"Преданья старины глубокой... Славяне"
История России в рассказах для детей.
(факультативный курс «Вдумчивое чтение») 3 класс
Цель: закрепить и обобщить знания учащихся о древних предках - славянах через предъявление логически взаимосвязанных развивающих заданий.
Задачи:
- расширить кругозор обучающихся, пополнить словарный запас через самостоятельную деятельность со справочной и научно — популярной литературой;
- развивать самостоятельность, воображение, речь, умение работать в команде;
- воспитывать патриотизм через изучение истории своей Родины.
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
Времена теперь другие,
Как и мысли и дела –
Далеко ушла Россия
От страны, какой была.
Я
дарю вам свою улыбку,
Вы в ответ поделитесь своей.
Сразу станет на сердце теплей и светлей,
Ну, а мы сразу станем добрей.
– Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительное красивое имя.
– Как называется наша страна? (Россия).
Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, любимая страна, потому что она – наша Родина.
– Знаете ли вы, как раньше, в древние времена называлась наша страна?
– Государство Русь.
– Сегодняшний урок мы посвятим людям, которые образовали государство Русь, людям, жившим до нас, перед нами, то есть нашим предкам.
– Как вы понимаете значения слова предки? (Людей, живших до нас).
- Ребята, как вы думаете, почему же сегодня так важно знать нашу историю.
- Может ли культурный человек не иметь знаний о своем прошлом? (Ответы детей)
- Да потому, что, не зная прошлого, невозможно осмыслить и понять настоящее, заглянуть в будущее.
- А знаете ли вы, когда возникла наша литература? (Ответы детей)
- Литература древней Руси возникла в 10 веке, вместе с принятием христианства (988 год)
Как известно, книги издавна почитались на Руси. Их называли реками, «напояющими вселенную». Книги сравнивались с глубиной морской, а читатель - с искателем жемчуга. Любовь и уважение к книге передавались из поколения в поколение.
Ребята, а знаете ли вы, как называется первая древне русская книга? (Ответы детей)
Одной из самых древних русских книг была летопись "Повесть временных лет" (1113 год), написана старцем Нестором. (слайд)
В моих руках книга выдающегося русского писателя Николая Михайловича Карамзина "История государства российского "
– Как вы думаете, ребята, для кого написана эта книга? (Ответы детей)
- А детские книги об истории России существуют? (Ответы детей)
(А. Ишимова "История России в рассказах для детей"
Замечательная книга Александры Осиповны (Иосифовны) Ишимовой выдержала испытание временем и по праву может считаться одним из лучших изложений отечественной истории для детей. Написанная богатым, образным и ясным языком, она покоряет с первой страницы, и, несомненно, станет любимой книгой в каждом доме, где заботятся об образовании и умственном развитии юного поколения.
- Ребята, прочитайте внимательно слова на слайде.
А) современники Б) предки В) потомки
- Расположите эти слова в хронологическом порядке.
Сообщение темы урока и постановка целей.
Внимательно прочитайте 3 высказывания (на доске).
Со всеми ли из них вы согласны? Объясните свою позицию. (СЛАЙД)
А) Наши предки живут в далёком будущем.
Б) Наши потомки жили в далёком прошлом.
В) Наши предки жили в далёком прошлом.
– Используя слова: Кто? Где? Как? Какие? Чем? попробуйте составить вопросительные предложения о предках. (ВОПРОСЫ дети записывают на лист)
– Кто были наши предки? Где жили? Как их называли? Какие они были? Чем занимались?
Как вы думаете ребята? Что предстоит нам сделать сегодня на нашем занятии?
– Найти ответы на все вопросы. (Узнать всё о наших предках).
– Искать ответы на вопросы будем в текстах, которые находятся у вас на столах.
Итак, первый вопрос. - Кто были наши предки?
Задание: Прочитайте текст № 1
Наши предки жили по берегам рек:
Днепр, Волхов, Ока.
По словам ученых, пришли они на эту землю с предгорий Гималаев ( из Индии).
Наши предки славились силой, выносливостью и смелостью. Их слава была так велика, что прославленных предков наших, воинов - богатырей, часто другие народы звали на войну как союзников. Славно сражались они мечом и копьем.
- Найдите в тексте однокоренные слова. Озвучьте их.
– Славились, слава, прославленных, славно.
Что вы можете сказать о данных словах?
– Это родственные однокоренные слова, у них общий корень «слав».
- Постарайтесь объяснить значение данных слов.
– Какими однокоренными словами можно дополнить эту цепочку?
И так мы с вами ответили на вопрос: Кто были наши предки?
Следующий вопрос, который мы должны исследовать, это......
- Где жили славяне?
Давайте обратимся к тексту №2 и карте, постараемся установить места, где селились славяне. Прочитайте текст, проанализируйте и приступайте к выполнению задания.
(Дети читают текст и работают в группах с картой, ответы приклеивают на лист с картой).
Задание: В древней летописи “Повесть временных лет” сказано: ...Среди дремучих лесов, по берегам рек и озер раскинулись редкие и многочисленные славянские поселения. Около реки Припять (приток Днепра) нашли пристанище древляне, названные так потому, что обитали в дремучих лесах. В плодородных степях, на широких просторах на берегах реки Днепр жили поляне. В летописи сказано, что они названы полянами потому, что “в поле сидят”. Вятичи расселились по реке Оке. Называли их так по имени основателя рода Вятко. Печенеги поселились между реками Дон и Днепр, на лугах, где паслись стада их. В верховьях Днепра поселились радимичи. Своим предком они считали Радима. В лесной зоне обитали дреговичи. Их название произошло от слова “дрягва”, что означает болото, трясина. Севернее, на берегах озера Ильмень и реки Волхов жили ильменские славяне и кривичи. Позже здесь возник город Новгород. Язык у всех был один – славянский.
(Проверка осуществляется с помощью
документ-камеры).
Где жили поляне?
На ровных безлесных местах по берегам Днепра жили__________
Где жили радимичи?
Немного севернее, в степи по берегам Десны и Сожи, жили ___________
Где жили дреговичи?
А ещё севернее, по реке Припять и её притокам, где было больше болот и лесов, жили
Где жили вятичи?
Между Волгой и Доном селились _______________, близко к реке Вятка
Где жили кривичи?
А чуть севернее дреговичей у истоков волги, жили _______________________________
Где жили ильменские словены?
Вокруг озера Ильмень, где теперь стоит Новгород, жили _________________
Где жили древляне?
Около реки Припять (приток Днепра) нашли пристанище _________________________
Где жили печенеги?
_______________ поселились между реками Дон и Днепр, на лугах, где паслись стада их.
Следующий вопрос, на который нам нужно дать ответ. Какими были наши предки?
Для этого вам нужно поработать с пословицами и постараться определить черты характера наших предков. Текст № 3 (каждая группа получает свою пословицу)
"Маленькое дело лучше большого безделья".
"Терпение и труд все перетрут".
"Труд кормит, а лень портит".
"Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
трудолюбие
"Кончил дело – гуляй смело!
"Делу – время, а потехе – час".
"Беседа дорогу коротает, а песня – работу".
жизнерадостность
"Чужой земли мы не хотим, но и своей не отдадим".
"Лучше смерть принять, чем Родину предать".
"Родина – мать, умей за нее постоять".
Смелость и любовь к Родине, патриотизм.
"Берись дружно – не будет грузно".
"Дружба – в делах помощница".
"Птица сильна крыльями, а человек – дружбой"
умение дружить
За общим столом еда вкусней.
Не красна изба углами, а красна пирогами.
Хоть не богат, а гостям рад.
Хороший гость хозяину в почет.
гостеприимство
(Работа в группах. Затем выслушиваются ответы учащихся и параллельно вывешиваются на доску карточки с качествами).
«Как принимали гостей».
Отец: Надо оставить немножко гречневой крупы, меда, простокваши, сухарей.
Сын: Зачем, отец, ты оставляешь все это, мы ведь уходим на сенокос
надолго?
- Предположите, что ответил отец сыну. (Версии учащихся).
- Сравните ваши предположения с тем, что на самом деле ответил древний славянин
своему сыну.
Отец: Авось, какой-нибудь путник зайдет, погреется, покормится да нас
добрым словом помянет.
- В старину был такой обычай. А какой обычай. Кто знает?
(После обеда стол накрывали чистой
скатертью, на середину стола ставили хлеб, а рядом солонку с солью).
О гостеприимном хозяине говорили: «Хлеб-соль со стола не сходит».
- Давайте заглянем в крестьянский дом в тот момент, когда семья обедает.
Войдя в горницу, скажем: «Хлеб да соль» (так по-старинному желали приятного
аппетита) и в ответ услышим: «Хлеб кушать милости просим».
- Ребята у вас на столах есть текст под №4.
В тексте даны ошибочные предположения о славянах. Замените слова, которые не соответствуют чертам характера наших предков.
Древние славяне славились своей скупостью.
В военных сражениях они, как правило, проявляли трусость.
Их поражения часто объяснялись глупостью воинов.
От других народов славян отличали физическая слабость и нетерпеливость.
Но больше всего славяне
любили рабство.
Слова для справок: свобода, смелость, победа, сообразительность, сила,
терпеливость, щедрость.
- Ребята, ответьте на вопрос, как вы думаете, какие славянские черты характера можно отметить в современном русском человеке?
Следующий вопрос, на который нам предстоит ответить. Чем занимались славяне?
Работа с текстом № 5
Поработав с текстом и картинками, я думаю, что вы без труда сможете ответить на этот вопрос.
(группы работают над разными видами занятий)
Дети, читают текст и подбирают иллюстрации, каждая группа рассказывает о виде занятий: (Иллюстрации наклеивают на большой лист и озвучивают свой ответ)
Верования
- Почему древние славяне считали, что всеми явлениями природы повелевают боги? (Славяне считали, что лес и деревья, ручейки и речки, солнце и ветер – всё это живое, одушевлённое.
Кем были славяне?
- Славяне были язычниками. Как вы это понимаете?
Работа с текстом № 6 о богах славян
- Прочитайте внимательно текст и решите кроссворд
Проверка выполненного задания (слайд)
Обобщение и подведение итогов.
– Ребята, какую цель вы поставили в начале урока?
Рефлексия
-Кто считает,
что узнал на уроке много нового и интересного?
-Кто думает, что полученные сегодня знания ему пригодятся на следующих уроках?
-Кому работа на уроке показалась интересной?
— Что вас особенно удивило?
На память о нашем уроке я хочу раздать вам наказ от наших предков на свитках.
Учитель и ученица преподносят каравай и читают стих.
Умный, сильный наш народ
Далеко глядит вперёд,
А преданья старины
Забывать мы не должны
Каравай земли и неба
На твоем столе.
Ничего сильнее хлеба
Нету на Земле.
В каждом маленьком кусочке
Хлебные поля,
И на каждом колосочке
Держится Земля.
В малом зернышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится
И земли родной
И растет под небом светлым
Строен и высок
Словно Родина, бессмертный
Хлебный колосок.
Мы гостей всех угощаем
Круглым, пышным караваем,
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим,
Поклонясь, отведать просим.
Приложение
Ребята используйте слова: Кто? Где? Как? Какие? Чем? попробуйте составить вопросительные предложения о предках.
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
На ровных безлесных местах по берегам Днепра жили _________________________
____________________________________________________________________________
Немного севернее, в степи по берегам Десны и Сожи, жили ______________________
____________________________________________________________________________
А ещё севернее, по реке Припять и её притокам, где было больше болот и лесов, жили
_________________________________
____________________________________________________________________________
Между Волгой и Доном селились __________________________, близко к реке Вятка.
__________________________________________________________________________
А чуть севернее дреговичей у истоков волги, жили _______________________________
____________________________________________________________________________
Вокруг озера Ильмень, где теперь стоит Новгород, жили _________________
__________________________________________________________________________
Около реки Припять (приток Днепра) нашли пристанище _________________________
____________________________________________________________________________
_______________ поселились между реками Дон и Днепр, на лугах, где паслись стада их.
____________________________________________________________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.