Правовое государство и гражданское общество

  • Работа в классе
  • doc
  • 04.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели урока: • формирование представлений о правовом государстве и гражданском обществе; • продолжить знакомство с Декларацией прав человека и гражданина; • объяснить основные обществоведческие понятия данного урока; • подвести к выводам о возможных противоречиях между законом и жизненной практикой. Задачи образовательные: – расширить знания учащихся о нормативно-правовых актах и системе защиты человека; – на основе положительной мотивации усвоения знаний о Конвенции содействовать воспитанию убеждения, что обладание правами и свободой неразрывно связано с ответственностью. Задачи воспитательные: – воспитывать уважение к законам; – воспитывать чувство гордости за свою страну; – воспитывать чувство ответственности.
Иконка файла материала Правовое государство и гражданское общество.doc
Правовое государство и гражданское общество Цели урока:   формирование представлений о правовом государстве и гражданском обществе; продолжить знакомство с Декларацией прав человека и гражданина;   объяснить основные обществоведческие понятия данного урока; подвести к выводам о возможных противоречиях между законом и жизненной практикой. Задачи образовательные: – расширить знания учащихся о нормативно­правовых актах и системе защиты человека; – на основе положительной мотивации усвоения знаний о Конвенции содействовать воспитанию  убеждения, что обладание правами и свободой неразрывно связано с ответственностью. Задачи воспитательные: – воспитывать уважение к законам; – воспитывать чувство гордости за свою страну; – воспитывать чувство ответственности. Оборудование:   Учебник Л.Н. Боголюбова “Обществознание”.  Тексты Декларации прав человека и гражданина.        Конвенция о правах ребенка.  Конституция РФ.  Карта РФ.  Тип урока: изучение нового материала.  Форма урока: урок с элементами игры.  Основные понятия урока: государство, власть, право, политический режим, демократия,  разделение властей, правовое государство, гражданское общество.  План урока. Повторение пройденного: – что такое права человека; – в каких документах зафиксированы права человека. 1) История признания прав человека. 2) Гражданское общество и его роль. 3) Правовое государство, его признаки. 4) Защита прав человека в современном мире. 5) Соблюдение прав ребенка в школьном сообществе города Москвы. Проблема урока: “Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были  подчинены законам” (Ж. Даламбер). Как вы понимаете это высказывание? Согласны ли вы с ним? Дайте свой ответ в конце урока. Ход урокаСлово учителя: Говорить о гражданском обществе можно лишь с момента появления гражданина как  самостоятельного, наделенного определенным комплексом прав и свобод и несущего перед  обществом ответственность за свои действия.Следовательно, началом формирования гражданского  общества и правового государства можно считать XVIII век, когда началось признание прав человека. Характерным явлением для процесса становления гражданского общества были общественные  движения, направленные против абсолютизма. Их результатом стало появление в 1789  году“Декларации прав человека и гражданина” во Франции. Работа с текстом “Декларации прав человека и гражданина”. 1. Какие права мы называем личными, политическими? Сформулируйте определение, зачитайте  их. 2. Появление какого права, по вашему мнению, способствовало развитию гражданского  общества? Учитель подводит итоги работы: Важнейшим правом, способствовавшим развитию гражданского общества, было признание права  человека на частную собственность. Еще один важный шаг, сделанный в XIX веке в развитии гражданского общества, – это отделение  церкви от государства. Таким образом, религия стала частным делом, что дало толчок развитию  науки и искусства, а так же упразднило единство политики и идеологии. Признание этих прав разделило общество и государство, утверждая приоритет общества. Это мнение  прижилось в западном обществе, и к началуXX века многие страны эти права включили в свои  конституции. Учитель: Т.о. мы можем сформулировать условия существования гражданского права: 1) Разграничение собственности и власти. 2) Светское государство. 3) Законодательное закрепление прав человека. Рассмотрим несколько определений гражданского общества: – гражданское общество это сфера самостоятельных и независимых от государства общественных  отношений и институтов, в задачу которых входит обеспечение условий для самореализации  отдельных индивидов и коллективов и удовлетворение частных интересов и потребностей; – гражданское общество является воплощением неправительственных институтов, достаточно  сильных для того, чтобы противостоять государству, одновременно не препятствуя ему сохранять  мир и выступать арбитром между различными интересами; – гражданское общество – это общество свободных, суверенных личностей, наделенных широкими  гражданскими и политическими правами, активно участвующих в управлении государством. Разделение общества и государства способствовало развитию гражданского общества.В XIX веке  граждане сами начали объединяться для решения своих проблем. В 1864 г. В Женеве была подписана первая Женевская конвенция о помощи раненым и пленным во  время войн. Но значительная часть граждан по­прежнему чувствовала себя незащищенной, так как эти люди не  сумели добиться финансовой независимости.Поэтому развернулась борьба за расширение уже  имеющихся прав. На признание социально­экономических прав –прав второго поколения – во всем мире повлияла  Октябрьская революция. После прихода к власти большевиков в России, правительства других странпредпочли пойти навстречу требованиям трудящихся, не желая провоцировать социальные волнения.  В результате в индустриально развитых странах возникли и стали расширяться социальные  программы. А регулировали их силы гражданского общества.  В современном мире есть общественная организация – Красный крест, она оказывает помощь  нуждающимся в ней людям. Наличие в гражданском обществе эффективно действующих  разнообразных и многочисленных добровольных объединений характеризует степень его зрелости. В странах с развитым гражданским обществом люди редко обращаются к государственным  органам,т.к. государство обеспечивает условия для нормальной жизнедеятельности общества. Такое  государство принято называть правовым.  Правовое государство – государство, ставящее своей целью обеспечение гарантий прав и свобод  граждан во всех сферах социальной жизни и во всей своей деятельности подчиняющееся праву. Право обеспечивает взаимосвязь государственного механизма, общественных структур и индивидов.  Все правовые акты соответствуют основному закону страны –конституции, которая гарантирует  незыблемость прав и свобод человека. Отталкиваясь от конституции, государство разрабатывает законы, принимая на их основе  политические решения. Претворяя их в жизнь,государство берет на себя определенные обязательства. В свою очередь, личность обязана подчиняться общим законам государства и выполнять свои  конституционные обязанности. Т.о.утверждается взаимная ответственность государства и личности. Правовое государство предполагает также наличие определенной системы взаимоотношений между  различными ветвями государственной власти. Сущность этой системы выражается в принципе  разделения властей. Работа с учащимися. Давайте попробуем определить признаки правового государства: – верховенство права во всех сферах жизни общества; – гарантия основных прав личности, возможности ее свободного развития; – взаимная ответственность гражданина и государства; – реальное разделение властей; – осуществляемый гражданским обществом контроль действий государства. Гражданское общество и правовое государство не могут существовать без признания прав  человека.Разработка этой идеи прошла долгий путь, пока 10декабря 1948г. Генеральная Ассамблея  ООН – не приняла Всеобщую декларацию прав человека. Это был первый шаг к созданию  международных стандартов прав человека.  Сегодня на территории Европы действуют следующие защиты прав человека: – система ООН; – система Совета Европы, он принял Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных  свобод. Этот документ признается самым совершенным. Правовое государство считают наиболее демократически развитым государством – лучшего  человечество пока не придумало. Игра – Заседание Парламентской Ассамблеи по вопросу “Соблюдение прав человека в школьном  сообществе”. Учащимся предлагается разделиться на группы,которым предлагаются для рассмотрения следующие  ситуации: 1) Дежурные старшеклассники останавливали бегущих детей, слегка шлепали их, чтобы те  успокоились. 2) Ученикам запрещают курить в школе и на территории школы. 3) Школьная администрация заставила учеников стереть со стола название футбольной команды.4) Учитель после звонка на перемену задержал всех учеников до начала следующего урока. 5) В ответ на полученную двойку ученик нагрубил учителю. Из предложенного списка ребята должны выделить ситуации, которые, по их мнению, чаче всего  встречаются в жизни. Задание:  1. Найти в Конституции РФ (глава 2) описание соответствующих прав и обязанностей. 2. Подготовить выступление и предложить свои рекомендации по разрешению ситуации. Подводим итоги:  Должна ли Парламентская Ассамблея рекомендовать принять меры с целью обеспечить соблюдение  прав человека в школьном сообществе (если да, то какие)? Домашнее задание:  п.31, 32, задание на стр.198­199 (4, 5), стр. 205 (1,2).