Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным
Оценка 4.7

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным

Оценка 4.7
docx
16.06.2023
Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным
РЯ парные звуки по звонкости и глух.docx

Конструкт урока русского языка

 

Класс: 2

Тема: Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным.

УМК: «Школа России»

Планируемый результат:

Личностный: обучающиеся проявляют активность в процессе урока, положительный эмоциональный настрой на познавательную деятельность, демонстрируют уважительное отношение к уроку русского языка, проявляют самостоятельность мышления.

Метапредметные: демонстрируют волевую саморегуляцию, контроль, коррекцию, принимают и сохраняют цель, учебную задачу, оценивают совместно с учителем результат своих действий; устанавливают причинно-следственные связи, синтез, обобщение; демонстрируют умение слушать учителя и вступать в диалог, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Предметный: обучающиеся знают, что такое проверочное и проверяемое слово, умеют находить в словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять.

 

Цель урока: формировать представления о правописании слов с парными по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным в русском языке посредством выполнения практических заданий.

 

Задачи:

Воспитательная: мотивировать на активность в процессе урока, формировать положительный эмоциональный настрой на познавательную деятельность, прививать уважительное отношение к уроку русского языка, самостоятельность мышления.

Коррекционно-развивающие: развивать волевую саморегуляцию, контроль, коррекцию, принимать и сохранять цель, учебную задачу, оценивать совместно с учителем результат своих действий; устанавливать причинно-следственные связи, синтез, обобщение; умение слушать учителя и вступать в диалог, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Образовательная: научить находить в словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять.

 

Результат коррекционной работы: демонстрируют такие особенности психических процессов, как: объем и распределение внимания, словесно логическое мышления, демонстрируют такие мыслительные операции, как: синтез, обобщение.

 

Принципы обучения и воспитания:

Принципы обучения:

        Принцип наглядности

        Принцип систематичности и последовательности

        Принцип доступности

        Принцип целостности

        Принцип деятельности

        Принцип научности

        Принцип психологической комфортности

        Принцип индивидуального подхода

        Принцип связи с жизнью (теории с практикой)

Принципы воспитания

        Создание положительного эмоционального подъема

        Воспитание через взаимодействие

Методы обучения и воспитания:

Методы обучения:

1. По источнику получения знаний:

        Словесные: беседа, объяснение

        Наглядные: иллюстрация, демонстрация

        Практические: упражнения

2. По дидактическим целям:

        Методы проверки и оценки знаний.

3. По уровню включения в продуктивную деятельность:

        Объяснительно-иллюстративные

        Частично-поисковые

Методы воспитания:

1. Методы формирования соц. опыта:

        педагогическое требование;

        упражнение

2. Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения:

        Художественное слово.

        Беседа

3. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

        Поощрение.

 

Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная

Средства обучения:

        Демонстрационные: презентация, аншлаги.

        Индивидуальные: пенал, учебник, карточки с рабочим листом.

 

Тип урока: закрепление.

Список источников:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Утвержден приказом МИНОБРНАУКИ РФ № 1598 от 19.12.2014 г.

2. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования

обучающихся с задержкой психического развития, вариант 7.2. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)

3. Русский язык. Рабочие программы. 1-4 классы. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина.

4. Учебник: Канакина В.П. Русский язык. 2 класс (2 часть)

5. Физкультминутка- https://youtu.be/abd1NWTWfEs .

 

 

План урока: 

1.         Мотивация к учебной деятельности.                                                                                                 2 мин

2.         Актуализация опорных знаний и способов действий.                                                                     7 мин

3.         Выявление проблемы                                                                                                                           3 мин

4.         Решение проблемы. Первичное закрепление                                                                                  20 мин

5.         Организация самостоятельной работы                                                                                              5 мин

6.         Информация о домашнем задании                                                                                                     1 мин.

7.         Рефлексия учебной деятельности                                                                                                       2 мин.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

 

Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

(Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Форма контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

 

Мотивация к учебной деятельности

 

организовать обучающихся на предстоящую деятельность,

формировать умение принимать и осваивать социальную роль обучающегося, воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость

·             демонстрация

·             педагогическое требование

 

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мария Алексеевна и сегодня урок русского языка у вас проведу у вас я.

-Встанем с вами и поздороваемся.

-Проверим вашу готовность, у вас на партах должны лежать: дневник, пенал, тетрадь и рабочий лист, который мы пока не трогаем.

-Присядут те, у кого хорошее настроение. Присядут те, кто готов активно работать на уроке. Присядут те, кто рад видеть меня и своих одноклассников.

- Ребята, напоминаю вам о том, что нужно сесть ровно и красиво, спинка прямая, ноги поставьте на пол, а руки положите на парту.

-Для того, чтобы наш урок был продуктивным- предлагаю вспомнить правила поведения на уроке. Кто может нам напомнить?

-Да, совершенно верно.

1. Отвечать только по поднятой руке;

2. Когда учитель или одноклассник отвечает, то нужно слушать внимательно и не разговаривать;

3. Нельзя выкрикивать.

-Я уверена, что вы сегодня будете активными и у вас все обязательно получится.

 

 

 

 

 

-Проверяют готовность.

 

 

 

 

 

 

 

Проверяют посадку.

 

 

 

Вспоминают правила работы на уроке.

 

 

Ф, И

презентация

Контроль учителя, самоконтроль

 

 

Актуализация знаний

актуализировать имеющиеся знания обучающихся, необходимые для «открытия нового знания»

 

·         Словесные: беседа, объяснение

·         иллюстрация, демонстрация

·         педагогическое требование;

·         упражнение

·         Художественное слово.

·         Беседа

·         Поощрение.

 

-Для того, чтобы красиво и правильно писать, проведем минутку чистописания. На доске примеры букв. Ваша задача прописать по одной строчке каждой буквы

Дд

Тт

-В начале урока нам с вами необходимо вспомнить материал прошлых уроков для того, чтобы быть успешными на уроке и решить все задачи.

-Для этого нам с вами поможет рабочий лист, который лежит у вас на парте.

-Итак, подпишите ваши рабочие листы.

-Хорошо. Можем приступить к выполнению первого задания.

Перед вами находится схема, но схема не простая, в ней находятся пропуски. Наша задача- заполнить пустые пропуски. Работать предлагаю в парах. Перед тем, как приступить к работе, мы должны вспомнить правила работы в паре.

-Кто хочет нам назвать эти правила?

-Отлично, можете приступать к работе.

-Я вижу, что вы закончили работу, предлагаю проверить ваши работы. Кто хочет ответить первыми?

-Верно, кто согласен с ребятами- покажите класс.

-Как мы можем определить звонкий это звук или глухой?

-Да, мы можем закрыть уши руками и произнести звуки. Когда мы хорошо звук слышим, отчетливо- значит, это звонкий звук, а если плохо слышно- значит, глухой звук. Так будет сразу понятно какой звук глухой, а какой звонкий.

-Великолепно, молодцы!

-Выполняя первое задание в рабочем листе мы что с вами вспоминали?

-Совершенно верно, мы с вами вспомнили про звуки речи и вспомнили какие есть звуки по звонкости-глухости. Сегодня наша тема будет связана со звонкими и глухими парными согласными звуками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф, И

Презентация,

Контроль учителя, самоконтроль

 

Выявление проблемы и постановка цели и задач урока.

выявление затруднений

каждого обучающегося,

развивать умение осознавать цель выполняемых действий; понимать смысл предъявляемых учебных задач, планировать свои действия, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач, владеть диалоговой формой речи, отвечать на вопросы учителя

·         беседа, объяснение

·         демонстрация

·         Объяснительно-иллюстративные

·         педагогическое требование

Беседа

·         Поощрение.

 

-Сейчас я предлагаю потренироваться в определении звуков в слове.

-Для того чтобы узнать, с какими словами мы будем работать, я предлагаю разгадать ребусы. Ребусы будут показаны на слайде. Отгадываем по поднятой руке.

-Итак, наблюдаем первый ребус. Кто уже знает ответ?

-Говори, Макар.

-Отлично, это слово «зу[п]».

-Какой звук мы с вами слышим на конце слова при произношении?

-А какую букву мы пишем при написании этого слова.

Так, хорошо, это мы проверим чуть позже.

-Верно, мы слышим звук «П».

-Теперь разгадаем следующий ребус. Кто уже знает ответ?

-Говори.

-Верно, это слово «су[п]». Какой звук мы слышим на конце этого слова?

-Верно, это звук «П».

-А какую букву мы пишем при написании этого слова.

Так, хорошо, это мы проверим чуть позже.

-Давайте запишем в тетрадь эти два слова с окошечками, где напишем букву «П»

-Давайте сравним эти два слова. При произношении этих слов мы слышим на конце звук «П», но слово зу[п] пишется с букой «Б», а вот слово су[п] мы пишем с буквой «П».

- Можно ли на слух определить, какой буквой надо обозначить парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова?

- Нет, мы не можем на слух определить, какой буквой надо обозначить парный по глухости-звонкости согласный звук.

-Ребята, а у нас могут возникнуть трудности при написании слов с парными звонкими и глухими звуками?

-Конечно, у каждого может возникнуть такая проблема.

-Сегодня как раз мы с вами и узнаем, как нам написать правильную букву.

-Для продуктивного изучения нового материала, нам с вами необходимо сформулировать тему урока. Для того, чтобы поставить тему урока, предлагаю посмотреть на слайд. Здесь написана тема, но не все так просто. Слова перемешались между собой. Вам необходимо будет в правильном порядке расставить слова в предложении.

-Отвечаем по поднятой руке.

Тема урока: Правописание слов с парным по звонкости-глухости согласным звуком.

-Для того, чтобы сформулировать задачи урока, предлагаю

Задачи урока:

1.       Узнать, как проверить написание буквы в словах;

2.       Выполнить самостоятельную работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выходят на тему, цель и план урока

 

 

Ф, И

Презентация, видеоролик

Контроль учителя, самоконтроль

 

 

Решение проблемы

Первичное закрепление

формировать умение принимать и осваивать социальную роль обучающегося, проявлять и осознавать социально значимые мотивы учебной деятельности; воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей

·         беседа, объяснение

·         иллюстрация, демонстрация

·         Объяснительно-иллюстративные

·         Частично-поисковые

·         педагогическое требование

·         Художественное слово.

·         Беседа

·         Поощрение.

 

-Предлагаю вернуться к рабочему листу и выполнить следующее задание, задание № 2.

Начнём выполнять его.

-Кто прочитает нам задание?

-Произнесите каждый звук, который выделен во всех словах.

Хлебушек, хлебный, хлеб, хлебцы.

-Верно, молодцы! Хлебушек [б], хлебный [б], хлеб [п], хлебцы [п].

-Когда звучание по глухости-звонкости согласного звука не совпадает с его обозначением буквы?

-Верно, когда согласный звук стоит на конце или перед глухим согласным.

-А почему мы можем назвать все эти слова родственными?

-Все слова в данном ряду являются родственными, потому что имеют общий корень «хлеб» и по смыслу связаны со словом «хлеб».

-Мы с вами выяснили, что ошибиться в написании буквы мы можем, если согласный звук стоит на конце или перед глухим согласным.

-Для того чтобы узнать, как нам проверить букву для правильного написания, предлагаю прочитать правило, которое находится на странице 19 в учебнике.  

-Давайте я прочитаю это правило, а вы внимательно следите и слушайте.

-Итак, какими способами мы можем проверить букву для правильного написания?  

-Чтобы проверить написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед глухим согласным, необходимо изменить форму слова или подобрать однокоренные слова, чтобы согласный оказался в сильной позиции. Также можем проверить букву, поставив слово во множественное число. 

-Ребята, а что такое однокоренные слова?

-А формы слова

-Молодцы, ребята.

-Однокоренные слова – это слова, которые близки по смыслу и имеют одинаковые корень.

-Формы слова –  это изменение одного и того же слова (на слайде показаны примеры и определения понятиям).

-Вижу, что вы немного подустали, поэтому предлагаю отдохнуть и выполнить физкультминутку.

-К нам в гости пришел Панда и хочет нас немного развлечь.

-Встаньте со своих мест. Задвиньте за собой стул, и встаньте так, чтобы вы никому не мешали.

-Сейчас будет воспроизводиться видео, а вы повторяете все движения за Пандой.

Физкультминутка- https://youtu.be/abd1NWTWfEs 

-Отлично, молодцы! Можете присаживаться за свои места.

-Не забываем про правильную посадку. Ноги стоят ровно на полу, руки домиком, спина ровная, а расстояние между животом и партой- с кулачок.

-Чтобы продолжить дальше определять верную букву в словах, я предлагаю выполнить задание из учебника 31 на странице 20.

-Кто прочитает нам задание?

-Спасибо большое!

-Кто прочитает слова под цифрой 1?

1. Берёза, (много) берёз, (к) берёзам, (у) берёзы.

- Так, а как ты думаешь, это формы одного и того же слова или это однокоренные слова?

- Отлично. Теперь прочитаем слова под цифрой 2.

2. Берёза, берёзка, берёзонька, березняк (берёзовый лес).

- А в этой строке какие у нас слова? Формы одного и того же слова или однокоренные слова?

- Хорошо. Теперь ответьте мне на вопросы.

- В каких словах звучание парного согласного не совпадает с его обозначением буквой, а в каких – совпадает: перед гласным звуком? Перед непарным звонким согласным звуком [н]? Перед другим парным согласным? На конце слова?

- Одинаковой ли буквой обозначается парный по глухости-звонкости звук в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова?

-Совершенно верно, парный по глухости-звонкости звук в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова обозначается одинаковой буквой.

 

- Спишите в тетрадь только те слова, в которых написание выделенной буквы надо проверять.

-Ниже на странице в учебнике представлено правило. Давайте прочитаем его и сделаем вывод.

-Давайте я его прочитаю, а кто-то из вас нам скажет вывод.

-Итак, какой мы с вами можем сделать вывод по данному правилу своими словами? –

-В одинаковой части в корне одного итого же слова и в однокоренных словах парный по глухости-звонкости согласный звук обозначается одной и той же буквой.

-Верно, спасибо большое!

-Вернемся к задачам на урок. Прочитайте пожалуйста, какую задачу мы уже решили?

-Верно, мы с вами узнали, как можно проверить букву для ее написания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Я думаю, что это формы одного и того же слова, потому что изменяются только окончания существительных.

2. В этой строке перечислены однокоренные слова, потому что они имеют общий корень «берёз» и все связаны по смыслу со словом «берёза»

 

Звучание парного согласного не совпадает с его обозначением буквой, когда стоит на конце слова или в корне слова перед другим парным согласным.

 

Это слова: (много) берёз, берёзка. А в остальных словах совпадает.

 

В одинаковой части в корне одного итого же слова и в однокоренных словах парный по глухости-звонкости согласный звук обозначается одной и той же буквой.

 

Ф, И

Презентация, доска

Контроль учителя, самоконтроль

 

Самостоятельная работа

организовать  самостоятельное выполнение учащимися заданий на новый способ действий,

развивать умение осознавать цель выполняемых действий; понимать смысл предъявляемых учебных задач, планировать и анализировать свои действия

·         беседа, объяснение

·         иллюстрация, демонстрация

·         Частично-поисковые

·         педагогическое требование

·         упражнение

·         Художественное слово.

·         Поощрение.

 

-Итак, какой пункт плана нам с вами осталось решить?

-Верно, нам с вами необходимо выполнить самостоятельную работу на рабочих листах. Это задания под номерами 3, 4, 5.

-Посмотрите на эти задания.

-Кто прочитаем нам, что необходимо будет сделать, выполняя 3 задание?

-Верно, вам необходимо будет поставить галочку в окошко, если пары слов начинаются с парного по глухости-звонкости согласного звука и подчеркнуть буквы, которые обозначают эти звуки

 

-Следующее задание. Вам необходимо прочитать текст и указать ниже в пропущенное место количество звуков [к] в данном предложении.

 

-Ну и последнее, 5 задание. Вам необходимо будет по рисунку вспомнить что нарисовано и перенести по порядку в слове звуки в окошечки. И в пустые строки вам необходимо будет написать признаки каждого звука. В этом вам помогут слова для справок, которые находятся ниже.

-Посмотрите еще раз на задания и задайте мне вопрос, если вам что-что непонятно.

-Если все понятно, то можете приступать к работе. Эту работу вы выполняете в течение 4 минут.  

 https://sun9-north.userapi.com/sun9-78/s/v1/ig2/mcFhomhj9CzhT2cJJNcir7BvUQoINmvUFM6rAuMHirilPMKSYoKqTXnmlvyffLnohSTEqzxXSImjCFPWlHdPoIBP.jpg?size=607x1080&quality=95&type=album

-Итак, я вижу, что вы закончили выполнять данную работу, поэтому предлагаю проверять.

-Сейчас на слайде будут появляться верные ответы на данные задания. Вам необходимо взять в руки простой карандаш и поставить рядом с правильным ответом +, если ваше задание выполнено верно и -, если задание вы выполнили неверно.

-У кого нет ни единой ошибки?

-Великолепно, молодцы!

-У кого было 2 и более ошибки?

-Ничего страшного, у вас обязательно все получится в следующий раз.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф, И

Презентация, рабочие листы.

Контроль учителя, самоконтроль

 

Рефлексия

инициировать рефлексию обучающихся по

поводу своей деятельности

·         объяснение

·         Объяснительно-иллюстративные

·         педагогическое требование

-Итак, давайте подведем итоге всего сегодняшнего урока.

-Что вам понравилось больше всего?

-Мы работали не в одиночку, а в паре. Поэтому, повернитесь к своему напарнику. И поблагодарите его с улыбкой за работу.

-Назовите тему урока.

-Какие задачи мы ставили перед собой?

-Что мы делали сначала?

-Верно, спасибо.

-Сейчас выберите карточку с зеленым учебником, если у вас всё получалось и занятие вам понравилось. Выберите красный, если занятие вам понравилось, но были трудности.

-Я тоже покажу зеленую книгу, потому что мне понравилось с вами работать и у меня на уроке было хорошее настроение.

-Сегодня на уроке я хочу поблагодарить … за правильные ответы на уроке, … за активность на уроке, … за усердную работу, … за добросовестную работу в паре.

- Мне было очень приятно с вами работать. Спасибо за занятие!

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя относительно урока.

 

 

 

 

Выбирают карточку с изображением учебников.

Ф, И

Презентация, карточки с изображением учебников.

Контроль учителя, самоконтроль

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Конструкт урока русского языка

Конструкт урока русского языка

Принцип наглядности ➢

Принцип наглядности ➢

Поощрение. Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная

Поощрение. Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная

Этап фрагмента урока Образовательная задача этапа урока

Этап фрагмента урока Образовательная задача этапа урока

Здравствуйте, ребята! Меня зовут

Здравствуйте, ребята! Меня зовут

Отлично, можете приступать к работе

Отлично, можете приступать к работе

Объяснительно-иллюстративные · педагогическое требование

Объяснительно-иллюстративные · педагогическое требование

Отвечаем по поднятой руке.

Отвечаем по поднятой руке.

Объяснительно-иллюстративные ·

Объяснительно-иллюстративные ·

Отлично. Теперь прочитаем слова под цифрой 2

Отлично. Теперь прочитаем слова под цифрой 2

Частично-поисковые · педагогическое требование · упражнение ·

Частично-поисковые · педагогическое требование · упражнение ·

Итак, я вижу, что вы закончили выполнять данную работу, поэтому предлагаю проверять

Итак, я вижу, что вы закончили выполнять данную работу, поэтому предлагаю проверять
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.06.2023