Праздник как средство воспитания. Технология создания праздника (Научная статья).

  • docx
  • 18.01.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ПАВЛОВ А.К. ПРАЗДНИК КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ..docx

Павлов Александр Константинович, -

генеральный директор МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС»
(Российская Федерация, г. Москва – г. Санкт-Петербург –

г. Петрозаводск -  г. Мурманск), -

доктор педагогических наук, профессор,

член-корреспондент, академик МАНЭБ,

Лауреат премии им. М.В. Ломоносова
Заслуженный деятель науки РФ
    

Праздник как средство воспитания. Технология создания праздника

(Научная статья)

План:

     Праздник как событие жизни и как средство воспитания. Виды праздников. Досуг, проблемы современного досуга. Культура семейных праздников. Потребительская и созидательная позиция детей в досуговой деятельности. Праздничная игровая программа. Способы организации праздника. Праздник как сюита КТД. Сценарный ход праздника, логика развития событий: завязка, основные события, кульминация, развязка. Интеграция используемых художественных средств: оформление, музыка, звук, свет и т.д. Последействие праздника.

Рекомендуемая литература:

1.           Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2010. – 608 с.

2.           Ефремов О.Ю. Педагогика. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010. – 352 с.: ил.

3.           Лихачёв Б.Т. Педагогика: Курс лекций /Б.Т. Лихачёв. Под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 647 с.

4.           Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2010. – 608 с.

5.           Подласый И.П. Педагогика: В 3-х кн. Учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. и специальностям в обл. «Образование и педагогика» / И.П. Подласый. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. (Педагогика и воспитание).

6.           Подласый И.П. Педагогика: Учебник / И.П. Подласый .- М.: Издательство Юрайт, 2010. – 574 с.

7.           Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластёнина: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010.

8.           Сластёнин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. Под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Издательский  центр  «Академия», 2010 . – 576 с.

9.           Третьяков П.И. Адаптивное управление педагогическими системами:Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 368 с.

10.   Управление образовательными системами: Учебное пособие / Под ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ», 2010. – 464 с. (Серия «Педагогическое образование»).

11.   ШамоваТ.И. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 384 с.

12.   Шамова Т.И., Третьяков П.Н., Капустин Н.П. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Т.И. Шамовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 320 с.

 

     Под словом «праздник» понимается:

·        День торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь.

·        День или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного  события или святого.

·        Выходной, нерабочий день.

·        День радости и торжества по поводу чего-либо.

·        День игр, развлечений.

    Праздник – традиционное явление культуры, объединяющее людей и утверждающее мировоззрения данного общества, его нравственные, эстетические, политические идеалы в демонстративной деятельности. Событие жизни направленное на переживание душевного подъема радости, удовольствия.

     Досуг (от глагола «досягнуть» - достичь; «досужий в ремесле» - умелый)

     Функции досуга:

- рекреативная (восстановление сил)

- коммуникативная (написание писем)

- созидательная (ремонт квартиры)

- самореализация, саморазвитие, творческая

- компенсирующая (то, чего не хватает в обычной жизни)

- переключающая, психотерапевтическая.

     Проблемы досуга:

     Есть типы людей ведущих себя по-разному:

1) 3 «Т» (телевизор, тахта, тапочки) Если человек (напр. Учитель) будет ограничивать себя в коммуникативных навыках помимо работы, то он будет деградировать с помощью 3 «Т».

2) времяпрожигатель

3) любитель экстрима

4) саморазрушающий (алкоголь, наркотики)

5) 3 «С» (секс, страх, смерть) на что люди хотят смотреть.

     У человека должна быть внутренняя установка, что досуг – богатство, которое должно сделать человека богатым.

     Педагог должен уметь научить детей творческому досугу, цель которого – формирование семейного досуга (семейного праздника).

     Существуют различные типы праздников,  но  все  они  в  большей  или меньшей  степени характеризуются общими  признаками,  из  которых  главными являются:

·        добровольное согласие  в  отношении  принятия  и  выполнения  правил праздничной жизнедеятельности.

·        несводимость её к грубой материальной пользе (в  основе  праздника  лежит  целесообразная  человеческая деятельность - творчество человека)

     Виды праздников:

- по числу участников:

массовые                        

 не массовые

всемирные,

городские         

семейные,

школьные

- по составу участников:

Детские                      

Взрослые                     

Смешанные

Для учителей

8 марта

Для матери

23 февраля

- по источнику проявления:

 1. Традиционные (закрепленные, передаваемые праздники)

      Народные (в основе культовые обряды)

      Религиозные (пасха, крещение, троица, рождество)

      Локальные (день гимназиста)

      Региональные (день города)

      Государственные (светские, профессиональные, день победы)

2. Нетрадиционные (придуманные 1 раз: день игрушек, праздник солнца, день бантика в детском саду и т.д.)

- по форме: Вечер отдыха; театрализованное представление; игровая программа; танцевальная (дискотека, бал, маскарад, карнавал); сюита

коллективных творческих дел (фабрика деда мороза); синтетическая (вбирающая разное: игровая программа и дискотека, фестиваль).

    Функции праздника:

- воспитывающая (ценностно-ориентированная)

- суггестивная («суггестия» - внушение)

- вдохновляющая, побуждающая

- мировоззренческая

- просветительская

- коммуникативная

- творческая

- самореализация.

    Сценарий праздника построен на разноплановом действии -  програмном и импровизированном, предполагая творческое самовыражение каждого  участника в разнообразных ролях и положениях.

Значимость и событийность праздника определяются достаточно простыми общими признаками, как:

·                   абсолютная добровольность участия и  согласие  во  всех  принимаемых обязательных и условных  правилах  досуговой  деятельности  того  или  иного праздника;

·                   свободный выбор разнообразных сюжетов, ролей, положений, отличных от материализованных результатов учения и общественного труда;

·                   необходимость каждому участнику иметь  пространство  для  творческих выходов своей индивидуальности в любом празднестве;

·                   разумная  цикличность  праздников,  идущая   от   пропорциональности будничной  практики  и  яркой  праздничной  событийности,  главным   образом учитывающей природный календарь и структуру рабочего года;

·                   коммуникативный  характер   праздников,   отражающих   все   стороны демократии свобод;

·                   наличие в праздниках народных глубинных традиций, вбирающих  в  себя весь  спектр  обычаев,  ритуалов,   церемониалов,   символов   и   атрибутов принципиального характера.

     Организация праздника. Режиссура массовых праздников.

    Чтобы  создать   действительно   зрелищный   и   увлекательный   праздник,   

необходимо  подробнейшим  образом изучить специфические  особенности  в  постановке,  технологии,  методике  и организационных основах подготовки и проведении подобных мероприятий.

     Таким образом, приступая к созданию  театрализованного  мероприятия, режиссер  должен  найти  ответы  на  три  вопроса,  которые,  в  основном  и определяют конечный результат творческого процесса:

1) Зачем я ставлю? (что хочу сказать зрителем)

2) Что я буду ставить? (драматический материал)

3) Как я буду ставить? (способ решения)

План-сценарий - официальный документ в подготовке  театрализованного праздника. Сума эпизодов, каждый из которых имеет свою законченную мысль, развитие, напряжение.

Композиция – расположение частей, направленное на достижение идейно-художественного замысла. Основным признаком композиции является сквозное действие (все эпизоды должны быть взаимосвязаны). Чаще всего композиция выглядит:

-завязка (место действия, герои, вдруг..)

- развитие события

- кульминация

- развязка.

Театрализация – творческий способ приведения сценария в художественную образную форму представления через систему изобразительных, выразительных, иносказательных средств.

Сцена – то, что закончено в одном месте.

Мезансцена – придуманное пространство, кто и где будет находиться на сцене.

Виды: симметричные (стабильность, надежность); ассиметричные (взрывы, хаос); фронтальные, диагональные; ритмические, хаотические; барильефные (на сцене несколько героев в разных местах), монументальные (драматический финал, уходящий в небытие); шахматные, круговые, вертикальные, спиральные.

     При построении мезансцены нужно учитывать передний, средний и задний планы. Режиссер планирует использование в синтезе все средства выразительности (актерская игра и создаваемый актером образ); оформление (реклама, программа, афиша, сцена, зал); музыка, звук, свет, танец.

    Основные средства выразительности:

1. Метафора – образное сравнение;

2. Символ – явление очень мощное, в разных культурах имеет разное значение (скипетр – знак власти, для других просто посох), есть цветовой символ);

3. Аллегория – переносный смысл

4. ТСО (вращающаяся сцена, мульти-, медиа-)

    В основе использования этих средств лежит способность воспринимать часть через целое и целое через часть.

3 вида сценарно-режиссерской театрализации педагог. досуга:

 - комбинированный (необходимо использовать сценарный ход, сбор номеров)

- оригинальный (новые номера специально под действия)

- смешанный (частично используются оба вида театрализации)

    Основные компоненты праздничной программы:

1.Тема (о чем праздник «Новый Год» тема «Волшебство, исполнение желаний»)

2.Идея праздника (выраженное в виде утверждения, формулы, основная мысль, которая доказывается авторами действия)

3.Цель познавательно-мировоззренческая (принятие идеи)

4.Форма праздника (путешествия, фестиваль, конкурсы)

5.Основная идея сценарного хода (фестиваль – выступление с лучшими номерами и награждение)

6.Образы ведущих и атрибутика, создающая образ выбранной формы.

Все возможные варианты  отклонений  от  сценария  необходимо  предусмотреть заранее. События не должны выходить из-под контроля. Экспромтов и  сюрпризов для организаторов  спецмероприятия  не  должно  существовать  -  их  следует оставить только для публики.

Среди   моментов,   определяющих   насыщенность   и   профессионализм проведения праздника следует выделить:

1. Разработка оригинальной концепции, сценария  и  текстов;

·        Конкурс номинаций;

·        Правильный подбор места проведения мероприятия;

·        Разработанная с учетом особенностей коллектива концепция  призов  и подарков;

·        Правильный подбор артистов, исполнителей, музыкальных групп;

·        Украшение зала и сцены;

·        Звуковое и световое обеспечение;

·        Мультимедийная презентация и поддержка концерта;

·        Конкурсы и игры

2. Освещение в  СМИ  (здесь  следует  отметить,  что  далеко  не  все праздники стоит афишировать  для  внешней  среды, однако  некоторые  мероприятия,  которые  могут  быть  интересны  не  только узкой публике, но и более широкой общественности, могут быть освещены  в СМИ).

3. Анализ результатов.

Необходимо:

·                   Выяснить  удалось ли достичь поставленных целей мероприятия;

·                   Проанализировать ошибки и форс-мажоры;

·                   Провести мониторинг СМИ (если мероприятие освещалось в СМИ)  и  опрос участников;

·                   Проследить изменения в межличностных  коммуникациях,  поскольку   они отражают психологический климат в организации и представляют  собой  субъект исследования и предмет работы.


 

·