"Преданья старины глубокой... Славяне" История России в рассказах для детей. Факультативный курс «Вдумчивое чтение»
Оценка 4.7

"Преданья старины глубокой... Славяне" История России в рассказах для детей. Факультативный курс «Вдумчивое чтение»

Оценка 4.7
doc
08.10.2021
"Преданья старины глубокой... Славяне" История России в рассказах для детей.  Факультативный курс «Вдумчивое чтение»
конспект.doc

"Преданья старины глубокой... Славяне"

История России в рассказах для детей.

(факультативный курс «Вдумчивое чтение») 3 класс

Цель: закрепить и обобщить знания учащихся о древних предках - славянах через предъявление логически взаимосвязанных развивающих заданий.

Задачи:

расширить кругозор обучающихся, пополнить словарный запас через самостоятельную деятельность со справочной и научно — популярной литературой;

- развивать самостоятельность, воображение, речь, умение работать в команде;

- воспитывать патриотизм через изучение истории своей Родины.

 

Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
Времена теперь другие,
Как и мысли и дела –
Далеко ушла Россия
От страны, какой была.

Я дарю вам свою улыбку, 
Вы  в ответ  поделитесь своей. 
Сразу станет на сердце теплей и светлей, 
Ну, а мы сразу станем добрей. 

 

– Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительное красивое имя.

– Как называется наша страна? (Россия).

Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, любимая страна, потому что она – наша Родина.

 – Знаете ли вы, как раньше, в древние времена называлась наша страна?

 – Государство Русь.

– Сегодняшний урок мы посвятим людям, которые образовали государство Русь, людям, жившим до нас, перед нами, то есть нашим предкам.

– Как вы понимаете значения слова предки?    (Людей, живших до нас).

- Ребята, как вы думаете, почему же сегодня так важно знать нашу историю.

 - Может ли культурный человек не иметь знаний о своем прошлом?  (Ответы детей)

- Да потому, что, не зная прошлого, невозможно осмыслить и понять настоящее, заглянуть в будущее.

- А знаете ли вы, когда возникла наша литература? (Ответы детей)

- Литература древней Руси возникла в 10 веке, вместе с принятием христианства (988 год)

Как известно, книги издавна почитались на Руси.  Их называли реками, «напояющими вселенную». Книги сравнивались с глубиной морской, а читатель - с искателем жемчуга. Любовь и уважение к книге передавались из поколения в поколение. 

Ребята, а знаете ли вы, как называется первая древне русская книга? (Ответы детей)

Одной из самых древних русских книг была летопись "Повесть временных лет" (1113 год), написана старцем Нестором.    (слайд)                                 

В моих руках книга выдающегося русского писателя Николая Михайловича Карамзина "История государства российского " 

 – Как вы думаете, ребята, для кого написана эта книга? (Ответы детей)

-  А детские книги об истории России существуют? (Ответы детей)

 (А. Ишимова "История России в рассказах для детей"

Замечательная книга Александры Осиповны (Иосифовны) Ишимовой выдержала испытание временем и по праву может считаться одним из лучших изложений отечественной истории для детей. Написанная богатым, образным и ясным языком, она покоряет с первой страницы, и, несомненно, станет любимой книгой в каждом доме, где заботятся об образовании и умственном развитии юного поколения.

- Ребята, прочитайте внимательно слова на слайде.

А) современники                Б) предки               В) потомки    

- Расположите эти слова в хронологическом порядке.

 Сообщение темы урока и постановка целей.

Внимательно прочитайте 3 высказывания (на доске).

Со всеми ли из них вы согласны? Объясните свою позицию. (СЛАЙД)

А) Наши предки живут в далёком будущем.

Б) Наши потомки жили в далёком прошлом.

В) Наши предки жили в далёком прошлом.

– Используя слова: Кто?  Где? Как? Какие? Чем? попробуйте составить вопросительные предложения о предках. (ВОПРОСЫ дети записывают на лист)

– Кто были наши предки? Где жили? Как их называли?  Какие они были? Чем занимались?

Как вы думаете ребята? Что предстоит нам сделать сегодня на нашем занятии?

 – Найти ответы на все вопросы. (Узнать всё о наших предках).

– Искать ответы на вопросы будем в текстах, которые находятся у вас на столах.

Итак, первый вопрос.   - Кто были наши предки?  

Задание: Прочитайте текст № 1

Наши предки жили по берегам рек: Днепр, Волхов, Ока.
По словам ученых, пришли они на эту землю с предгорий Гималаев ( из Индии).

Наши предки славились силой, выносливостью и смелостью. Их слава была так велика, что прославленных предков наших, воинов - богатырей, часто другие народы звали на войну как союзников. Славно сражались они мечом и копьем.

- Найдите в тексте однокоренные слова. Озвучьте их.

– Славились, слава, прославленных, славно.

Что вы можете сказать о данных словах?

– Это родственные однокоренные слова, у них общий корень «слав».

 - Постарайтесь объяснить значение данных слов.

 – Какими однокоренными словами можно дополнить эту цепочку?

И так мы с вами ответили на вопрос: Кто были наши предки?

Следующий вопрос, который мы должны исследовать, это......

- Где жили славяне?

Давайте обратимся к тексту №2 и карте, постараемся установить места, где селились славяне. Прочитайте текст, проанализируйте и приступайте к выполнению задания.

(Дети читают текст и работают в группах с картой, ответы приклеивают на лист с картой).

Задание: В древней летописи “Повесть временных лет” сказано: ...Среди дремучих лесов, по берегам рек и озер раскинулись редкие и многочисленные славянские поселения. Около реки Припять (приток Днепра) нашли пристанище древляне, названные так потому, что обитали в дремучих лесах. В плодородных степях, на широких просторах на берегах реки Днепр жили поляне. В летописи сказано, что они названы полянами потому, что “в поле сидят”. Вятичи расселились по реке Оке. Называли их так по имени основателя рода Вятко. Печенеги поселились между реками Дон и Днепр, на лугах, где паслись стада их. В верховьях Днепра поселились радимичи. Своим предком они считали Радима. В лесной зоне обитали дреговичи. Их название произошло от слова “дрягва”, что означает болото, трясина. Севернее, на берегах озера Ильмень и реки Волхов жили ильменские славяне и кривичи. Позже здесь возник город Новгород. Язык у всех был один – славянский.

(Проверка осуществляется с помощью документ-камеры).
Где жили поляне?

На ровных безлесных местах по берегам Днепра жили__________

 Где жили радимичи?

Немного севернее, в степи по берегам Десны и Сожи, жили ___________

 Где жили дреговичи?

А ещё севернее, по реке Припять и её притокам, где было больше болот и лесов, жили

 Где жили вятичи?

Между Волгой и Доном селились _______________, близко к реке Вятка

 Где жили кривичи?

А чуть севернее дреговичей у истоков волги, жили _______________________________

 Где жили ильменские словены?

Вокруг озера Ильмень, где теперь стоит Новгород, жили _________________

Где жили древляне?

Около реки Припять (приток Днепра) нашли пристанище _________________________

Где жили печенеги?

_______________ поселились между реками Дон и Днепр, на лугах, где паслись стада их.

Следующий вопрос, на который нам нужно дать ответ. Какими были наши предки?

Для этого вам нужно поработать с пословицами и постараться определить черты характера наших предков. Текст № 3 (каждая группа получает свою пословицу)

"Маленькое дело лучше большого безделья".

"Терпение и труд все перетрут".

"Труд кормит, а лень портит". 

"Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

трудолюбие

"Кончил дело – гуляй смело!

"Делу – время, а потехе – час".

"Беседа дорогу коротает, а песня – работу".

жизнерадостность

"Чужой земли мы не хотим, но и своей не отдадим".

"Лучше смерть принять, чем Родину предать".

 "Родина – мать, умей за нее постоять".

Смелость и любовь к Родине, патриотизм.

"Берись дружно – не будет грузно".

"Дружба – в делах помощница".

"Птица сильна крыльями, а человек – дружбой"

умение дружить

За общим столом еда вкусней.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Хоть не богат, а гостям рад. 

Хороший гость хозяину в почет.

гостеприимство

(Работа в группах. Затем выслушиваются ответы учащихся и параллельно вывешиваются на доску карточки с качествами). 

 «Как принимали гостей».
Отец:  Надо оставить немножко гречневой крупы, меда, простокваши, сухарей.
Сын: Зачем, отец, ты оставляешь все это, мы ведь уходим на сенокос надолго?
- Предположите, что ответил отец сыну. (Версии учащихся).
- Сравните ваши предположения с тем, что на самом деле ответил древний славянин своему сыну.
Отец: Авось, какой-нибудь путник зайдет, погреется, покормится да нас добрым словом помянет.  

-  В старину был такой обычай. А какой обычай. Кто знает?

(После обеда стол накрывали чистой скатертью, на середину стола ставили хлеб, а рядом солонку с солью).  О гостеприимном хозяине говорили: «Хлеб-соль со стола не сходит». 
-  Давайте заглянем в крестьянский дом в тот момент, когда семья обедает. Войдя в горницу, скажем: «Хлеб да соль» (так по-старинному желали приятного аппетита) и в ответ услышим: «Хлеб кушать милости просим».

- Ребята у вас на столах есть текст под №4.

 В тексте даны ошибочные предположения о славянах. Замените слова, которые не соответствуют чертам характера наших предков.

 Древние славяне славились своей скупостью.

В военных сражениях они, как правило, проявляли трусость.

Их поражения часто объяснялись глупостью воинов.

От других народов славян отличали физическая слабость и нетерпеливость.

Но больше всего славяне любили рабство.
Слова для справок: свобода, смелость, победа, сообразительность, сила, терпеливость, щедрость.

- Ребята, ответьте на вопрос, как вы думаете, какие славянские черты характера можно отметить в современном русском человеке? 

Следующий вопрос, на который нам предстоит ответить.  Чем занимались славяне? 

Работа с текстом № 5 

Поработав с текстом и картинками, я думаю, что вы без труда сможете ответить на этот вопрос.

 (группы работают над разными видами занятий)

Дети, читают текст и подбирают иллюстрации, каждая группа рассказывает о виде занятий: (Иллюстрации наклеивают на большой лист и озвучивают свой ответ)

 

Верования

- Почему древние славяне считали, что всеми явлениями природы повелевают боги? (Славяне считали, что лес и деревья, ручейки и речки, солнце и ветер – всё это живое, одушевлённое.

Кем были славяне? 

-  Славяне были язычниками. Как вы это понимаете?

 Работа с текстом № 6 о богах славян

-  Прочитайте внимательно текст и решите кроссворд

Проверка выполненного задания (слайд)

Обобщение и подведение итогов.

– Ребята, какую цель вы поставили в начале урока?

Рефлексия

 -Кто считает, что узнал на уроке много нового и интересного? 
-Кто думает, что полученные сегодня знания ему пригодятся на следующих уроках? 
-Кому работа на уроке показалась интересной? 
— Что вас особенно удивило?

На память о нашем уроке я хочу раздать вам наказ от наших предков на свитках.

Учитель и ученица преподносят каравай и читают стих.

Умный, сильный наш народ
Далеко глядит вперёд,
А преданья старины
Забывать мы не должны

       Каравай земли и неба

        На твоем столе.

        Ничего сильнее хлеба

        Нету на Земле.

В каждом маленьком кусочке

Хлебные поля,

И на каждом колосочке

Держится Земля.  

        В малом зернышке пшеницы

        Летом и зимой

        Сила солнышка хранится

        И земли родной

И растет под небом светлым

Строен и высок

Словно Родина, бессмертный

Хлебный колосок.

Мы гостей всех угощаем
Круглым, пышным караваем,
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим,
Поклонясь, отведать просим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

Ребята используйте слова: Кто? Где?  Как? Какие? Чем? попробуйте составить вопросительные предложения о предках.

 

____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

На ровных безлесных местах по берегам Днепра жили _________________________

 

____________________________________________________________________________

 

Немного севернее, в степи по берегам Десны и Сожи, жили ______________________

 

____________________________________________________________________________

 

А ещё севернее, по реке Припять и её притокам, где было больше болот и лесов, жили

_________________________________

____________________________________________________________________________

 

Между Волгой и Доном селились __________________________, близко к реке Вятка.

 

 __________________________________________________________________________

 

А чуть севернее дреговичей у истоков волги, жили _______________________________

 

____________________________________________________________________________

 

Вокруг озера Ильмень, где теперь стоит Новгород, жили  _________________

__________________________________________________________________________

 

Около реки Припять (приток Днепра) нашли пристанище _________________________

____________________________________________________________________________

 

_______________ поселились между реками Дон и Днепр, на лугах, где паслись стада их.

____________________________________________________________________________

 

 

 

 


Преданья старины глубокой... Славяне"

Преданья старины глубокой... Славяне"

А знаете ли вы, когда возникла наша литература? (Ответы детей) -

А знаете ли вы, когда возникла наша литература? (Ответы детей) -

Наши предки славились силой, выносливостью и смелостью

Наши предки славились силой, выносливостью и смелостью

Где жили древляне ? Около реки

Где жили древляне ? Около реки

После обеда стол накрывали чистой скатертью, на середину стола ставили хлеб, а рядом солонку с солью)

После обеда стол накрывали чистой скатертью, на середину стола ставили хлеб, а рядом солонку с солью)

На память о нашем уроке я хочу раздать вам наказ от наших предков на свитках

На память о нашем уроке я хочу раздать вам наказ от наших предков на свитках

Приложение Ребята используйте слова:

Приложение Ребята используйте слова:

Вокруг озера Ильмень, где теперь стоит

Вокруг озера Ильмень, где теперь стоит
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.10.2021