Приложение 2
ООО Учебный центр «ПРОФЕССИОНАЛ»
План-конспект открытого урока
по дисциплине «Основы православной культуры в России»
в 4 классе МОУ СОШ № 28 Г.о. Подольск
на тему «Православные праздники в жизни человека»
Разработала: Межлумова Ольга Гаврошовна
слушатель курсов профессиональной переподготовки
«Основы религиозных культур и светской этики:
теория и методика обучения в образовательной организации»
Проверил: Сергеева Наталья Валерьевна
Подольск – 2017
Тема урока: «Православные праздники в жизни человека»
1. Дата проведения – 10.02.2017 г.
2. Тип урока – комбинированный
3. Технология урока – сотрудничество и личностно-ориентированное обучение
4. Цель урока – ознакомить детей с основными православными праздниками в России, их классификацией и характером проведения, а также обосновать их роль в жизни современного человека и общества.
5. Задачи –
а) дидактические: знакомство учащихся с основными православными праздниками в России, их содержанием и характером проведения;
б) развивающие: формирование и совершенствование навыков сравнения религиозных событий и явлений применительно к определенной социокультурной среде обитания;
в) воспитательные: формирование толерантного, уважительного отношение к представителям других религиозных объединений и их культовой деятельности.
6. Планируемые образовательные результаты – знание о происхождении, причине появления, содержании и особенностях православных праздников; навыки и умения уважительного отношения к православной культуре, ее правилам и нормам; изучение и знание правил поведения и их соблюдение в период праздника, а также умение готовить сообщения по данной тематике.
7. Основные термины, понятия – религия, праздник, Пасха, Рождество Христово, Пресвятая Богородица, икона, алтарь, пост, апостол, «святой воин».
8. Оборудование (перечень приборов, ТСО, наглядных пособий, раздаточного материала и т.д.) –
1) мультимедийный образовательный ресурс «Энциклопедия Кирилла и Мефодия»;
2) таблица «Классификация и содержание православных праздников»;
3) перфокарты для учащихся;
4) иллюстрации праздников к уроку;
5) заготовки для индивидуальной работы во время урока;
6) задание на самостоятельную работу.
9. План урока:
а) организационный момент:
- объявляется тема урока, его цель и основные задачи;
- проверка пройденного материала (например, устройство православной церкви или тема хранителей религиозных ценностей).
б) основная часть:
- рассмотрение и обсуждение ряда вопросов, в частности: 1) какие события связаны с празднованием того или иного православного праздника; 2) почему праздник относится к великим, средним и малым; 3) почему православная Пасха не совпадает с еврейской пасхой; 4) когда празднуется православная Пасха; 5) почему День святой Троицы (или Пятидесятница) отмечается на 50-й день после Пасхи и т.д.;
- организация индивидуальной или групповой работы учеников, например, работа с текстом по теме занятия;
- формулировки заданий ученикам на каждом этапе урока, в частности, работа после прочтения текста (ответы на вопросы учителя; использование фрагмента видеофильма о православном празднике, ходе его празднования; храме, его устройстве и др.);
- творческая работа: написать небольшое сочинение-рассуждение на тему «Почему православный праздник является элементом духовной жизни современной России?»; сделать подписи к картинкам (используя слова-подсказки), заполнение таблиц, работа с иллюстрациями и др.;
- самостоятельная работа учащихся в группах;
- выступление групп по изученному материалу,.
- предполагаемые результаты выполнения этих заданий;
- материалы к занятию: ссылки на материалы по теме урока (указание номеров страниц из учебных материалов по теме занятия и т.п.); рисунки, задачи (с решением), схемы, таблицы, вид школьной доски (оформляется приложениями);
- контроль и оценка результатов труда на уроке каждого учащего.
в) заключительная часть урока (подведение итогов):
- итоговый блиц-опрос: какие праздники существуют в православии? Когда они празднуются? Зачем люди следуют православным канонам и т.д.;
- домашнее задание на выбор (представить разные варианты на выбор, индивидуальные и т.д.);
10. Список использованной литературы, компакт-дисков, ссылок на Интернет-ресурсы.
Самоанализ урока
(примерная схема)
1. Внешние связи урока (место и роль урока в изучаемой теме; характер связи с предыдущими и последующими уроками; межпредметные связи)
2. Характеристика триединой цели урока с опорой на характеристику класса (обучающая, воспитывающая, развивающая)
3. Характеристика замысла урока. Характеристика этапов урока
I. Общая организация урока
1. Последовательность и распределение этапов урока по времени.
2. Организация познавательной деятельности на уроке (сочетание фронтальной, групповой, индивидуальной работы).
3. Соблюдение охранительного режима.
4. Подведение итога урока.
II. Содержание урока
1. Научная, воспитательная и развивающая направленность урока.
2. Правильность подбора учебного материала на уроке.
3. Связь теории с практикой.
4. Организация повторения на уроке и его содержание. Связь повторенного с новым материалом.
5. Уровень знаний, умений, навыков учащихся.
III. Методическая сторона урока и его оборудование
1. Качество методов и приемов обучения, их адекватность задачам урока и уровню развития познавательных возможностей детей.
2. Чередование методов обучения.
3. Оборудование урока и его использование.
4. Методы опроса. Правильность ответа учащихся.
4. Функциональный анализ урока
1. Насколько структура урока соответствовала поставленной цели, замыслу урока, возможностям классного коллектива.
2. Наиболее удачные и неудачные моменты в деятельности учителя и учащихся.
3. Соответствие стиля отношений учителя и учащихся успешному формированию результата урока.
5. Оценка конечного результата урока
1. Оценка качества знаний, умений и навыков, полученных учащимися.
2. Определение разрыва между поставленными задачами и реальным конечным результатом.
3. Причины данного разрыва.
4. Оценка достижений воспитательных и развивающих задач урока.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.