Праздник "День птиц" (начальная школа)
Оценка 4.9

Праздник "День птиц" (начальная школа)

Оценка 4.9
Мероприятия
doc
классное руководство
3 кл
29.03.2017
Праздник "День птиц" (начальная школа)
В празднике «День птиц» затронуты взаимоотношения человека и птиц, место птиц в истории человеческих верований, традиций, мифов и легенд. Данный вопрос актуален, так как бы мы ни гордились достижениями научного прогресса, но до сих пор человеческая жизнь не возможна без окружающей нас природы во всём её многообразии, мы такая же её часть, как любое другое живое существо. Наши далекие предки прекрасно это осознавали и пытались передать свои знания и мудрость потомкам. Мероприятие поможет взглянуть на наших соседей по планете немного по новому, поможет раскрыть тонкие грани отношений человека и природы, научиться видеть красоту окружающего мира, понимать его законы и чувствовать себя его частью. Оно рассчитано на детей 6 – 11 лет. Подготовлено и проведено обучающимися начальных классов.
Праздник День птиц.doc
Цели: Познакомить учащихся с многообразием пернатых;            Дать представление о разновидности птиц,            происхождении названий некоторых птиц;             Развивать речь учащихся;            Прививать любовь и бережное отношение к родной             природе, расширять кругозор учащихся. Оборудование: открытки и рисунки с изображением птиц, о  которых говорится; значки птиц; рисунки со схемами полёта  птиц; кроссворд «Орнитология»; запись птичьих голосов. 1.Организационный момент. Ход классного часа. музыка М. Иорданского) («Песенка про чибиса» Слова С. Михалкова, - Давайте, ребята, отправимся с вами… за чудесами! Да, да, за  чудесами! Даже взрослые – и те встречаются с неведомым,  таинственным, удивительным. А уж вы, ребята! Что ни шаг, то  для вас новое чудо! Когда ты идёшь по тропинке лесной, Вопросы тебя обгоняют гурьбой. Одно «почему» меж деревьями мчится, Летит по пятам за неведомой птицей, Другое пчелою забралось в цветок, А третье – лягушкою скок в ручеёк. Пойдем­ка, дружок, по тропинке в вдвоем Ответы искать под зелёным шатром. ­ Тема нашего классного часа спрятана в загадке: Снится ночью пауку Чудо – юдо на суку: Длинный клюв и два крыла Прилетит – плохи дела. А кого паук боится?  Угадали? Это… (птица).       Начиная, с 1923 года школьники нашей страны ежегодно в  марте – апреле в дни весенних каникул проводят традиционный День птиц. Птицы издавна привлекали внимание человека.  Людей восхищали их яркое оперение, их смелые,  стремительные полёты, мелодичное пение.         Наблюдая пернатых, люди расширяли свои знания.  Несомненно, первые мысли о воздухоплавании, стремление  научиться летать зародились при взгляде на птиц. Наблюдения  за их жизнью сыграли большую роль в развитии естественных  наук.         До сих пор работают учёные над интереснейшей научной  проблемой – тайной ежегодных перелётов птиц.       Сегодня День птиц празднуют сотни тысяч школьников.  Они готовятся к этому дню тщательно: делают домики,  кормушки и развешивают их для привлечения птиц. Но прежде  давайте выясним, кто же такие птицы.        Птицы – это песнь и полёт! Это голоса наших лесов, полей,  гор и пустынь. Песни птиц звучат на земле круглый год, голоса  их слышны днём и ночью.         Птицы – дети воздуха, покорители воздушного океана. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню и море.         Птицы – дети радуги. Перья их переливаются всеми  мыслимыми и немыслимыми цветами.         Птицы верные наши помощники, защитники наших лесов,  полей, садов, огородов от вредных короедов и листогрызов,  плодожорок и грызунов.        Птицы это тайна и красота. Птицы – наши друзья.  Невозможно даже представить нашу Землю без птиц!  2.Птичьи портреты. ­ Птицы везде – над нами, вокруг вас, вдали, рядом. Встретить  их можно и в лесу, и в поле, и на речке, и в горах. Птиц в  природе очень много. Только в России их насчитывается более  760 видов. Чтобы только посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке  неподалёку от вашего дома, надо знать.        Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают  пернатые друг с другом и с нами. Давайте прислушаемся.  (Звучит запись птичьих голосов). ­ Разные птицы подают голос по – разному. Из звуков, которые  они издают, и образовались названия многих птиц. «Синь – синь!» ­ посвистывает синица. «Чи – чи! Чи­ чи!» ­ вторит ей чиж. «Гра – гра!» ­ представляется грач. «Сквор – сквор!» ­ поют скворцы.      Имя зарянки подходит птичке, которая песней встречает  утреннюю и вечернюю зори. (По ходу рассказа показ  иллюстраций птиц.)  В чаще лесной у полянки Рада вечерней поре. Птичка лесная зарянка Песню запела заре.     Сойка, или горихвостка. Эта птица названа так за свой  хвост красного цвета, который всё время подрагивает.  Кажется, что он вспыхивает огоньком, сияет, поэтому сойку и  назвали горихвосткой. Чёрно – белая манишка, Подвижной, с рыжинкой хвост… На селе любой парнишка Сразу скажет: «Горихвост!»        Зяблик. Почему называется так эта птица? Потому, что  зябнет? Оказывается, зяблик совсем не боится холода и  прилетает ранней весной, когда ещё на полях лежит снег. Да и  улетает поздней осенью в холодное, зябкое, как говорят в  народе, время. За то, что эта птица прилетает и улетает в  зябкое время, и назвали её зябликом.        Название птицы клёст произошло от старого русского  слова «клестить», что значит «сжимать, сдавливать,  стискивать». Клюв у этой птицы загнут крест – накрест, он как  будто сдавлен, сжат.        Свиристель. В древние времена в русском языке  существовало слово «свирест» со значением «свист», «визг».  Название птицы свиристель и название музыкального  инструмента свирель – родственные слова.        Удивительно происхождение слова «цапля». Оно  происходит от глагола «чапати», то есть медленно  передвигаться, образовано от звукоподражательного «чап».  Идти по болотистой местности быстро почти невозможно: ноги  в грязи вязнут. А грязь под ногами как бы разговаривает: «Чап  – чап! Чап – чап!» Отсюда и глагол «чапати». Но ведь птицу –  то называют цапля, а не чапля? Дело в том, что в отдельных  деревнях вместо звука [ч] произносят [ц]. В слове «цапля» звук  [ц] закрепился в языке и считается правильным литературным  вариантом.  3.Физкультминутка. (Танец «Пингвины».  Музыка В. Купревича). Цапля Очень трудно так стоять, Ножку на пол не спускать И не падать , не качаться, За соседа не держаться. (Стихотворение декламируется два раза: первый раз дети 4.Перелёт птиц. стоят на одной ноге, второй раз – на другой.) 1. Сорок градусов мороза, Всё вокруг белым – бело, Сел снегирь на ветвь берёзы… Красногрудому тепло. Стойкий, стуже не подвластен, Песней славит он зарю –  Знать, недаром галстук красный Дан с рожденья снегирю. 2. Шелестит в уборе сосен Желтоватый королёк, Пыль сосновую разносит Он, как лёгкий огонёк. То потухнет, то запляшет, То, порхая стрекозой, Быстро крылышками машет Над янтарною слезой. А зимой на соснах он Свиристит синицам в тон. 3. К нам с ветрами прилетели Стаи ярких свиристелей. Прилетели свиристели, Песни севера запели. 4. На ветвях берёз, как чётки, Что ведут чему – то счёт, Целый день трещат чечётки: «Чёт, нечёт, нечёт, чёт». Очень любят точный счёт! 5. «Пить, по – пит», ­ Кричит щегол. Стройный, пёстрый Щегол – птица. На репейник эта птичка Семена лущить садится. ­ «Куда это птицы улетают каждую осень?» ­ издавна  спрашивал себя человек.     В прошлом, когда птичьи перелёты ещё не были изучены,  существовало множество самых невероятных вымыслов.  Например, в 18 веке один натуралист утверждал, что птицы  улетают… на Луну. Добираются туда будто бы за 60 дней и  погружаются в спячку, потому что не находят еды.      Другие учёные признавали, что птицы летят в дальние  страны. Но считали, что не все летят самостоятельно, а  только большие и сильные. Слабые же и маленькие  путешествуют, пристроившись на спинах больших.        Сейчас известно: как ни далёк, как ни труден птичий  путь, летят они самостоятельно, полагаясь на собственные  крылья. Куда же летят птицы?        Учёные выяснили, что маленькие наши пташки –  ласточка, стриж, горихвостка, мухоловка и другие –  улетают в тропическую Африку. Утки, грачи, скворцы летят на юго­запад, например во Францию. А некоторые утки, и  кулики зимуют в Северной Америке. В общем, птицы,  гнездящиеся в нашей стране, разлетаются осенью по всем  материкам. Самые дальние перелёты совершает близкая  родственница чаек – полярная крачка. Эта птица зимует  среди льдов морей, омывающих Антарктиду. Чтобы попасть  туда, крачки пролетают более 30 тысяч километров!       Всё это мы узнали от учёных, исследующих жизнь  пернатых.       А знаете ли вы, ребята, как называется наука, изучающая  жизнь птиц? (Ответы детей).      Мы будем отгадывать загадки про птиц, а в выделенной  графе получим искомое слово. Будьте внимательны! 5.Кроссворд. 1. У неё глаза большие, Хищный клюв – всегда крючком. По ночам она летает,  Спит на дереве лишь днём. (Сова.) 2. Гнездо своё он в поле вьёт, Где тянутся растения. Его и песни, и полёт Вошли в стихотворения! Хочет – прямо полетит, Хочет ­ в воздухе висит, Камнем падает с высот И в полях поёт, поёт. (Жаворонок.) 3. Окраска – сероватая, Повадка – вороватая. Крикунья хрипловатая –  Известная персона. Это… (ворона). 4.Спинка зеленоватая, Животиком желтоватая, Чёрненькая шапочка И полоска галстучка. (Синица). 5.Кто там прыгает, шуршит, Клювом шишки потрошит? Голоском речистый, Кле! Кле! Кле! – поёт со свистом. (Клёст). 6.Он прилетает каждый год  Туда, где домик его ждёт, Чужие песни петь умеет, А всё же голос свой имеет. (Скворец). 7.Весь день рыбак в воде стоял, Мешок рыбёшкой набивал. Закончив лов, забрал улов, Поднялся ввысь – и был таков. (Пеликан). 8.Прилетел к нам, наконец Лучший наш певец. Дни и ночи напролёт Он поёт, поёт, поёт. (Соловей). 9.Сероспиный, красногрудый, В зимних рощах обитает, Не боится он простуды, С первым снегом прилетает. Снегирь). 10.Серенькая птичка, Птичка – невеличка, Шеей вертишь ты всегда. Разве в этом есть нужда? (Вертишейка). 11.Кто в беретке ярко – красной, В чёрной курточке атласной. На меня он не глядит, Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел). ­ Прочитаем хором слово в выделенной строке. (Орнитология). ­ Орнитология – это наука, изучающая жизнь птиц. 6.Игра «Птицы». ­ Я буду называть не только птиц, и если вы услышите, что  появилось что – то другое, дайте мне знать: вы можете и  хлопать, и топать. Итак, слушайте внимательно! Прилетели птицы: Голуби, синицы, Аисты, вороны, Галки, макароны… (дети топают). Прилетели птицы:  Голуби, синицы, Мухи и стрижи… ­ Что, неправильно? А мухи – это кто? Правильно, насекомые! (дети топают). И ещё раз Прилетели птицы: Голуби, синицы, Чибисы, чижи, Галки и стрижи, Комары, кукушки… (дети топают). Даже совы – сплюшки, Лебеди и утки –  И спасибо шутке! Задание. В тексте, который вы сейчас прочитаете, затаилось  восемь птиц. Отыщите их названия. Восемь птиц.      Девочка устроила столовые для птиц. Во двор она вошла,  убрала в углу мусор. Оказалось тут удобное, вообще голое  место. Кормила здесь крупных птиц колбасой, кашей. Другая  столовая – высоко, лучше для мелких птичек, а над ней – ветки  дерева. Только надо прибегать к лестнице, иначе чёткая  подкормка не получится, кормушку не достать.  (Ответ: ворона, сорока, щегол, сойка, сокол, чекан, клёст,  чечётка). 7.Игра «Узнай птицу». ­ А сможете ли вы узнать птиц по характерному признаку?  Соедините стрелками признаки и названия птиц. На экране:  Птица – рыболов                                   соловей Птица – плотник                                   ласточка Лесная кошка                                        поползень Птица – строитель                                баклан Птица – акробат                                    иволга Пернатый солист                                  кукушка Ночной хищник                                    дятел Легкомысленная мамаша                     сова (По ходу игры учитель делает небольшие сообщения о  птицах).      Птица – рыболов (баклан). Баклан прекрасно ныряет на  глубину до 5 м. и плавает так быстро под водой, что от него  трудно уйти и самой ловкой рыбке. Каждая птица Съедает в  день 700 – 800 г. рыбы. Бакланы воруют рыбу из сетей,  охотятся на неё вблизи берегов и в море, истребляют её, когда  она идёт на нерест.        Птица – плотник (дятел). Дятлы долбят кору деревьев  целыми часами, доставая оттуда насекомых. Поэтому и  говорят: «Заладил, как дятел».       Лесная кошка (иволга). Иволга действительно умеет  кричать кошкой. А перед грозой иволга обычно сидит на  макушке высокого дерева среди густой зелени, издавая звуки,  напоминающие игру на флейте.        Птица – строитель (ласточка). Самыми искусными  строителями считают иволгу и ласточку. Гнёзда ласточек –  саланган или стрижей – саланган съедобны. Они построены из  слюны. Из этих гнёзд варят суп.        Птица – акробат (поползень). Лазает по деревьям.       Пернатый солист (соловей). Недаром об этой птице  говорят: «В лесном оркестре он первая скрипка – самая  трепетная, самая звонкая». Среди полезных насекомоядных  птиц соловьи занимают одно из первых мест, поскольку в  большом количестве уничтожают насекомых – вредителей.         Ночной хищник (сова). Совы глотают мышей целиком.         Легкомысленная мамаша (кукушка). Своего гнезда не вьёт, яйца другим подбрасывает.  8. Игра – физкультминутка. Птички. Птички в гнёздышке сидят И на улицу глядят. Погулять они хотят И тихонько все летят. (Под тихую музыку дети «разлетаются», машут руками, 9. Закрепление. как крыльями).  ­ А теперь проверим: сможете ли вы узнать птиц по их  изображениям? Названия птиц мы запишем в кроссворд.  (Показываю рисунки птиц (поползень, снегирь, зяблик,  ласточка, дятел, сова, воробей, журавль, чечётка, синица,  чиж, галка, сойка, цапля) вразнобой. Дети называют птиц).  ­ Молодцы! Прочитайте, что получилось в выделенной строке.  (Птичья столовая).  1. Морозы жестокие В этом году… Тревожно за яблоньку В нашем саду. Тревожно за Жучку –  В её конуре Такой же морозище, Как на дворе. 2.Но больше всего Беспокойно за птиц, За наших воробушков,  Галок, синиц: Ведь очень уж холодно В воздухе им. Поможем ли мы Беззащитным таким? 3.Поможем! Их надо кормить, И тогда Им будет легко Пережить холода.  Е. Благинина ­ Птицы нуждаются в нашей помощи. Кто из вас  подкармливает птиц? А чем вы их кормите? (Ответы  детей). . Семена подсолнечника – лучший корм для снегирей, синиц, поползней, воробьёв. . Конопля – универсальный корм для всех птиц. . Просо и пшено любят чижи, щеглы, воробьи, свиристели,  овсянки. . Арбузные и дынные семечки – корм для синиц, поползней,  дятлов. . Веники лебеды, крапивы, репейника лучше воткнуть в снег  у кормушек или подвесить рядом с ними. На этот корм  слетятся чечётки, снегири, чижи, щеглы, синицы. Снегири  охотно поедают семена конского щавеля, клёна, ясеня,  липы.  . Ягоды рябины, бузины, черёмухи любят снегири и  свиристели.  . А уж сухие хлебные крошки всегда найдут своих  любителей. Мы кормушки смастерили, Мы столовую открыли. Воробей, снегирь – сосед, Будет вам зимой обед! В гости в первый день недели К нам синицы прилетели. А во вторник, посмотри, Прилетели снегири. Три вороны были в среду, Мы не ждали их к обеду. А в четверг со всех краёв –  Стая жадных воробьёв. В пятницу в столовой нашей Голубь лакомился кашей. А в субботу на пирог Налетело семь сорок. В воскресенье, в воскресенье Прилетел гонец весенний – Путешественник – скворец… Вот и зимушке конец. З. Александрова (Песня «Весенняя песенка» . Слова И. Белоусова, музыка Ц. Кюи). (Под песню «Летят перелётные птицы». Музыка М. Блантера, слова М. Исаковского, входят автор, ученик 1 (скворец), ученик 2 (воробей), ученик 3 держит в руках скворечник).   Автор Этот случай был в апреле. С юга птицы прилетели. Тает снег, а воробья Выгоняют из жилья. Скворец Убирайся вон, задира! Автор Просвистел ему скворец. Воробей Ни за что! Моя квартира! Я не временный жилец! Я тут вьюги и мороз Терпеливо перенёс. А сейчас под этой кровлей Для семьи гнездо готовлю И не тронусь. Хоть убей! Автор Прочирикал воробей. Скворец Не упрямься! Мне в наследство Этот дом остался с детства. Вылетай! Мой клюв остёр. А не то… Автор Но тут во двор Со скворечней Миша вышел, Быстро с нею влез на крышу, Крепко – крепко привязал И приветливо сказал:  Миша Я, друзья, сердечно рад. Охраняйте вместе сад. Автор Только Миша слез долой, Воробьишко удалой В новый дом переселился И с соседом помирился. Ученик Прилетели скворцы – Звери, птицы и жуки, Муравьи и мотыльки… Всё, что рядышком со мною, ­  Это всё моё родное! Как же мне в краю родном  Не заботиться о нём! (Песня «Всем нужны друзья». Слова П. Синявского, музыка З. Компанейца). Молодой весны гонцы, Червяков они клюют И поют, поют, поют! (Песня «Скворцы прилетели». Слова М. Матусовского, 10. Птичьи разговоры. музыка И. Дунаевского).  ­ Разгадайте птичьи разговоры.  Гуси                                     крякают Соловьи                              кричат Журавли                             гогочут Утки                                    свистят Вороны                               ухают Ласточки                             воркуют Голуби                                каркают Синицы                              щебечут Совы                                  пищат (Ответы: гуси гогочут, соловьи свистят, журавли кричат, утки крякают, вороны каркают, ласточки щебечут, голуби  воркуют, синицы пищат, совы ухают). Вариант 1. Слова записаны на доске, необходимо их  соединить. Вариант 2. На доске записаны глаголы; учитель называет птицу и бросает мяч ученику, тот находит глагол и возвращает мяч.  11.Подведение итогов. ­ Что интересного вы узнали о птицах? Что запомнили?  Наблюдайте за пернатыми, слушайте их, помогайте им. Птицы  приносят огромную пользу и радость всем. Трудно и скучно  было бы жить на свете без птиц! Я узнал, что у меня Есть огромная родня: И тропинка, и лесок, В поле – каждый колосок,

Праздник "День птиц" (начальная школа)

Праздник "День птиц" (начальная школа)

Праздник "День птиц" (начальная школа)

Праздник "День птиц" (начальная школа)

Праздник "День птиц" (начальная школа)

Праздник "День птиц" (начальная школа)

Праздник "День птиц" (начальная школа)

Праздник "День птиц" (начальная школа)

Праздник "День птиц" (начальная школа)

Праздник "День птиц" (начальная школа)

Праздник "День птиц" (начальная школа)

Праздник "День птиц" (начальная школа)

Праздник "День птиц" (начальная школа)

Праздник "День птиц" (начальная школа)

Праздник "День птиц" (начальная школа)

Праздник "День птиц" (начальная школа)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2017