

1. С умным разговориться, что меду напиться.
2. Счастье в воздухе не вьётся, а
руками достаётся.
3. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Итог урока

В каких случаях мы пишем -тся?
Если глагол отвечает на вопрос что делает?
(что сделает?), то пишется -тся.
А в каких случаях пишем -ться?
Если глагол отвечает на вопрос что делать? (что сделать?), то пишется -ться.
А чем интересна такая группа глаголов: смеяться, надеяться, кланяться, трудиться, гордиться?
Они всегда только возвратные.

Домашняя работа

стр.105 упр.218