Предложение.Грамматическая основа предложения

  • Разработки уроков
  • doc
  • 12.12.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала урок у конкурсу.doc

Тема урока: Предложение. Грамматическая основа предложения.

Цель урока:

1. Познакомить обучающихся с научным понятием о предложении, как о логически законченной мысли – синтаксической единице, слова которой связаны грамматически.

2. Развивать умения определять предложения на основе грамматической основы, закреплять орфографические навыки.

3. Воспитывать наблюдательность, любовь к природе, умения подмечать природные изменения.

Тип урока: изучение нового материала

Методы: проблемно – поисковые, стимулирования и мотивации

Форма работы: групповая.

Ход урока

1.     Знакомство с темой урока (тема записана на доске)

2.     Выписать все словосочетания; одно разобрать:

Скоро наступит морозная зима.

3.     Словарно-орфографическая работа

стремит.ся                                                          

в..кзал

 

рю..зак

 

с..лют

 

г..рой

 

 

б..сед..вать

 

и..далека

 

..сегда

 

4.     Работа над новым материалом:

Сообщение темы урока

Вопросы на повторение: Что мы записали в тетрадь?

В каком разделе изучается предложение?

Как связаны слова в предложении?

Что же такое предложение?

(Предложение содержит высказывание о ком-то или о чем-то).

5.     Новый материал сообщает учитель

Конец предложения в устной речи показывает особая интонация конца предложения, а в письменной речи - знаки препинания. В каждом предложении есть грамматическая основа – подлежащее и сказуемое. Грамматическая основа может состоять из одного главного члена предложения.

Рассмотрим домик предложения (на доске)

9 .Работа с учебником.

Чем может быть выражено подлежащее?

 

Ø Существительным    Ветер унёс лодку

   в Им. падеже            в море.      

        

Ø Местоимением          Я не приду к обеду.

   в Им. падеже

 

Ø Словосочетанием      Отец с сыном

                                                         пошли на рыбалку.

 

Чем может быть выражено сказуемое?

Ø Глаголом               Мы живём на Земле.

Ø  

 

Ø Существительным                         Земля – наш дом.

 

Ø  Прилагательным                    Она прекрасна.

 

10. Закрепление нового материала:

Письмо под диктовку предложений. Задания:

А) Найти грамматическую основу.

Б) Объяснить орфограммы в словах.

В) Сделать вывод о грамматических основах предложения

Рассвет. Туман. В тумане падают листья. Я вытаскиваю из колодца ведро.

Из ведра выскакивает лягушка.

Обливаюсь водой и слушаю рожок пастуха.

Он зовет животных в стадо.

Закрепить понятие о грамматической основе

11. Обратная связь

Самостоятельная работа (материал на доске):

Осень пришла.

Какая красота.

Янтарем и рубинами загорелись листья.

Притих лес.

Оглянись вокруг.

Уже пожелтели березки.

Лес.

Утром мы отправились в поход.

Утром обливаются холодной водой.

А) Цифрами обозначь количество главных членов предложения:

2, 1.2,2,1,2,1, 2,1

12. Обобщение знаний о предложении (сравнить с учебником)

13. Орфографическая работа (на доске)

Ув…дает, зап…х, сыр…сть, поз…няя, л...ства, св…ркать. Р…бина, оп…дает, ненас…ная, грус…ная, прол…вной, д…ждливая, ве…т, вет…р, пр…щальная кр…са.

А) Вставить и объяснить орфограмму.

14. Творческая работа. Рассмотреть картину И.Левитана “Золотая осень”.

Составить связный текст “Осень в лесу”.

Проверка составленных текстов.

Найти в каждом предложении грамматическую основу.

15. Игра “Третий лишний”.

Самостоятельно ребята составляют игру, исключая третий лишний предмет, слово, понятие и т.д.

16.Домашнее задание: Упр.206, составить словарь названия птиц, правило 14.