ПЛАН
Предмет фонетики.
Три аспекта фонетики: акустический, артикуляционный, социальный.
Звуки речи как минимальные единицы фонетики.
Речевой аппарат человека. Активные и пассивные органы речи.
Образование звуков. Классификация звуков
Понятие об артикуляции звука и ее фазах.
Артикуляционная база языка.
Понятие о фонетике
Фонетика (от греч. phōnē – “звук”) изучает звуковой строй языка, т.е. звуки речи, их образование, классификацию и изменение в речевом потоке, а также ударение, интонацию, особенности членения звукового потока на слоги и другие более крупные отрезки (фонетические слова, такты, фразы).
Начало изучения механизма образования звуков речи относится к XVII веку, оно было вызвано потребностями обучения глухонемых . В конце XVIII века X. Кратценштейн положил начало акустической теории гласных, которая была развита в середине XIX века Г. Л. Ф. Гельмгольцем.
Большой вклад в фонетику внесли такие учёные, как Р. Раск, Я. Гримм, А. Шлейхер, И. А. Бодуэн де Куртенэ, Ж. П. Руссло, П. Пасси, Ж. Жильерон, Л. В. Щерба, Н. С. Трубецкой, Р. О. Якобсон, Е. Д. Поливанов, Р. И. Аванесов, М. В. Панов, Л. В. Бондарко и др.
Природа, признаки и функция звуков
Звуки – это неделимые , но очень сложные единицы, которые состоят из целого ряда компонентов или имеют определённый набор признаков.
Поэтому самостоятельность любого звука обусловливается совокупностью его индивидуальных признаков.
Функции звуков
Производящая функция состоит в том, что звуки являются строительным материалом, из которого строятся звуковые оболочки слов и морфем.
Перецептивная функция заключается в том, что звуки являются объектом слухового восприятия и доводят до слуха материальную оболочку слов и морфем.
Сигнификативная функция опирается на дифференциальные признаки звуков и заключается в разграничении значения слов и морфем: например, дом – том – тон ([д] – [т], [м] – [н]).
Акустическая фонетика
занимается изучением физических (акустических) характеристик звуков речи. С точки зрения физики звуки речи являются колебательными движениями воздушной среды, вызванными звучащим телом (органами речи).
Устройство речевого аппарата
В узком смысле:
1)дыхательный аппарат (грудная клетка, диафрагма, лёгкие, бронхи, дыхательное горло – трахея);
2) гортань (трубка из хрящей и мускулов и 2 пучка голосовых связок, которые образуют голосовую щель);
3) надгортанные полости (полость глотки, носа, рта, в которой выделяется маленький язычок – увула, мягкое нёбо, иначе нёбная занавеса, твёрдое нёбо, альвеолы, зубы, язык, губы).
РЕЧЕВОЙ АППАРАТ
1 — твердое небо; 2 — альвеолы; 3 — верхняя губа; 4 — верхние зубы; 5 — нижняя губа; 6 — нижние зубы; 7 — передняя часть языка; 8 — средняя часть языка; 9 — задняя часть языка; 10 — корень языка; 11 — голосовые связки; 12 — мягкое небо; 13 — язычок; 14 — гортань; 15 — трахея.
Работа голосовых связок
Связки участвуют в образовании звуков русского языка четырьмя способами:
1.Голосовые связки предельно напряжено, активно работают и производят сильный голос – голос – гласный звук.
2.Голосовые связки напряжены не до предела, работают менее активно и производят менее сильный голос – голос + шум – согласный (сонорный).
3.Голосовые связки слабо напряжены, работают неактивно и производят слабый голос – шум + голос – согласные (звонкие).
4.Голосовые связки расслаблены, не работают, не производят голоса – шум – глухие согласные.
Понятие артикуляции
Артикуляция (от латинского articulatio – articulare «членораздельно выговаривать») – это работа, которую совершают органы речи, для образования звука. Состоит из:
приступа (экскурсии);
выдержки;
отступа (рекурсии).
Классификационные признаки согласных звуков
Основанием классификации согласных служат четыре основных артикуляционных признака:
способ артикуляции,
активный орган,
место артикуляции,
работа голосовых связок.
в узбекском — 24 и 6, в эстонском 16 и 9.
Место образования звука
Билабиальные
Это звуки, образованные с использованием обоих (= би) верхней и нижней губ (= labia). Начальный звук в словах pat, bat and mat все bilabials. Они представлены символами [p], который обозначает глухой звук и [b] and [m], которые являются звонкими. Мы также можем охарактеризовать звук [w] в таких словах, как way, walk и world как билабиальный.
Место образования звука
Лабиодентальные
Это звуки, образованные верхними зубами и нижней губой. Начальные звуки слов fat и vat и конечные звуки в словах safe и save лабиодентальные. Они представлены символами [f], который обозначает глухой звук, и [v], который является звонким.
Место образования звука
Дентальные
Это звуки, которые формируются кончиком языка позади передних верхних зубов. Начальный звук слова thin и конечный в слове the глухие зубные. Символ, используемый для этого звука [ θ ], как правило, называют "тета." Этот символ вы бы использовали для первого и последнего звуков фразы three teeth.
Место образования звука
Альвеолярные
Эти звуки формируются передней частью языка, которая касается альвеолярного отростка, который представляет собой костный хребет позади и над верхними зубами. Все начальные звуки в словах top, dip, sit, zoo и nut все альвеолярные. Символы этих звуков легко запомнить – [t], [d], [s], [z], [n]. Из них [т] и [s] являются глухими, тогда как [d], [z]и [n] звонкими.
Место образования звука
Палатальные
Если вы посмотрите, то позади альвеолярного гребня, вы должны обнаружить твердую часть наверху вашего рта. Это называется твердое небо или просто нёбо. Звуки производимые языком, который касается неба, называются палатальными (или Alveo-палатальными). Примерами палатальных являются начальные звуки в словахs shout and child, которые являются глухими.
Место образования звука
Велярные
Помимо твердого неба еще дальше вверху ротовой полости, вы найдете мягкую область, которая называется мягкое нёбо или нёбо. Звуки, которые производятся подъемом задней части языка к нёбу называются велярными.
Например: звук, который обозначается символом [k], который находится не только в словах kid and kill, но и в начале слов car и cold. Несмотря на разное написаните, этот звук [k] одновременно начальный и конечный звук в словах cook, kick and coke...
Место образования звука
Гортанный
Существует один звук, который производится без активного использования языка и других частей рта. Это звук [h], который произносится в самом начале who и whose, и, для большинства говорящих, как первый звук в who и whose. Этот звук, как правило, описывается как глухой гортанный.
Способ образования
Способом артикуляции согласных называется характер преодоления преграды и прохода воздушной струи при создании шума, необходимого для образования согласного. Различают два основных способа артикуляции согласных — смычка и щель;
естественно, что по способу артикуляции согласные делятся на
смычные и щелевые.
Способ образования
С м ы ч н ы е согласные образуются путем взрыва воздушной струей преграды. Смычными являются [п], [б], [т], [г] и т. п.
Щ е л е в ы е согласные образуются трением воздушной струи о стенки прохода, созданного сближением органов речи ротовой полости, поэтому щелевые согласные называют также ф р и к а т и в н ы м и.
Наряду с чистыми смычными и щелевыми согласными существуют сложные согласные: с м ы ч н о - щ е л е в ы е
По акустической характеристике они бывают голосовыми, или сонорными, и шумными (глухими и звонкими).
Дифтонги
В некоторых языках есть звуки, которые состоят из сочетания двух гласных звуков, известные как дифтонги. Когда мы производим дифтонги, наши голосовые органы перемещаться из одного положения гласного [а] к другому [ɪ], как мы производим звук [aɪ], который есть в словах в Hi or Bye. Движение в этом дифтонге снизу вверх. В качестве альтернативы, мы можем использовать движение снизу в сторону высокой спинки, комбинируя [а] и [ʊ], чтобы произвести звук [aʊ], этот дифтонг повторяется в традиционной речи учения [haʊ naʊ braʊn kaʊ]...
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.