Предлагается разработка урока по биологии в 8 классе по теме «Иммунитет», с использованием технологии развития критического мышления, приемы “Пометки на полях”, «Ассоциации». “Маркировочная таблица”.
Тема «Иммунитет».
"Наш организм - государство,
а силы иммунитета - армия,
стоящая на страже его
независимости".
Рэм Петров
Цели урока.
Образовательные:
· Сформировать понятия:
"иммунитет",
"антиген",
"антитело",
"вакцина",
"лечебная сыворотка",
· Познакомить учащихся с видами иммунитета, способами защиты от инфекционных заболеваний.
Воспитательные:
· Воспитывать чувство патриотизма на примерах научных открытий; убеждать в материальности и познаваемости физиологических процессов;
· Продолжать гигиеническое, физическое воспитание, доказывая опасность вредных привычек и убеждая в необходимости здорового образа жизни и пользе профилактических прививок.
Развивающие: развивать интеллектуальные способности, логическое мышление путем решения проблемных задач; умение работать коллективно.
Дидактическая: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами критического мышления.
Тип урока: комбинированный,
-обобщение и систематизация знаний;
-изучение нового материала.
Метод проведения: частично - поисковый; репродуктивный.
Требования согласно программе:
Ученик должен:
-иметь представления о работах отечественных учёных в этой области.
-знать: определение основных понятий по теме.
-уметь давать определения указанным терминам, объяснять роль иммунитета для организма человека, виды иммунитета их отличие.
Междисциплинарные связи: география.
Внутридисциплинарные связи: зоология, физиология.
Оборудование и материалы:
· Презентация
· Компьютер, мультимедиа
· Раздаточный материал.
· Таблица «Кровь».
Ход урока.
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1 |
2 |
1.Организационный момент. -приветствие. -подготовка аудитории к работе. -наличие учащихся. 2.Актуализация знаний. Опрос учащихся у доски. Составить схему внутренней среды организма. Устный опрос. Докажите, что кровь – это соединительная ткань? Перечислите основные функции крови? Что такое плазма, каков её состав и значение?? 3.Стадия Вызова. Ребята прочитайте, пожалуйста, тему на слайде №1 и ответьте: О чем может пойти речь на уроке? Какая ассоциация возникает, когда вы слышите слово «Иммунитет»?» Предлагаю выполнить тестовое задание в виде выбора верных утверждений. «Таблица верных и неверных утверждений» Приложение №2. 4.Стадия осмысления. Предлагаю прочитать текст учебника, делая пометки карандашом: V
– уже знаю Сейчас мы заслушаем выступление учащихся: «Защитные свойства крови».
Закончив работу с текстом и прослушав сообщение учащихся, предлагаю заполнить таблицу. Приложение №3
Проводит фронтальную беседу: –
какая графа заполнена более емко (коротко)?
5. Рефлексия Предлагает исправить ошибки в «Таблице верных и неверных утверждений», которую учащиеся составили в начале урока.
Ребята я Вам предлагаю составить синквейн по нашей теме «Иммунитет». Слушает учащихся.
Домашнее задание Прием «Письмо в будущее» Я предлагаю учащимся, проанализировав урок, написать письмо своему будущему ребенку, о том, что он должен знать? Что делать? Как себя вести? Чтобы снизить риск инфекционных заболеваний у себя и будущих потомков.
|
Приветствует учителя
Ученики составляют схему у доски.
Отвечают на вопросы. Часть учеников(2-3) выполняют задание «Лови ошибку». Приложение №1.
Учащиеся перечисляют возникшие ассоциации, тем самым показывают, что им известно по этой теме.
Выполняют тестовое задание.
Читают текст учебника, делая пометки карандашом.
Слушают сообщение. Делают пометки в тетради.
Заполняют таблицу.
Отвечают на вопросы
Исправляют ошибки.
Каждый учащийся в течение 3-5 минут составляет синквейн по определенным правилам. Затем по желанию учащихся прослушиваем их результат творчества. Рефлексия Синквейн на тему Иммунитет иммунитет
Записывают домашнее задание. |
Лови ошибку!!! Приложение № 1.
Эритроциты.
Эритроциты - красные кровяные клетки. Они очень малы. В одном мм3 их 10 млн. Зрелые эритроциты имеют мелкие ядра. Эти клетки шаровидной формы, не способные к самостоятельному движению. Внутри клеток находится гемоглобин - соединение белка и меди. Эритроциты зарождаются в селезенке, а разрушаются в красном костном мозге. Заболевание, связанное с уменьшением количества эритроцитов в крови, называется тромбофлебитом.
Лейкоциты.
Лейкоциты – белые кровяные клетки. Они мельче эритроцитов, имеют нитевидное тело и хорошо выраженное ядро. В одном мм3 их от 9 до 15 тысяч. Как и эритроциты, лейкоциты не способны самостоятельно передвигаться. Лейкоциты пожирают бактерии, попавшие в организм. Такой способ питания называется пиноцитоз.
№ п.п |
Утверждения |
+ |
- |
? |
1. |
Клеточный иммунитет был открыт И.И.Мечниковым. |
|
|
|
2. |
Вакцина представляет собой готовые антитела. |
|
|
|
3. |
Английский врач Э.Дженнер сделал прививку от оспы. |
|
|
|
4. |
Иммунитет-это невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям. |
|
|
|
5. |
Иммунитет обеспечивают две группы лимфоцитов: Т и В- клетки, находящиеся в крови. |
|
|
|
6. |
В-клетки образуют особые вещества-антитела. |
|
|
|
7. |
Т-клетки сами находят болезнетворные бактерии. |
|
|
|
8. |
Первая преграда организма от инфекций –это кожа и слизистые. |
|
|
|
9. |
Фагоцитоз-поглощение клеткой воды. |
|
|
|
10. |
Естественный врождённый иммунитет-введение готовых антител заболевшему человеку. |
|
|
|
11. |
Пассивный иммунитет - вырабатывается в результате введения в организм убитых возбудителей болезни в форме вакццины. |
|
|
|
12. |
СПИД-это синдром приобретённого иммунодефицита. |
|
|
|
13. |
Фагоцитоз и выработка антител – единый защитный механизм, названный иммунитетом. |
|
|
|
14. |
Алкоголь угнетает иммунитет. |
|
|
|
«Таблица верных и неверных утверждений» Приложение № 2
Задание ученикам: Я Вам предлагаю несколько утверждений по теме «Иммунитет», которая для вас является новым материалом. Среди этих утверждений есть верные и неверные. Ваша задача напротив каждого утверждения ставит соответствующий значок:
«+» – согласен,
« - » - не согласен,
«?» - сомневаюсь.
При изучении учебного текста Ребята пользуются приёмом Приложение № 3
«Маркировочная таблица».
Знаю |
Новое для меня |
Удивило |
Возникли вопросы |
|
|
|
|
Урок, проведенный с использованием технологии критического мышления, включает три
этапа: вызов – осмысление новой информации – рефлексия.
На стадии вызова учащимся предложено, не зная ничего о иммунитете , прочитать тему и подумать с чем она ассоциируется согласиться или не согласиться с данными утверждениями, поставить “плюс” или “минус”.
На стадии осмысления новой информации используется прием “Маркировочная таблица” совместно с приемом “Пометки на полях”. Происходит непосредственная, направленная, осмысленная работа ученика с текстом. Процесс чтения сопровождается маркировкой текста и заполнением таблицы. Он обязывает отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями. Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя текст учебника.
Самая важная стадия – рефлексия. Именно на этой стадии происходит осознание новых приобретенных знаний. Учащиеся возвращаются к первоначальным записям (составлению текста вначале урока) и вносят изменения (исправляют ошибки). Я учащимся предложила в конце урока.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.