Конструкт урока русского языка
Класс: 2
Тема: Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным.
УМК: «Школа России»
Планируемый результат:
Личностный: обучающиеся проявляют активность в процессе урока, положительный эмоциональный настрой на познавательную деятельность, демонстрируют уважительное отношение к уроку русского языка, проявляют самостоятельность мышления.
Метапредметные: демонстрируют волевую саморегуляцию, контроль, коррекцию, принимают и сохраняют цель, учебную задачу, оценивают совместно с учителем результат своих действий; устанавливают причинно-следственные связи, синтез, обобщение; демонстрируют умение слушать учителя и вступать в диалог, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Предметный: обучающиеся знают, что такое проверочное и проверяемое слово, умеют находить в словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять.
Цель урока: формировать представления о правописании слов с парными по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным в русском языке посредством выполнения практических заданий.
Задачи:
Воспитательная: мотивировать на активность в процессе урока, формировать положительный эмоциональный настрой на познавательную деятельность, прививать уважительное отношение к уроку русского языка, самостоятельность мышления.
Коррекционно-развивающие: развивать волевую саморегуляцию, контроль, коррекцию, принимать и сохранять цель, учебную задачу, оценивать совместно с учителем результат своих действий; устанавливать причинно-следственные связи, синтез, обобщение; умение слушать учителя и вступать в диалог, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Образовательная: научить находить в словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять.
Результат коррекционной работы: демонстрируют такие особенности психических процессов, как: объем и распределение внимания, словесно логическое мышления, демонстрируют такие мыслительные операции, как: синтез, обобщение.
Принципы обучения и воспитания:
Принципы обучения:
➢ Принцип наглядности
➢ Принцип систематичности и последовательности
➢ Принцип доступности
➢ Принцип целостности
➢ Принцип деятельности
➢ Принцип научности
➢ Принцип психологической комфортности
➢ Принцип индивидуального подхода
➢ Принцип связи с жизнью (теории с практикой)
Принципы воспитания
➢ Создание положительного эмоционального подъема
➢ Воспитание через взаимодействие
Методы обучения и воспитания:
Методы обучения:
1. По источнику получения знаний:
➢ Словесные: беседа, объяснение
➢ Наглядные: иллюстрация, демонстрация
➢ Практические: упражнения
2. По дидактическим целям:
➢ Методы проверки и оценки знаний.
3. По уровню включения в продуктивную деятельность:
➢ Объяснительно-иллюстративные
➢ Частично-поисковые
Методы воспитания:
1. Методы формирования соц. опыта:
➢ педагогическое требование;
➢ упражнение
2. Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения:
➢ Художественное слово.
➢ Беседа
3. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:
➢ Поощрение.
Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная
Средства обучения:
➢ Демонстрационные: презентация, аншлаги.
➢ Индивидуальные: пенал, учебник, карточки с рабочим листом.
Тип урока: закрепление.
Список источников:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Утвержден приказом МИНОБРНАУКИ РФ № 1598 от 19.12.2014 г.
2. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования
обучающихся с задержкой психического развития, вариант 7.2. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)
3. Русский язык. Рабочие программы. 1-4 классы. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина.
4. Учебник: Канакина В.П. Русский язык. 2 класс (2 часть)
5. Физкультминутка- https://youtu.be/abd1NWTWfEs .
План урока:
1. Мотивация к учебной деятельности. 2 мин
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. 7 мин
3. Выявление проблемы 3 мин
4. Решение проблемы. Первичное закрепление 20 мин
5. Организация самостоятельной работы 5 мин
6. Информация о домашнем задании 1 мин.
7. Рефлексия учебной деятельности 2 мин.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап фрагмента урока |
Образовательная задача этапа урока |
Методы и приемы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) |
Дидактические средства, интерактивное оборудование |
Форма контроля, взаимоконтроля и самоконтроля |
Планируемые результаты |
|
Мотивация к учебной деятельности
|
организовать обучающихся на предстоящую деятельность, формировать умение принимать и осваивать социальную роль обучающегося, воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость |
· демонстрация · педагогическое требование
|
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мария Алексеевна и сегодня урок русского языка у вас проведу у вас я. -Встанем с вами и поздороваемся. -Проверим вашу готовность, у вас на партах должны лежать: дневник, пенал, тетрадь и рабочий лист, который мы пока не трогаем. -Присядут те, у кого хорошее настроение. Присядут те, кто готов активно работать на уроке. Присядут те, кто рад видеть меня и своих одноклассников. - Ребята, напоминаю вам о том, что нужно сесть ровно и красиво, спинка прямая, ноги поставьте на пол, а руки положите на парту. -Для того, чтобы наш урок был продуктивным- предлагаю вспомнить правила поведения на уроке. Кто может нам напомнить? -Да, совершенно верно. 1. Отвечать только по поднятой руке; 2. Когда учитель или одноклассник отвечает, то нужно слушать внимательно и не разговаривать; 3. Нельзя выкрикивать. -Я уверена, что вы сегодня будете активными и у вас все обязательно получится. |
-Проверяют готовность.
Проверяют посадку.
Вспоминают правила работы на уроке.
|
Ф, И |
презентация |
Контроль учителя, самоконтроль |
|
|
Актуализация знаний |
актуализировать имеющиеся знания обучающихся, необходимые для «открытия нового знания»
|
· Словесные: беседа, объяснение · иллюстрация, демонстрация · педагогическое требование; · упражнение · Художественное слово. · Беседа · Поощрение.
|
-Для того, чтобы красиво и правильно писать, проведем минутку чистописания. На доске примеры букв. Ваша задача прописать по одной строчке каждой буквы Дд Тт -В начале урока нам с вами необходимо вспомнить материал прошлых уроков для того, чтобы быть успешными на уроке и решить все задачи. -Для этого нам с вами поможет рабочий лист, который лежит у вас на парте. -Итак, подпишите ваши рабочие листы. -Хорошо. Можем приступить к выполнению первого задания. Перед вами находится схема, но схема не простая, в ней находятся пропуски. Наша задача- заполнить пустые пропуски. Работать предлагаю в парах. Перед тем, как приступить к работе, мы должны вспомнить правила работы в паре. -Кто хочет нам назвать эти правила?
-Отлично, можете приступать к работе.
-Я вижу, что вы закончили работу, предлагаю проверить ваши работы. Кто хочет ответить первыми? -Верно, кто согласен с ребятами- покажите класс. -Как мы можем определить звонкий это звук или глухой? -Да, мы можем закрыть уши руками и произнести звуки. Когда мы хорошо звук слышим, отчетливо- значит, это звонкий звук, а если плохо слышно- значит, глухой звук. Так будет сразу понятно какой звук глухой, а какой звонкий. -Великолепно, молодцы! -Выполняя первое задание в рабочем листе мы что с вами вспоминали? -Совершенно верно, мы с вами вспомнили про звуки речи и вспомнили какие есть звуки по звонкости-глухости. Сегодня наша тема будет связана со звонкими и глухими парными согласными звуками. |
|
Ф, И |
Презентация, |
Контроль учителя, самоконтроль |
|
|
Выявление проблемы и постановка цели и задач урока. |
выявление затруднений каждого обучающегося, развивать умение осознавать цель выполняемых действий; понимать смысл предъявляемых учебных задач, планировать свои действия, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач, владеть диалоговой формой речи, отвечать на вопросы учителя |
· беседа, объяснение · демонстрация · Объяснительно-иллюстративные · педагогическое требование Беседа · Поощрение.
|
-Сейчас я предлагаю потренироваться в определении звуков в слове. -Для того чтобы узнать, с какими словами мы будем работать, я предлагаю разгадать ребусы. Ребусы будут показаны на слайде. Отгадываем по поднятой руке. -Итак, наблюдаем первый ребус. Кто уже знает ответ? -Говори, Макар. -Отлично, это слово «зу[п]». -Какой звук мы с вами слышим на конце слова при произношении? -А какую букву мы пишем при написании этого слова. Так, хорошо, это мы проверим чуть позже. -Верно, мы слышим звук «П». -Теперь разгадаем следующий ребус. Кто уже знает ответ? -Говори. -Верно, это слово «су[п]». Какой звук мы слышим на конце этого слова? -Верно, это звук «П». -А какую букву мы пишем при написании этого слова. Так, хорошо, это мы проверим чуть позже. -Давайте запишем в тетрадь эти два слова с окошечками, где напишем букву «П» -Давайте сравним эти два слова. При произношении этих слов мы слышим на конце звук «П», но слово зу[п] пишется с букой «Б», а вот слово су[п] мы пишем с буквой «П». - Можно ли на слух определить, какой буквой надо обозначить парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова? - Нет, мы не можем на слух определить, какой буквой надо обозначить парный по глухости-звонкости согласный звук. -Ребята, а у нас могут возникнуть трудности при написании слов с парными звонкими и глухими звуками? -Конечно, у каждого может возникнуть такая проблема. -Сегодня как раз мы с вами и узнаем, как нам написать правильную букву. -Для продуктивного изучения нового материала, нам с вами необходимо сформулировать тему урока. Для того, чтобы поставить тему урока, предлагаю посмотреть на слайд. Здесь написана тема, но не все так просто. Слова перемешались между собой. Вам необходимо будет в правильном порядке расставить слова в предложении. -Отвечаем по поднятой руке. Тема урока: Правописание слов с парным по звонкости-глухости согласным звуком. -Для того, чтобы сформулировать задачи урока, предлагаю Задачи урока: 1. Узнать, как проверить написание буквы в словах; 2. Выполнить самостоятельную работу. |
Отвечают на вопросы учителя
Выходят на тему, цель и план урока
|
Ф, И |
Презентация, видеоролик |
Контроль учителя, самоконтроль |
|
|
Решение проблемы Первичное закрепление |
формировать умение принимать и осваивать социальную роль обучающегося, проявлять и осознавать социально значимые мотивы учебной деятельности; воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей |
· беседа, объяснение · иллюстрация, демонстрация · Объяснительно-иллюстративные · Частично-поисковые · педагогическое требование · Художественное слово. · Беседа · Поощрение.
|
-Предлагаю вернуться к рабочему листу и выполнить следующее задание, задание № 2. Начнём выполнять его. -Кто прочитает нам задание? -Произнесите каждый звук, который выделен во всех словах. Хлебушек, хлебный, хлеб, хлебцы. -Верно, молодцы! Хлебушек [б], хлебный [б], хлеб [п], хлебцы [п]. -Когда звучание по глухости-звонкости согласного звука не совпадает с его обозначением буквы? -Верно, когда согласный звук стоит на конце или перед глухим согласным. -А почему мы можем назвать все эти слова родственными? -Все слова в данном ряду являются родственными, потому что имеют общий корень «хлеб» и по смыслу связаны со словом «хлеб». -Мы с вами выяснили, что ошибиться в написании буквы мы можем, если согласный звук стоит на конце или перед глухим согласным. -Для того чтобы узнать, как нам проверить букву для правильного написания, предлагаю прочитать правило, которое находится на странице 19 в учебнике. -Давайте я прочитаю это правило, а вы внимательно следите и слушайте. -Итак, какими способами мы можем проверить букву для правильного написания? -Чтобы проверить написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед глухим согласным, необходимо изменить форму слова или подобрать однокоренные слова, чтобы согласный оказался в сильной позиции. Также можем проверить букву, поставив слово во множественное число. -Ребята, а что такое однокоренные слова? -А формы слова -Молодцы, ребята. -Однокоренные слова – это слова, которые близки по смыслу и имеют одинаковые корень. -Формы слова – это изменение одного и того же слова (на слайде показаны примеры и определения понятиям). -Вижу, что вы немного подустали, поэтому предлагаю отдохнуть и выполнить физкультминутку. -К нам в гости пришел Панда и хочет нас немного развлечь. -Встаньте со своих мест. Задвиньте за собой стул, и встаньте так, чтобы вы никому не мешали. -Сейчас будет воспроизводиться видео, а вы повторяете все движения за Пандой. Физкультминутка- https://youtu.be/abd1NWTWfEs -Отлично, молодцы! Можете присаживаться за свои места. -Не забываем про правильную посадку. Ноги стоят ровно на полу, руки домиком, спина ровная, а расстояние между животом и партой- с кулачок. -Чтобы продолжить дальше определять верную букву в словах, я предлагаю выполнить задание из учебника 31 на странице 20. -Кто прочитает нам задание? -Спасибо большое! -Кто прочитает слова под цифрой 1? 1. Берёза, (много) берёз, (к) берёзам, (у) берёзы. - Так, а как ты думаешь, это формы одного и того же слова или это однокоренные слова? - Отлично. Теперь прочитаем слова под цифрой 2. 2. Берёза, берёзка, берёзонька, березняк (берёзовый лес). - А в этой строке какие у нас слова? Формы одного и того же слова или однокоренные слова? - Хорошо. Теперь ответьте мне на вопросы. - В каких словах звучание парного согласного не совпадает с его обозначением буквой, а в каких – совпадает: перед гласным звуком? Перед непарным звонким согласным звуком [н]? Перед другим парным согласным? На конце слова? - Одинаковой ли буквой обозначается парный по глухости-звонкости звук в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова? -Совершенно верно, парный по глухости-звонкости звук в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова обозначается одинаковой буквой.
- Спишите в тетрадь только те слова, в которых написание выделенной буквы надо проверять. -Ниже на странице в учебнике представлено правило. Давайте прочитаем его и сделаем вывод. -Давайте я его прочитаю, а кто-то из вас нам скажет вывод. -Итак, какой мы с вами можем сделать вывод по данному правилу своими словами? – -В одинаковой части в корне одного итого же слова и в однокоренных словах парный по глухости-звонкости согласный звук обозначается одной и той же буквой. -Верно, спасибо большое! -Вернемся к задачам на урок. Прочитайте пожалуйста, какую задачу мы уже решили? -Верно, мы с вами узнали, как можно проверить букву для ее написания. |
1. Я думаю, что это формы одного и того же слова, потому что изменяются только окончания существительных. 2. В этой строке перечислены однокоренные слова, потому что они имеют общий корень «берёз» и все связаны по смыслу со словом «берёза»
Звучание парного согласного не совпадает с его обозначением буквой, когда стоит на конце слова или в корне слова перед другим парным согласным.
Это слова: (много) берёз, берёзка. А в остальных словах совпадает.
В одинаковой части в корне одного итого же слова и в однокоренных словах парный по глухости-звонкости согласный звук обозначается одной и той же буквой.
|
Ф, И |
Презентация, доска |
Контроль учителя, самоконтроль |
|
|
Самостоятельная работа |
организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на новый способ действий, развивать умение осознавать цель выполняемых действий; понимать смысл предъявляемых учебных задач, планировать и анализировать свои действия |
· беседа, объяснение · иллюстрация, демонстрация · Частично-поисковые · педагогическое требование · упражнение · Художественное слово. · Поощрение.
|
-Итак, какой пункт плана нам с вами осталось решить? -Верно, нам с вами необходимо выполнить самостоятельную работу на рабочих листах. Это задания под номерами 3, 4, 5. -Посмотрите на эти задания. -Кто прочитаем нам, что необходимо будет сделать, выполняя 3 задание? -Верно, вам необходимо будет поставить галочку в окошко, если пары слов начинаются с парного по глухости-звонкости согласного звука и подчеркнуть буквы, которые обозначают эти звуки
-Следующее задание. Вам необходимо прочитать текст и указать ниже в пропущенное место количество звуков [к] в данном предложении.
-Ну и последнее, 5 задание. Вам необходимо будет по рисунку вспомнить что нарисовано и перенести по порядку в слове звуки в окошечки. И в пустые строки вам необходимо будет написать признаки каждого звука. В этом вам помогут слова для справок, которые находятся ниже. -Посмотрите еще раз на задания и задайте мне вопрос, если вам что-что непонятно. -Если все понятно, то можете приступать к работе. Эту работу вы выполняете в течение 4 минут.
-Итак, я вижу, что вы закончили выполнять данную работу, поэтому предлагаю проверять. -Сейчас на слайде будут появляться верные ответы на данные задания. Вам необходимо взять в руки простой карандаш и поставить рядом с правильным ответом +, если ваше задание выполнено верно и -, если задание вы выполнили неверно. -У кого нет ни единой ошибки? -Великолепно, молодцы! -У кого было 2 и более ошибки? -Ничего страшного, у вас обязательно все получится в следующий раз. |
|
Ф, И |
Презентация, рабочие листы. |
Контроль учителя, самоконтроль |
|
|
Рефлексия |
инициировать рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности |
· объяснение · Объяснительно-иллюстративные · педагогическое требование |
-Итак, давайте подведем итоге всего сегодняшнего урока. -Что вам понравилось больше всего? -Мы работали не в одиночку, а в паре. Поэтому, повернитесь к своему напарнику. И поблагодарите его с улыбкой за работу. -Назовите тему урока. -Какие задачи мы ставили перед собой? -Что мы делали сначала? -Верно, спасибо. -Сейчас выберите карточку с зеленым учебником, если у вас всё получалось и занятие вам понравилось. Выберите красный, если занятие вам понравилось, но были трудности. -Я тоже покажу зеленую книгу, потому что мне понравилось с вами работать и у меня на уроке было хорошее настроение. -Сегодня на уроке я хочу поблагодарить … за правильные ответы на уроке, … за активность на уроке, … за усердную работу, … за добросовестную работу в паре. - Мне было очень приятно с вами работать. Спасибо за занятие!
|
Отвечают на вопросы учителя относительно урока.
Выбирают карточку с изображением учебников. |
Ф, И |
Презентация, карточки с изображением учебников. |
Контроль учителя, самоконтроль |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.