Конструкт пробного урока русскому языку
Класс: 2
Тема урока: «Правописание мягкого знака в конце и в середине слова перед другими согласными»
Тип урока: освоения новых знаний и способов действий
Планируемые результаты:
· Личностные: обучающиеся демонстрируют положительный эмоциональный настрой на урок, интерес к теме урока, любознательность, активность
· Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение осуществлять волевую саморегуляцию, контроль и оценку собственной деятельности); познавательные УУД (умение выстроить речевое высказывание в устной форме, умение выстраивать цель логических рассуждений); коммуникативные УУД (умение выстроить диалог с учителем и сверстниками, умение выслушать мнение другого, умение высказать свою точку зрения и аргументировать ее).
· Предметные: обучающиеся умеют переносить слова с мягким знаком (ь), обозначать мягкость согласного звука мягким знаком (ь) на конце слова и в середине слова перед согласным.
Цель: формирование умений правильного обозначения мягкости согласного звука мягким знаком на конце и в середине слова посредством практической работы
Задачи:
· Воспитательные: формировать у обучающихся положительный эмоциональный настрой на урок, интерес к теме урока, любознательность, активность
· Коррекционно-развивающие: развивать у обучающихся регулятивные УУД (умение осуществлять волевую саморегуляцию, контроль и оценку собственной деятельности); познавательные УУД (умение выстроить речевое высказывание в устной форме, умение выстраивать цель логических рассуждений); коммуникативные УУД (умение выстроить диалог с учителем и сверстниками, умение выслушать мнение другого, умение высказать свою точку зрения и аргументировать ее).
· Задача коррекционной работы: формировать способность к организации собственной деятельности и осознание возникающих трудностей в процессе практической деятельности;
Принципы обучения и воспитания:
Принципы обучения:
· принцип наглядности;
· принцип систематичности и последовательности.
Принципы воспитания:
· Создание положительного эмоционального подъема;
· Стимулирование активности
Методы обучения и воспитания:
Методы обучения:
· По источнику получения знаний:
Ø словесные: беседа;
Ø наглядные: демонстрация;
Ø практические: упражнения.
· Методы эмоционального стимулирования:
Ø создание ситуации успеха;
Ø поощрение и порицание.
· Методы формирования ответственности и обязанности:
Ø предъявление педагогических требований;
Методы воспитания:
· Методы самоопределения личности ребенка:
Ø рефлексия и самопознание.
Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная
Оборудование:
· Демонстрационное: презентация «Мягкий знак»
· Индивидуальное: карточки для индивидуальной работы
Обеспечение урока:
Информационное обеспечение:
1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья утвержден приказом министерства образования и науки российской федерации от 2014г
2. Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 "санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" от 2015г
3. Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1 и вариант 7.2)
4 Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/[В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина и др.]. — М.: Просвещение, 2014. — 340 с.
5 Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. 7-е издание – Москва: Просвещение, 2017. – 143 с.
Структура (план) урока (в соответствии с типом урока):
Этап урока |
Время |
Мотивация к учебной деятельности |
3 мин |
Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы |
5 мин |
Решение проблемы |
15 мин |
Физкультминутка |
2 мин |
Организация самостоятельной работы |
10 мин |
Информация о домашнем задании |
2 мин |
Рефлексия учебной деятельности |
3 мин |
Итого |
40 мин |
Оформление учебного кабинета, макет доски:
|
Дата. Классная работа. |
|
Ход урока:
Этапы0урока |
Образовательные задачи |
Методы и приемы работы |
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся
|
Формы организации деятельности |
Дидактические средства, интерактивное оборудование |
Формы контроля, взаимоконтроля, самоконтроля |
Планируемые результаты |
Мотивация к учебной деятельности
|
Смотивировать детей на предстоящую
деятельность, проверить готовность к уроку.
|
По источнику получения знаний: словесные: беседа; практические: упражнения. Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха; Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль. |
-Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас на сегодняшнем уроке русского языка! Меня зовут Екатерина Сергеевна и сегодня урок русского языка у вас проведу я.
На партах у вас находится учебник, рабочая тетрадь, пенал и дневник, карточка, сигнальные карточки. Все лишнее уберите.
-Перед началом урока подготовим наши ручки на дальнейшую деятельности и выполним интересное упражнение. «Заяц-кольцо-цепочка» Заяц: пальцы в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны. Кольцо: большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы развести в стороны. Цепочка: большой и указательный пальцы левой руки в кольце. -Замечательно! Вы большие молодцы! -Встряхните руки. Присаживайтесь.
-Помните ребята, как сидят настоящие ученики. Ноги ровно на полу, спинка ровная, руки лежат на парте
-Смотрю, как вы сидите, вижу ваши внимательные глазки
-Ребята, я желаю вам быть сегодня на уроке внимательными, активными и любознательными. Я уверена, что со всеми заданиями успешно справимся
-Поднимите руку, кто готов много работать и узнать много нового
-Вижу, что все готовы, начинаем наш урок!
|
-Приветствуют педагога
-Проверяют готовность к уроку
-выполняют упражнения
-проверка правильной посадки |
Ф |
_____ |
Само, учитель |
Личностные: обучающиеся демонстрируют положительный эмоциональный настрой на урок Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение осуществлять волевую саморегуляцию); |
Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. |
актуализировать знания детей. Выявить причину затруднения,сформулировать тему, цель урока
|
По источнику получения знаний: словесные: беседа; наглядные: демонстрация; практические: упражнения.
Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха; поощрение и порицание. Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль. |
-Ребята, как вы думаете, а нужно ли нам писать красиво? -А для чего? -Писать красиво и аккуратно необходимо для того, чтобы читатель смог понять, что написано, а также помогает нам не допускать ошибок в тексте. И для того, чтобы научиться писать красиво и аккуратно, проведем с вами минутку чистописания. Чтобы узнать, какую букву мы сегодня будем прописывать, отгадаем загадку: Почему у дома УГОЛ Превратился сразу в УГОЛЬ, Без пожара, просто так? Это сделал... (Мягкий знак)
Какую букву мы будем прописывать?
-Верно, букву ь. - Посмотрите, как правильно нужно писать букву ь. Не забываем, что расстояние между буквами должно быть одинаковое, а также буквы должны быть одинакового размера. Откройте рабочие тетради, запишите число. Пропишите букву ь до конца строки. Помним про правильную посадку, голову не наклоняем. Тетрадь под наклоном. -Поставьте точку над той буквой, которая больше всего похожа на образец. -Ребята, скажите, а нужно ли нам писать грамотно? -Тогда предлагаю отложить ручки и расшифровать новое словарное слово
БМЕЕЛЬ. Кто может сказать, что же это за слово? -Все верно. Скажите, сколько в слове мебель слогов? -Молодцы! А какой слог ударный? -Верно. Прочитаем слово как оно написано, то есть по буквам М-Е-Б-Е-Л-Ь, а теперь как мы произносим. Различается ли написание слова с его произношением? Если да то покажите зеленую карточку
-А где мы можем ошибиться? В написании какой буквы, если ударный слог у нас 1? -Верно. А мы можем проверить написание этой буквы? -Не можем, потому что это словарное слово и его написание нужно запомнить. (на слайде разобранное слово) А сейчас чтобы познакомиться с еще одним словом вам нужно отгадать загадку.
И мальчишки, и девчонки очень любят нас зимой, Режут лёд узором тонким, не хотят идти домой. Мы изящны и легки, мы - фигурные...(коньки)
-Все верно. Скажите, сколько в слове коньки слогов? -Молодцы! А какой слог ударный? -Верно. Прочитаем слово как оно написано, то есть по буквам К-О-Н-Ь-К-И, а теперь как мы произносим. Различается ли написание слова с его произношением? Если да, то покажите зеленую карточку. -Тогда скажите, а где мы можем допустить ошибку в данном слове? -Где мы можем ошибиться? В написании какой буквы? -Верно. Можем ли мы подобрать проверочное слово? Если нет, то покажите красную карточку
-Все верно. Мы ее не можем проверить, потому что это словарное слово, его необходимо запомнить. -Запишите это слово в тетрадь после прописей. Подчеркните зеленой ручкой непроверяемую букву О. Поставьте ударение на второй слог. -Слова «мебель, коньки» - словарные слова. Не забудьте подчеркнуть зеленой ручкой непроверяемую букву Е в мебель и поставить ударение на первый слог; а также подчеркнуть зеленой ручкой непроверяемую букву ь и поставьте ударение на второй слог. -Ребята, посмотрите, что объединяет эти слова? -Верно в словах мебель и коньки, мы можем увидеть мягкий знак в конце и в середине слова. -А что вы уже знаете про мягкий знак? (Обозначает ли он какой-то звук? А зачем нам нужен мягкий знак?) -Верно! Буква «мягкий знак» звука не обозначает, а лишь указывает на мягкость предшествующего согласного звука. - Посмотрите у нас на карточках написаны слова, но из них убежали буквы. Посмотрите внимательно и впишите пропущенные буквы. ЛОС _ ПАЛ_ТО ЛОШАД _ — Вы догадались, о какой букве мы сегодня будем с вами говорить? (Мягкий знак) Правильно! Давайте подчеркнем эту букву в наших словах одной чертой -Верно! Тема: правописание мягкого знака в середине и в конце слова перед другими согласными. -А что будет целью нашего урока? -Мы уже знаем, как пишется мягкий знак в середине и в конце слова перед другими согласными? — Значит цель нашего урока будет научиться писать мягкий в словах Цель: научиться писать мягкий знак в словах |
-мягкий знак
Ь
Записывают дату, классную работу, прописывают ь целую строку
Мебель
2 слога 1 слог
М-Е-Б-Е-Л-Ь [м’эб’ил’] -сигнализируют
2 буквы е.
-не можем
-Коньки
-2 слога, 2 слог
К-О-Н-Ь-К-И [кан’к’и]
-буква о, мы можем написать букву а
-ставят ударение и подчеркивают орфограмму
-есть мягкий знак
-не обозначает звука, смягчаем согласные звуки
-ь
-подчеркивают
-мягкий знак Научиться писать мягкий знак в словах |
Ф |
Презентация «Мягкий знак» |
Самоконтроль, контроль учителя
|
Личностные: обучающиеся демонстрируют положительный эмоциональный настрой на урок, интерес к теме урока, любознательность, активность Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение осуществлять волевую саморегуляцию); познавательные УУД (умение выстроить речевое высказывание в устной форме, умение выстраивать цель логических рассуждений); коммуникативные УУД (умение выстроить диалог с учителем и сверстниками, умение выслушать мнение другого).
|
Решение проблемы |
Выявить пути решения проблемы |
По источнику получения знаний: словесные: беседа; наглядные: демонстрация; практические: упражнения.
практические: упражнения. Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха;
поощрение и порицание. Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований;
|
-Ребята, а нужен ли нам вообще мягкий знак? Давайте понаблюдаем за ним. На слайде у нас написаны слова
Мел - мель
Какой последний звук в первом слове? [л] А какой он? (твердый или мягкий) Послушайте [л]. Давайте попробуем произнести звук [л] у нас твердый. А во втором слове? [л’] Какой он? (твердый или мягкий) Послушайте [л’]. А теперь произнесем вместе не забываем звук [л’] мягкий А зачем мягкий знак нужен в слове мель? Что он делает? А меняется ли значение у этих слов? Первое слово мел — это предмет, которым пишем на доске, а мель – это неглубокое место в море. Какой вывод мы можем с вами сделать? Для чего нам нужен мягкий знак? -Верно! Мягкий знак нам нужно писать и не забывать про него, так как без него может поменяться значение слова.
А сейчас давайте понаблюдаем за мягким знаком, который стоит в середине слова.
Галка-галька
Посмотрите на пару слов… прочитай нам. Назовите какой звук обозначает буква л в слове галка [л]. Какой он? Послушайте [л]. Давайте вместе произнесем слово галка, не забываем что звук [л] он твердый. А во втором слове? Послушайте [л’] Давайте произнесем, не забываем что звук [л’] он мягкий Что делает мягкий знак? Верно, мягкий знак смягчает предыдущий звук. А в этой паре одинаковое ли значение у слов? Если нет, покажите красную карточку. -Верно! Галка – это птица, а галька – это мелкие камни. -Ребята, так для чего же нам нужен мягкий знак в середине и в конце слов? -Вы абсолютно правы! Мягкий знак нам нужен для смягчения предыдущего согласного звука. А также если мы забудем его написать, то значение нашего слова изменится. -А сейчас чтобы проверить наши с вами предположения давайте познакомимся с правилом в учебнике на странице 125. Я буду вам читать правило, а вы поставьте пальчик на начало нашего правила и следите. После я задам вам вопросы. -Верны ли были предположения, для чего нам нужен мягкий знак? Покажите зеленую карточку если да. -Ребята, а какое слово у нас выделено в правиле – орфограмма. А почему? -Верно! Мы можем ошибиться и забыть написать мягкий знак. |
[л], твердый, произносим
[л’], мягкий, произносим
-смягчает согласную букву и меняет смысл слова
-чтобы смягчать согласный звук
[л], твердый. Произносим
[л’], мягкий, произносим
-смягчает предыдущий звук
-следят за прочтением правила
-сигнализируют
-Мы можем ошибиться
|
Ф |
|
Само, взаимоконтроль, Контроль учителя |
Личностные: обучающиеся демонстрируют положительный эмоциональный настрой на урок, интерес к теме урока, любознательность, активность Метапредметные: регулятивные УУД (умение осуществлять волевую саморегуляцию, контроль и оценку собственной деятельности); познавательные УУД (умение выстроить речевое высказывание в устной форме, умение выстраивать цель логических рассуждений); коммуникативные УУД (умение выстроить диалог с учителем и сверстниками, умение выслушать мнение другого, умение высказать свою точку зрения и аргументировать ее). Предметные: обучающиеся умеют обозначать мягкость согласного звука мягким знаком (ь) на конце слова и в середине слова перед согласным. |
Физкультминутка
|
снять мышечное напряжение, переключиться на другой вид деятельности.
|
Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль
|
-Ребята, я вижу, что вы немного устали, предлагаю встать со своих мест и немного отдохнуть. -Я буду говорить вам слова, если в это слове есть мягкий знак то вы приседаете, а если его нет – то поднимаетесь на носочки и руки поднимаете вверх. -Что мы делаем когда в слове есть мягкий знак? А когда его нет? -Замечательно, можем приступать! Слова: лазить, лезет, бегать, бежит, львы, слива, пол, пальто, конь, кот. -Ребята, какие вы молодцы, ни разу не ошиблись, а значит вы умеете находиться мягкий знак в словах. -Присаживайтесь на свои места, не забываем про правильную посадку: спинка прямо, ноги стоят ровно на полу, руки лежат на парте полочкой. |
-выполняют физминутку
|
Ф |
--------- |
Само, учитель |
Метапредметные: регулятивные УУД (умение осуществлять волевую саморегуляцию);
|
Первичное закрепление |
закрепить полученные знания |
Методы обучения: По источнику получения знаний: словесные: беседа; наглядные: демонстрация; практические: упражнения.
наглядные: демонстрация; практические: упражнения. Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха;
поощрение и порицание. Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований;
|
-А чтобы нам потренироваться находить и писать мягкий знак в словах выполним интересное упражнение под номером 206 на 126 странице учебника. -Нам нужно подобрать однокоренные слова к каждому слову. -Выходить мы будем к доске по одному. А все остальные записывают у себя в тетрадях упражнение 20.
Начнем. …, выходи к доске. Прочитай нам громко образец.
-Следующее слово: окунь, какое однокоренное слово мы можем подобрать? Посмотрите на образец. Верно! Окуньки. Подчеркните мягкий знак в словах одной чертой. -…, выходи к доске. Следующее слово: стебель, какое однокоренное слово мы можем подобрать? Стебельки. Верно! Также подчеркиваем мягкий знак в этих словах. -Следующая пара слов, посмотрите теперь мы уже по другому образцу будем подбирать слова. Мебель однокоренное слово мебельный, подчеркиваем мягкий знак одной чертой. (Так работаем со всеми словами) -Ребята, посмотрите какие слова у нас выделены жирным шрифтом в учебнике? Верно! Ме-бель - ме-бель-ный. А сейчас давайте подумаем и вспомним, как мы можем разделить эти слова для переноса? -Отвечаем по поднятой руке? Ме-бель - ме-бель-ный -Как у нас переносится мягкий знак? -Вы абсолютно правы! При переносе слов мягкий знак не отделяется от согласной. |
-читают задание, выходят к доске по одному и выполняем задание, остальные работают в тетради
-он переносится вместе с согласной буквой |
Ф, П |
Презентация «Кто как читает?» |
Самоконтроль, контроль учителя |
Личностные: обучающиеся демонстрируют положительный эмоциональный настрой на урок, интерес к теме урока, любознательность, активность Метапредметные: регулятивные УУД (умение осуществлять волевую саморегуляцию, контроль собственной деятельности); познавательные УУД (умение выстроить речевое высказывание в устной форме); коммуникативные УУД (умение выстроить диалог с учителем и сверстниками, умение выслушать мнение другого, умение высказать свою точку зрения и аргументировать ее). Предметные: обучающиеся умеют переносить слова с мягким знаком (ь), обозначать мягкость согласного звука мягким знаком (ь) на конце слова и в середине слова перед согласным. |
Самостоятельная работа |
Выявление качества и уровня освоения обучающимися знаний и способов действия |
Методы обучения: По источнику получения знаний: словесные: беседа; практические: упражнения. Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований;
|
-Ребята, вы быльшие молодцы, так активно работаете на уроке и правильно выполняете все задания -Сейчас я предлагаю вам проверить свои знания и выполнить задание на карточках, которые лежат у вас н парте. -Придвиньте их к себе, подпишите из в отведенном месте. -В задании вам нужно вставить мягкий знак в слова где он нужен и разделить слова на слоги. На работу вам дается 6 минут.
-Заканчиваем. -Предлагаю проверить работу. Для этого обменяйтесь с соседом по парте. Проверьте ответы (на слайде). Если, верно, ставим плюс. Если неверно, ставим минус. Обменяйтесь обратно. У кого все плюсы? У кого есть ошибки? -Отлично, вот мы и проверили наши знания. |
-подписывают карточки и выполняют задание
-Взаимопроверка
|
Ф,И |
Карточки |
Самоконтроль, контроль учителя, взаимоконтроль |
Метапредметные: регулятивные УУД (умение осуществлять волевую саморегуляцию); познавательные УУД (умение выстраивать цель логических рассуждений);
|
Инструктаж домашнего задания |
Познакомить обучающихся с домашним заданием. |
Методы обучения: По источнику получения знаний: словесные: беседа; Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований;
|
-А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание. Задание: Стр. 128, упр. 209 -Вам необходимо списать 3 любых предложения и вставить где нужно мягкий знак -…, что необходимо сделать дома? -Хорошо, закройте дневники и отложите на край парты.
|
-записывают домашнее задание |
Ф |
Презентация «Мягкий знак» |
Самоконтроль, контроль учителя |
Метапредметные: регулятивные УУД (умение осуществлять волевую саморегуляцию);
|
Рефлексия |
подвести итог урока и самостоятельно проанализировать свою деятельность в течении урока. |
Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха; поощрение и порицание. Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль. Методы самоопределения личности ребенка: рефлексия и самопознание |
-Ребята, кто может нам напомнить, какая была тема нашего урока? -А что мы делали для достижения цели урока? -Что мы сегодня узнали? С каким правилом познакомились? -Кто его нам напомнит? -А как мы переносим слова с мягким знаком? -Отлично. Сейчас я предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке. Для этого выбрать и продолжить одно или несколько предложений, которые написаны на радуге.
-Спасибо за ваши ответы. Мне было приятно сегодня с вами поработать. Хочу отметить … за полные и правильные ответы, … за активность на уроке, … за внимательность Благодарю всех за урок. Урок окончен. До свидания! |
-правописание мягкого знака в середине и в конце слова -научиться писать мягкий знак в словах -ответы детей
-продолжают фразу |
Ф |
Презентация «Мягкий знак»
|
Самоконтроль, контроль учителя |
Личностные: обучающиеся демонстрируют положительный эмоциональный настрой на урок, интерес к теме урока, любознательность, активность Метапредметные: регулятивные УУД (умение осуществлять волевую саморегуляцию, контроль и оценку собственной деятельности); познавательные УУД (умение выстроить речевое высказывание в устной форме); коммуникативные УУД (умение выстроить диалог с учителем умение высказать свою точку зрения и аргументировать ее).
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.