. Выборочный диктант.
Слова лучше представить на слайде.
– Выпишите те имена, в которых есть ь.
Пётр, Марья, Игорь, Софья, Борис, Дарья, Антон, Татьяна, Наталья, Сергей, Ольга, Ульяна, Илья.
– Подчеркните из них те, в которых ь разделительный.
– Как называется орфограмма ь в других словах? (ь для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова.)
– Как вы написали имена? Это тоже орфограмма: большая буква в именах собственных. Подчеркните её.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией
Русский язык
ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ Ь И Ъ
Урок 116 (89).
Тема: Правописание слов с разделительным ь и с ь для обозначения мягкости согласных на письме.
Цель: развитие умений писать слова с разделительным ь, объяснять написание и обозначать орфограмму, а также
различать слова с разделительным ь и ь для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
3 3
Словарная работа.
Игра «Фотоателье».
На слайде (доске) представлены слова:
Берёза, осина, рябина, ромашка, капуста, яблоня, лимон, камыш.
Ученики читают слова, затем слова закрываются. Вместо слов
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем,
иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в
виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа объектов
делать выводы.
5. Обобщать и классифициро
© ООО «Баласс», 2012
1появляются рисунки этих предметов, но одного не хватает.
Задание.
– Напишите слово, которое осталось без рисунка. Обозначьте
орфограмму.
– Запишите слова, в которых букв согласных больше, чем букв гласных.
Работа со словом берёза в Орфографической тетради на с. 2, со
словом лимон на с. 15.
1 3 3
Учитель диктует слова (элементы проверки домашнего задания),
ученик работает у доски:
Хлопья, соловьиная, трель, письмо.
– Обозначьте орфограмму.
– Вспомните, какую роль может выполнять ь, и сформулируйте задачи
урока.
Разграничивать разделительный ь и ь для обозначения мягкости
согласных и писать слова с ь.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
II.
Формулирование
проблемы,
планирование
деятельности.
ΙΙI. Развитие
умений –
применение
знания.
1 3 4 3 1
1. Работа по учебнику.
Упр. 204 – развивается умение разграничивать разделительный ь и ь
для обозначения мягкости согласных в конце слова.
вать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте
учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать
своё предположение на основе
работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной
задачей.
3. Прогнозировать предстоящую
работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную
и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое высказывание
в соответствии с поставленными
© ООО «Баласс», 2012
2задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
Упр. 205 – развивается умение составлять предложения,
включающие слова с разделительным ь, и правильно их записывать.
2. Выборочный диктант.
Слова лучше представить на слайде.
– Выпишите те имена, в которых есть ь.
Пётр, Марья, Игорь, Софья, Борис, Дарья, Антон, Татьяна,
Наталья, Сергей, Ольга, Ульяна, Илья.
– Подчеркните из них те, в которых ь разделительный.
– Как называется орфограмма ь в других словах? (ь для обозначения
мягкости согласных в конце и в середине слова.)
– Как вы написали имена? Это тоже орфограмма: большая буква в
именах собственных. Подчеркните её.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
– Задайте вопросы по теме урока. (Вопросы могут быть от одного ряда
© ООО «Баласс», 2012
3VΙ . Итог урока.
другому.) 4 4
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
V. Домашнее
задание.
Упр. 193 («Дидактический материал»).
Устно: подберите загадку, чтобы в ней были слова с ь.
Деятельность учеников:
– Соотносить количество звуков и букв в словах с буквами ь, ъ, е, ё, ю, я.
© ООО «Баласс», 2012
4