В папке моей методической работы накоплено большое число методических разработок по организации мероприятий по духовно-нравственному воспитанию школьников разных возрастных групп. Материалы могут быть использованы на классных часах, во внеурочной деятельности, в кружковой работе, при проведении диагностических мероприятий. Материалы удобно использовать при планировании мероприятий в плане воспитательной работы классного руководителя.
Праздники православного календаря
и игровая деятельность подростков:
аспект духовнонравственного воспитания
При организации духовнонравственного воспитания на основе ценностей
православной культуры неизбежно обращение к праздникам православного
календаря. Часто изза большой загруженности детей и педагогов нет
возможности провести эти праздники как отдельные праздничные мероприятия.
В этих случаях приходится ограничиваться «праздничными занятиями»
(например, при проведении классных часов, которые во многих школах сейчас
именуются «воспитательными занятиями»). Как сделать, чтобы эти занятия
отличались от других, действительно являлись праздничными, радостными для
детей? И в то же время как донести до детей смысл праздника, а не только
традицию его проведения?
Смысл праздника поможет понять детям обращение к иконе праздника и
праздничным церковным песнопениям. Знакомство с иконой и песнопениями
может предварять объяснение учителя или чтение текста учебника,
рассказывающего о празднике. Эмоциональное восприятие детьми красоты
иконы и песнопения позволит прикоснуться к радости праздника, ощутить
отличие этого события от событий повседневной жизни. А рассказ учителя
(чтение текста учебника, просмотр видеофильма) даст детям представление об
истории праздника, событиях, лежащих в его основе. Для того чтобы этот
методический прием (сначала эмоциональное, а затем интеллектуальное
восприятие праздника) был эффективен, необходимо высокое качество
изображения иконы и звучания песнопения. Если иллюстрации в учебнике
недостаточно четкие, можно обратиться к слайдам с качественным
изображением иконы.
Сделать занятие радостным, особенно привлекательным для детей можно при
обращении к такой форме проведения занятия, как игра. Игра является
свободной, самостоятельной и привлекательной эмоциональной деятельностью,
доставляющей радость ее участникам и пробуждающей интерес к изучаемому
материалу. Благодаря игре материал занятия легко воспринимается, усваивается
и служит основой для дальнейшего творчества детей.
ИГРА «ПОКРОВСКАЯ ЯРМАРКА»В предлагаемом воспитательном занятии игра «Покровская ярмарка»
проводится с целью ознакомления с народными традициями, связанными с
праздником Покрова Божией Матери, более глубокого понимания народного
быта и особенностей сельскохозяйственного календаря. В народном сознании, по
мнению А. Ф. Некрыловой, «идея покрова объединяла… снежный покров земли,
священное покрывало Богородицы, погребальный саван и символ вступления в
брак – свадебный плат, которым покрывали голову невесты после просватанья. В
орбиту праздника закономерно включалась масса ритуалов, обрядов, сугубо
практических дел, каждое из которых связывалось с идеей покрывания,
оправдывалось и освящалось праздником и, стало быть, пользовалось
покровительством Богоматери»1. Не со всеми народными обычаями, связанными
с праздником Покрова Божией Матери, стоит знакомить учащихся начальной
школы. Особенно это касается обычаев, имеющих откровенно языческие корни.
Например, гадания, заклинания, ритуальные действия, связанные с верой в
магическую силу вещей. Если об этих обычаях дети узнали самостоятельно, то
можно обсуждать их на занятии, объясняя историю их возникновения и обращая
внимание на возможный вред таких действий, несоответствие их православной
традиции. Напротив, знакомство в игровой форме с пословицами, поговорками,
народными приметами, основанными на наблюдениях за погодой в день Покрова
Божией Матери, помогут младшим школьникам понять значимость дня Покрова
Божией Матери в укладе жизни русских людей.
Предлагаемое занятие рассчитано на проведение в кружке «Православная
культура» для младших подростков (10–11 лет) либо на проведение
воспитательного занятия с обучающимися этого же возраста.
ТЕМА «ПРАЗДНИКИРАДОСТИ ОКТЯБРЯ:
ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ»
Занятие рассчитано на 2 часа (можно 2 занятия по 1 часу).
Ц е л и з а н я т и я :
– познакомить с историей возникновения праздника Покрова Пресвятой
Богородицы;
– продолжать знакомство с особенностями иконописи (научить «читать»
икону Покрова Пресвятой Богородицы);
– познакомить с традициями праздника Покрова Пресвятой Богородицы на
Руси;– помочь детям почувствовать отношение к образу Покрова Богородицы на
Руси.
Т и п з а н я т и я : освоение нового материала.
Ф о р м ы р а б о т ы с д е т ь м и : фронтальная, групповая.
М а т е р и а л ы и о б о р у д о в а н и е : икона Покрова Пресвятой Богородицы,
иконы Рождества Богородицы, Введения во храм Пресвятой Богородицы,
Благовещения Пресвятой Богородицы; учебники Шевченко Л. Л. «Православная
культура»; проигрыватель и аудиоматериалы к уроку (кассета для второго года
обучения), мультимедийный проектор, демонстрационный экран и фильм
«Покров»; бумага, фломастеры, дидактический материал для игры «Покровская
ярмарка»: карточки с представленными пословицами, бумажные корзинки с
прорезями.
Х о д з а н я т и я
Первый час
1. Актуализация знаний: чем иконы отличаются от картин и
фотографий.
У ч и т е л ь . На прошлом занятии мы говорили о том, чем иконы отличаются
от картин и фотографий. Давайте вспомним эти отличия.
Д е т и . На иконах изображают Бога, Богородицу, святых, ангелов. Их рисуют
особым образом; святых окружает нимб; каждый цвет имеет свой смысл. На
иконе одновременно может быть представлено несколько событий, разных по
времени. Это происходит потому, что на иконе изображают не время, а вечность.
Просто красивую природу, животных, здания на иконе не рисуют – только
вместе с Богородицей, со святыми. Картиной любуются, а перед иконой
молятся. Иконы помогают нам увидеть то, чего мы глазами разглядеть не можем
– невидимый духовный мир, рай.
2. Ситематизация знаний об иконах Пресвятой Богородицы, о каких
событиях они рассказывают.
Вспоминаем и вновь рассматриваем в учебнике Шевченко Л. Л.
«Православная культура» иллюстрации с изображением икон: Рождества
Пресвятой Богородицы,
Введения во храм Пресвятой Богородицы,
Благовещения Пресвятой Богородицы (1й год обучения, ч. 2, с. 60; 2й год
обучения, ч. 1, с. 18, 32). Вспоминаем библейские события, о которых
рассказывают эти иконы.3. Рассматривание иконы Покрова Пресвятой Богородицы и слушание
церковного песнопения (кондак Покрову «Дева днесь предстоит»).
Рассматриваем икону Покрова Пресвятой Богородицы (иллюстрация в
учебнике Шевченко Л. Л. «Православная культура», 2й год обучения, ч. 1, с. 59,
а также изображение на экране) и слушаем церковное песнопение. Пытаемся
понять, о чем нам рассказывает икона и церковное песнопение.
Тропарь, глас 4.
Днесь благовернии людие светло празднуем,/ осеняеми Твоим, Богомати,
пришествием,/ и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем:/
покрый нас честным Твоим покровом/ и избави нас от всякаго зла,/ молящи Сына
Твоего, Христа Бога нашего,/ спасти души наша.
Светло – торжественно.
Умильно глаголем – с умилением сердечным говорим.
Величание.
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим Покров Твой честный; Тябо виде
святый Андрей на воздусе, за ны Христу молящуюся.
На воздусе – на воздухе.
За ны – за нас.
После прослушивания учитель еще раз медленно произносит текст тропаря и
величания, объясняя непонятные слова. Затем вновь обращаемся к иконе.
У ч и т е л ь . Что изображено на иконе?
Д е т и . Богородица в воздухе, она держит покрывало, по сторонам в воздухе
фигуры святых, ангелы, внизу стоят и простые люди, и святые.
4. Слушание рассказа учителя об истории праздника Покрова Пресвятой
Богородицы (события X века в Византии: явление св. Андрею и его ученику св.
Епифанию Богородицы, распростершей Свой омофор над головами молящихся
во Влахернском храме Константинополя, чудесное избавление греков от
нападения сарацинов по заступничеству Пресвятой Богородицы; события XII
века на Руси: строительство храма Покрова на Нерли князем Андреем
Боголюбским, появление этого праздника в Русской православной церкви) или
смотрим фильм «Покров». Возможен просмотр фрагмента фильма в качестве
иллюстрации к рассказу учителя.
5. Рассматривание на иконе изображения, рассказывающего о чудесном
явлении Богородицы.Д е т и . На иконе Богородица держит омофор над всеми людьми, внизу св.
Андрей, св. Епифания и много простых людей, жителей Константинополя,
которые молятся о спасении города от врагов. Еще на иконе изображены святые,
пророки, ангелы. А кто представлен в центре иконы, со свитком?
У ч и т е л ь . Это св. Роман Сладкопевец, создавший прекрасные гимны
Богородице. Разговор о нем пойдет на следующем занятии кружка.
6. Слушание рассказа учителя о традиции празднования праздника
Покрова Богородицы на Руси.
У ч и т е л ь . Основным населением Руси были крестьяне. Для них день
Покрова Божией Матери считался одним из самых важных осенних праздников,
связанных с завершением сельскохозяйственных работ и началом зимы. К
Покрову заканчивалась уборка хлеба и овощей с огородов, ставилась скотина на
двор на всю зиму. Покров был днем, по которому считали срок наймов и сделок
(обычно рабочих нанимали на год – от Покрова до Покрова, в это время
проводился с ними расчет). После Покрова, завершив сельскохозяйственные
работы, многие крестьяне уходили «в отходники», особенно если владели каким
нибудь ремеслом, а некоторые, наоборот, возвращались домой.
С Покрова крестьяне начинали подготавливать свои избы к зиме: утеплять и
конопатить их, – как говорили, «ухитить». «Захватить тепла до Покрова»
значило починить избу. В этот день в первый раз топили в жилых горницах печи.
Во многих местах начинались Покровские ярмарки. После дня Покрова
Пресвятой Богородицы играли свадьбы.
На Покров выпадал первый снег, поэтому в народном сознании Покров
Богородицы связывался со снежным покровом земли при наступлении зимы. По
тому, какая погода была в день Покрова Пресвятой Богородицы, определяли
погоду на предстоящую зиму. На эту тему существовало множество примет.
Конечно, сейчас климат значительно изменился и не всем приметам можно
верить. Да для нас это не так и важно, как было важно для жителей нашей
страны в далеком прошлом, когда большинство населения были крестьяне,
охотники, рабочие лесного хозяйства, труд которых напрямую был связан с
погодными условиями.
Второй час
1. Игра «Покровская ярмарка».
У ч и т е л ь . Мы узнали, что во время праздника Покрова Пресвятой
Богородицы или вскоре поле него на Руси открывались традиционныепокровские ярмарки. Давайте мы с вами отправимся на одну из них. Но «товар»
у нас будет не совсем обычный, такой ни на одной ярмарке не встретишь. В
наших лукошках окажутся русские народные пословицы, приметы и поговорки.
Сначала мы с вами будем выбирать «товар», а потом попробуем себя и в роли
ярмарочных продавцов. Готовы поиграть?
З а д а н и е п е р в о е .
У ч и т е л ь . У вас на партах лежат карточки с представленными пословицами
и поговорками. Одна карточка на двоих. Прочитайте пословицу, посовещайтесь
между собой 3 минутки и приготовьтесь опустить ее в одну из корзин, висящих
на доске. В какую корзину опускать пословицу, подскажет надпись на корзине:
• 1я корзина – «Пословицы»;
• 2я корзина – «Приметы»;
• 3я корзина – «Поговорки – рекомендации к действию».
В четвертой корзине с надписью «Присловья» уже лежат карточки. Что с
ними делать, мы узнаем позже.
З а д а н и е в т о р о е .
У ч и т е л ь . Теперь по очереди (начиная с сидящих на первой парте первого
ряда) громко читаем свою пословицу и опускаем в соответствующую корзину.
Перед тем как ребенок опустит пословицу в корзину, педагог уточняет с
другими детьми, верно ли выбрана корзина. В итоге корзины заполнены
пословицами.
Первая корзина – «Пословицы»
1. Покров – первое зазимье.
2. На Покров до обеда осень, а с обеда – зимушказима.
3. Покров землю покроет, где листом, где снежком.
4. На Покров земля снегом укрывается, морозом одевается.
5. Покров не лето, а Сретенье не зима.
6. С Покрова зима начинается, с Матрены (22 октября) – устанавливается.
Вторая корзинка – «Приметы»
1. Если в Покров ветер дует с юга, то к теплой зиме, если с севера — к
холодной; при переменном ветре быть зиме непостоянной.
2. Если лист с дуба и березы на Покров упадет чисто – к легкому году, а не
чисто – к строгой зиме.
3. Отлет журавлей до Покрова – на раннюю, холодную зиму.4. Откуда ветер на Покров, оттуда начнутся морозы.
5. На Покров ветер с юга – к теплой зиме, с севера – к холодной.
6. Коли белка на Покров чиста, то осень будет хороша.
7. По Покрову и зима.
Третья корзина «Поговорки – рекомендации к действию»
1. Покров – конец хороводам, начало посиделкам.
2. Захвати тепла до Покрова.
3. Чини избу до Покрова – не то не будет тепла.
4. Не жди Покрова, руби капусту.
5. Покров – сбор последних плодов.
6. На Покров последний воз с поля сдвинулся.
З а д а н и е т р е т ь е .
У ч и т е л ь . А теперь давайте попробуем «продать» наш «товар». Те, кто
сидит на первом ряду, предлагают «товар» из 1й корзинки, на втором – из 2й,
на третьем – из 3й. Но раз «товар» необычный, «продавать» его мы будем тоже
необычным способом. Пословицу нельзя называть, можно только нарисовать или
изобразить пантомимой, без слов. «Купить товар» может тот, кто догадался, что
это за пословица.
Дети 7–10 минут готовятся (рисуют, договариваются, кто и что будет
изображать). Затем по очереди представляют свой «товар». Догадавшиеся
игроки получают карточкупословицу в подарок и румяное яблоко. Картинки,
изображавшие пословицы, размещаются на доске, под иконой Покрова
Пресвятой Богородицы. По окончании этого этапа яблоки получают все
остальные участники игры.
З а д а н и е ч е т в е р т о е .
У ч и т е л ь . У нас на доске осталась еще одна корзинка. Давайте посмотрим,
что в ней.
Достает карточки, читает.
1. Батюшка Покров, покрой нашу избу теплом, а хозяина добром.
2. Батюшка Покров, натопи нашу хату без дров. (Батюшка Покров не натопит
избу без дров.)
3. Батюшка Покров, покрой сыру землю и меня молоду!
Эти «товары» предлагаются взрослым, если они присутствуют на занятии.
Если нет, пробуют отвечать дети. «Купить товары» можно, ответив на вопросы:
– Почему Покров называют батюшкой?– Что значит выражение «натопи нашу хату без дров»? К кому могли быть
обращены это слова?
– Чем девушка просила покрыть землю? А ее саму?
Если взрослые затрудняются с ответами, педагог сам поясняет вопросы и
дарит карточкиприсловья.
– Покров иногда на Руси называли батюшкой, имея в виду праздник (мужской
род) Покрова Пресвятой Богородицы, который все очень любили.
– Слова «Батюшка Покров, натопи нашу хату без дров» чаще всего
адресовались лентяям, которые не хотели утруждать себя работами по
утеплению избы и надеялись прожить зиму на авось.
– Девушка просила покрыть землю снегом, потому что выпавший снег на
Покров предвещал хорошую снежную зиму, следовательно, и хороший урожай, а
ее саму покрыть платком – это значило выйти замуж, так как замужние женщины
без платка не ходили.
У ч и т е л ь . Все «товары проданы», наша ярмарка до следующего праздника
Покрова Пресвятой Богородицы закрывается.
2. Чтение отрывка из произведения И. С. Шмелева «Лето Господне» (гл.
«Покров»).
У ч и т е л ь . О радости, принесенной праздником Покрова, вспоминая свое
детство, писали многие русские писатели. Давайте прочитаем воспоминания
Ивана Шмелева (текст приводится в сокращении в учебнике Шевченко Л. Л.
«Православная культура», 2й год обучения, ч. 1, с. 60–61).
3. Рисование на тему «Что Богородица укрыла своим омофором?».
У ч и т е л ь . Посмотрите, на доске размещены рисунки, их прикрепили под
иконой Покрова Богородицы. Скажите: что еще Богородица укрывает своим
омофором?
Дети рисуют людей, животных, дома, природу – деревья, реку, осенние
листья. Во время рисования звучат песни о празднике Покрова Пресвятой
Богородицы. Работы детей размещаются на доске под иконой Покрова
Богородицы. Если на занятии уже нет времени, это задание может стать
домашним. Тогда перед следующим занятием (или на следующий день) икона и
рисунки под ней вывешиваются на стенде.
4. Обсуждение вопроса «Почему на Руси праздник Покрова Пресвятой
Богородицы – один из самых любимых праздников?»
Д е т и . Потому что русские люди всегда просили Богородицу помочь им в
трудную минуту.Потому что заканчивались сельскохозяйственные работы и наступало время
праздников.
ДЕТСКИЙ ДОМАШНИЙ ПРАЗДНИК «РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО»
Большинство педагогов, серьезно занимающихся духовнонравственным
воспитанием школьников, считают, что это направление работы успешно только
в том случае, если оно осуществляется в союзе с родителями. Все усилия
педагога могут свестись к нулю, если семейная среда, опыт нравственного
выбора, нравственных оценок происходящих событий, получаемый ребенком в
семье, будет противоречить той системе ценностей, формирование которой
осуществляется в школе.
Как сделать родителей своими союзниками? В случае если ценности семьи
имеют исключительно прагматический характер, далеки от духовных, это
осуществить довольно сложно. Но чаще родители просто не знают, как
эффективно помочь своему ребенку в усвоении нравственных норм и духовных
ценностей. И здесь неоценимую помощь может оказать педагог – учитель,
классный руководитель ребенка.
Педагогическую помощь родителям можно начать с содействия в организации
такого яркого и привлекательного события в жизни семьи, как детский праздник.
На первый взгляд сегодня организовать и провести детский праздник дома
нетрудно. Существуют специальные службы, в которые можно обратиться для
приглашения домой ведущих детского праздника. Появляется все больше книг с
рекомендациями по проведению таких праздников, описанием игр, конкурсов,
целых сценариев. Много материалов можно найти и в Интернете. Но будут ли
праздники, подготовленные с помощью названных ресурсов, не только веселыми,
но полезными в плане духовнонравственного воспитания детей? Практика
показывает, что специалисты, приглашаемые на дом для проведения детских
праздников, основной упор делают на то, чтобы праздник был веселым и
привлекательным для всех детей. Тематика игр и конкурсов, их воспитательное
значение уходят на второй план. Поэтому часто на праздновании дня рождения и
на других детских мероприятиях ребята с увлечением играют в пиратов,
искателей кладов, разбойников.
Несколько лучше обстоит дело с подбором соответствующей печатной
литературы и необходимых сведений из Интернета. В Интернете можно найти
большое разнообразие сценариев по любой тематике. Но, как правило, если это
сценарии праздников православного календаря, то они содержат множествостихов, песен и требуют значительной предварительной подготовки, репетиций с
детьми. Такие сценарии, замечательные по содержанию, по форме больше
подходят для воскресных и общеобразовательных школ, где подготовка к
празднику начинается заранее, за 1–2 месяца, где больше возможностей собрать
детей вместе. Сценарии, не требующие специальной подготовительной работы с
детьми, содержатся в сборниках игр и сценариев – их сейчас выпускается
достаточное количество. Но материалы большинства из их них, к сожалению,
тоже мало подходят для осуществления духовнонравственного воспитания
детей. Так, к примеру, в сборнике «Веселые игры и праздники для детей и их
родителей» (Е. Каминская, О. Матюшкина, Н. Рымчук) авторы утверждают, что
исходя из психологических особенностей младших школьников, к которым они
относят эмоциональность, стремление к массовым действиям, склонность к
подражанию, в работе с детьми данной возрастной группы «основной
воспитательный метод – метод массовых действий». В соответствии с этим
утверждением предлагается через «яркие, эмоциональные игры формировать
нравственное начало»2 детей. В указанном сборнике содержатся сценарии и
методические рекомендации по проведению таких праздников, как Рождество,
Новый год, День всех влюбленных, День защитника Отечества, 8 Марта, Пасха, 9
Мая, день рождения, Хэллоуин. Подобный подбор говорит о том, что все эти
праздники могут способствовать, по мнению авторов, духовнонравственному
воспитанию детей. Приведем несколько цитат из раздела, посвященного
проведению праздника Хэллоуина для детей и взрослых. Основные герои
праздника – ведьмы, вампиры, граф Дракула, скелет, палач и т. д. Дизайнерские
находки для изготовления костюмов этих персонажей предлагается
позаимствовать из американских фильмов ужасов. В сценарий праздника
включаются гадания и розыгрыши. Например, розыгрыш с говорящей головой,
когда в полутемной комнате участники праздника видят ящик, из боковых
поверхностей которого торчат ножи и вилки, а в центре крышки…
загримированная говорящая голова (человек прячется в коробке), на ней
картонное блюдо. Эта голова гадает, предсказывая будущее, и неожиданно
опрыскивает подходящих к ней водой из спринцовки3! К празднику предлагается
изготовить своими руками или приобрести подарки. Например, «пепельницу в
виде чертей и прочей нечисти дарят для создания праздничного настроения».
Подойдут и книга ужасов, и статуэтка героя праздника, и фоторамка со
страшилками. Воспитательное воздействие такого праздника можно оставить без
комментариев! Разделы, посвященные праздникам православного календаря,представленные в сборнике, содержат, как и другие, описание истории
праздника, рекомендации по подготовке помещения и приготовлению подарков,
сценарии и игры. Этими материалами можно воспользоваться при подготовке
детского праздника с определенной корректировкой (привести содержание игр и
сценариев в большее соответствие с идеей праздника, исключив из
рождественских сценариев гадания, игры с лешими и кикиморами, а из
пасхальных – ссылки на языческие традиции закапывать косточки пасхального
ягненка для спасения урожая от града, выметание ветками вербы из дома
«всякой нечисти» и так далее).
Из приведенных выше примеров видно, что для того чтобы домашний детский
праздник был действительно полезным для детей, отвечал задачам духовно
нравственного воспитания, сценарий лучше разработать самим. В этом случае
можно учесть как интересы и особенности участников, так и реальные
возможности организаторов. Разработка сценария и подготовка к празднику не
должны вызывать затруднений у родителей, иначе может пропасть желание
проводить мероприятие. Поэтому родителям необходимо помочь. Как учитель
может это сделать?
В начале учебного года с родителями можно провести беседу о значении и
особенностях детских домашних праздников в направлении духовно
нравственного развития детей. Можно создать из числа желающих творческую
группу по сбору материала и подготовке сценариев праздников. Члены этой
группы могут собираться несколько раз в год вместе с педагогом и совместно
разрабатывать сценарии праздников или обсуждать уже готовые варианты.
Незадолго до наступления праздника православного календаря целесообразно
рассказать о смысле праздника. Для этого можно пригласить специалистов –
педагогов, ведущих занятия по основам православной культуры, священников,
учителей, преподающих уроки по мировой художественной культуре.
Заинтересованным родителям можно предложить для проведения праздника
материалы, собранные творческой группой или подготовленные самим учителем.
Это могут быть готовые сценарии или отдельные элементы сценариев:
тематические игры, игрывикторины, аудио и видеозаписи музыки, песен,
мультипликационных фильмов по теме праздника, небольшие адаптированные
рассказы о празднике, схемы изготовления поделок для подарков участникам
торжества, рекомендации по оформлению помещения, рецепты несложных
праздничных блюд.Первый домашний праздник желательно провести с помощью учителя, если
будет возможно, пригласить на него учеников класса и их родителей. Если такой
возможности нет, то стоит рассказать о том, как проходил праздник, показать
фотографии или видеозапись на родительском собрании.
Не стоит ожидать, что все родители обязательно начнут проводить праздники
православного календаря в своих семьях. Но если даже часть родителей станет
единомышленниками учителя в работе по духовнонравственному воспитанию
детей, эффективность последней возрастет многократно.
В заключение предлагаем сценарий детского домашнего рождественского
праздника. Данный сценарий не требует специальной подготовки детей – гостей
праздника, несложен в организации, не предполагает больших затрат для его
проведения и возможен в условиях средней по размеру квартире. В этом
сценарии, помимо конкурсов развлекательного характера, присутствуют
познавательные элементы, позволяющие детям глубже понять смысл праздника:
просмотр мультипликационного фильма о Рождестве Христовом, исполнение и
слушание колядок, прославляющих родившегося Христа, ответы на вопросы на
этапе «Рождественская звезда». Изготовление открытки и сочинение текста
поздравления призваны способствовать пониманию того, что праздник
Рождества – это не только получение, но в первую очередь изготовление и
дарение подарков. И что подготовить подарок вместе с друзьями намного легче
и веселее, чем одному. Автор сценария принципиально не включил в него рассказ
о событиях Рождества Христова, полагая, что эти знания будут лучше
восприняты детьми через такую активную форму деятельности, как игра.
Данный сценарий или его элементы можно использовать и при проведении
праздника в классе.
С ц е н а р и й д е т с к о г о д о м а ш н е г о п р а з д н и к а
« Р о ж д е с т в о Х р и с т о в о »
Праздник проводится в форме поэтапной игры «Ключикиснежинки».
Ц е л и и г р ы :
– продолжить знакомство с библейскими событиями, лежащими в основе
праздника Рождества Христова;
– способствовать пониманию детьми смысла рождественского праздника;
– формировать навыки работы детей в группе;
– развивать творческие способности;
– способствовать сближению семьи с друзьями ребенка.Условия проведения игры.
Для проведения игры в обычной квартире необходимо как минимум 2
комнаты и следующее оборудование: ксероксная бумага, плотная бумага
формата А3, фломастеры; две коробки (два сундучка), обклеенные фольгой или
покрашенные в различные цвета, на крышке коробки нарисованы круги (по
размеру «ключиков»снежинок) и разукрашены в голубой, розовый, фиолетовый
и желтый цвета.
Сюжет игры.
На наш праздник Рождества прислали в двух сундучках подарки. Но сундучки
закрыты на множество замочков. Ключики к ним – разноцветные снежинки, их
можно собрать, путешествуя по этапам и выполняя задания ведущего.
Х о д и г р ы
1. Дети жеребьевкой делятся на 2 команды – по очереди вытягивают
жетончики с изображением снежинок разной конфигурации или разного цвета.
Образовавшиеся команды выбирают капитана.
2. Дети получают задание – найти ключи к сундучкам с подарками.
Сундучков два – золотой и серебряный. Та команда, которая соберет больше
«ключей»снежинок, получает право выбрать сундучок.
3. Первый этап игры: «Снежная дорожка».
В з р о с л ы й . Наша дорога на праздник идет по заснеженной улице. Давайте
порадуемся вместе – поиграем в снежки, посоревнуемся в быстроте и ловкости.
3.1. Дети «лепят снежки» – сминают круглые комочки из белой бумаги и
складывают их в корзинку. Та команда, которая за 5 минут «слепила» больше
«снежков», получает голубую бумажную снежинку.
3.2. Дети по очереди бросают «снежки» в цель. Команда, у которой меньше
промахов, получает голубую снежинку. Состязание может проходить несколько
раз. Подводятся итоги. Каждый раз вручается снежинка, когда все желающие
члены команды бросили «снежки».
3.3. Дети бросаются «снежками», пока звучит музыка. Как только музыка
прекращается, дети начинают собирать «снежки» в свою корзинку. Та команда, у
которой «снежков» оказалось больше, получает голубую снежинку.
3.4. Дети встают в круг и передают друг другу «снежки», пока звучит музыка.
Один из «снежков» голубой. Когда музыка прекращается, прекращаетсяпередача «снежков». Снежинку получает та команда, игрок которой держит в
руке голубой «снежок».
4. Второй этап игры: «Рождественская открытка».
В з р о с л ы й . Мы проделали длинную дорогу и почти пришли. Но как же мы
окажемся на празднике Рождества без подарка? Давайте сделаем красивую
открытку и напишем добрые словапожелания друг другу.
Дети получают бумагу, клей, фломастеры и разрезанное на пазлы
изображение украшенной елки. За 7 минут нужно собрать изображение, наклеить
его на бумагу и написать текст поздравления. Затем дети зачитывают
составленное поздравление. За творческую работу на этом этапе обе команды
получают по одной розовой снежинке.
5. Третий этап игры: «Рождественская звезда».
В з р о с л ы й . Мы знаем, что когда родился Иисус Христос, на небе вспыхнула
яркая звезда. А что мы знаем о самой звезде? Давайте посмотрим
мультипликационный фильм о Рождестве Христовом и ответим на вопросы о
Рождественской звезде.
Дети смотрят мультипликационный фильм о Рождестве Христовом, а затем
отвечают на вопросы:
– Где вспыхнула Рождественская звезда?
– Когда это произошло?
– Кого звезда привела к Младенцу Христу?
– Где мы можем увидеть Рождественскую звезду сегодня?
– Как принято изображать Рождественскую звезду?
За каждый правильный ответ команда получает фиолетовую снежинку.
6. Четвертый этап игры: «Христославы».
В з р о с л ы й . Одна из самых любимых традиций Рождества – прославлять
родившегося Христа песнямиколядками. И сегодня на нашем празднике мы их
тоже услышим.
Ребята по очереди исполняют колядки или читают стихи о Рождестве. Им
могут помогать родители или друзья. За каждую колядку команда получает
желтую снежинку.
7. Все снежинки собраны. Ребята берут сундучки и «открывают» замки –
приклеивают снежинки к кружочкам соответствующего цвета. Сундучки
открыты, все участники игры получают подарки. Затем участники игры
приглашаются на праздничное чаепитие.Рекомендации по проведению игры.
1. Если дети одного возраста, хорошо знают друг друга, то можно выбрать
капитана команды из сверстников. Если в игре, помимо обучающихся школы,
участвуют и малыши, то целесообразно предложить стать капитаном команды
комунибудь из родителей, старших братьев или сестер (подростковый возраст)
этих малышей.
2. При подведении итогов на этапах игры (при награждении победителей
снежинками) необходимо обращать внимание на то, дружно ли работала
команда, помогали ли друг другу участники, не хитрили ли, выполняя задание
(обязательно проговорить это).
3. Может получиться, что в итоге у одной команды «ключиков»снежинок
окажется больше, чем надо, а у другой – не будет хватать для того, чтобы
открыть все замки. Желательно предложить детям самим найти выход из этой
ситуации и помочь в случае затруднения.
4. При нехватке времени третий этап игры («Рождественская звезда») можно
пропустить. Тогда мультипликационный фильм о Рождестве Христовом
целесообразно показать детям сразу же после чая (уже без вопросов после
просмотра).
У п р а ж н е н и е
Выберите один из религиозных праздников православного календаря.
Разработайте игру, направленную на духовнонравственное развитие старших
подростков.
Литература
1. Иларион (Алфеев, Г. В. ; архиепископ). Православие / архиепископ
Иларион (Г. В. Алфеев). – М. : Сретенский монастырь, 2009.
2. Каминская, Е. Веселые игры и праздники для детей и их родителей /
Е. Каминская, О. Матюшкина, Н. Рымчук. – Ростов н/Д. : Владис, 2008. – 384 с.
3. Некрылова, А. Ф. Русский традиционный календарь на каждый день и для
каждого дома / А. Ф. Некрылова. – СПб. : Издательская группа «Азбука
классика», 2009.
4.
Осень золотая : праздничные инсценировки, материалы к урокам
//Библиотечка еженедельника «Воскресная школа». – М., 2000.
5. Шевченко, Л. Л. Православная культура : метод. пособие для учителей :
второй год обучения / Л. Л. Шевченко.– М., 2008.6. Шмелев, И. С. Лето Господне / И. С. Шмелев. – М., 1989.