Предлагается разработка урока по биологии в 8 классе по теме «Иммунитет», с использованием технологии развития критического мышления, приемы “Пометки на полях”, «Ассоциации». “Маркировочная таблица”.

Предлагается разработка урока по биологии в 8 классе по теме «Иммунитет», с использованием технологии развития критического мышления, приемы “Пометки на полях”, «Ассоциации». “Маркировочная таблица”.

docx
13.02.2020
Предлагается разработка урока по биологии в 8 классе по теме «Иммунитет», с использованием технологии развития критического мышления, приемы “Пометки на полях”, «Ассоциации». “Маркировочная таблица”.

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

урок.docx

Предлагается разработка урока по биологии в 8 классе по теме «Иммунитет», с использованием технологии развития критического мышления, приемы “Пометки  на полях”,  «Ассоциации».   “Маркировочная таблица”.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема «Иммунитет».

"Наш организм - государство,

 а силы иммунитета - армия,

 стоящая на страже его независимости".
Рэм Петров

 

Цели урока.

Образовательные:

·           Сформировать понятия:

"иммунитет",

"антиген",

"антитело",

"вакцина",

"лечебная сыворотка",

·           Познакомить учащихся с видами иммунитета, способами защиты от инфекционных заболеваний.

Воспитательные:

·       Воспитывать чувство патриотизма на примерах научных открытий; убеждать в материальности и познаваемости физиологических процессов;

·       Продолжать гигиеническое, физическое воспитание, доказывая опасность вредных привычек и убеждая в необходимости здорового образа жизни и пользе профилактических прививок.

Развивающие: развивать интеллектуальные способности, логическое мышление путем решения проблемных задач; умение работать коллективно.

Дидактическая: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами критического мышления.

Тип урока: комбинированный,

-обобщение и систематизация знаний;

-изучение нового материала.

Метод проведения: частично - поисковый; репродуктивный.

Требования согласно программе:

Ученик должен:

-иметь представления о работах отечественных учёных в этой области.

-знать: определение основных понятий по теме.

-уметь давать определения указанным терминам, объяснять роль иммунитета для организма человека, виды иммунитета их отличие.

Междисциплинарные связи: география.

Внутридисциплинарные связи: зоология, физиология.

Оборудование и материалы:

·  Презентация

·  Компьютер, мультимедиа

·  Раздаточный материал.

·  Таблица «Кровь».

 

 

 

 

 

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

                               1

                                  2

1.Организационный момент.

-приветствие.

-подготовка аудитории к работе.

-наличие учащихся.

2.Актуализация знаний.

Опрос учащихся у доски. Составить схему внутренней среды организма.

Устный опрос.

Докажите, что кровь – это соединительная ткань?

Перечислите основные функции крови?

Что такое плазма, каков её состав и значение??

3.Стадия Вызова.

Ребята прочитайте, пожалуйста, тему на слайде №1 и ответьте: О чем может пойти речь на уроке?  Какая ассоциация возникает, когда вы слышите слово «Иммунитет»?»   

Предлагаю выполнить тестовое задание в виде выбора верных утверждений.

«Таблица верных и неверных утверждений» Приложение №2.

4.Стадия осмысления.

Предлагаю прочитать текст учебника, делая пометки карандашом:

V – уже знаю
+  новое для меня
–  думал иначе, а меня убедил материал учебника
?  не понял

Сейчас мы заслушаем выступление учащихся: «Защитные свойства крови».

 

Закончив работу с текстом и прослушав сообщение учащихся, предлагаю заполнить таблицу. Приложение №3

 

Проводит фронтальную беседу:

– какая графа заполнена более емко (коротко)?
– кто озвучит графу “уже знал”?
– что нового узнали?
– кто о чем думал иначе?

 

5. Рефлексия

Предлагает исправить ошибки в  «Таблице верных и неверных утверждений»,

которую учащиеся составили в начале урока.

 

Ребята я Вам предлагаю составить синквейн по нашей теме «Иммунитет».

Слушает учащихся.

 

Домашнее задание Прием «Письмо в будущее»

Я предлагаю учащимся, проанализировав  урок, написать письмо своему будущему ребенку, о том, что он должен знать? Что делать? Как себя вести? Чтобы снизить риск инфекционных заболеваний у себя и будущих потомков.

Приветствует учителя

 

 

 

 

Ученики составляют схему у доски.

 

 

Отвечают на вопросы.

Часть учеников(2-3) выполняют задание «Лови ошибку». Приложение №1.

 

 

 

 

 

Учащиеся перечисляют возникшие ассоциации, тем самым показывают, что им известно по этой теме.

 

 

 

Выполняют тестовое задание.

 

 

 

 

Читают текст учебника, делая пометки карандашом.

 

 

 

 

 

Слушают сообщение. Делают пометки в тетради.

 

 

 

 

 

Заполняют таблицу.

 

 

 

Отвечают на вопросы

 

Исправляют ошибки.

 

 

 

 

Каждый учащийся в течение  3-5 минут составляет синквейн по определенным правилам. Затем по желанию учащихся прослушиваем их результат творчества.

Рефлексия  Синквейн на тему Иммунитет

иммунитет
здоровый, невосприимчивый
противостоять, избавляться, сопротивляться
способность организма противостоять изменению его нормального функционирования под воздействием внешних факторов
освобождение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают домашнее задание.

 

Лови ошибку!!!                                                                        Приложение № 1.

http://lifeglobe.net/media/entry/604/image_28-3.png

Эритроциты.

Эритроциты - красные кровяные клетки. Они очень  малы. В одном мм3  их 10 млн. Зрелые эритроциты имеют мелкие ядра. Эти клетки шаровидной формы, не способные к самостоятельному движению.  Внутри клеток находится гемоглобин - соединение белка и меди. Эритроциты зарождаются в селезенке, а разрушаются в красном костном мозге. Заболевание, связанное с уменьшением количества эритроцитов в крови, называется тромбофлебитом.

Лейкоциты.

Лейкоциты – белые кровяные клетки. Они мельче эритроцитов, имеют нитевидное тело и хорошо выраженное ядро. В одном мм3 их от 9 до 15 тысяч. Как и эритроциты, лейкоциты не способны самостоятельно передвигаться. Лейкоциты пожирают бактерии, попавшие в организм. Такой способ питания называется пиноцитоз.

http://www.le.ac.uk/staffwellbeing/images/white%20cell.jpg

 

                   

            № п.п

Утверждения

      +

-

?

1.

Клеточный иммунитет был открыт  И.И.Мечниковым.

 

 

 

2.

Вакцина представляет собой готовые антитела.

 

 

 

3.

Английский врач Э.Дженнер сделал прививку от оспы.

 

 

 

4.

Иммунитет-это невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям.

 

 

 

5.

Иммунитет обеспечивают две группы лимфоцитов: Т и В- клетки, находящиеся в крови.

 

 

 

6.

В-клетки образуют особые вещества-антитела.

 

 

 

7.

Т-клетки сами находят болезнетворные бактерии.

 

 

 

8.

Первая преграда организма от инфекций –это кожа и слизистые.

 

 

 

9.

Фагоцитоз-поглощение клеткой воды.

 

 

 

10.

Естественный врождённый иммунитет-введение готовых антител заболевшему человеку.

 

 

 

11.

Пассивный иммунитет - вырабатывается в результате введения в организм убитых возбудителей болезни в форме вакццины.

 

 

 

12.

СПИД-это синдром приобретённого иммунодефицита.

 

 

 

13.

Фагоцитоз и выработка антител – единый  защитный механизм, названный иммунитетом.

 

 

 

14.

Алкоголь угнетает иммунитет.

 

 

 

 

«Таблица верных и неверных утверждений»                      Приложение № 2

Задание ученикам: Я Вам предлагаю несколько утверждений по теме «Иммунитет», которая для вас является новым материалом. Среди этих утверждений есть верные и неверные. Ваша задача напротив  каждого утверждения  ставит соответствующий значок:

 «+» – согласен,

« - » - не согласен,

«?» - сомневаюсь.

 

При изучении учебного текста  Ребята пользуются приёмом           Приложение № 3

  «Маркировочная таблица».

Знаю

Новое для меня

Удивило

Возникли вопросы

 

 

 

 

 

Урок, проведенный с использованием технологии критического мышления, включает три

этапа: вызов – осмысление новой информации – рефлексия.

На стадии вызова учащимся предложено, не зная ничего о иммунитете , прочитать тему и подумать с чем она ассоциируется согласиться или не согласиться с данными утверждениями, поставить “плюс” или   “минус”.

На стадии осмысления новой информации используется прием “Маркировочная таблица” совместно с приемом “Пометки на полях”. Происходит непосредственная, направленная, осмысленная работа ученика с текстом. Процесс чтения сопровождается маркировкой текста и заполнением таблицы. Он обязывает отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями. Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя текст учебника.

Самая важная стадия – рефлексия. Именно на этой стадии происходит осознание новых приобретенных знаний. Учащиеся возвращаются к первоначальным записям (составлению текста вначале урока) и вносят изменения (исправляют ошибки). Я учащимся предложила в конце урока.


 

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Олимпиада-аукцион для вас и ваших учеников с мгновенными наградами.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)