«ПРАЗДНИК ЧИСЛА . ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ ЧИСЕЛ»
для 1 – 4 классов
(Предметная неделя по математике)
Подготовила и провела
Учитель начальных классов
Столярова Л. А.
Ведущий: Сегодня у нас праздник . Мы продолжаем «Неделю математики». Чтобы ответить сколько тебе лет, сколько у тебя друзей, сколько лап у кота или жука – надо знать числа и цифры, уметь считать, знать математику.
Ученик 1 : Математика повсюду
Глазом только поведёшь
И примеров разных уйму
Ты вокруг себя найдёшь.
Ученик 2: Вот строительство большое
Прежде, чем его начать
Нужно было всё подробно
Начертить и рассчитать.
Ученик 3: А иначе в этом доме
Счастья вам не увидать
Стёкла будут с перекосом
Потолок провалится
А кому, друзья, скажите
Это может нравиться!
Ученик 4: Фармацевт сидит в аптеке
В беленьком халатике
Чтобы мог он натворить,
Не зная математики?
Ученик 5: Теперь компьютеры – машины
Могут всё за нас считать,
Математику нам значит
Можно и не изучать?
Ученик 6: Так ли это? Нет не так!
Математику и дома даже
Каждый должен знать.
Ученик 7 :Если ты идёшь на рынок
Хочешь что – то покупать,
Значит ты с собой компьютер
Для расчётов должен взять?
Ученик 8 : Нет, конечно, так нельзя.
Математика нужна!
Ведущий: Математика – это сейчас. А раньше – арифметика. Это наука о числах.
Сегодня математика – царица всех наук. Огромное кол – во чисел окружает нас. В нашу жизнь прочно вошли номера домов, квартир, телефонов. Вокруг нас цифры, цифры, цифры… А как они возникли? Сегодня мы узнаем об этом, совершив экскурс в историю чисел.
Итак, числа и действия с ними не были придуманы каким – то одним человеком. Знания о числах накапливались в течении многих веков. Как же всё таки возникли числа?
Ученик 1: Жизнь наших предков была проще, но даже им необходимы были знания математики. Древний человек хотел учитывать вещи, которые имел.
Ученик 2: Пользоваться числами он не умел. Но хотел посчитать, например, сколько у него животных. В большой мешок он клал камешки. Чем больше мешок – тем больше животных.
Ученик 3 : Затем человек стал считать с помощью зарубок на палочках, но у него по – прежнему не было слов, чтобы обозначить числа.
Ученик 4: Древнейшим счётным инструментом данным человеку самой природой, была его собственная рука.
Ведущий: Известный русский путешественник Миклухо – Маклай описал как пользуются пальцевым счётом туземцы Новой Гвинеи – папуасы.
Ученик 5: Папуас загибает один за другим пальцы и говорит: «Бе, бе, бе», загнув все пальцы, говорит «Ибонбе» (рука). Переходит на другую руку, загнув все пальцы, говорит : «Ибон али» (две руки). Далее переходит на ноги. Поочерёдно говорит: «Самба бе» (одна нога), «Самба али» (две ноги). Если собственных рук и ног не хватало, папуасы пользовались чужими конечностями. «1» - урупан, «2» - окоза, «4» - окоза – окоза.
Ученик 1:Пальцевый счёт был широко распространён в Древней Греции, Риме. Кое где пальцевый счёт сохранился даже сегодня.
Ученик 2: Прошли столетия, прежде чем появились общие названия для чисел.
Ученик 3:Система счёта, которую мы используем сегодня была изобретена в Индии более 1000 лет назад.
Ученик 4: Арабские купцы распространили её по всей Европе к 900 году. В этой системе использовались цифры 1 – 9 и 0. Ноль у арабов называется сифр – что означает цифра.
Ведущий: Посмотрите: Вот записана дата проведения нашего праздника римскими и арабскими числами, которыми мы сейчас пользуемся.
Об арабских цифрах поведём речь. (Выходят дети с рисунками, читают стихи С Маршака «Весёлый счёт»
Вот один иль единица,
Очень тонкая, как спица,
А вот это цифра два.
Полюбуйся, какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
А за двойкой - посмотри
Выступает цифра три.
Тройка - третий из значков
Состоит из двух крючков.
За тремя идут четыре,
Острый локоть оттопыря.
А потом пошла плясать
По бумаге цифра пять.
Руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула.
Цифра шесть - дверной замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек.
Вот семерка - кочерга.
У нее одна нога.
У восьмерки два кольца
Без начала и конца.
Цифра девять иль девятка
Цирковая акробатка:
Если на голову встанет,
Цифрой шесть девятка станет.
Цифра вроде буквы О-
Это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!
Если ж слева, рядом с ним
Единицу примостим,
Он по- больше станет весить,
Потому что это - десять.
Ведущий: А теперь, ребята, цифры загадают загадки. Если отгадаете верно, появится цифра.
1) Я в озере лебёдка Длинношеяя молодка. (2)
2) Налитая симпатичная
Цифра самая отличная. (5)
3) Я горбатая старушка,
Или стружка – завитушка
Или ласточка смотри
Это цифра … (3)
4) Я важней всех потому,
Что запутать Вас могу
Если я перевернусь –
То другою окажусь (9)
5) Делал Егорка с мамой уборку
Опрокинул стул в квартире
Стал тот похож на цифру …(4)
Ведущий: Молодцы! Вы правильно отгадали цифры и их назвали. Ребята, а вы заметили, что в ряду натуральных чисел нет такого незаменимого числа, как 0? А ведь это особое число. Без него не было бы современной математики.
Число 0 было придумано в Вавилоне, около 2000 лет назад. Им обозначали только отсутствие разрядов.
А сейчас послушайте сказку: Поспорил как-то маленький Нуль с великаном Миллионом. Загордился Миллион: «Какой я важный, да большой! А ты, Нуль, просто ничего передо мной и никому ты не нужен! А маленький Нуль ответил: «Хоть я и мал, но могу справиться с тобой великаном! А поможет мне одно математическое действие. Вместе с которым мы превратим тебя в ничто.
Какое это действие, ребята? (Умножение).
Ведущий: Молодцы! А теперь скажите, как называется самое большое число?
Вообще -то оно никак не называется. Во – первых, самого большого числа человек ещё не знает. Во – вторых, из тех чисел-великанов, которые нужны человеку в работе, названия имеют далеко не все.
Прежде чем познакомить вас с числами – великанами, расскажем историю, которая позволит представить размеры одного из огромных испалинских чисел.
Итак, история:
Мудрец, придумавший шахматную игру, был неожиданно вызван к царю. Тот захотел мудреца наградить – уж очень нравились царю шахматы.
- Называй награду, - сказал царь, исполню любую просьбу.
Подумал мудрец и ответил:
- Хочу получить за первую клетку – 1 пшеничное зерно, за вторую – 2, за 3 – 3, за 4 – 8, за 5 – 16 …
- Хорошо! Прервал его царь: свой мешок пшеницы ты получишь сейчас же! Но я удивлён, что ты так мало попросил. Значит ты меня не уважаешь, ступай прочь!»
Старик удалился с улыбкой и стал ждать обещанного на ступеньках дворца. Вечером царь поинтересовался выдали ли мудрецу пшеницу.
- Нет, - ответили придворные. Математики никак не могут посчитать число зёрен.
- Подать сюда математиков!
- Государь, - обратился к царю учёный, - не вели казнить, к утру, надеюсь, подсчёты будут закончены.
- Да дайте ему мешок пшеницы! Это, наверняка будет больше его числа.
- Никак нет, - ответил учёный. В мешке будет меньше.
Утром главный учёный пришёл к царю. В одной руке он принёс бумажный свиток, а в другой – топор.
-Ваше величество, число мне известно, но оно таково, что я прошу вас отрубить мне голову.
_ Ещё чего, буду я изводить научные кадры – сказал царь. Ну пусть там будет мешков 5 – 6 !
Что у меня пшеницы столько не найдёшь? Говори же!
- Хорошо, государь ты этого хотел. Знай, что во всех твоих амбарах нет такого числа зёрен. Нет его и во всём твоём царстве.
- Что же это за число?
- Вот оно – 18 квинтиллионов,446 – квадриллионов, 774 – триллиона, 73 миллиарда, 709 – миллионов, 551 тысяча, 615!
Ведущий: Вот в 1 миллионе – 6 нулей
В 1 миллиарде – 9 нулей
В 1 триллионе – 12
в 1 квадриллионе – 15
в 1 квинтиллионе -18
в 1 секстиллионе – 21
в 1 септиллионе – 24
в 1 вигинтиллионе -63
Впрочем, есть ещё один гигант – гугол. В его записи содержится 100 нулей. На сегодняшний день гугол – самое большое проименованное число.
Ребята, так какое же самое большое число на сегодня? Сколько нулей в его записи?
А что дальше? На самом деле, ответ на вопрос какие же самые большие числа прост. К самому большому числу просто стоит добавить единицу, как оно уже не будет самым большим. Процедуру эту можно продолжать до бесконечности.
Ну, что ж, ребята вы сегодня узнали много интересного о числах. Поняли, как важно изучать и знать математику?
Ученик: Давайте, ребята, учиться считать
Делить, умножать, прибавлять, вычитать
Запомните все, что без точного счёта,
Не сдвинется с места любая работа
Без счёта не будет на улице света,
Без счёта не сможет подняться ракета,
Без счёта письмо не найдёт адресата,
И в прятки сыграть не сумеют ребята.
Ведущий: Праздник числа закончился. Мы желаем вам, чтобы каждая встреча с математикой была для вас праздником.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.