Правописание имен существительных женского рода с шипящими на конце
Оценка 4.8

Правописание имен существительных женского рода с шипящими на конце

Оценка 4.8
docx
05.12.2019
Правописание имен существительных женского рода с шипящими на конце
мой урок 2 класс.docx

Краткосрочный план урока по русскому языку  № 2-3-18

 

Сквозная тема:

Традиции и фольклор.

Школа: «НУ «Престиж»

Дата:  13 февраля 2019 г.

ФИО учителя: Молчанова Т.А.

Класс: 2 « Г » класс.

Количество присутствующих:

                        отсутствующих:

Лексическая тема:

Традиции разных народов.

Тема урока:

Правописание имен существительных женского рода с шипящими на конце.

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу):

2.1.4.1 участвовать в диалоге, высказывая свое мнение и выслушивая мнения других.

2.2.3.1 формулировать вопросы с опорой на ключевые слова, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

2.3.7.10 писать ь после шипящих на конце имен существительных женского рода.

Развитие

навыков:

1.4 Участие в диалоге, соблюдая речевые нормы в зависимости от

ситуации общения.

2.3 Формулирование вопросов и ответов.

3.7 Соблюдение орфографических норм.

Критерии успеха (Предполагаемый результат):

Все учащиеся смогут:

Выполнять задание   на правописании Ь после шипящих на конце имён существительных

женского рода.

Большинство учащихся смогут:

Определять род существительных по алгоритму.

Различать написание слов с шипящими на конце.

Участвовать в диалоге, высказывая свое мнение самостоятельно и

выслушивая мнения других.

Формулировать вопросы с опорой на ключевые слова, отвечать на

вопросы по содержанию прочитанного, оценить ответы учащихся.

Писать ь после шипящих на конце имен существительных женского рода с

помощью учителя.

Некоторые учащиеся смогут:

Составить предложения с именами существительными женского рода с шипящими на конце.

Языковая

цель

Основные термины и словосочетания:

Имя существительное, женский род, мужской род, шипящий согласный

звук, мягкий знак, алгоритм, правило, упражнение, вопрос, ответ.

Привитие

ценностей

Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.

Межпредметные

связи

-    Литература * физическая культу­ра * самопознание

Навыки

использования ИКТ

На данном уроке учащиеся  не используют ИКТ

Предварительные

знания

Звуки и буквы, гласные и согласные звуки, печатные и рукописные буквы,

алфавитные названия букв, слог, язык – средство человеческого общения,

высказывание, текст, языковые и неязыковые средства общения, устная и

письменная речь, предложение, прописная буква в начале предложения и в

именах собственных, сила голоса и темп речи, алфавитный порядок слов,

перенос слов, ударные и безударные гласные, мягкий знак на конце и в

середине слов, твердые и мягкие согласные, правописание жи-ши, ча-ща,

чу-щу, чк, чн, нщ, рщ, шн, звонкие и глухие согласные, звук [й],

разделительный Ь, состав слова, окончание, корень, приставка, суффикс,

родственные и однокоренные слова, лексическое значение слова, слова-

предметы, слова-признаки, слова-действия, имена собственные, омонимы,

синонимы, антонимы, части речи, имя существительное, слова с

абстрактным и конкретным значением, род имен существительных,

сочинение.

Ход урока

Этапы урока, t

Запланированная деятельность на уроке

 

Ресурсы

 

Начало урока

 

Создание положительного эмоционального настроя.

- Ребята! Сегодня в нашей школе необычный день. К нам пришли гости. И я надеюсь, что им у нас понравится, а вы сумеете показать, чему научились за это время. На уроке вы будете выполнять задания, давать полные ответы, не забывать о том, что писать надо грамотно и красиво, внимательно слушать вопросы учителя и ответы товарищей, помогать друг другу в сложных ситуациях.

Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету вам скажу: «Будет интересно!»

Будем мы читать, писать, строить предложения,

С существительным играть всем на удивление

 

Актуализация жизненного опыта. Целеполагание.

Цель: ввод ситуации для открытия и постановки целей урока.

- Давайте вспомним все то, что мы учили на предыдущих уроках.

Каждый ряд будет выполнять своё задание. Работать будете в парах. Напомните, пожалуйста,  правила работы в паре.

1 ряд. Оформите работу в виде кластера. Вспомните и запишите все, что вы знаете об имени существительном. Если вам сложно сделать это самостоятельно, вы можете воспользоваться подсказками , данными в конверте. Но будьте внимательны, там есть лишние грамматические признаки.

2 ряд.  Дополнить предложения.

Имя существительное – это ____________________, которая отвечает на вопросы ______, ________ и обозначает ______________________.

На вопрос кто? отвечают _______________________ имена существительные, на вопрос что? отвечают _______________________ имена существительные.

3.Имена существительные бывают ______________________рода, ______________________ рода и __________________________ рода.

4.Имена существительные бывают ____________________ и пишутся с ____________________ буквы .

5. Имена существительные изменяются по _______________.

3 ряд.  Приведет примеры имён существительных собственных, нарицательных, одушевленных, неодушевленных.

 Время выполнения работы 5 минут.

Защита работ.

- Я знаю, вы все хотите защитить свои работы, но, к сожалению, у нас нет на это времени. Но у меня есть маленькая хитрость. На обратной стороне ваших листов есть секретный знак, который указывает, кто будет презентовать свою работу.

Оформление тетрадей. Минутка чистописания

 (ЖШЬЧЩ)

Обратите внимание на соединение букв, следите за наклоном.

- Какие буквы использовали в минутке чистописания?  Что вы можете о них сказать?

Обведите самую красивую букву в круг. Самооценивание на полях в виде смайлика.

Повторение знаний о функции Ь в русском языке.

Прочитайте слова, которые записаны на доске.

(Платье, пальто, коньки,  обезьяна.)

Что общего у этих слов? По какому признаку можно разделить слова на группы?

 - Какую роль играет мягкий знак в словах? Когда пишется разделительный мягкий знак, когда ь – показатель мягкости согласных?

Запишите слова в 2 столбика: 1-разделительный мягкий знак,

2 столбик - мягкий знак-показатель мягкости.

Работа на доске с комментированием. (остальные в тетрадях)

Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи.

Предлагаю вам слово ночь

К какой группе вы бы отнесли данное слово. Почему?

Давайте понаблюдаем за словом. Произнесите последний звук. Какой он? (Согласный, шипящий, мягкий).

Что вы можете сказать о написании слова? (На конце слова после буквы Ч написан мягкий знак).

А теперь в слове дочь я закрою мягкий знак. Прочитайте слово, послушайте звук на конце. (Звук произносится так же, как и с мягким знаком на конце).

Попробуйте сделать вывод. (Мягкий знак как бы не нужен, но он есть, слово нельзя отнести ни к одной группе).

Куда определим данное слово? (Слово ночь отнесем в третью группу).

Аналогичная работы со словом рожь.

Какая возникла трудность?  Что общего заметили?

(Это существительные женского рода с шипящими на конце) – при ответах детей составляется схема на доске.

- Мы изучали эту тему? Сформулируйте цель урока.

- Сегодня мы узнаем еще об одной роли мягкого знака в русском языке.

Мы будем учиться писать имена существительные женского  и мужского рода с шипящими на конце.

 

Критерии успеха

Ученики формулируют тему урока

 

Середина урока

Работа над темой урока.

 

Физминутка.

- Ребята, если я называю имя существительное с Ь,  то вы хлопаете. Если в слове Ь не пишется, вы приседаете.

(Коньки, карта, мальчик, тень, соль, карандаш, утюг, семья, почки, нож, дочь, пень, тень, почка, деньки, конфеты.)

.

 

 

Работа по теме урока.

Цель: выполнение практических заданий.

- Прочитайте правило на стр.               

У существительных женского рода с шипящими на конце пишется мягкий  знак. На конце существительных мужского рода Ь не пишется.

А я это правило знаю в виде стихотворения. Постарайтесь запомнить его.

Мы запомнимрод мужской

Гонит Мягкий Знак метлой.

Женский род — наоборот,

Мягкий Знак в друзья берёт.

Учебник

 

 

Работа по теме урока

- Давайте потренируемся.

1 упражнение. Картинный диктант.

Ночь, дочь, карандаш, гараж, мышь, силач, печь.

2 упражнение. Составьте предложение с одним из этих слов. Запишите 1 любое предложение.

3 упражнение. Исправьте ошибки в предложениях.

Скрипачь играл марш. На манежь вышел циркачь и его доч.  Скорая помощ мчалась по дороге.

Подчеркните существительные с шипящими на конце. Поставьте ударение.

(У доски три человека. После написания предложений ребята комментируют свою работу, а остальные выполняют самопроверку.)

Учебник

Конец урока

 

Итог урока. Рефлексия «Куб Блума»

- Давайте подведем итог урока. Нам поможет кубик Блума.

Оцените свою работу на уроке смайликом на полях тетради.

 

 

Критерии успеха

(«Куб Блума» позволяет выполнить не только проверку усвоения знаний, но и выявить степень предметно- эмоционального погружения детей в тему.)

Дети продолжают высказывание , заданное на кубике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Имя существительное – это ___________________________, которая отвечает на вопросы _________, __________ и обозначает ______________________.

2. На вопрос кто? отвечают __________________________ имена существительные, на вопрос что? отвечают __________________ имена существительные.

3. Имена существительные бывают ______________________рода, ______________________ рода и ________________________ рода.

4. Имена существительные бывают ____________________ и пишутся с ____________________ буквы .

5. Имена существительные изменяются по __________________.

_____________________________________________________________________________________

 

1. Имя существительное – это ___________________________, которая отвечает на вопросы _________, __________ и обозначает ______________________.

2. На вопрос кто? отвечают __________________________ имена существительные, на вопрос что? отвечают __________________ имена существительные.

3. Имена существительные бывают ______________________рода, ______________________ рода и ________________________ рода.

4. Имена существительные бывают ____________________ и пишутся с ____________________ буквы .

5. Имена существительные изменяются по __________________.

­­­­­­­­­_____________________________________________________________________________________

 

1. Имя существительное – это ___________________________, которая отвечает на вопросы _________, __________ и обозначает ______________________.

2. На вопрос кто? отвечают __________________________ имена существительные, на вопрос что? отвечают __________________ имена существительные.

3. Имена существительные бывают ______________________рода, ______________________ рода и ________________________ рода.

4. Имена существительные бывают ____________________ и пишутся с ____________________ буквы .

5. Имена существительные изменяются по __________________.

 

 

 

                      Имя существительное

 

                  

 

 

 

 

 

 

                     

                          Имя существительное

 

 

 

 

 

 

Обозначает предмет

Обозначает предмет

Кто? Что?

Кто? Что?

Одушевленные – Кто?

Неодушевленные – что?

Одушевленные – Кто?

Неодушевленные – что?

Мужской род – он мой

Женский род – она моя

Средний род – оно моё

Мужской род – он мой

Женский род – она моя

Средний род – оно моё      

Собственные

нарицательные

Собственные

нарицательные

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

Какой ? Какая? Какое?

Какой ? Какая? Какое?

 

 

 

 

 

 

                                                                               

 

У существительных женского рода с шипящими на конце пишется мягкий  знак. 
На конце существительных мужского рода Ь не пишется.

 

 

 


Найдите и исправьте ошибки в предложениях. Спишите.

*Подчеркните существительные с шипящими на конце. Поставьте  в этих словах ударения.

Скрипачь играл марш. На манежь вышел циркачь и его доч.  Скорая помощ мчалась по дороге.

 

______________________________________________

 

 

 

 

 


Найдите и исправьте ошибки в предложениях. Спишите.

*Подчеркните существительные с шипящими на конце. Поставьте  в этих словах ударения.

Скрипачь играл марш. На манежь вышел циркачь и его доч.  Скорая помощ мчалась по дороге.

 

Правописание имен существительных женского рода с шипящими на конце

Правописание имен существительных женского рода с шипящими на конце

Правописание имен существительных женского рода с шипящими на конце

Правописание имен существительных женского рода с шипящими на конце

Правописание имен существительных женского рода с шипящими на конце

Правописание имен существительных женского рода с шипящими на конце

Правописание имен существительных женского рода с шипящими на конце

Правописание имен существительных женского рода с шипящими на конце

Правописание имен существительных женского рода с шипящими на конце

Правописание имен существительных женского рода с шипящими на конце

Правописание имен существительных женского рода с шипящими на конце

Правописание имен существительных женского рода с шипящими на конце

Правописание имен существительных женского рода с шипящими на конце

Правописание имен существительных женского рода с шипящими на конце

Правописание имен существительных женского рода с шипящими на конце

Правописание имен существительных женского рода с шипящими на конце

Правописание имен существительных женского рода с шипящими на конце

Правописание имен существительных женского рода с шипящими на конце
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.12.2019