Правописание гласных в окончаниях имен существительных после шипящих и Ц
Оценка 4.8
Занимательные материалы +1
docx
русский язык
3 кл
20.10.2017
Цели урока: создать условия для знакомства с орфограммой «Буквы о/е после шипящих и ц в окончаниях существительных», для отработки правописания слов с данной орфограммой.
Ход урока
I. Организационный момент
Настрой на работу.
– Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
Правописание гласных в окончаниях имен существительных после шипящих и Ц..docx
Тема:Правописание гласных в окончаниях имен существительных после шипящих и
Ц.3 класс.
Цели урока: создать условия для знакомства с орфограммой «Буквы о/е после шипящих и
ц в окончаниях существительных», для отработки правописания слов с данной
орфограммой.
Ход урока
I. Организационный момент
Настрой на работу.
– Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. Надеюсь, что урок пройдет
интересно и увлекательно.
II. Чистописание.
Ж ш щ ч
Пшеница
– Что объединяет буквы? (Это шипящие)
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
На интерактивной доске записаны слова (буквы о, е закрыты смайликом):
(Слайд 1) Приложение
уу
уу
свеч…й – т ч…й
карандаш…м – д ш…м
борц…м – п льц…м
огурц…м – з йц…м
ау
ау
– Прочитайте слова.
– Какие буквы пропущены?
– Почему задание вызвало затруднения? (Недостаточно знаний)
– Назовите тему урока. (Дети в учебнике находят тему.)
– К какому блоку относится урок? (К блоку «Правописание»)
– Какую главную цель мы ставим на уроках блока «Правописание»? (Я хочу научиться
писать без ошибок, правильно говорить и составлять письменные тексты, так как хочу
быть культурным человеком.) – Скажите, какие учебные задачи вы будете решать на уроке? Чему учиться на уроке?
(Дети формулируют задачи, пользуясь заданиями к упражнениям в учебнике.)
(1. Мы будем учиться обозначать звук (о) после шипящих и ц в окончаниях имён
существительных. 2. Познакомимся с новым правилом. 3. Будем работать в парах. 4.
Узнаем, почему сердце получило такое название. и т. д.)
IV. Актуализация знаний.
1. – Что мы знаем об имени существительном?
Игра «Пересадки»
2. – Что общего в словах каждого столбика?
уу
свеч..й – т ч…й
карандаш…м – д ш…м
борц…м – п льц…м
огурц…м – з йц…м
ау
ау
уу
(Шипящие и ц, в первом – окончание ударное, во втором – безударное)
– Сможем мы теперь вставить пропущенные буквы? (Нет. Недостаточно знаний.)
V. Первичное восприятие и усвоение новых знаний.
1. – Какой звук вы слышите после шипящих?
(Ластиком стереть смайлики.)
оу
свеч й – т чей
уу
карандаш м – д шем
борц м – п льцем
огурц м – з йцем
уу
оу
ау
ау
оу
оу
– А какими буквами он обозначен в словах?
– Какой вывод можете сделать? От чего же зависит правописание о – е в окончании имен
существительных?
– Сравните с правилом в учебнике.
– Когда в окончаниях имён существительных после шипящих и ц пишется буква о, когда е?
VI. Первичная проверка понимания.
Первичное усвоение правила
– Итак, ребята, мы с вами познакомились с новым правилом. А сейчас пользуясь
учебником, составим алгоритм правописания О и Е в окончаниях существительных после
шипящих и Ц «Исключи ошибку». 1. Составление алгоритма (Слайд 2 )
«Исключи ошибку»
1. Подчеркни шипящий или ц.
2. Поставь ударение.
3. Напиши слово орфографически правильно.
2. Интерактивное средство – «Сортировка» 11 чел. (Слайд 3 )
Дети перемещают таблички в соответствующие колонки
3. ИС «Сортировка вихрей – текст» (Слайд 4 )
Имеется два «водоворотавихря» с конкретными названиями, под ними – в случайном
порядке слова. Необходимо «утопить» все эти картинки в «своем» водовороте.
VII. Первичное закрепление, применение введенного правила.
1. Упражнение 1. Выполняется письменно фронтально. Работающие у доски учащиеся
при записи слов формулируют отрабатываемое правило.
Кирпич…м, сердц…м, лапш…й, пшениц…й, учениц…й, овц…й, певиц…й, умниц…й,
крыш…й, нож…м, плющ…м, кольц…м, конц…м.
2. Упражнение 2. Выполняется (устно) фронтально с подробным обоснованием выбора
буквы.
VIII. Самостоятельное использование сформированных умений и навыков.
1. Упражнение 3 – орфографический тренинг написания слов с орфограммой «Буквы о/е
после шипящих и ц в окончаниях существительных» Выполняется письменно в парах.
(Слайд 5)Одна пара работает у доски. После выполнения задания – сравнение с эталоном.
Анализ ошибок.
Рубрика «Путешествие в прошлое» – знакомство с историей слова сердце.
2. Самостоятельная работа с самопроверкой (внутренняя речь). Программа
«Отличник». Работа на ноутбуках.
IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
(Задания по выбору)
Упражнение 2. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Упражнение 4. Запиши слова в два столбика в зависимости от места орфограммы в слове
(орфограмма в окончании и в корне).
Образец записи:
шёпотом –
шептать
шорохом
шёрсткой – шерсть
жёлудем –
желудей
крыжовником
Мечом
плащом
циркачом
ежом
чертежо
м
свечой
X. Рефлексия деятельности.
– Итак, ребята, наш урок подходит к концу, для итога урока мы воспользуемся методикой
незаконченного предложения.
Я узнал…
Я научился…
Теперь я могу…
Я понял…
Мне было интересно…
Мне было трудно…
Теперь я умею…
Литература:
1. Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений: в 2х ч. Ч. 1, –
М.: ВентанаГраф, 2012.
2. Русский язык: комментарии к урокам, 3 класс, С.В.
Иванов,
Правописание гласных в окончаниях имен существительных после шипящих и Ц
Правописание гласных в окончаниях имен существительных после шипящих и Ц
Правописание гласных в окончаниях имен существительных после шипящих и Ц
Правописание гласных в окончаниях имен существительных после шипящих и Ц
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.