«Праздник русского языка «Владимир Иванович Даль и его словарь»
Оценка 4.9

«Праздник русского языка «Владимир Иванович Даль и его словарь»

Оценка 4.9
Работа в классе
doc
русская литература
8 кл
27.11.2018
«Праздник русского языка «Владимир Иванович Даль и его словарь»
Это мероприятие посвящено В.И.Далю и его Словарю."Толковый словарь"-главное детище Даля,труд,по которому его знает всякий,кто интересуется русским языком.За свой словарь Даль был награждён Ломоносовской премией Академии наук,премией Дерптского университета,Константиновской золотой медалью Русского географического общества.Так же он получил звание почётного члена Академии наук.
Владимир Иванович Даль и его словарь.doc
Методическая разработка внеклассного мероприятия  «Праздник русского языка «Владимир Иванович Даль и его словарь» Цели:  1) углубить знания обучающихся о жизни и творчестве создателя «Толкового  словаря живого великорусского языка» В. И. Даля»; 2) прививать любовь к родному языку, культуре народа; 3)воспитывать эстетический вкус, умение работать в коллективе,  самостоятельно собирать информационный материал из разнообразных  источников. Оборудование: интерактивная доска и ноутбук для демонстрации  презентации, выставка книг о В. И. Дале,  портрет В. И. Даля, четырехтомный  «Толковый словарь живого великорусского языка», цветы. Учитель: Дорогие гости, коллеги, ребята! Наше сегодняшнее мероприятие  посвящено В. И. Далю и его Словарю. Вы  почитали о нем книги, познакомились с его жизнью, поработали с «Толковым  словарем», со словарем «Пословиц и поговорок», постарались выполнить  задания, предложенные вам.  Чтение стихотворения учеником. Словарь. Усердней с каждым днем гляжу в словарь. В его столбцах мерцают искры чувства. В подвалы слов не раз сойдет искусство, Держа в руке свой потайной фонарь. На всех словах – события печать, Они дались не даром человеку. Читаю: «Век. От века. Вековать. Век доживать. Бог сыну не дал веку. Век заедать, век заживать чужой…» В словах звучат укор, и гнев, и совесть. Нет, не словарь лежит передо мной, А древняя рассыпанная повесть. С. Я. Маршак. Ведущий: Учитель:Это стихотворение написал С. Я. Маршак. Но о каком таком  расчудесном словаре он говорит? Кто его составил? И можем ли мы с вами  заглянуть в его тайники? Вот он перед нами! (Показывает) Четыре объёмистых тома, более 200 тысяч  слов. «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Даля! Потому  живого, что Даль поселяет в своём словаре не только книжные, но и  житейские речения всех 60­ти губерний тогдашней России, речений,  связанных с трудом, бытом, горем и праздниками тысяч русских людей. Даль прожил 71 год. Из них более 50 отдано родному языку. Даль знал славянские языки, а к немецкий, французский,  английский,  украинский, белорусский, польский, латышский, изучал – сербский, владел ­   татарским, башкирским, казахским. Вед: Жизнь его была неспокойной: он был и моряком, и врачом, и  чиновником. Участвовал в двух войнах. Был писателем, естествоиспытателем, этнографом. Он исколесил русскую землю вдоль и поперек. Как Пушкин, «то  в коляске, то верхом, то в кибитке, то в карете, то в телеге, то пешком». Но  где бы он ни был, чем бы ни занимался, дело его жизни – собирание слов –  всегда было с ним. Столица и заштатные городишки, сёла, деревни, посады, постоялые дворы,  трактиры… И встречи, встречи, встречи: с чиновниками, купцами,  лошадиными барышниками, пахарями… Встречи с ядрёным русским словом,  поговорками, присловиями, прибаутками… Даль окончил Морской корпус в Петербурге. Произвели Даля в мичманы и  назначили в Николаев. Но вскоре он понял, что флотская служба не для него.  Однако ещё несколько лет пришлось ему служить в Николаевском, потом в  Кронштадском портах. Полное отлучение от моря пришло в 1826 году:  «Уволен от службы в чине лейтенанта».  Жизнь нужно было строить наново. Он поступает в Дерптский университет.  Изучает медицину. А тут война с Турцией. На полях сражений до зарезу  нужны  лекари. И вот Владимир Даль – «ординатор подвижного госпиталя  главной квартиры».  Трудна походная жизнь. Рвутся гранаты­чинёнки. Щёлкают кремнёвые  ружья. И в ненастье, и в вёдро шагают по горным дорогам солдаты, русские  мужики: тверские, воронежские, псковские, новгородские, курские,  орловские… И смерть шагает рядом… Доктор Владимир Даль зашивает раны, собственноручно готовит лекарства и  слушает, слушает, слушает… А госпиталь стонет, гомонит, бранится, борет лихорадку соленой шуткой. А бывало, наверное, и так: в полумраке мечутся на соломенных матрасах  тяжелораненые. А те, у кого дело на поправку пошло, сгрудились у огонька и  толкуют о солдатском житье­бытье. Подходит доктор. Беседа не смолкает.   Владимир Иванович свой, душевный человек. А душевный человек уже  карандаш навострил: « Солдатская доля – веселоё горе». У Даля даже жилка  на лбу забилась. Слов тут с гулькин нос, а правды на семь верст. ­ Ребята, а вы знаете пословицы Даля? Конкурс пословиц.  Закончи пословицу.  Солдатская голова как …(под дождиком трава) Солдату три деньги в день, куда … (хочешь, туда и день) Солдат горемыка хуже…(лапотного лыка) Двадцать пять лет ­ (солдатский век) У солдата шило бреет, а …(шубы нет, так палка греет) Солдат шилом бреется, а…( дымом греется) Где коза прошла, там…(и солдат пройдёт) Не что солдату и без шубы деется: …(идёт да греется) Коли у русского солдата поясница поразомнется да ноги поразмотаются, … (так только держись подмётки) Всё это в своё время попадёт в чудесный  словарь, когда автор будет  объяснять слово солдат. Война идёт к концу. Много записей накопилось у доктора Даля. В обозе за  повозками с госпитальным скарбом вышагивает верблюд. Навьючены на него  большущие тюки, а в них слова – курские, орловские, псковские… Как­то в  походной сумятице верблюд пропал. Даль был сам не свой. Что стряслось?  Отбили турки? Неужто потеряны его сокровища? Нет, расстарались солдаты  для своего доктора: разыскали, привели отбившегося от обоза верблюда. Годы шли. Много перемен было в жизни собирателя слов. Была столица на  Неве, были Далевы сказки, повести и рассказы Казака Луганского (псевдоним  Даля), были Оренбург, Нижний Новгород, снова Петербург. Потом до самой  смерти – Москва. В 1862 году вышли в свет собранные Далем «Пословицы  русского народа», а в 1863­1866 годах – великая радость – «Толковый  словарь живого великорусского языка» Друзья часто спрашивали Даля почему он взял такой псевдоним? Даль  отвечал: «Казак» ­ это вольный житель земли русской, коим я себя считаю, а  Луганский – поскольку родился в Луганске. Собирая народную мудрость, писатель и лексикограф В. Даль записал более 30 тыс. пословиц, поговорок, присловий. С   легкой   руки   А.С.   Пушкина   он   занялся   составлением   словаря   русского языка.   Работа   эта   продолжалась   53   года.   Труд   всей   его   жизни   оценен   по достоинству:   Русское географическое общество.   «Ваш   словарь   удостоен   золотой   медали. «Присуждаем Вам Ломоносовскую премию и избираем почетным членом.  Академия наук». До последних дней он будет записывать новые слова и их значение. И перед  смертью, уж не в силах встать с постели, позовет дочь и попросит: «Запиши  словечко». Толковый словарь Даля состоит из 4­х томов и содержит более двухсот тысяч слов и тридцать тысяч пословиц, поговорок, загадок. А полное собрание  сочинений Даля составляет 10 томов. Только сказок он один собрал больше,  чем всё Российское географическое общество. А сколько сочинил их сам… Автор знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка» носил замечательную и удивительную фамилию – Даль. Ведь понятие дали соотносится   с   нашей   необозримой   страной,   нашей   историей,   нашей бессмертной литературой. Сегодня в XXI веке, так же, как и раньше, мы открываем замечательную книгу   –   «Толковый   словарь   живого   великорусского   языка»   и   с благодарностью   вспоминаем   его   автора   –   В.И.Даля.   Человека,   который собирал слова. ­Назовите выдающихся современников Даля, которые были его друзьями или  добрыми знакомыми. На каком поприще прославились эти замечательные  люди?  И ещё был Пушкин. Носил собиратель слов на пальце заветный перстень.  «Как гляну на него, ­ говорит он, ­ так и пробежит во мне искра с ног до  головы». Перстень этот отдал Далю Пушкин в свой смертный час. Дружба между ними была настоящая, хотя встречались они редко. Дружбу  скрепила общая любовь обоих к родному народу и родному языку. Молодой  Даль принёс поэту на суд свои сказки. Он уже загодя решил, что «не сказки по себе ему нужны, а русское слово». И Пушкин сразу понял это, понял,  что Такому, как Даль, по плечу большое всероссийское дело. Так прямо и сказал:  « …надо бы сделать, чтобы выучиться по­русски и не в сказке…» Было как  благословение, как подорожная на дальний и трудный путь.  Случались и ещё встречи. Вместе ездили из Оренбурга в Бердскую слободу.  Пушкин припасал тогда материалы для «Истории Пугачёва» и «Капитанской  дочки», а Даль служил в Оренбурге при тамошнем губернаторе. Можно себе  представить, сколько в пути было говорено о русском уме и русском слове. А  потом, когда умирающего поэта привезли с Чёрной речки домой и когда  подошли последние минуты, Пушкин протянул Далю свою холодеющую руку:  «Кончена жизнь». На ладони Даля остался перстень, который Пушкин называл талисманом. Просмотр видеоролика о творчестве В.И. Дале. Учитель:  Сейчас  мы начнем  игру по  словарю  В.И.  Даля,  где  каждый тур уведет   в   свою   даль:   природную,   историческую,   сказочную,   литературную, мистическую и прикольную. С каждой далью мы будем открывать для себя даль культуры родного языка, и за каждой далью будет В.И.Даль. Тур 1. Даль природная. 1 команда  Какое время суток называется авророй? (утренняя зоря Т.1)  От   каких   пчел   бывает  каменный  мёд?   (от   диких   пчел,   находили   в скалах затверделым Т.2) 2 команда  Почему пчела ­ Божья угодница? (доставляет воск на свечи Т.3)  Какой месяц в старину называли травнем?(май Т.4) Игра со зрителями: Пословицы: 1. Под лежачий камень…(вода не течёт). 2. Труд человека кормит… (а лень портит). 3. Дело мастера…(боится). 4. У страха глаза, что плошки…(а не видят ни крошки). 5. Молодец на овец…(а на молодца и сам овца). 6. Хлеб­соль кушай…(а правду слушай). 7. Когда ищешь лису впереди…(то она сзади). Не спеши языком . . .   (торопись делом). 8. Кто хвалится…(тот с горы свалится) 9. 10. На чужой роток . . .  (не накинешь платок). 11. С миру по нитке . . .   (голому рубаха) 12. За правое дело . . .  (стой смело) 13. Поменьше говори . . . (побольше услышишь) 14. Старый друг . . .  (лучше новых двух). Слово жюри. Тур 2 Даль историческая.             1 команда  В   старину   говорили:   «Прошел   слух   по   городам   и   весям».   Городам понятно. Что же такое весь? (деревня Т.1)  Что такое «ивень»? (иней Т.2) 2 команда  Бурлаки – люди тянувшие по реке баржи с грузом, считали свой путь не километрами, не верстами, а плесами. Чему равнялась эта мера пути? (одно колено реки, меж двух изгибов Т.3)  В старое время сельская молодежь собиралась для общения, танцев и пения   в  хороводе.   Весенние   хороводы   были   от   Пасхи   до   Троицы, осенние – от Успения до Покрова. А когда были летние? (летом  не до хороводов Т.4) Игра со зрителями: Загадки: 1. Что выше леса? (Солнышко). 2. Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. (Месяц). 3. Вся дорожка обсыпана горошком. (Звёзды на небе). 4. Сестра к брату в гости идёт, а он от неё пятится. (День и ночь). 5. Махнула птица крылом и покрыла весь свет одним пером. (Ночь). 6. Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Снег). 7. Один говорит: «Побежим, побежим», другой говорит: «Постоим,  постоим», а третий говорит: «Пошатаемся, пошатаемся!». (Речка, берег  и трава). 8.Маленький, удаленький, сквозь землю прошёл, красну шапочку нашёл.  (Гриб).  9.Что есть у всех?  (имя)                                                                                               10.Скоро ест и мелко жует, сама не глотает и другим не дает. (пила) Слово жюри. Тур 3 Даль сказочная. 1 команда  В сказке Ш. Перро «Спящая красавица», принцесса заснула на 100 лет, уколовшись о веретено. Что такое  веретено  и почему об него можно уколоться?(ручное орудие для пряжи, для ручного прядения, точеная палочка, острая в верхнем конце Т.1)  От   какого   слова   произошло   имя  Кощея  Бессмертного?   (от   кости, означая изможденного непомерно худого человека Т.2) 2 команда  В   ряде   сказок   главной   героиней   бывает  падчерица.  Кто   она   такая? (дочь от первого брака неродная отцу или матери Т.3)  Бывают сказки богатырские, житейские, балагурские. Приведите пример  докучной сказки (короткий рассказ, без смысла, у которого конец переходит  в начало и повторяется одно и то же. «Ты скажи, я скажи – не сказать ли тебе  сказку, про белого бычка? Да скажи! ты скажи…. Т.4)  Учитель.  В словаре Даля есть и русские детские словесные игры. Вот одна из  них. После того, как я скажу, вы повторяете : «И я».    ­ Я пойду в лес.    ­ И я.    ­ Найду осину.    ­ И я.    ­ Выдолблю корыто.    ­ И я.    ­ Налью помой.    ­ И я.    ­ Свиньи  будут есть.    ­ …        (и ты?) Игра со зрителями: 1Сбитнем в старину называли...(медовый напиток)  2. Ухорез ­ это...(лихой человек, сорванец)  3. Женище ­ это...(невенчанная жена, сожительница)  4. Какого зверя в простонародье величали "ломыга, костоправ, космач,  лесной архимандрит"? (медведя) Слово жюри. Тур 4 Даль литературная 1 команда  Пролог к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» начинается так: «У Лукоморья дуб зеленый ….». У  лукоморья – это где? (морской берег Т.2)  «На нём шапка набекрень». Что такое «бекрень»?(на бок Т.1) 2 команда  «Жили себе пан да панья». Кто такой пан? (барин, боярин. Т. 3)   В одном стихотворении А.А. Фета  о земле мы читаем: Не колючий, светло­синий По ветвям развешан иней­  Погляди хоть ты! Словно кто­то тороватый Свежей, белой, глухой ватой Все убрал кусты. Тороватый – это какой? (великодушный, щедрый. Т. 4) Игра со зрителями:        1.  Когда можно гулюкаться? (играть в прятки)     а) утром,     б) зимой;     в ) в перерыве между работой.         2. Где находится распукалка? (цветочная почка)     а) на дереве;     б) на человеке;     в) на жуке. 3.Кто или что может раскурепаться? (расплакаться)     а) человек;     б) мебель;     в) яйцо.         4.Что такое рында? (все варианты верны)     а) сухопарая баба;     б) исхудалая кляча;      в) колокольный звон.         5.После чего образуется каможка? (лужа)      а) после дождя;      б) после производственного собрания;      в) после сна. Слово жюри. Тур 5 Даль мистическая 1 команда  Для чего служит амулет? (охрана от порчи, оберег Т.1)  Что такое «издивок»? (дивная, невиданная вещь. Т. 2) 2 команда  Что   это   значит,   когда   о   девушке   говорят:  ходит  как   русалка? (несчастная Т.4)  Что такое  «павечерье»? (самый конец светлого вечера, вечерняя заря Т. 3) Игра со зрителями: 1. Кто может войти в чох? (чихать подряд)      а) муха;      б) человек;      в) таракан.   2. На что надевают журабки? (шерстяные носки)      а) на ноги;      б) на руки;      в) на глаза. 3. Где можно увидеть туманы? (женские шаровары)      а) утром в поле;      б) на женщине;      в) на бельевой верёвке на балконе.   4. Для чего нужны пычки? ( глаза)      а) чтобы видеть;      б) чтобы слышать;      в) чтобы нюхать.   5. Кому можно показать стусан? (кулак)        а) мужу;        б) жене;        в) депутату.   6. Что можно изготовить из полутабёнка? ( шёлковая материя).       а) шашлык;       б) платье;       в) баню. Слово жюри. Тур 6 Даль прикольная 1 команда  Чай бывает черный, зеленый, травяной. Но раньше в лавке можно было купить и чай кирпичный. Ваши предположения на этот счет? (сбитый в бруски, кирпичи, он крошится, варится с молоком и хлебается ложками Т.4)  Что такое «падуб»? (дерево ясень. Т.3). 2 команда  Кто такой ёж (ёжъ) и как он выглядит, знают даже городские жители. Но кто такой ежачина? (дикобраз Т.1)  Что такое «извахлять»? (измять, изломать. Т. 2)   Вывод: Сегодня мы познакомились более конкретно  с толковым словарем Даля. Запомните, что, прежде чем употреблять в своей речи то или иное слово или словосочетание, вы должны точно знать его значение, и в этом вам лучшие помощники – словари. Слово жюри. Слово учителя: Однажды В.И. Даль и сын Мельникова – Печерского в  знойный летний день прогуливались. После прогулки Владимир Иванович  угостил его чудным домашним квасом и спросил: «Что хорош квас?».­Хорош,  ­ сказал тот. ­ А чем хорош? ­ Вкусный, холодный, с эрфиксом. ­ С чем? – насторожился Даль. ­ С эрфиксом, ­ повторил тот, уж несколько смущенный строгим выражением  лица собирателя «живого великого языка»? ­ Да ты что, иностранец, что ли или русский? Как по­русски надо сказать. Тот  молчал, не зная, как перевести «эрфикс» на русский язык. ­ Ах ты, француз, француз! Ступай к отцу да спроси. ­ Игристый! – выпалил юноша, после того как пошел и спросил у отца. ­ Ан, врешь! – поправил Даль. Ядреный квас (свежий, бодрящий, крепкий). Слово учителя: Заимствованные, иноязычные слова, «чужесловы», Владимир  Иванович не жаловал и заменял русскими, большинство из которых не  прижилось, но слова эти вызывают любопытство и сейчас. Сравните записанные на доске предложения. а) Франт в галошах идет по бульвару в театр. (Все слова ­ иностранного происхождения). б)Хорошилище в мокроступах грядет по гульбищу на позорище. (Все слова ­  исконно русские) Назовите заимствованные слова, которые Даль заменил такими русскими  соответствиями: 1.многоязычник ­ ? (полиглот); 2.самотник, себятник ­ ? ( эгоист); 3.всячинник ­ ? (энциклопедия); 4.плетеница ­ ? (гирлянда); 5.снадобница ­ ? (аптека); 6.ловкосилие ­ ? (гимнастика) Конкурс«Отгадай загадку» Отгадайте загадки, собранные В. И. Далем: 1.Пойду в баню черным, из бани выйду красным. (Рак) 2.Ни зверь, ни птица, а нос как спица, кто его убьёт, свою кровь  прольёт(Комар) 3.Четыре брата бегут, друг друга не догонят. (Колеса) 4.Ни в огне не горит, ни в воде не тонет. (Лед) 5.Новая посудина вся в дырах. (Решето) 6.Что выше лесу? (Солнышко.) 7.Махнула птица крылом и покрыла весь свет одним пером. (Ночь) Конкурс «Знаете ли вы приметы?» ­ Как вы относитесь к суевериям и приметам? Сбываются ли они? Закончите суеверия и приметы, собранные В. И. Далем: 1.Зеркало разбить ­ (к худу). 2. Нельзя двоим одним рукотерником утираться ­ (на том свете разодраться). 3. Если сядешь есть, не закрыв книгу, (заешь память). 4. Коли ступишь на чужой след, (будут болеть ноги). 5.В правом ухе звенит ­ (добрый помин), в левом ­(худой). 6.Ноги под лавкой качать ­ (черта тешить). 7.В одной избе разными вениками не мети: (разойдется богатство по углам). 8.Ложка, забытая на столе, ­ (к гостю). 9.Если язык прикусишь, (кто­то бранит). 10.К счастью, если в семье похожи сын (на мать), дочь­(на отца). 11.Не плюй (направо ­ там ангел­хранитель), плюй (налево ­ там диавол). 12.Дурная встреча ­ (поп, да девка, да порожние ведра). Встречи да приметы до добра не доведут. Когда ты, бабушка, ворожить стала? Да когда хлеба не стало. Подведение итогов жюри. Заключение. Ну, разве это карьера, Ну, разве это удача? Жизнь русского офицера Могла бы пойти иначе.   Гром пушек, поля сражений, Холодная сабли сталь… Судьбы иное решенье Выбрал Владимир Даль.   Музы поэтов без груза, Легки, шаловливы, ей­ей! А что за характер у музы Составителей словарей?   Наверное, это скучно Корпеть в тиши кабинета Над текстами неотлучно Вдали от шумного света.   Ты знаешь, удел твой тяжек: На замысел годы уйдут. Непредставимо даже, Когда окончишь свой труд.   Подвижника жизнь сурова. Хватило б ее одной! …Но слово встает за словом, Кирпичики речи родной.   И сквозь пелену столетий Ты смотришь в туманную даль. Недаром ты жил на свете Владимир Иванович Даль. Очень верно сказал К.Г.Паустовский: « По отношению каждого человека к  своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном  уровне, но и его гражданской ценности». Жизнь Владимира Ивановича Даля –  блестящее тому подтверждение!                                                   Биография  В.И.Даля. Страница 1. “Мое отечество Русь” Ученик 1: Владимир Иванович Даль родился 22 ноября 1801 года в местечке Лугань Славяносербского уезда Екатеринославской губернии. Отец, Иоганн   Христиан   Даль,   был   датчанином,   сыном   офицера королевской датской армии. Он закончил Йенский университет в Германии,   знал   7   иностранных   языков,   в   том   числе   великолепно владел русским. Слухи о талантливом молодом ученом дошли до Екатерины   II   и   она   решает   пригласить   его   в   С.­Петербург,   на должность придворного библиотекаря. Некоторое время И. Х. Даль служит библиотекарем у Екатерины II , а затем вновь уезжает в Германию. Окончив медицинский факультет Йенского   университета,   с   дипломом   врача   приезжает   в   Россию, чтобы больше никогда не покинуть ее. Ученик 2: Его мать, Мария Фрайтаг, была дочерью обрусевшего коллежского асессора   (немка   по   отцу   и   француженка   по   матери).   Она   была превосходно   образована,   знала   5   языков,   увлекалась   музыкой, литературой. Мария Фрайтаг была по характеру очень общительной, веселой, доброй. Легко сходилась с людьми. Известно   также,   что   она   была   музыкальна,   обладала   “голосом европейской певицы”, играла на фортепиано. Даль вырос в доме, где звучала музыка и пение – это немало значит. Ученик 1: В 1799 году Даль был приведен к присяге на верность России и принимает   русское   подданство,   а   также   русское   имя   Иван Матвеевич   Даль.   22   ноября   1801   года   в   семье   Далей   рождается первенец Владимир. У Володи было 3 брата (Карл, Лев, Павел) и 2 сестры (Александрина и Паулина). Ученик 2: В   семье   всегда   говорили   по­русски.   Отец   при   каждом   случае напоминал   детям,   что   они   русские.   “Древние   и   новые   языки”, которыми владел отец, пять языков, на которых говорила мать, ­ все это рождало в детях “чувство языка”. Ученик 1: В семье Далей было много книг, словарей, царило благоговейное отношение к слову. Все это, конечно, повлияло на судьбу будущего автора знаменитого словаря. Ученик 2: В   I805   году   И.   Даль   получает   новое   назначение:   должность инспектора Черноморской медицинской управы, и вместе со своим многочисленным семейством переезжает в город Николаев. В Николаеве дети получают первоначальное домашнее образование. Летом 1814 года, когда Володе было неполных 13 лет, отец везет его и Карла в Петербург для поступления  в Морской кадетский корпус, одно из лучших учебных заведений России. Ученик 1: В   корпусе   В.   Даль   провел   5   лет.   Здесь   у   него   появляются друзья:Дмитрий Завалишин, будущий декабрист, Павел Нахимов , в будущем   известный   адмирал,   герой   Русско­турецкой   войны. Владимир был одним из лучших кадетов в корпусе. Дважды   участвует   Даль   в   учебных   походах.   Особенно   ему запомнился   второй   выход   в   открытое   море.   Это   была четырехмесячная учебная компания с заходами в Швецию и Данию. Ученик 2: Во время похода Даль ведет Дневной журнал, в котором подробно описывает все события, происходящие с ним. Он пишет: Даль: "Я очень волновался, когда плыл к берегам Дании. Меня волновало то, что я увижу отечество моих предков, мое отечество. Ступив на берег Дании, я окончательно убедился, что отечество мое Россия!" Страница 2. Главный день жизни Даль: Морской кадетский корпус. Здесь я составил свой первый словарь кадетского   жаргона   из   34   слов.   3   марта   1819   года   мы   были выпущены мичманами. Ученик 2: Даль   успешно   окончил   Корпус,   ему   было   присвоено   офицерское звание мичман. Он получает назначение на Черноморский флот (на 44­х пушечный фрегат "Флора"). /Выходит ямщик в тулупе, с кнутом в руках/ Ямщик: Ну что, барин, будем ехать или еще чуть погреемся? Даль (застегивая шинель): А доберемся в такую­то пургу? Ямщик: Не сомневайтесь (тычет кнутом в небо). Замолаживает. Даль: Как это “замолаживает”? Ямщик: Пасмурнеет. К теплу. Даль: Это что ж, у вас в Новгородской губернии так говорят? Ямщик: Так. Небо тучами заволакивается, к ненастью клонит. Ученик   1: Даль   вытаскивает   из   кармана   записную   книжку, карандаш,   дует   на   окоченевшие   пальцы   и   начинает   что­то писать. Ямщик уходит. Даль: Этот   морозный   мартовский   день   стал   главным   в   моей   жизни.   Я записал первое слово. Ученик 2: Морозный мартовский день 1819 года оказался самым главным в жизни   мичмана.   На   пути   из   Петербурга   в   Москву   Даль   принял решение,   которое   повернуло   его   жизнь.   Застывшими   пальцами исписал   в   книжке   первую   страничку.   Одна   страница   –   какая малость, но, как говорил Пушкин, “понемногу сокровища растут”. Это было рождение “Толкового словаря”. Ученик 1: И еще один главный день в жизни Даля случился через 10 лет. Зимой 1829 года Даль оказался на фронте. Шла война с Турцией. Ученик 2: Врач В.И. Даль оперировал, лечил, перевязывал. И был у Даля свой верблюд. Обыкновенный живой верблюд, с горбами, с тяжелыми, мягкими   лапами,   с   грустными   глазами,   теплой   мордой   и презрительно поджатыми губами. Ученик 1: Далю верблюд был дороже золота. Он возил не поклажу, а 10 лет жизни. Верблюд был нагружен тетрадями со словами. Ученик 2: Верблюд пропал во время боя. Даль перевязывал раненых, а когда вернулся   в   обоз   –   верблюда   нет.   Даль   признавался   потом,   что осиротел с пропажею своих записок. Ученик 1: Через   неделю   казаки   привели   отбитого   верблюда.   Туркам   не понадобилось 10 лет жизни Даля. Слова были целы. Ученик 2: Даль обнял верблюда за шею, прижался лбом к пыльной и жаркой шерсти, да так и стоял, ослабев. Ученик 1: Может, и хорошо, что пропали записки. Он понял, что не увлечение это   было,   а   призвание.   Так   “золотой   верблюд”   укрепил   решение Даля – заниматься собиранием слов. Страница 3. На службе Родине Ученик 2: На флоте Даль прослужил 7 лет и, хотя был неплохим офицером, в 1826 году был вынужден подать в отставку. В 1823 году Даль был арестован и предан военному суду за эпиграмму на командующего Черноморским флотом адмирала Грейга ). Ученик 1: 7 месяцев длилось это дело. Даль был разжалован в матросы сроком на 5 мес. Даль подал на апелляцию в Петербург, был оправдан, ему было даже присуждено очередное звание лейтенанта, однако Грейг всячески препятствует через своих друзей продвижению Даля по службе. Ученик 2: В. Даль решает последовать примеру отца стать врачом. В том же 1826 году он поступил в Дерптский императорский университет, на медицинский факультет. В этот период жизни Даль знакомится со знаменитым Жуковским, поэтом Языковым, с хирургом Пироговым, они   много   работают   бок   о   бок   в   и   становятся   друзьями   на   всю жизнь. Ученик 1: За   что   ни   брался   Даль,   все   ему   удавалось   усвоить.   Находясь   в Дерпте, он проявил потрясающие способности к хирургии. Ученик 2: Весной   1828   года   началась   русско­турецкая   война.   Был   издан приказ: послать на военные действия студентов­медиков. Врачей на фронте не хватает. Даля и еще 12 студентов ­ медиков отправляют на фронт. Ученик 1: Даль не окончил полного курса медицинского факультета, но ему, способнейшему   студенту,   дают   возможность   досрочно   защитить диссертацию на соискание ученой степени доктора медицины. Даль получает диплом врача и отправляется на фронт. Ученик 2: На   фронте   он   был   назначен   ординатором   в   подвижной   военный госпиталь. Прямо на поле боя Даль оперирует, перевязывает раны, вынимает пули. Он не только оперирует солдат и офицеров, но и спасает гражданское население от эпидемии чумы. Ученик 1: А   когда   у   него   бывали   короткие   часы   передышки,   он   любил подсаживаться   к   солдатскому   костру,   с   удовольствием   слушает незнакомые   слова,   пословицы,   поговорки,   сказки,   песни,   загадки; записывает   их   в   тетрадки.   Записей   накапливается   у   него   уже столько, что командование выделило ему вьючного верблюда. Ученик 2: В 1831 году В.И. Даль в качестве полкового лекаря участвовал в военных действиях на территории Польши. И тут он поступил как опытный инженер. В громадном воинском соединении не нашлось ни одного   офицера,   который   вызвался   бы   наладить   разрушенную переправу.   Это   сделал   лекарь   Даль.   Он   построил   понтонный сборный мост через реку Вислу из пустых бочек, лодок. Сооружение было с секретом. Как только русские войска переправились, мост был разрушен, неприятель остался на другом берегу. Ученик 1: За   этот   подвиг   Далю   вначале   объявили   выговор,   так   как   он   не занимался своими прямыми обязанностями, но позже царь Николай 1 наградил его орденом, Владимирским крестом с бантом. По его проекту, в кратчайший срок был создан великолепный мост. Ученик 2: Следующие 26 лет Даль на правительственной службе. Он чиновник в Оренбурге, затем в Петербурге, затем в Нижнем Новгороде. В эти годы приходит к Далю литературная известность. Он знакомится с В.   Жуковским,   И.   Крыловым,   Н.   Гоголем,   В.   Одоевским,   А. Пушкиным. Ученик 1: Известно,   что   Даль   подарил   Пушкину   сюжет   сказки   о   рыбаке   и рыбке. Позже Пушкин подарил Далю свою знаменитую “Сказку о рыбаке и рыбке” с подписью: “Твоя от твоих. Сказочнику Казаку Луганскому сказочник Александр Пушкин”. После выхода в свет словаря Даль катастрофически стал стареть,  бездействие его тяготило, ему все время чего­то не доставало. 22  сентября 1872 года В.И.Даль умер. Ученик 2: “Толковый   словарь   живого   великорусского   языка”   принес   Далю бессмертие. Созданное В.И. Далем иначе как подвигом не назовешь ­ подвиг всей его жизни. Ученик 1: На родине Даля в городе Луганске в его честь названа улица. Здесь, на   улице   Даля,   открыт   музей   писателя.   Восточно­украинский Национальный Университет в городе Луганске носит имя В.И.Даля. Мемориальной доской отмечен дом в Нижнем Новгороде, где жил Даль. Мемориальная доска установлена и на доме в Москве, где жил писатель   в   последние   годы   жизни.   Похоронен   Даль   на Ваганьковском кладбище в Москве.

«Праздник русского языка «Владимир Иванович Даль и его словарь»

«Праздник русского языка «Владимир Иванович Даль и его словарь»

«Праздник русского языка «Владимир Иванович Даль и его словарь»

«Праздник русского языка «Владимир Иванович Даль и его словарь»

«Праздник русского языка «Владимир Иванович Даль и его словарь»

«Праздник русского языка «Владимир Иванович Даль и его словарь»

«Праздник русского языка «Владимир Иванович Даль и его словарь»

«Праздник русского языка «Владимир Иванович Даль и его словарь»

«Праздник русского языка «Владимир Иванович Даль и его словарь»

«Праздник русского языка «Владимир Иванович Даль и его словарь»

«Праздник русского языка «Владимир Иванович Даль и его словарь»

«Праздник русского языка «Владимир Иванович Даль и его словарь»

«Праздник русского языка «Владимир Иванович Даль и его словарь»

«Праздник русского языка «Владимир Иванович Даль и его словарь»

«Праздник русского языка «Владимир Иванович Даль и его словарь»

«Праздник русского языка «Владимир Иванович Даль и его словарь»

«Праздник русского языка «Владимир Иванович Даль и его словарь»

«Праздник русского языка «Владимир Иванович Даль и его словарь»

«Праздник русского языка «Владимир Иванович Даль и его словарь»

«Праздник русского языка «Владимир Иванович Даль и его словарь»

«Праздник русского языка «Владимир Иванович Даль и его словарь»

«Праздник русского языка «Владимир Иванович Даль и его словарь»

«Праздник русского языка «Владимир Иванович Даль и его словарь»

«Праздник русского языка «Владимир Иванович Даль и его словарь»

«Праздник русского языка «Владимир Иванович Даль и его словарь»

«Праздник русского языка «Владимир Иванович Даль и его словарь»

«Праздник русского языка «Владимир Иванович Даль и его словарь»

«Праздник русского языка «Владимир Иванович Даль и его словарь»

«Праздник русского языка «Владимир Иванович Даль и его словарь»

«Праздник русского языка «Владимир Иванович Даль и его словарь»

«Праздник русского языка «Владимир Иванович Даль и его словарь»

«Праздник русского языка «Владимир Иванович Даль и его словарь»

«Праздник русского языка «Владимир Иванович Даль и его словарь»

«Праздник русского языка «Владимир Иванович Даль и его словарь»

«Праздник русского языка «Владимир Иванович Даль и его словарь»

«Праздник русского языка «Владимир Иванович Даль и его словарь»

«Праздник русского языка «Владимир Иванович Даль и его словарь»

«Праздник русского языка «Владимир Иванович Даль и его словарь»

«Праздник русского языка «Владимир Иванович Даль и его словарь»

«Праздник русского языка «Владимир Иванович Даль и его словарь»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.11.2018