Павлов Александр Константинович, -
генеральный
директор МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС»
(Российская Федерация, г. Москва – г. Санкт-Петербург –
г. Петрозаводск - г. Мурманск), -
доктор педагогических наук, профессор,
член-корреспондент, академик МАНЭБ,
Лауреат премии
им. М.В. Ломоносова
Заслуженный деятель науки РФ
Праздник как средство воспитания. Технология создания праздника
(Научная статья)
План:
Праздник как событие жизни и как средство воспитания. Виды праздников. Досуг, проблемы современного досуга. Культура семейных праздников. Потребительская и созидательная позиция детей в досуговой деятельности. Праздничная игровая программа. Способы организации праздника. Праздник как сюита КТД. Сценарный ход праздника, логика развития событий: завязка, основные события, кульминация, развязка. Интеграция используемых художественных средств: оформление, музыка, звук, свет и т.д. Последействие праздника.
Рекомендуемая литература:
1. Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2010. – 608 с.
2. Ефремов О.Ю. Педагогика. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010. – 352 с.: ил.
3. Лихачёв Б.Т. Педагогика: Курс лекций /Б.Т. Лихачёв. Под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 647 с.
4. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2010. – 608 с.
5. Подласый И.П. Педагогика: В 3-х кн. Учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. и специальностям в обл. «Образование и педагогика» / И.П. Подласый. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. (Педагогика и воспитание).
6. Подласый И.П. Педагогика: Учебник / И.П. Подласый .- М.: Издательство Юрайт, 2010. – 574 с.
7. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластёнина: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010.
8. Сластёнин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. Под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Издательский центр «Академия», 2010 . – 576 с.
9. Третьяков П.И. Адаптивное управление педагогическими системами:Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 368 с.
10. Управление образовательными системами: Учебное пособие / Под ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ», 2010. – 464 с. (Серия «Педагогическое образование»).
11. ШамоваТ.И. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 384 с.
12. Шамова Т.И., Третьяков П.Н., Капустин Н.П. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Т.И. Шамовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 320 с.
Под словом «праздник» понимается:
· День торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь.
· День или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого.
· Выходной, нерабочий день.
· День радости и торжества по поводу чего-либо.
· День игр, развлечений.
Праздник – традиционное явление культуры, объединяющее людей и утверждающее мировоззрения данного общества, его нравственные, эстетические, политические идеалы в демонстративной деятельности. Событие жизни направленное на переживание душевного подъема радости, удовольствия.
Досуг (от глагола «досягнуть» - достичь; «досужий в ремесле» - умелый)
Функции досуга:
- рекреативная (восстановление сил)
- коммуникативная (написание писем)
- созидательная (ремонт квартиры)
- самореализация, саморазвитие, творческая
- компенсирующая (то, чего не хватает в обычной жизни)
- переключающая, психотерапевтическая.
Проблемы досуга:
Есть типы людей ведущих себя по-разному:
1) 3 «Т» (телевизор, тахта, тапочки) Если человек (напр. Учитель) будет ограничивать себя в коммуникативных навыках помимо работы, то он будет деградировать с помощью 3 «Т».
2) времяпрожигатель
3) любитель экстрима
4) саморазрушающий (алкоголь, наркотики)
5) 3 «С» (секс, страх, смерть) на что люди хотят смотреть.
У человека должна быть внутренняя установка, что досуг – богатство, которое должно сделать человека богатым.
Педагог должен уметь научить детей творческому досугу, цель которого – формирование семейного досуга (семейного праздника).
Существуют различные типы праздников, но все они в большей или меньшей степени характеризуются общими признаками, из которых главными являются:
· добровольное согласие в отношении принятия и выполнения правил праздничной жизнедеятельности.
· несводимость её к грубой материальной пользе (в основе праздника лежит целесообразная человеческая деятельность - творчество человека)
Виды праздников:
- по числу участников:
массовые
не массовые
всемирные,
городские
семейные,
школьные
- по составу участников:
Детские
Взрослые
Смешанные
Для учителей
8 марта
Для матери
23 февраля
- по источнику проявления:
1. Традиционные (закрепленные, передаваемые праздники)
Народные (в основе культовые обряды)
Религиозные (пасха, крещение, троица, рождество)
Локальные (день гимназиста)
Региональные (день города)
Государственные (светские, профессиональные, день победы)
2. Нетрадиционные (придуманные 1 раз: день игрушек, праздник солнца, день бантика в детском саду и т.д.)
- по форме: Вечер отдыха; театрализованное представление; игровая программа; танцевальная (дискотека, бал, маскарад, карнавал); сюита
коллективных творческих дел (фабрика деда мороза); синтетическая (вбирающая разное: игровая программа и дискотека, фестиваль).
Функции праздника:
- воспитывающая (ценностно-ориентированная)
- суггестивная («суггестия» - внушение)
- вдохновляющая, побуждающая
- мировоззренческая
- просветительская
- коммуникативная
- творческая
- самореализация.
Сценарий праздника построен на разноплановом действии - програмном и импровизированном, предполагая творческое самовыражение каждого участника в разнообразных ролях и положениях.
Значимость и событийность праздника определяются достаточно простыми общими признаками, как:
· абсолютная добровольность участия и согласие во всех принимаемых обязательных и условных правилах досуговой деятельности того или иного праздника;
· свободный выбор разнообразных сюжетов, ролей, положений, отличных от материализованных результатов учения и общественного труда;
· необходимость каждому участнику иметь пространство для творческих выходов своей индивидуальности в любом празднестве;
· разумная цикличность праздников, идущая от пропорциональности будничной практики и яркой праздничной событийности, главным образом учитывающей природный календарь и структуру рабочего года;
· коммуникативный характер праздников, отражающих все стороны демократии свобод;
· наличие в праздниках народных глубинных традиций, вбирающих в себя весь спектр обычаев, ритуалов, церемониалов, символов и атрибутов принципиального характера.
Организация праздника. Режиссура массовых праздников.
Чтобы создать действительно зрелищный и увлекательный праздник,
необходимо подробнейшим образом изучить специфические особенности в постановке, технологии, методике и организационных основах подготовки и проведении подобных мероприятий.
Таким образом, приступая к созданию театрализованного мероприятия, режиссер должен найти ответы на три вопроса, которые, в основном и определяют конечный результат творческого процесса:
1) Зачем я ставлю? (что хочу сказать зрителем)
2) Что я буду ставить? (драматический материал)
3) Как я буду ставить? (способ решения)
План-сценарий - официальный документ в подготовке театрализованного праздника. Сума эпизодов, каждый из которых имеет свою законченную мысль, развитие, напряжение.
Композиция – расположение частей, направленное на достижение идейно-художественного замысла. Основным признаком композиции является сквозное действие (все эпизоды должны быть взаимосвязаны). Чаще всего композиция выглядит:
-завязка (место действия, герои, вдруг..)
- развитие события
- кульминация
- развязка.
Театрализация – творческий способ приведения сценария в художественную образную форму представления через систему изобразительных, выразительных, иносказательных средств.
Сцена – то, что закончено в одном месте.
Мезансцена – придуманное пространство, кто и где будет находиться на сцене.
Виды: симметричные (стабильность, надежность); ассиметричные (взрывы, хаос); фронтальные, диагональные; ритмические, хаотические; барильефные (на сцене несколько героев в разных местах), монументальные (драматический финал, уходящий в небытие); шахматные, круговые, вертикальные, спиральные.
При построении мезансцены нужно учитывать передний, средний и задний планы. Режиссер планирует использование в синтезе все средства выразительности (актерская игра и создаваемый актером образ); оформление (реклама, программа, афиша, сцена, зал); музыка, звук, свет, танец.
Основные средства выразительности:
1. Метафора – образное сравнение;
2. Символ – явление очень мощное, в разных культурах имеет разное значение (скипетр – знак власти, для других просто посох), есть цветовой символ);
3. Аллегория – переносный смысл
4. ТСО (вращающаяся сцена, мульти-, медиа-)
В основе использования этих средств лежит способность воспринимать часть через целое и целое через часть.
3 вида сценарно-режиссерской театрализации педагог. досуга:
- комбинированный (необходимо использовать сценарный ход, сбор номеров)
- оригинальный (новые номера специально под действия)
- смешанный (частично используются оба вида театрализации)
Основные компоненты праздничной программы:
1.Тема (о чем праздник «Новый Год» тема «Волшебство, исполнение желаний»)
2.Идея праздника (выраженное в виде утверждения, формулы, основная мысль, которая доказывается авторами действия)
3.Цель познавательно-мировоззренческая (принятие идеи)
4.Форма праздника (путешествия, фестиваль, конкурсы)
5.Основная идея сценарного хода (фестиваль – выступление с лучшими номерами и награждение)
6.Образы ведущих и атрибутика, создающая образ выбранной формы.
Все возможные варианты отклонений от сценария необходимо предусмотреть заранее. События не должны выходить из-под контроля. Экспромтов и сюрпризов для организаторов спецмероприятия не должно существовать - их следует оставить только для публики.
Среди моментов, определяющих насыщенность и профессионализм проведения праздника следует выделить:
1. Разработка оригинальной концепции, сценария и текстов;
· Конкурс номинаций;
· Правильный подбор места проведения мероприятия;
· Разработанная с учетом особенностей коллектива концепция призов и подарков;
· Правильный подбор артистов, исполнителей, музыкальных групп;
· Украшение зала и сцены;
· Звуковое и световое обеспечение;
· Мультимедийная презентация и поддержка концерта;
· Конкурсы и игры
2. Освещение в СМИ (здесь следует отметить, что далеко не все праздники стоит афишировать для внешней среды, однако некоторые мероприятия, которые могут быть интересны не только узкой публике, но и более широкой общественности, могут быть освещены в СМИ).
3. Анализ результатов.
Необходимо:
· Выяснить удалось ли достичь поставленных целей мероприятия;
· Проанализировать ошибки и форс-мажоры;
· Провести мониторинг СМИ (если мероприятие освещалось в СМИ) и опрос участников;
· Проследить изменения в межличностных коммуникациях, поскольку они отражают психологический климат в организации и представляют собой субъект исследования и предмет работы.
·
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.