Правовые основы защиты ребенка

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 16.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В нашей стране основные положения Конвенции получили подтверждение в Национальном плане действий в интересах детей, утвержденном в 1995 г. Меры по защите прав ребенка значительно расширились в связи с принятием новых документов - Гражданского кодекса (1994), Семейного кодекса Российской Федерации (1995), Уголовного кодекса Российской Федерации (1996). Действует президентская программа "Дети России" на 1998-2000 гг., реализуется включенная в нее федеральная целевая программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и другие документы.
Иконка файла материала прав.аспекты.doc
Правовые основы защиты ребенка от жестокого обращения с детьми . Государственная       политика     в     интересах     детей     всегда     являлась приоритетной   областью   деятельности   органов государственной власти в стране,     будучи     основанной     на     таких     ведущих     принципах,   как законодательное     обеспечение     прав     ребенка;   государственная   поддержка семьи   в   целях   обеспечения   полноценного воспитания детей, защиты их прав,   подготовки   их   к полноценной жизни в обществе; ответственность должностных   лиц,   граждан   за   нарушение   прав   и   законных интересов ребенка, причинение ему вреда и т.п.          В     90­е     годы     в     Российской   Федерации   стала   формироваться государственная  социальная политика в отношении детей. Мощным толчком интенсификации   этого процесса стала ратификация в 1990 году Конвенции ООН  о  правах ребенка как главного международного документа по защите интересов детства.          В       нашей     стране     основные     положения     Конвенции     получили подтверждение     в   Национальном   плане   действий   в   интересах   детей, утвержденном в 1995 г.          Меры   по   защите   прав   ребенка значительно расширились в связи с принятием   новых   документов   ­ Гражданского кодекса (1994), Семейного кодекса   Российской   Федерации   (1995),   Уголовного кодекса Российской Федерации   (1996).   Действует президентская программа "Дети России" на 1998­2000     гг.,     реализуется     включенная     в     нее     федеральная     целевая программа     "Профилактика     безнадзорности     и    правонарушений несовершеннолетних" и другие документы.          Главным   актом   признания   государством   своих обязательств перед детьми   стало принятие Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка   в   Российской   Федерации"   (1998),   устанавливающего основные гарантии     прав     и     законных     интересов     ребенка,   предусмотренных Конституцией  Российской  Федерации.  Документом ребенок определен как лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия).          В   условиях   социально­экономического   кризиса,   роста социальной напряженности   в   обществе,   усугубления   стрессовых   и   иных ситуаций проблема  профилактики  и  борьбы  с  жестоким  обращением  с ребенком выходит   на   первый план в качестве одного из приоритетных направлений деятельности       учреждений       первичной       медико­санитарной     помощи, межведомственных  профилактических  программ  для детско­подросткового контингента.      По данным проведенного НИИ им. Н.А. Семашко РАМН социологического опроса,  около  63%,  или 2/3 опрошенных, считают необходимым принятие специального     закона     об   ответственности   родителей   за   здоровье   и   жизнь своих        детей.       Предлагается         также        законодательно      закрепить 1ответственность   родителей   за   распространение   инфекций   по   причине несоблюдения  наложенного  медицинскими  работниками  карантина  и др. Однако     подобные     высказывания   руководителей   педиатрических учреждений   свидетельствуют       об       их       недостаточном       знакомстве     с действующим законодательством.   Так,   согласно   статье   63  Семейного кодекса   Российской     "родители   несут   ответственность   за воспитание  и   развитие     своих     детей,  они  обязаны   заботиться  о   здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей".   Федерации   Тревожной   является   социальная   статистика,   констатирующая эмоциональную   депривацию   детей   и   жестокое   обращение   с   ними. Продолжается рост числа детей, оставшихся без попечения родителей.  Не   менее   тревожными   являются   данные   и   о   личностном, психопатологическом   статусе   женщин,   отказывающихся   от   своих   детей, допускающих   по   отношению   к   детям   небрежное   или   жестокое   обращение. Более   чем   в   1/3   случаев,   у   них   отмечаются   личностные   расстройства   с разнообразными   аффективно­личностными   реакциями   по   МКБ­10;   в   38% случаев   ­   сопутствующие   аффективные   расстройства   в   виде   связанных   с дисстрессом субдепрессий или депрессий с соматоформными «масками»; в 13,8%   случаев   ­   задержка   психического   развития   (чаще   это   «матери­ отказницы», которые сами воспитывались в интернатных учреждения); в 11% случаев – хронические психические расстройства (шизофрения, эпилепсия).  В свете этих данных, принятые в условиях построения правового общества, Уголовный,   Гражданский   и   Семейный   кодексы   предусматривают концептуально   новые   аспекты   защиты   интересов   наиболее   уязвимых   слоев населения, в первую очередь детей.  Основополагающим   является   конституциональное   положение   о   защите государством   семьи,   материнства   и   детства.   Целью   Семейного   кодекса провозглашено   установление   таких   правовых   условий,   которые   в максимальной   степени   способствуют   укреплению   семьи   и   свободному развитию   всех   ее   членов:   равенство   и   равноправие   супругов   в   семье, разрешение   внутрисемейных   вопросов   по   взаимному   согласию, приоритетность   семейного   воспитания   детей.   При   этом   важнейшим принципом нового семейного законодательства является правовая установка рассматривать ребенка в качестве самостоятельного субъекта права. В связи с этой нормой правовое положение ребенка в семье в новом Семейном кодексе определяется с точки зрения интересов ребенка, а не прав и обязанностей родителей.  Впервые в Семейном кодексе определены основы правовой защиты детей от насилия   в   семье.   Установлено,   что   определяемые   родителями   способы воспитания   должны   исключать   пренебрежительное,   грубое   обращение, оскорбление и эксплуатацию детей (ст. 65 СК), усилены нормы, касающиеся лишения родительских прав (ст. 69­71 СК), восстановление в родительских правах допускается только при наличии согласия ребенка, достигшего 10 лет 2(ст. 72 УК). Дальнейшее развитие получил институт судебного ограничения родительских   прав   (ст.73­76   СК),   допускается   немедленное   досудебное отобрание ребенка у родителей в случаях непосредственной угрозы его жизни и здоровью в семье (ст. 77 УК).  Специальный раздел СК посвящен правовым вопросам воспитания детей, оставшихся   без   попечения   родителей.   Приоритет   в   Семейном   кодексе отдается   семейному   воспитанию   таких   детей   и   содержится   регламентация этих форм: усыновление, опека и попечительство, приемная семья.  Оценка психического состояния лиц, эмоционально значимых для ребенка и находящихся   в   его   ближайшем   окружении,   в   случаях   совершения   ими уголовно наказуемых деяний, связанных с жестоким обращением к ребенку (ст.   117   ­   истязание;   ст.   125   ­   оставление   в   опасности;   ст.   116   ­   побои Уголовного кодекса РФ).  Введение   Семейного   и   Гражданского   кодексов   значительно   расширило возможности   защиты   интересов   детей   в   гражданском   процессе.   Согласно Семейному   кодексу   РФ   (п.1   ст.   65)   родительские   права   не   могут осуществляться   в   противоречии   с   интересами   детей.   При   осуществлении родительских   прав   родители   не   вправе   причинять   вред   физическому   и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. В соответствии с действующим   законодательством   к   спорам   о   праве   на   воспитание   детей относятся следующие категории дел:   о воспитании детей после расторжения брака между родителями (ст. 24 СК РФ);   об участии отдельно проживающего родителя в воспитании детей, когда сами родители не пришли к соглашению по этому вопросу (ч.2 п.2. ст. 66 СК РФ);   о месте проживания детей при раздельном жительстве родителей (ст. 65 СК РФ);   об отобрании ребенка без лишения родительских прав родителей (ст. 73 СК РФ). Статья 73 определяет возможность суда принимать с учетом интересов   ребенка   решение   об   отобрании   ребенка   у   родителей   или одного   из   них   без   лишения   родительских   прав,   т.е.   ограничение родительских   прав,   в   том   случае,   если   пребывание   ребенка   с родителями   опасно   для   него   по   независящим   от   родителей обстоятельствам, таким как наличие у них психического расстройства или иного заболевания.   о восстановлении в родительских правах (ст. 72 СК РФ);   о лишении родительских прав (ст. 69 СК РФ). Согласно ст. 69 родители могут   быть   лишены   родительских   прав,   если   они   уклоняются   от выполнения   обязанностей   по   воспитанию   детей,   злоупотребляют родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, отказываются без уважительных причин забрать своего ребенка из родильного дома 3или   другого   учреждения;   являются   больными   хроническим алкоголизмом   и   наркоманией;   совершают   умышленное   преступление против жизни или здоровья своих детей или супруга.  Одним из новых видов экспертного исследования, вытекающего из статей Семейного   кодекса   РФ,   является   комплексное   психолого­психиатрическое освидетельствование субъектов брачно­семейных отношений в гражданских делах   по   искам   родителей   о   расторжении   брака   и   передаче   ребенка   на воспитание   одному   из   них.   При   этом   родители   не   являются   психически больными   лицами   и   не   подпадают   под   положения   ст.   69   о   лишении родительских прав. В случае, когда соглашение между супругами отсутствует или в нем нарушены интересы детей, суд на основании данных, полученных в судебном заседании, и представленных доказательств обязан определить, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети после развода. При этом суд исходит только из интересов ребенка. Решение вопроса о месте его проживании принимается с учетом мнения ребенка, достигшего 10 лет (ст.ст. 57 и 65 СК).  В   качестве   мер   защиты   детей,   подвергающихся   жестокому   обращению, которые   одновременно   являются   мерами   профилактики   агрессивных криминальных действий в отношении детей, являются:   отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью   в   соответствии   со   ст.   77   Семейного   кодекса.   С   учетом интересов ребенка суд может принять решение об отобрании ребенка у родителей без лишения их родительских прав;   госпитализация  родителя  (матери,  отца)  в соответствии  с Законом  о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании в недобровольном   порядке   в   случаях,   когда   пребывание   с   ним представляет для ребенка опасность.   ограничение   родительских   прав   в   соответствии   со   ст.   73   Семейного кодекса,   лишение   родительских   прав   в   соответствии   со   ст.69   Семейного Кодекса.  Согласно   статьи   77   Семейного   кодекса:   "При   непосредственной   угрозе жизни   ребенка   или   его   здоровью   орган   опеки   и   попечительства   вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на   попечении   которых   он   находится"   (ст.   77   п.1.   СК   РФ).   Данная   статья предназначена для разрешения таких ситуаций, когда возникает опасность для ребенка   со   стороны   родителей   (фактических   воспитателей).   При   этом   не имеет значения, наступили или нет негативные последствия такой опасности, важным   является   наличие   ее   признаков,   в   которые   обязательно   входят   и особенности психического состояния и поведения родителей (фактических воспитателей). Использовать такую меру защиты прав и интересов ребенка могут только органы опеки и попечительства, для которых выполнение этой 4меры   является   профессиональной   обязанностью.   Они   обязаны   отобрать ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью не только у родителей,   но   и   у   других   лиц,   на   попечении   которых   ребенок   находится. Отобрание   ребенка   при   непосредственной   угрозе   жизни   ребенка   или   его здоровью предполагает изъятие ребенка у родителей, которые не хотят с ним расстаться.  Существует   установленная   последовательность   действий   в   охране   прав отобранного в административном порядке несовершеннолетнего:   незамедлительное   уведомление   прокурора;   В   необходимых   случаях прокурором   решается   вопрос   о   возбуждении   уголовного   дела   в отношении родителей (лиц, их замещающих), совершивших общественно опасное деяние;   временное устройство отобранного ребенка (в больницу, в учреждения для детей­сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты);   предъявление в суд иска об ограничении в родительских правах или о лишении родительских прав.  Если   такая   опасность   касается   ребенка,   находящегося   на   попечении детского   воспитательного,   учреждения социальной   защиты,   он   должен   быть   переведен   в   другое   соответствующее учреждение.    медицинского   учреждения, Следовательно, норма ограничения родительских прав лиц с психическими расстройствами применяется в том случае, если оставление с ними ребенка является   опасным   для   последнего   (статья   73   СК   РФ).   Ограничение родительских   прав   допускается,   если   оставление   ребенка   с   родителями опасно для него по обстоятельствам от родителей независящим (психическое расстройство   или   иное   хроническое   заболевание,   стечение   тяжелых обстоятельств).  Основным   документом   о   правах   детей   в   нашей   стране   является Конституция   Российской   Федерации,   на   базе   которой   принимается соответствующее законодательство, среди которого особо следует выделить Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124­ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», который в целях создания правовых, социально­экономических   условий   реализации   прав   и   законных   интересов ребенка устанавливает основные гарантии этих прав и законных интересов. Права ребенка также закреплены в Гражданском и Семейном кодексах РФ. Последствия   применения   жестокости   по   отношению   к   ребенку   также охватываются   действием   норм   Кодекса   об   административной ответственности от 30.12.2001г. и Уголовным кодексом РФ от 13.06.1996г. 5Однако   зачастую   проблемой   является   латентный   характер   жестокого обращения с детьми в семье, т. к. ребенок либо не знает о способах своей защиты, либо, в силу родственных чувств или по иным причинам, не желает воспользоваться этим. В результате ситуация в сфере жестокого обращения в семье с конкретным ребенком может обостряться, а последствия становиться непредсказуемыми.   Поэтому   надлежащее   правовое   регулирование   защиты прав детей от жестокого обращения хотя и является важным направлением в решении   данной   проблемы,   но   не   должно   быть   единственным,   т.   к. положительный результат будет только от комплексного подхода к данному вопросу. Библиографический список 1. Декларация прав ребенка 1924 г. 2. Конвенция ООН о правах ребёнка от 20 ноября 1989 г. 3. Конституция РФ от 12.12.1993г. 4. Гражданский кодекс РФ, Ч.1. 5. Кодекс об административной ответственности от 30.12.2001г. 6. Семейный кодекс РФ 7. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996г. 8. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124­ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» 6