Праздник числа. Экскурс в историю чисел.
Оценка 4.6

Праздник числа. Экскурс в историю чисел.

Оценка 4.6
Мероприятия
docx
математика
6 кл—10 кл
21.11.2024
Праздник числа. Экскурс в историю чисел.
Материал для учащихся начальных классов в рамках предметной недели по математике
ПРАЗДНИК ЧИСЛА.docx

    «ПРАЗДНИК ЧИСЛА . ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ ЧИСЕЛ»

 

                                            для 1 – 4 классов

                          (Предметная неделя по  математике)

http://wdesk.ru/_ph/119/2/160925658.jpg

 

 

 

 

                                                                    Подготовила и провела

                                                                     Учитель начальных классов                                                                                                                                                         

                                                                     Столярова Л. А.

                      

 

 

Ведущий:  Сегодня у нас праздник . Мы продолжаем «Неделю математики». Чтобы ответить  сколько тебе лет, сколько у тебя друзей, сколько лап у кота или жука – надо знать числа и цифры, уметь считать, знать математику.

Ученик 1 : Математика повсюду

                  Глазом только поведёшь

                  И примеров разных уйму

                   Ты вокруг себя найдёшь.

Ученик 2: Вот строительство большое

                   Прежде, чем его начать

                   Нужно было всё подробно

                   Начертить и рассчитать.

Ученик 3: А иначе в этом доме

                  Счастья вам не увидать

                   Стёкла будут с перекосом

                   Потолок провалится

                   А кому, друзья, скажите

                    Это может нравиться!

Ученик 4: Фармацевт сидит в аптеке

                  В беленьком халатике

                 Чтобы мог он натворить,

                 Не зная математики?

Ученик 5: Теперь компьютеры – машины

                   Могут всё за нас считать,

                   Математику нам значит

                   Можно и не изучать?

Ученик 6: Так ли это? Нет не так!

                   Математику и дома даже

                    Каждый должен знать.

Ученик 7 :Если ты идёшь на рынок

                    Хочешь что – то покупать,

                   Значит ты с собой компьютер

                   Для расчётов должен взять?

Ученик 8 : Нет, конечно, так нельзя.

                     Математика нужна!

Ведущий: Математика – это сейчас. А раньше – арифметика. Это наука о числах.

Сегодня математика – царица всех наук. Огромное кол – во чисел окружает нас. В нашу жизнь прочно вошли номера домов, квартир, телефонов. Вокруг нас цифры, цифры, цифры… А как они возникли? Сегодня мы узнаем об этом, совершив экскурс в историю чисел.

Итак, числа и действия с ними не были придуманы каким – то одним человеком. Знания о числах накапливались в течении многих веков. Как же всё таки возникли числа?

Ученик 1: Жизнь наших предков была проще, но даже им необходимы были знания математики. Древний человек хотел учитывать вещи, которые имел.

Ученик 2: Пользоваться числами он не умел. Но хотел посчитать, например, сколько у него животных. В большой мешок он клал камешки. Чем больше мешок – тем больше животных.

Ученик 3 : Затем человек стал считать с помощью зарубок на палочках, но у него по – прежнему не было слов, чтобы обозначить числа.

Ученик 4: Древнейшим счётным инструментом данным человеку самой природой, была его собственная рука.

Ведущий: Известный русский путешественник Миклухо – Маклай описал как пользуются пальцевым счётом туземцы Новой Гвинеи – папуасы.

Ученик 5: Папуас загибает один за другим пальцы и говорит: «Бе, бе, бе», загнув все пальцы, говорит «Ибонбе» (рука). Переходит на другую руку, загнув все пальцы, говорит : «Ибон али» (две руки). Далее переходит на ноги. Поочерёдно говорит: «Самба бе» (одна нога), «Самба али» (две ноги). Если собственных рук и ног не хватало, папуасы пользовались чужими конечностями. «1» - урупан, «2» - окоза, «4» - окоза – окоза.

Ученик 1:Пальцевый счёт был широко распространён в Древней Греции, Риме. Кое где пальцевый счёт  сохранился даже сегодня.

Ученик  2: Прошли столетия, прежде чем появились общие названия для чисел.

Ученик  3:Система счёта, которую мы используем сегодня была изобретена в Индии более 1000 лет назад.

Ученик 4: Арабские купцы распространили её по всей Европе к 900 году. В этой системе использовались цифры 1 – 9 и 0. Ноль у арабов называется сифр – что означает цифра.

Ведущий: Посмотрите: Вот записана дата проведения нашего праздника римскими и арабскими числами, которыми мы сейчас пользуемся.

Об арабских цифрах поведём  речь. (Выходят дети  с рисунками, читают стихи С Маршака «Весёлый счёт»

Вот один иль единица,
Очень тонкая, как спица,
А вот это цифра два.
Полюбуйся, какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
А за двойкой - посмотри
Выступает цифра три.
Тройка - третий из значков
Состоит из двух крючков.
За тремя идут четыре,
Острый локоть оттопыря.
А потом пошла плясать
По бумаге цифра пять.
Руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула.
Цифра шесть - дверной замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек.
Вот семерка - кочерга.
У нее одна нога.
У восьмерки два кольца
Без начала и конца.
Цифра девять иль девятка
Цирковая акробатка:
Если на голову встанет,
Цифрой шесть девятка станет.

Цифра вроде буквы О-
Это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!
Если ж слева, рядом с ним
Единицу примостим,
Он по- больше станет весить,
Потому что это - десять.

Ведущий:  А теперь, ребята, цифры загадают загадки. Если отгадаете верно, появится цифра.

1)    Я в озере лебёдка                                                                                          Длинношеяя молодка. (2)

2)    Налитая симпатичная

Цифра самая отличная. (5)

3)    Я горбатая старушка,

Или стружка – завитушка

Или ласточка смотри

Это цифра … (3)

4)    Я важней всех потому,

Что запутать Вас могу

Если я перевернусь –

То другою окажусь (9)

5)    Делал Егорка с мамой уборку

Опрокинул стул в квартире

Стал тот похож на цифру …(4)

Ведущий: Молодцы! Вы правильно отгадали цифры и их назвали. Ребята, а вы заметили, что в ряду натуральных чисел нет такого незаменимого числа, как 0? А ведь это особое число. Без него не было бы современной математики.

Число 0 было придумано в Вавилоне, около 2000 лет назад. Им обозначали только отсутствие разрядов.

 А сейчас послушайте сказку: Поспорил как-то маленький Нуль с великаном Миллионом. Загордился Миллион: «Какой я важный, да большой! А ты, Нуль,  просто ничего передо мной и никому ты не нужен! А маленький Нуль ответил: «Хоть я и мал, но могу справиться с тобой великаном! А поможет мне одно математическое действие. Вместе с которым  мы превратим тебя в ничто.

 Какое это действие, ребята? (Умножение).

Ведущий: Молодцы! А теперь скажите, как называется самое большое число?

Вообще -то оно никак не называется. Во – первых, самого большого числа человек ещё не знает. Во – вторых, из тех чисел-великанов, которые нужны человеку в работе, названия имеют далеко не все.

Прежде чем познакомить вас с числами – великанами, расскажем историю, которая позволит представить размеры одного из огромных испалинских чисел.

Итак, история:

Мудрец, придумавший шахматную игру, был неожиданно вызван к царю. Тот захотел мудреца наградить – уж очень нравились царю шахматы.

- Называй награду, - сказал царь, исполню любую просьбу.

Подумал мудрец и ответил:

- Хочу получить за первую клетку – 1 пшеничное зерно, за вторую – 2, за 3 – 3, за 4 – 8, за 5 – 16 …

- Хорошо! Прервал его царь: свой мешок пшеницы ты получишь сейчас же! Но я удивлён, что ты так мало попросил. Значит ты меня не уважаешь, ступай прочь!»

 Старик удалился с улыбкой и стал ждать обещанного на ступеньках дворца. Вечером царь поинтересовался выдали ли мудрецу пшеницу.

- Нет, - ответили придворные. Математики никак не могут  посчитать число зёрен.

- Подать сюда математиков!

- Государь, - обратился к царю учёный, - не вели казнить, к утру, надеюсь, подсчёты будут закончены.

 - Да дайте ему мешок пшеницы! Это, наверняка будет больше его числа.

- Никак нет, - ответил учёный. В мешке будет меньше.

Утром главный учёный пришёл к царю. В одной руке он принёс бумажный свиток, а в другой – топор.

-Ваше величество, число мне известно, но оно таково, что я прошу вас отрубить мне голову.

 _ Ещё чего, буду я изводить научные кадры – сказал царь. Ну пусть там будет мешков  5 – 6 !

Что у меня пшеницы столько не найдёшь? Говори же!

 - Хорошо, государь ты этого хотел. Знай, что во всех твоих амбарах нет такого числа зёрен. Нет его и во всём твоём царстве.

- Что же это за число?

- Вот оно – 18 квинтиллионов,446 – квадриллионов, 774 – триллиона, 73 миллиарда, 709 – миллионов, 551 тысяча, 615!

Ведущий:  Вот в 1 миллионе – 6 нулей

                               В 1 миллиарде – 9 нулей

                               В  1 триллионе – 12

                                в  1 квадриллионе – 15

                                в  1 квинтиллионе -18

                                в  1 секстиллионе – 21

                                в   1 септиллионе – 24

                                в 1 вигинтиллионе -63

Впрочем, есть ещё один гигант – гугол. В его записи содержится 100 нулей. На сегодняшний день гугол – самое большое проименованное число.

Ребята, так какое же  самое большое число на сегодня? Сколько нулей в его записи?

А что дальше?   На самом деле, ответ на вопрос какие же самые большие числа прост. К самому большому числу просто стоит добавить единицу, как оно уже не будет самым большим. Процедуру эту можно продолжать до бесконечности.

Ну, что ж, ребята вы сегодня узнали  много интересного о числах. Поняли, как важно изучать и знать математику?

Ученик: Давайте, ребята, учиться считать

               Делить, умножать, прибавлять, вычитать

               Запомните все, что без точного счёта,

               Не сдвинется с места любая работа

               Без счёта не будет на улице света,

               Без счёта не сможет подняться ракета,

               Без счёта письмо не найдёт адресата,

              И в прятки сыграть не сумеют ребята.

Ведущий:  Праздник числа закончился. Мы желаем вам, чтобы каждая встреча с математикой была для вас праздником.


 

ПРАЗДНИК ЧИСЛА . ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ

ПРАЗДНИК ЧИСЛА . ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ

Ведущий: Сегодня у нас праздник

Ведущий: Сегодня у нас праздник

Математику и дома даже

Математику и дома даже

Ибон али» (две руки). Далее переходит на ноги

Ибон али» (две руки). Далее переходит на ноги

У восьмерки два кольца Без начала и конца

У восьмерки два кольца Без начала и конца

А сейчас послушайте сказку: Поспорил как-то маленький

А сейчас послушайте сказку: Поспорил как-то маленький

Государь, - обратился к царю учёный, - не вели казнить, к утру, надеюсь, подсчёты будут закончены

Государь, - обратился к царю учёный, - не вели казнить, к утру, надеюсь, подсчёты будут закончены

А что дальше? На самом деле, ответ на вопрос какие же самые большие числа прост

А что дальше? На самом деле, ответ на вопрос какие же самые большие числа прост
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.11.2024