Праздник "В гостях у самовара"

  • doc
  • 23.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала В гостях у самовара. 1 класс.doc

В гостях у самовара.

Развлекательно – познавательная программа.

Цель: Прививать уважение к традициям и обычаям разных народов. Воспитывать культуру поведения при чаепитии.

Пословицы и приметы:

Если в пиалу попадает чаинка (шамбо), к этому человеку могут наведаются гости.

Утреннюю трапезу разделяют, а вечернюю – не ожидают.

Не напоить человека, испытывающего жажду, плохая примета.

Если во время чаепития самовар закипит повторно, надо ждать гостей.

Не приступай к трапезе раньше взрослых.

Ход праздника:

Хозяйка: У каждого народа есть много обычаев. Но среди них есть те, которые любят все и взрослые и дети. И среди них на первом месте чаепитие. Такой обычай есть у всех народов мира.

Давайте представим старинную русскую избу, где за столом собралась вся семья. Стол накрыт нарядной скатертью. Идёт весёлая беседа, а посередине стола…

 

 

Стоит толстячок, подбоченивши бочок,

Шипит и кипит, всем пить чай велит.

                                               Самовар

Правильно. Это самовар. И вот сегодня мы собрались все вместе, чтобы устроить праздник хорошему, доброму, старому Самовару.

Ведущий 1: Только на Руси пили чай из самовара. Много легенд ходит о том, где впервые был сделан самовар. Его родиной считают город Тулу. Тогда было много мастеров – самоварников.  Каждый хотел, чтобы его самовар был самым лучшим, самым красивым. Их делали разными: большими и маленькими, круглыми и продолговатыми, украшали различными узорами, придавали различную форму ручкам и краникам.

Ведущий 2: Я думаю, что каждый из вас видел самовар. А вот вряд ли кто – нибудь из вас был в музее самоваров. Да, существует такие музеи. Первый такой музей был создан далеко от родины самоваров – в Минске, столице Белоруссии. Его коллекция насчитывает более 1000 самоваров. И у каждого из них своя история, ведь многим из них более 20 лет. Не так давно открыт музей самоваров и в Туле.

Ведущий 1: Самовар видели все, а вот, видимо, не все знают, как он устроен. Внутри самовара находится труба. В неё засыпали сосновые сухие шишки или древесный уголь. Поджигали их лучиной и раздували огонь сапогом. Закипала в самоваре вода. В специальное приспособление наверху в самоваре устанавливался заварной чайник.

Ведущий 2: Прошло много лет. В наши дни самовар заменил электрочайник, но традиция собираться всей семьёй за чаепитием осталась.

Хозяйка: Давайте вместе постараемся вспомнить как можно больше о чаепитии. Весь наш класс мы разделили на группы и каждая группа  получила задание. Теперь послушаем их, а если кто – нибудь сможет их дополнить, мы будем рады выслушать всех. Для всех участников конкурсов и викторин мы подготовили призы.

Ведущий 2: Свой рассказ начинает группа «Чай».

Ученик 1: Много лет тому назад китайские пастухи заметили, что любые долгие переходы и подъёмы в горы, овцы переносили намного легче после того, как лакомились листочками вечнозелёного растения. Кто – то первый из них придумал заваривать эти сухие листочки. И получился прекрасный, ароматный напиток, который мы теперь называем – чай.

Ученик 2: В старину в России не было чая и вместо него заваривали листья смородины, земляники, малины, цветы липы, Иван – чая и другие травы.

Ученик 3: Почти 300 лет тому назад русский царь получил подарок от монгольского хана. Это были пакетики с непонятной надписью «бах - ча», что переводилось как «чай для заварки».

Ученик 4: Понравился царю вкусный напиток. И с тех пор стали возить его купцы из заморских стран в Россию.

Ученик 5: Дорогой был чай в те времена, не каждый мог его купить. Поэтому и появилось выражение «чайком побаловаться».

Ученик 6: А у казахов есть такой праздник: «Күзем шай». Это праздник стрижки. После стрижки скота каждый дом по очереди приглашает к себе на чай, где аульчане веселятся, поют, шутят. Этот обычай – прекрасный обычай и пример воспитания у молодёжи трудолюбия, уважения к труду.

Ученик 1: Мы подготовили задание для вас: назовите популярные у нас сорта чая. Каждый правильно ответивший получит приз.

Ученик 2:

Я хочу открыть секрет

И полезный дать совет:

Если хворь с кем приключиться,
Чаем можете лечиться.

Ученик 3:

Чай всех снадобий полезней,

Помогает от болезней,
Чай в жару нас освежает

А в морозы согревает.

Ученик 4:

И сонливость переборет,

И с усталостью поспорит,

Сокрушит любой недуг.

Чай здоровью – лучший друг!

Ученик 5: А кто сможет вспомнить названия лекарственных трав, цветов или плодов, которые мы добавляем в чай, чтобы быстрее выздороветь?(Ромашка, зверобой, мать и мачеха, земляника, смородина, черника, малина, шиповник, калина, боярышник, мята, валерьяна….Если задание вызовет затруднения, то можно предложить ученикам отгадать загадки.)

 

***

Скатерть была,

Как снега, бела,

Зубцы вокруг,

Шита без рук;

А на скатерти той –

Каравай золотой. (Ромашка)

***

Есть корень кривой и рогатый,

Целебною силой богатый,

И, может, два века

Он ждёт человека

В чащобе лесной

Под кедровой сосной. (Женьшень)

 

***

И в лесу, и в квасу,

И в конфетке, и в таблетке. (Мята)

 

***

Хороша трава –

Красна голова:

И медку подарит,

И чайку заварит. (Иван - чай)

 

***

Весной растёт,

Летом цветёт,

Осенью отсыпается.

А цветок – на медок,

Лечит от гриппа,

Кашля и хрипа. (Липа)

 

***

В лесу и на болоте

Травку вы найдёте.

А на ней синеет гроздь –

Кисло – сладких ягод горсть. (Черника)

 

***

Есть и украшение,

Есть и устрашение;

Гляди да любуйся,

А руками не суйся! (Шиповник)

Ведущий 1: Приглашаем нашу вторую группу – группу «Сладкоежки».

Ученик 1: К чаю хозяюшки готовили угощение. Пекли много всякой вкусной сдобы. Мы для вас тоже её приготовили. Вся она на этом подносе, но только она, чтобы её отведать, нужно назвать с чем любят пить чай. А помогут нам в этом загадки.

В поле росла, под жерновом была,

Из печки на стол караваем пришла. (Пшеница)

 

***

Без рук, без ног,
А в гору лезет. (Тесто)

 

***

Он бывает с толокном,

С рисом, мясом и пшеном,

С вишней сладкою бывает.

В печь сперва его сажают,

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо. (Пирог)

 

***

Кольцо не простое – кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее,

Всем на загляденье…

Ну и объедение! (Бублик)

 

***

Отгадать легко и просто:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб)

 

Ученик 2: Молодцы! А кто ещё назовёт названия изделий из сдобного теста? (Пирожки, Ватрушки, Баранки, Сушки, Пирожные, Торты, Пряники, Калачи.)

(Каждый правильно ответивший получает приз. Этот конкурс можно продолжить, дав задание о том, кто назовет больше названий конфет.)

Ведущий 2: Прекрасные нас ждут угощения на подносе. Мы вспомнили их названия. Но вот есть одно из них, без которого не обходился не один праздник на русской земле, а особенно их много готовили на праздник прощания с матушкой Зимой. Как называется этот праздник? (Масленица.) Правильно. Теперь мы приглашаем нашу третью группу – «Блинную».

Ученик 3:

Мы своих гостей встречали,

Устренчали, устренчали.

Мы сыр с маслицем починали,

Мы блинами гору устилали.

Сверху маслицем поливали.

Как от сыра гора крута,

А от маслица гора ясна.

Ученик 4: А среди вас есть мастерицы, которые умеют блины печь?

 

 

 

Ученик 5:  

Мастерицы – хоть куда!

Вот вам печь и сковорода!

Принимайтесь – ка за дело.

Всех блинами угощайте смело!

Ученик 1: Приглашаем две команды для участия в игре «Испеки блины».

(В игре могут принимать участие два ученика либо две команды по два или четыре ученика. Для игры приготовлены 2 печки(их силуэты сделаны из картона), 2 сковородки или 2 теннисных ракетки, блины(из картона), 2 кастрюли и 2 тарелки.

Перед участниками ставиться задача – быстро «испечь» блины. Для этого они должны поставить сковороду с символическим «блином» в печь, затем вытащить сковороду, перевернуть «блин», снова его запечь, вытащить сковороду, снять готовый «блин» и положить его на тарелку. Тарелки могут стоять на столе или стуле на расстоянии 4-6 метров от печки. Командам на выполнение конкурса даётся определённое время. Побеждает та команда, у которой горка готовых «блинов» получилась выше. Победители получают призы лучших блинопёков.)

Хозяйка: Вот, гости дорогие, и заканчивается наш праздник. Мы сегодня хорошо повеселились, узнали много интересного и полезного. А теперь мы переходим к самой вкусной части нашего праздника.

Ведущий 1:

Всех гостей мы угощаем

Ароматным крепким чаем.

Тех, кто чай с охотой пьёт,

Стол накрытый давно ждёт.

Ведущий 2:

Для всех вас, взрослые и детишки:

Калачи, ватрушки, пышки.

Наливайте, не стесняйтесь,

Сладким чаем забавляйтесь!

Хозяйка: Всех гостей приглашаем в нашу чайную!