Православный праздник Пасхи в произведении И.С.Шмелёва «Лето Господне»
Оценка 4.6

Православный праздник Пасхи в произведении И.С.Шмелёва «Лето Господне»

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа +2
Взрослым
16.11.2018
Православный праздник Пасхи в произведении И.С.Шмелёва «Лето Господне»
Каждый русский человек должен знать историю своей страны, православные обычаи, традиции. Именно традиции, обычаи помогают заложить основы нравственного воспитания человека, культурно-духовного развития, формируют нормы поведения, воспитывают любовь, добро, милосердие. Пасха – праздник Светлого Христова Воскресения. Вся неделя, предшествующая этому дню, называется Великой или Страстной неделей. У православных славян существует много традиций, приуроченных к дням Великой Недели. В произведении И.С.Шмелёва мы узнаем об этих традициях: о Великом посте, предшествующем Пасхе, обычае красить яйца, готовить пасхальную еду, делать подарки, совершать добрые дела. Пасха – это самый главный праздник для православных людей. Именно в Воскресении Христа заключается основной смысл православной веры: Иисус Христос умер за нас и, воскреснув, избавил людей от власти смерти и греха.
Православный праздник Пасхи.docx
1 Православный праздник Пасхи в произведении И.С.Шмелёва «Лето Господне» Каждый русский человек должен знать  историю своей страны, православные обычаи, традиции.  Именно   традиции, обычаи помогают заложить     основы нравственного   воспитания   человека, формируют  нормы поведения, воспитывают любовь, добро, милосердие.   культурно­духовного   развития, Цель   работы:   изучить   традиции   православного   праздника   Пасхи   в русской литературе на примере повести И.С.Шмелёва «Лето Господне». Задачи:  изучить   литературу   по   данной   теме;   систематизировать материал,  оформить исследовательскую работу. Пасха   –   праздник     Светлого   Христова   Воскресения.   Вся   неделя, предшествующая этому дню, называется Великой или Страстной неделей. У православных   славян   существует   много   традиций,   приуроченных   к   дням Великой Недели. В произведении И.С.Шмелёва мы узнаем об этих  традициях: о   Великом   посте,   предшествующем   Пасхе,   обычае   красить   яйца,   готовить пасхальную еду, делать подарки, совершать добрые дела. Пасха – это самый главный праздник для православных людей. Именно в Воскресении Христа заключается основной смысл православной веры: Иисус Христос умер за нас и, воскреснув, избавил людей от власти смерти и греха. Оглавление Введение…………………………………………………………………4 Основная часть…………………………………………………………..5 1. Из истории празднования Пасхи……………………………………5 2. История создания романа  И.С. Шмелёва «Лето Господне»..…….6 3. Православные традиции Пасхи в романе «Лето Господне………..7 Заключение……………………………………………………………….9 Литература………………………………………………………………..10 Введение 2 Изучая тему «Еда в произведениях   русских писателей»,  знакомясь с произведениями русских классиков, я прочитала книгу И.С.Шмелёва «Лето Господне».   Меня удивило описание постного рынка, многообразие постной пищи. Ещё я поразилась, с какой любовью писатель изображает православные праздники.   Я   заинтересовалась   православными   традициями,   особенно традициями празднования Пасхи и решила познакомиться  с ними. Цель   работы:   изучить   традиции   православного   праздника   Пасхи   в русской литературе на примере повести И.С.Шмелёва «Лето Господне». Задачи:  изучить   литературу   по   данной   теме;   систематизировать материал,  оформить исследовательскую работу. Предмет исследования: праздник Пасхи. Объект исследования:  история  праздника,    повесть  Шмелёва  «Лето Господне». Методы исследования, использованные в работе: изучение литературы: накопление материала; систематизация; анализ; оформление. Работа   моя  актуальна,    так     как   именно   православные   традиции, обычаи      помогают  заложить    основы  нравственного  воспитания   человека, культурно­духовного развития, формируют   нормы поведения, воспитывают любовь,   добро,   милосердие   –   высшие   нравственные   ценности,   на   которых держится наша жизнь. Практическая   значимость    исследования   в   том,   что   я   буду   знать историю   празднования   Пасхи,  смогу   об   этом   рассказать   друзьям,  родным, своим  детям в будущем. Основные источники, которые использовала: книга И.С.Шмелева «Лето Господне»,  Библия, энциклопедия. 3 1. Из истории празднования Пасхи. Основная часть Пасха – праздник Светлого Христова Воскресения. Первую Пасху праздновали  древние  иудеи  за  1500 лет   до  Рождества  Христова   в связи  с исходом   израильтян   из   Египта   под   водительством   пророка   Моисея.   народа   от Ветхозаветная     Пасха   знаменовала   избавление   еврейского   египетского рабства, а слово «пасха» по­древнееврейски означает «исход», «избавление». Новозаветная, христианская Пасха была установлена апостолами вскоре после крестной смерти и Воскресения Иисуса Христа и наполнилась новым смыслом. Это – праздник победы над смертью. К V веку Церковь разработала правила   и   сроки   празднования   Пасхи,   упорядочила   обряды   и   каноны   и окончательно   утвердила   их   на   своих   Вселенских   соборах   на   все   времена. Было   установлено,   что   христианская   Пасха   –   это   праздник   Воскресения Христова и празднуется отдельно от иудейской в первое воскресенье после полнолуния, следующего за мартовским равноденствием. Поэтому Пасха – праздник   переходящий,   исчисляемый   на   каждый   год.   В   2013   году   Пасха празднуется  5 мая. Придя     на Русь из Византии, христианство принесло и празднование Пасхи. Праздник Пасхи стал самым торжественным и получил название Велик день.   Вся   неделя,   предшествующая   этому   дню,   называется   Великой   или Страстной неделей. После Тайной Вечери Христос с учениками идет в Гефсиманский сад и, оставив их, один молится перед страданиями и крестной  смертью. Здесь он был схвачен стражниками, предан суду и принял крестную смерть. Об этом говорят   последние   дни   Страстной   недели:   Великий   Четверг   –   духовное очищение,   принятие   таинства;   Страстная   Пятница   –   страдания   Иисуса 4 Христа, погребение Его Тела; Великая Суббота – день печали и ожидания Воскресения Христова; и, наконец, ­ Светлое Воскресение Христово.  У православных славян существует много традиций, приуроченных к дням Великой Недели. В Великий Четверг, который в народных традициях называют   «чистым»,   каждый   православный   человек   стремится   очиститься духовно,   причаститься,   принять   таинство.   В   этот   день   люди   купаются, посещают бани. В этот же день красят яйца к Пасхальному столу. Яйцо в мировоззрении   древних   народов   еще   задолго   до   Рождества   Христова символизировало Вселенную. В христианстве яйцо приобрело новое значение. Оно символ Воскресения, символ Пасхи. Обычай красить яйца на Пасху – ещё одна традиция, которую связывают  с Марией Магдалиной. Когда она, узнав о Воскресении Христа, пришла к императору Тиберию и подала  ему яйцо с возгласом «Христос Воскрес!» Тиберий усомнился в этом и сказал: «В это трудно поверить, как и в то, что это белое яйцо может стать красным!» В тот же момент яйцо окрасилось в алый цвет. Как из яйца возникает новая жизнь, так   и   мир   заново   родился   через   Воскресение   Христово.   Красный   цвет символизирует радость Воскресения, возрождение рода человеческого, но это ещё и цвет пролитой на кресте Крови Христовой. В   Великий   Четверг   и   Великую   Пятницу   люди   приготовляли   пасху, пекли куличи, освящали их. Весь народ торжественно  готовился к празднику, много   добрых   обычаев   к   нему   приурочено.   Считалось,   что   добрые   дела, совершаемые в пользу других, помогают снять с души грех. В России было принято собирать деньги для выкупа должников из тюрьмы. Люди выкупали птиц у  птицеловов, чтобы отпустить беззащитное существо на волю. 2. История создания романа «Лето Господнее» И.С.Шмелёва «Лето   Господне»   ­   книга   о     мальчике,   его   радостях   и   горестях. Написана книга далеко от Москвы. Жестокие события революции 1917 года и Гражданской   войны   вынудили   автора   романа   Шмелёва   Ивана   Сергеевича 5 уехать   в эмиграцию, за рубеж. С 1922 года по 1950 год, до самой своей кончины,   писатель   провёл   во   Франции   и   там   создал   лучшие   свои произведения, одно из них – «Лето Господне». Замысел   произведения   «Лето   Господне»   возник   в   20­е   годы,   когда, глядя на Россию, писатель обращается к вечным ценностям и находит их в своём  детстве. Книга  состоит  из  трёх  частей:  «Праздники», «Праздники  – Радости»   и   «Скорби».   Если   вчитаться   в   названия   глав   («Великий   пост», «Благовещенье»,   «Пасха»,   «Троицын   день»,   «Рождество»,   «Крещенье», «Масленица»), можно увидеть, что повествование развивается в соответствии с   православным   календарём.   Перед   читателем   постепенно   от   праздника   к празднику   протекает жизнь одной из московских семей, а вместе с ней и жизнь всего русского народа. Отсюда и название – «Лето Господне».   Все повествование освящено любовью и верой. Олег Михайлов в предисловии к книге «Лето Господне» приводит слова историка А.Карташева: «У людей на ночном столике наряду с молитвословом и Евангелием лежат томики «Лета Господня», как прежде лежали «Жития святого Дмитрия Ростовского». Это уже не литература… Это «душа просит». Это утоление голода духовного»1. Над романом И.С.Шмелев работал с 1933 по 1948 годы. Книга эта служит познанию России, пробуждает любовь к нашим праотцам. 3. Православные  традиции Пасхи в произведении И.С. Шмелёва «Лето Господне» Итак,   рассмотрим,   каковы   же   традиции   празднования     Пасхи     в произведении И.С.Шмелева. Первая глава романа называется «Великий пост» и рассказывает об изменениях в жизни народа перед Пасхой. Люди прибирают свои жилища, снимают дорогие вещи, облачаются во «все самое затрапезное»2. 1 И.С.Шмелев «Лето Господне». – М.: Дрофа, 2007, с. 5 2 Там же, с. 28 6 В комнатах  становится  неуютно,  мрачно. «Шторы  с окон  убрали, и  будет теперь   по­бедному   до   самой   Пасхи.   В   гостиной   надеты   серые   чехлы   на мебель,   лампы   завязаны   в   коконы»,   «в   буфете   остались   самые   расхожие тарелки,   с   бурыми   пятнышками­щербинками».1  Люди   едят   постную   пищу: компот, картофельные котлеты с черносливом и шепталой, горох, маковый хлеб,   розовые   баранки,   мороженую   клюкву   с   сахаром,   заливные   орехи, бублики   и   сайки,   пастилу,   жареную   гречневую   кашу   с   луком,   постные пирожки с груздями, кисель, кулебяку с осетриной, маринованные огурчики, моченые яблоки, грешники с конопляным маслом. Несмотря на пост, выбор в еде остается большим. Это подтверждает глава «Постный рынок». На рынке можно приобрести сухие и соленые грибы, горох, клюкву, морошку, бруснику, капусту,   огурцы   в   рассоле,   редьку,   морковь,   мед,   баранки,   сайки,   сушки, кисель, сбитень. Веселиться   в   пост   тоже   нельзя.   Люди   стараются   жить   как   можно скромнее: ограничивают себя в еде, одежде, читают молитвы, ходят в церковь.   делают   все   это,   чтобы   быть   светлее   и   чище   душой. Православные   Ограничивают себя и в речи. Ругаться, сквернословить всегда нехорошо, а в пост – это великий грех.  Но вот пост на исходе, и   люди начинают готовиться к празднику. В главе   «Пасха»   рассказывается   о   том,   как   готовились   православные   в старинной   Москве.  Тщательно  прибирали   всё:   долбили   лед  на   мостовой   и увозили   его,   приносили   из   амбара   «паука»,   круглую   щетку,       обметать потолки, в магазинах ставили карусели  с яичками,  белые колпачки на окнах с   буквами   «Х.   В.»   Дом   тоже   украшали.   Постелили   пасхальный   ковер   в гостиной.  Всюду украшения  для икон, пасхи и куличей.  На   Пасху   также   готовили   специальную   обрядовую   еду:   пасху   из творога,   куличи   и     крашеные   яйца.   В   романе     «Горкин   поправляет 1 И.С.Шмелев «Лето Господне». – М.: Дрофа, 2007, с.28 7 пасочницы…   Он   ковыряет   на   дощечке,   и   появляется   виноград!   Потом вырезает   «священный   крест»,   иродово   копье   и   лесенку   –   на   небо!   Потом удивительную птичку, потом буковки – «Х. В.».1 Мы узнали, что пасочница –   пасхи   из   четырех   дощечек. это   разборная   деревянная     форма   для   Традиционно   их   делают   в   виде   четырехгранной   пирамиды   (олицетворения Голгофы – горы, на которой был распят Иисус Христос). Большое значение придавалось и куличу. Читаем в романе «На пуховых подушках, в столовой на диване,   ­   чтобы   не   провалились!   –   лежат   громадные   куличи,   прикрытые розовой кисейкой, ­ остывают. Пахнет от них сладким теплом душистым»2. Главный символ праздника – крашеное яйцо. Существует традиция – обмениваться   на   Пасху   крашеными   яйцами.   Мы   уже   писали   в   главе   «Из истории   празднования   Пасхи»,     как   появилась   эта   традиция.   На   праздник принято было дарить и яйца, выполненные из разных материалов: хрусталя, стекла, дерева. В романе главный герой рассматривает «надаренные…  яички. Вот хрустальное­золотое, через него   ­ все волшебное… С солдатиками, с уточками, резное­костяное… И вот фарфоровое – отца»3. Пасхи, куличи и яйца   в   субботу   несли   в   Церковь   для   освящения.   Среди   православных праздников Пасха – Светлое Христово Воскресение – особенный. Он является главным   для   Православной   Церкви.   Именно   в   нем   заключается   основной смысл православной веры: Иисус Христос умер за нас и, воскреснув, избавил людей от власти смерти и греха. Поэтому люди так тщательно готовятся к этому празднику. 1 Там же, с. 65 2И.С.Шмелев «Лето Господне». – М.: Дрофа, 2007, с. 69 3 Там же, с. 72 Заключение Итак, изучив   литературу, произведение И.С. Шмелёва, мы достигли поставленной   цели:   познакомиться   с   традициями   празднования   Пасхи   в 8 русской литературе на примере произведения «Лето Господне». К   каким   выводам   пришли?     Во­первых,   можно   считать,   что   роман   ШмелеваИ.С.   –   это   роман­воспитание.     Православные   обычаи,   традиции, которые   соблюдаются   в   семье,     формируют   личность,   душу   человека.   От героев книги: отца, Горкина, мальчик получает уроки доброты, трудолюбия, милосердия. Это такие нравственные ценности, на которых держится наша жизнь.   Во­вторых,     традиции,   описанные   в   романе, сохранились.   Я   наблюдаю,   что   и   сейчас   люди   тщательно   готовятся   к   православные   празднованию  Пасхи. Например, мои знакомые и родные всегда убираются в квартирах,   белят   потолки,   чистят   всё,   моют   к   празднику,   стараются ограничить себя в еде, развлечениях. Готовят пасхальную  еду: пасху, куличи, крашеные яйца, освящают пищу в Церкви. В Светлое Христово Воскресение приветствуют   друг   друга   словами:   «Христос   воскресе!»   «Воистину воскресе!» Христосуются.   В этот день принято   обмениваться крашеными яйцами, дарить яйца. Исследование свое продолжим:  планируем познакомиться и с другими произведениями   русской   литературы,   в   которых   описаны   традиции празднования   Пасхи;     изучить   технику   расписывания     пасхальных   яиц, рецепты   приготовления   пасхальных   блюд,   игры,   которые   проводились   во время празднования Пасхи, подготовить материал  в виде журнала  или газеты для   ознакомления   школьников   с   традициями   празднования   Светлого Христова Воскресения.                   1. Библия,  ­ ЗАО «ОЛМА Медия Групп», издание, 2009 Литература 9 2. Бородулин В.И., Горкин А.П. и др. Иллюстрированный  энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская Энциклопедия,  1995 3. Литература. Приложение к газете  «Первое сентября», 1997  4. Ресурсы интернета 5. Шмелёв И.С. «Лето Господне» ­ М.: Дрофа,  2007

Православный праздник Пасхи в произведении И.С.Шмелёва «Лето Господне»

Православный праздник Пасхи в произведении И.С.Шмелёва «Лето Господне»

Православный праздник Пасхи в произведении И.С.Шмелёва «Лето Господне»

Православный праздник Пасхи в произведении И.С.Шмелёва «Лето Господне»

Православный праздник Пасхи в произведении И.С.Шмелёва «Лето Господне»

Православный праздник Пасхи в произведении И.С.Шмелёва «Лето Господне»

Православный праздник Пасхи в произведении И.С.Шмелёва «Лето Господне»

Православный праздник Пасхи в произведении И.С.Шмелёва «Лето Господне»

Православный праздник Пасхи в произведении И.С.Шмелёва «Лето Господне»

Православный праздник Пасхи в произведении И.С.Шмелёва «Лето Господне»

Православный праздник Пасхи в произведении И.С.Шмелёва «Лето Господне»

Православный праздник Пасхи в произведении И.С.Шмелёва «Лето Господне»

Православный праздник Пасхи в произведении И.С.Шмелёва «Лето Господне»

Православный праздник Пасхи в произведении И.С.Шмелёва «Лето Господне»

Православный праздник Пасхи в произведении И.С.Шмелёва «Лето Господне»

Православный праздник Пасхи в произведении И.С.Шмелёва «Лето Господне»

Православный праздник Пасхи в произведении И.С.Шмелёва «Лето Господне»

Православный праздник Пасхи в произведении И.С.Шмелёва «Лето Господне»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.11.2018