Тема урока: Предложение. Грамматическая основа предложения.
Цель урока:
1. Познакомить обучающихся с научным понятием о предложении, как о логически законченной мысли – синтаксической единице, слова которой связаны грамматически.
2. Развивать умения определять предложения на основе грамматической основы, закреплять орфографические навыки.
3. Воспитывать наблюдательность, любовь к природе, умения подмечать природные изменения.
Тип урока: изучение нового материала
Методы: проблемно – поисковые, стимулирования и мотивации
Форма работы: групповая.
Ход урока
1. Знакомство с темой урока (тема записана на доске)
2. Выписать все словосочетания; одно разобрать:
Скоро наступит морозная зима.
3. Словарно-орфографическая работа
стремит.ся
в..кзал
рю..зак
с..лют
г..рой
б..сед..вать
и..далека
..сегда
4. Работа над новым материалом:
Сообщение темы урока
Вопросы на повторение: Что мы записали в тетрадь?
В каком разделе изучается предложение?
Как связаны слова в предложении?
Что же такое предложение?
(Предложение содержит высказывание о ком-то или о чем-то).
5. Новый материал сообщает учитель
Конец предложения в устной речи показывает особая интонация конца предложения, а в письменной речи - знаки препинания. В каждом предложении есть грамматическая основа – подлежащее и сказуемое. Грамматическая основа может состоять из одного главного члена предложения.
Рассмотрим домик предложения (на доске)
9 .Работа с учебником.
Чем может быть выражено подлежащее?
Ø Существительным Ветер унёс лодку
в Им. падеже в море.
Ø Местоимением Я не приду к обеду.
в Им. падеже
Ø Словосочетанием Отец с сыном
пошли на рыбалку.
Чем может быть выражено сказуемое?
Ø Глаголом Мы живём на Земле.
Ø
Ø Существительным Земля – наш дом.
Ø Прилагательным Она прекрасна.
10. Закрепление нового материала:
Письмо под диктовку предложений. Задания:
А) Найти грамматическую основу.
Б) Объяснить орфограммы в словах.
В) Сделать вывод о грамматических основах предложения
Рассвет. Туман. В тумане падают листья. Я вытаскиваю из колодца ведро.
Из ведра выскакивает лягушка.
Обливаюсь водой и слушаю рожок пастуха.
Он зовет животных в стадо.
Закрепить понятие о грамматической основе
11. Обратная связь
Самостоятельная работа (материал на доске):
Осень пришла.
Какая красота.
Янтарем и рубинами загорелись листья.
Притих лес.
Оглянись вокруг.
Уже пожелтели березки.
Лес.
Утром мы отправились в поход.
Утром обливаются холодной водой.
А) Цифрами обозначь количество главных членов предложения:
2, 1.2,2,1,2,1, 2,1
12. Обобщение знаний о предложении (сравнить с учебником)
13. Орфографическая работа (на доске)
Ув…дает, зап…х, сыр…сть, поз…няя, л...ства, св…ркать. Р…бина, оп…дает, ненас…ная, грус…ная, прол…вной, д…ждливая, ве…т, вет…р, пр…щальная кр…са.
А) Вставить и объяснить орфограмму.
14. Творческая работа. Рассмотреть картину И.Левитана “Золотая осень”.
Составить связный текст “Осень в лесу”.
Проверка составленных текстов.
Найти в каждом предложении грамматическую основу.
15. Игра “Третий лишний”.
Самостоятельно ребята составляют игру, исключая третий лишний предмет, слово, понятие и т.д.
16.Домашнее задание: Упр.206, составить словарь названия птиц, правило 14.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.