Праздник "В гостях у самовара"
Оценка 4.6

Праздник "В гостях у самовара"

Оценка 4.6
doc
воспитательная работа
1 кл
23.02.2020
Праздник "В гостях у самовара"
В гостях у самовара. 1 класс.doc

В гостях у самовара.

Развлекательно – познавательная программа.

Цель: Прививать уважение к традициям и обычаям разных народов. Воспитывать культуру поведения при чаепитии.

Пословицы и приметы:

Если в пиалу попадает чаинка (шамбо), к этому человеку могут наведаются гости.

Утреннюю трапезу разделяют, а вечернюю – не ожидают.

Не напоить человека, испытывающего жажду, плохая примета.

Если во время чаепития самовар закипит повторно, надо ждать гостей.

Не приступай к трапезе раньше взрослых.

Ход праздника:

Хозяйка: У каждого народа есть много обычаев. Но среди них есть те, которые любят все и взрослые и дети. И среди них на первом месте чаепитие. Такой обычай есть у всех народов мира.

Давайте представим старинную русскую избу, где за столом собралась вся семья. Стол накрыт нарядной скатертью. Идёт весёлая беседа, а посередине стола…

 

 

Стоит толстячок, подбоченивши бочок,

Шипит и кипит, всем пить чай велит.

                                               Самовар

Правильно. Это самовар. И вот сегодня мы собрались все вместе, чтобы устроить праздник хорошему, доброму, старому Самовару.

Ведущий 1: Только на Руси пили чай из самовара. Много легенд ходит о том, где впервые был сделан самовар. Его родиной считают город Тулу. Тогда было много мастеров – самоварников.  Каждый хотел, чтобы его самовар был самым лучшим, самым красивым. Их делали разными: большими и маленькими, круглыми и продолговатыми, украшали различными узорами, придавали различную форму ручкам и краникам.

Ведущий 2: Я думаю, что каждый из вас видел самовар. А вот вряд ли кто – нибудь из вас был в музее самоваров. Да, существует такие музеи. Первый такой музей был создан далеко от родины самоваров – в Минске, столице Белоруссии. Его коллекция насчитывает более 1000 самоваров. И у каждого из них своя история, ведь многим из них более 20 лет. Не так давно открыт музей самоваров и в Туле.

Ведущий 1: Самовар видели все, а вот, видимо, не все знают, как он устроен. Внутри самовара находится труба. В неё засыпали сосновые сухие шишки или древесный уголь. Поджигали их лучиной и раздували огонь сапогом. Закипала в самоваре вода. В специальное приспособление наверху в самоваре устанавливался заварной чайник.

Ведущий 2: Прошло много лет. В наши дни самовар заменил электрочайник, но традиция собираться всей семьёй за чаепитием осталась.

Хозяйка: Давайте вместе постараемся вспомнить как можно больше о чаепитии. Весь наш класс мы разделили на группы и каждая группа  получила задание. Теперь послушаем их, а если кто – нибудь сможет их дополнить, мы будем рады выслушать всех. Для всех участников конкурсов и викторин мы подготовили призы.

Ведущий 2: Свой рассказ начинает группа «Чай».

Ученик 1: Много лет тому назад китайские пастухи заметили, что любые долгие переходы и подъёмы в горы, овцы переносили намного легче после того, как лакомились листочками вечнозелёного растения. Кто – то первый из них придумал заваривать эти сухие листочки. И получился прекрасный, ароматный напиток, который мы теперь называем – чай.

Ученик 2: В старину в России не было чая и вместо него заваривали листья смородины, земляники, малины, цветы липы, Иван – чая и другие травы.

Ученик 3: Почти 300 лет тому назад русский царь получил подарок от монгольского хана. Это были пакетики с непонятной надписью «бах - ча», что переводилось как «чай для заварки».

Ученик 4: Понравился царю вкусный напиток. И с тех пор стали возить его купцы из заморских стран в Россию.

Ученик 5: Дорогой был чай в те времена, не каждый мог его купить. Поэтому и появилось выражение «чайком побаловаться».

Ученик 6: А у казахов есть такой праздник: «Күзем шай». Это праздник стрижки. После стрижки скота каждый дом по очереди приглашает к себе на чай, где аульчане веселятся, поют, шутят. Этот обычай – прекрасный обычай и пример воспитания у молодёжи трудолюбия, уважения к труду.

Ученик 1: Мы подготовили задание для вас: назовите популярные у нас сорта чая. Каждый правильно ответивший получит приз.

Ученик 2:

Я хочу открыть секрет

И полезный дать совет:

Если хворь с кем приключиться,
Чаем можете лечиться.

Ученик 3:

Чай всех снадобий полезней,

Помогает от болезней,
Чай в жару нас освежает

А в морозы согревает.

Ученик 4:

И сонливость переборет,

И с усталостью поспорит,

Сокрушит любой недуг.

Чай здоровью – лучший друг!

Ученик 5: А кто сможет вспомнить названия лекарственных трав, цветов или плодов, которые мы добавляем в чай, чтобы быстрее выздороветь?(Ромашка, зверобой, мать и мачеха, земляника, смородина, черника, малина, шиповник, калина, боярышник, мята, валерьяна….Если задание вызовет затруднения, то можно предложить ученикам отгадать загадки.)

 

***

Скатерть была,

Как снега, бела,

Зубцы вокруг,

Шита без рук;

А на скатерти той –

Каравай золотой. (Ромашка)

***

Есть корень кривой и рогатый,

Целебною силой богатый,

И, может, два века

Он ждёт человека

В чащобе лесной

Под кедровой сосной. (Женьшень)

 

***

И в лесу, и в квасу,

И в конфетке, и в таблетке. (Мята)

 

***

Хороша трава –

Красна голова:

И медку подарит,

И чайку заварит. (Иван - чай)

 

***

Весной растёт,

Летом цветёт,

Осенью отсыпается.

А цветок – на медок,

Лечит от гриппа,

Кашля и хрипа. (Липа)

 

***

В лесу и на болоте

Травку вы найдёте.

А на ней синеет гроздь –

Кисло – сладких ягод горсть. (Черника)

 

***

Есть и украшение,

Есть и устрашение;

Гляди да любуйся,

А руками не суйся! (Шиповник)

Ведущий 1: Приглашаем нашу вторую группу – группу «Сладкоежки».

Ученик 1: К чаю хозяюшки готовили угощение. Пекли много всякой вкусной сдобы. Мы для вас тоже её приготовили. Вся она на этом подносе, но только она, чтобы её отведать, нужно назвать с чем любят пить чай. А помогут нам в этом загадки.

В поле росла, под жерновом была,

Из печки на стол караваем пришла. (Пшеница)

 

***

Без рук, без ног,
А в гору лезет. (Тесто)

 

***

Он бывает с толокном,

С рисом, мясом и пшеном,

С вишней сладкою бывает.

В печь сперва его сажают,

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо. (Пирог)

 

***

Кольцо не простое – кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее,

Всем на загляденье…

Ну и объедение! (Бублик)

 

***

Отгадать легко и просто:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб)

 

Ученик 2: Молодцы! А кто ещё назовёт названия изделий из сдобного теста? (Пирожки, Ватрушки, Баранки, Сушки, Пирожные, Торты, Пряники, Калачи.)

(Каждый правильно ответивший получает приз. Этот конкурс можно продолжить, дав задание о том, кто назовет больше названий конфет.)

Ведущий 2: Прекрасные нас ждут угощения на подносе. Мы вспомнили их названия. Но вот есть одно из них, без которого не обходился не один праздник на русской земле, а особенно их много готовили на праздник прощания с матушкой Зимой. Как называется этот праздник? (Масленица.) Правильно. Теперь мы приглашаем нашу третью группу – «Блинную».

Ученик 3:

Мы своих гостей встречали,

Устренчали, устренчали.

Мы сыр с маслицем починали,

Мы блинами гору устилали.

Сверху маслицем поливали.

Как от сыра гора крута,

А от маслица гора ясна.

Ученик 4: А среди вас есть мастерицы, которые умеют блины печь?

 

 

 

Ученик 5:  

Мастерицы – хоть куда!

Вот вам печь и сковорода!

Принимайтесь – ка за дело.

Всех блинами угощайте смело!

Ученик 1: Приглашаем две команды для участия в игре «Испеки блины».

(В игре могут принимать участие два ученика либо две команды по два или четыре ученика. Для игры приготовлены 2 печки(их силуэты сделаны из картона), 2 сковородки или 2 теннисных ракетки, блины(из картона), 2 кастрюли и 2 тарелки.

Перед участниками ставиться задача – быстро «испечь» блины. Для этого они должны поставить сковороду с символическим «блином» в печь, затем вытащить сковороду, перевернуть «блин», снова его запечь, вытащить сковороду, снять готовый «блин» и положить его на тарелку. Тарелки могут стоять на столе или стуле на расстоянии 4-6 метров от печки. Командам на выполнение конкурса даётся определённое время. Побеждает та команда, у которой горка готовых «блинов» получилась выше. Победители получают призы лучших блинопёков.)

Хозяйка: Вот, гости дорогие, и заканчивается наш праздник. Мы сегодня хорошо повеселились, узнали много интересного и полезного. А теперь мы переходим к самой вкусной части нашего праздника.

Ведущий 1:

Всех гостей мы угощаем

Ароматным крепким чаем.

Тех, кто чай с охотой пьёт,

Стол накрытый давно ждёт.

Ведущий 2:

Для всех вас, взрослые и детишки:

Калачи, ватрушки, пышки.

Наливайте, не стесняйтесь,

Сладким чаем забавляйтесь!

Хозяйка: Всех гостей приглашаем в нашу чайную!

 

 

 

 

 

 


В гостях у самовара. Развлекательно – познавательная программа

В гостях у самовара. Развлекательно – познавательная программа

Теперь послушаем их, а если кто – нибудь сможет их дополнить, мы будем рады выслушать всех

Теперь послушаем их, а если кто – нибудь сможет их дополнить, мы будем рады выслушать всех

Скатерть была, Как снега, бела,

Скатерть была, Как снега, бела,

Ученик 1: К чаю хозяюшки готовили угощение

Ученик 1: К чаю хозяюшки готовили угощение

Сверху маслицем поливали. Как от сыра гора крута,

Сверху маслицем поливали. Как от сыра гора крута,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.02.2020