правописание удвоенных согласных

  • docx
  • 26.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала pravopisanie_udvoennyh_soglasnyh_v_korne_slova.docx

Технологическая карта по русскому языку в 3 классе

Тема: правописание удвоенных согласных в корне слова

3 класс

Цель: развитие умений наблюдать за орфограммами-буквами удвоенных согласных в корне слова, находить в словах эту орфограмму, а также переносить слова с удвоенной буквой согласного в середине слова.

Задачи:

-сформировать умение наблюдать за новой орфограммой;

-находить в словах эту орфограмму;

-правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне середины слова

-сформировать умение применять изученное правило.

 

Планируемые результаты

Личностные результаты: оценивать ситуации, объяснять смысл своих оценок, мотивов.

Метапредметные результаты:

Р.1: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

К.1: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Предметные результаты: сформировать умение наблюдать за новой орфограммой, находить в словах эту орфограмму.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Структура и ход урока:

Этап урока

Действия учителя

Действия учащихся

УУД

1.     Мотивация

-Что мы делаем для того, чтобы стать грамотными?

 

 

 

-Сегодня мы рассмотрим с вами орфограмму, которая не похожа ни на одну другую.

Запись словарных слов.

-Что общего в написание этих слов?

-А как выглядит орфограмма?

-Какие звуки обозначаются буквенной орфограммой?

-А если сочетание?

 

-Сегодня мы с вами попытаемся рассмотреть еще одну особенность правописания согласных звуков.

- А какую особенность правописания мы уже знаем?

Сугроб [п]

Сердце [рц]

 

Отвечают на вопрос.

Учим правила, находим опасные места и проверяем их, учимся писать правильно слова.

 

 

 

 

Записывают

Все орфограммы не подлежат проверке.

Буква или сочетание букв.

 

Гласные и согласные

 

Гласные и согласные, только согласные.

 

Личностные: самоопределение, готовность и способность обучающихся к саморазвитию.

2.     Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

-А сегодня согласный предлагает нам новую задачу.

-Подумайте какое слово я написала?

[каса]

-Мы хотели рассмотреть жизнь согласных звуков!

-проведем звуковой анализ слова

-Почему мы не сразу узнали слово?

 

 

-А вам когда-нибудь приходилось встречаться со словами, где есть такое несовпадение?

 

 

 

 

коса

 

 

касса

 

проводят звуковой анализ слова

звук один мы просто произносим его длиннее, букв потребовалось 5, а звуков 4.

Думают, размышляют, высказывают свои мнения.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

3.     Выявление места и причины затруднения

-запишите это слово

 

-В какой части слова появляются две одинаковые буквы?

-А мы можем как-то объяснить, почему в этих словах пишется две одинаковые буквы?

Записывают.

 

В корне

 

 

Думают, размышляют, высказывают свои мнения

Регулятивные: прогнозировнание и целеполагание – постановка учебной задачи на соотнесение того, что еще неизвестно.

4.     Построение проекта выхода из затруднения

-С точки зрения происхождения русского языка это объяснить невозможно, т.к. эти слова заимствованы, но они настолько нам стали родные, что мы даже этого и не подозреваем.

-запишите слова

Кассета, касса, сумма.

-Давайте выясним с какого языка пришли к нам эти слова.

-Чем мы для этого можем воспользоваться?

Cassa

Слово касса заимствовано из итальянского языка. Пишется две буквы, поэтому в русском языке мы также сохранили две буквы С.

Cassete

Слово кассета пришло к нам из английского языка

Summa

Слово сумма пришло к нам из латинского языка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают слова в тетрадь

 

 

 

Словарем

 

 

Наблюдают и сравнивают русскую запись слова и иностранную.

 

5.     Реализация построенного проекта

-какой мы можем сделать вывод?

-Как пишутся слова с удвоенным согласным звуком?

-В какой части слова находится удвоенная буква согласного?

– Что надо сделать, чтобы ответить на этот вопрос?

– Возьмите слово класс. Какие однокоренные слова вы допишете?

- В какой части слова находится удвоенная буква сс?

-Сделайте вывод?

 

 

Правило переноса слов с удвоенной буквой согласного.

Прочитайте правило на с. 58.

– Что нового из него вы узнали?

– Как же правильно перенести слова с удвоенной буквой согласного?

– Всегда ли можно так переносить слова? (

– Прочитайте вопрос после правила. Как бы вы ответили на него?

 

Написание слов с удвоенной согласной надо запомнить.

 

 

 

 

 

Подобрать однокоренные слова.

(Классный, одноклассники.)

 

 

В корне

 

 

Удвоенная буква согласного пишется в корне однокоренных слов

 

 

 

 

 

Как нужно переносить слова с удвоенной буквой согласного.)

Одна буква остаётся на строке, а вторая переносится на другую строку.

(

Нет, только если удвоенная буква находится в середине слова.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других.

6.     Первичное закрепление (применение нового материала)

Слайд

Троллейбус, Анна, кроссовки, Иннна

-запишите с данными словами два предложения. Подчеркните удвоенные согласные и разделите слова с удвоенной согласной в корне слова для переноса

двое учеников работают у доски

дети читаю свои предложения

 

7.     Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организует самостоятельную работу по карточкам (слайды).

-вставить пропущенные буквы в словах с удвоенной согласной в корне.

Отвечают на вопросы

 

 

8.     Рефлексия учебной деятельности на уроке

Составьте образец (модель) изученной на уроке орфограммы. (С + С =  СС)

проверяемой или непроверяемой является орфограмма-удвоенная буква согласного? Почему?

– Какие новые слова с удвоенной буквой согласного вы узнали? 

С+С=СС

 

Отвечают на вопросы, делают выводы

Регулятивные: осуществлять познавательную и личностную рефлексию.