«Общее языкознание» задает два типа сведений о языке:
…сведения об устройстве этой сложнейшей системы;
…сведения о функционировании языка в обществе, соотношении его с другими явлениями человеческой культуры, о его происхождении, истории и т.д.
Зарождение языкознания
Языкознание – языковедение – лингвистика – наука о естественном человеческом языке вообще и о всех языках мира как отдельных её представителях. Это наука об общественной природе и функциях языка, о происхождении и типах конкретных языков, их внутренней структуре, закономерностях функционирования и исторического развития.
Подходы к изучению языка до XVII-XVIII вв.
Изучение только какого-то определенного языка: санскрита, греческого, латыни, классического арабского, классического китайского (вэньяня).
Полное или частичное игнорирование языков иных этносов и культур.
Строго синхронный подход к языку – отсутствие представлений об историческом изменении языка.
Изменение подхода происходит в Европе (конец 18 – начало 19 в.).
Синхрония (статика) – состояние языка в какой-либо момент времени.
Диахрония (динамика) – изменение языка во времени.
Синхронная лингвистика – это описание языка в определённый момент его существования.
Диахронная лингвистика изучает язык в развитии, в историческом аспекте =>
Сравнительно-историческое языкознание (компаративистика) - идея о языковом родстве языков, происходящих от одного праязыка (многие языки похожи, например, русский, украинский, белорусский).
Язык человека – сложнейшая знаковая система, работающая в единстве и взаимодействии с сознанием и мышлением человека.
Язык – это достояние определённого коллектива и тем самым – явление общественно-историческое.
Язык – непременное условие развития человеческой культуры, тонкое и совершенное орудие общения, средство формирования мысли и передачи её другим людям.
это наука, изучающая языки (в принципе все существующие, когда-либо существовавшие и возможные возникнуть в будущем), а тем самым и человеческий язык вообще.
это наука о языке как особом средстве человеческого общения.
В XX веке предметом языкознания становится:
языки в их многообразных конкретных формах различных исторических периодов =>
частные области (их предмет – свойства, присущие отдельным языкам и группам).
общее языкознание (его предмет – свойства, присущие любому языку);
язык как универсальная неотъемлемая принадлежность человека;
Язык – средство формирования мысли и передачи её другим людям.
В каждом языке есть звуки, он членоразделен, высказывание членится на элементы, имеется наличие определенных правил.
Два взаимосвязанных значения языка:
язык (вообще) – определённый класс знаковой системы.
язык (конкретный, или этнический) – знаковая система, которая используется в определённый момент развития общества.
ЧТО ТАКОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ЯЗЫК?
Общие свойства человеческих языков:
Каждый язык – общественно-историческое явление.
Каждый язык – непременное условие развития человеческой культуры, орудие общения, средство формирования мысли и передачи ее другим людям.
Каждый язык пользуется для выражения мысли звуками, произносимыми человеком.
Каждый язык членоразделен.
Создание информации.
В единицах языка закрепляются элементы действительности, выделенные, отображенные и переработанные сознанием человека. В единицах языка и их свойствах материализуются структура и динамика мысли.
Хранение информации.
Язык – основная общественно значимая форма отражения окружающей действительности и самого себя, т. е. форма хранения знаний о действительности.
Передача информации
Язык – важнейшее средство получения нового знания о действительности и важнейшее средство передачи информации от говорящего к слушающему.
Связь важнейших функций языка с основными операциями над информацией
Основные социальные формы существования конкретных языков
идиолект – индивидуальный язык одного конкретного носителя;
говор – языковой вариант, который обслуживает какую-либо территориально замкнутую группу людей, внутри которой не обнаруживается никаких заметных (территориально характеризуемых) языковых различий;
язык - множество различных диалектов, которые могут варьироваться:
наличие или отсутствие единой письменности;
социальная престижность диалектов;
численность носителей отдельных диалектов;
традиции;
литературный язык - тот, в котором есть письменность; его характерные черты – норма языка – социально регламентированная форма, национальный стиль.
Принципы членения языкознания на разделы
Общее языкознание исследует сущность и природу, проблему происхождения, общие законы развития и функционирования, также разрабатывает методы исследования языков.
Общее языкознание выявляет и формулирует языковые универсалии, т.е. положения, действительные для всех языков мира.
Одной из важных задач общего языкознания – научное определение понятий, которыми пользуется языкознание.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.