Психология - наука об общих психических закономерностях взаимодей-
ствия человека со средой.
Психология изучает, каким образом внешнее воздействие переходит во
внутреннее, психическое отражение и становится регулятором нашей дея-
тельности.
Психология изучает общие закономерности психических процессов и
своеобразие их протекания в зависимости от условий деятельности и от
индивидуально-типологических особенностей человека.
Предмет и методы психологии
Психология наука об общих психических закономерностях взаимодей
ствия человека со средой.
Психология изучает, каким образом внешнее воздействие переходит во
внутреннее, психическое отражение и становится регулятором нашей дея
тельности.
Психология изучает общие закономерности психических процессов и
своеобразие их протекания в зависимости от условий деятельности и от
индивидуальнотипологических особенностей человека.
Методы психологии:
1) естественный и лабораторный эксперимент;
2) наблюдение;
3) исследование продуктов деятельности человека;
4) метод тестов и анкетирования.
Для исследования той или иной психологической проблемы используется
соответствующая система приемов и правил исследования методика конк
ретного исследования (выдвижение гипотезы, выбор экспериментального
приема и соответствующего материала, выделение контрольных и экспери
ментальных групп испытуемых, определение содержания серий эксперимен
та, статистическая и теоретическая обработка экспериментального мате
риала и т.п.).
Основные теоретические принципы психологии:
1) признание детерминированности психических явлений материальной дей
ствительностью;
2) генетический подход к психическим явлениям, исследование их в раз
витии;
3) изучение психики человека во взаимосвязи биологических и социальных
факторов;
4) признание неразрывной взаимосвязи психики и деятельности.
Научное понимание психики человека возможно лишь при целостном рас
смотрении совокупности психических явлений. Абсолютизация отдельных
сторон психики приводит к ошибочным концепциям и теориям.
Общее понятие о психике
Психика функция мозга, заключающаяся в отражении объективной дей
ствительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жиз
недеятельность организма.
Изучением мозга занимаются различные науки. Его строение исследует
анатомия, а его сложную деятельность с различных сторон изучают нейро
физиология, медицина, биофизика, биохимия, нейрокибернетика.
Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психи
ческом отражении материальной действительности, в результате которого
формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые
для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой.
Основным понятием психологии является понятие психического образа.
Психический образ целостное, интегративное отражение относительно
самостоятельной, дискретной части действительности; это информационная
модель действительности, используемая высшими животными и человеком
для регуляции своей жизнедеятельности.
Психические образы обеспечивают достижение определенных целей, и их
содержание обусловливается этими целями. Наиболее общим свойством пси
хических образов является их адекватность действительности, а всеобщей
функцией регуляция деятельности.
Психическое отражение мира человеком связано с его общественной
природой, оно опосредуется общественно выработанными знаниями. Психи
ка, как отражательная способность есть и у животных. Но высшей формой
психики является сознание человека, которое возникло в процессе об
щественнотрудовой практики. Сознание неразрывно связано с языком,
речью. Благодаря сознанию человек произвольно регулирует свое поведе
ние.Сознание не фотографически отражает явления действительности. Оно
вскрывает объективные внутренние связи между явлениями.
Содержанием психики являются идеальные образы объективно существую
щих явлений. Но эти образы возникают у различных людей своеобразно.
Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психи
ческого состояния и т.д. Иначе говоря, психика это субъективное от
ражение объективного мира. Однако субъективный характер отражения не
означает, что это отражение неправильно; проверка общественноистори
ческой и личной практикой обеспечивает объективное отражение окружаю
щего мира.
Итак, психика это субъективное отражение объективной действитель
ности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодейст
вие человека с внешней средой.
Содержание психики включает в себя не только психические образы, но
и внеобразные компоненты общие ценностные ориентации личности, смыс
лы и значения явлений, умственного действия.
Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека, как
высшая форма психики, обозначается еще и понятием "сознание". Но поня
тие психики шире, чем понятие сознания, так как психика включает в се
бя сферу подсознания и надсознания ("СверхЯ").
Классификация психических явлений
Все психические явления делятся на три группы:
1) психические процессы;
2) психические состояния;
3) психические свойства личности.
Психический процесс это акт психической деятельности, имеющий
свой объект отражения и свою регуляционную функцию.
Психическое отражение это формирование образа тех условий, в ко
торых осуществляется данная деятельность. Психические процессы это
ориентировочнорегулирующие компоненты деятельности.
Психические процессы подразделяются на познавательные (ощущение,
восприятие, мышление, память и воображение), эмоциональные и волевые.
Вся психическая деятельность человека это совокупность познава
тельных, волевых и эмоциональных процессов.
Психическое состояние это временное своеобразие психической де
ятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому
содержанию.
Психические состояния являются относительно устойчивой интеграцией
всех психических проявлений человека при определенном его взаимодейст
вии с действительностью. Психические состояния проявляются в общей ор
ганизованности психики.
Психическое состояние это общий функциональный уровень психичес
кой активности в зависимости от условий деятельности человека и его
личностных особенностей.
Психические состояния могут быть кратковременными, ситуативными и
устойчивыми, личностными.
Все психические состояния подразделяются на четыре вида:
1. Мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти).
2. Эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на
явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные сос
тояния стресс, аффект, фрустрация).
3. Волевые состояния инициативности, целеустремленности, решитель
ности, настойчивости (их классификация связана со структурой сложного
волевого действия).
4. Состояния разных уровней организованности сознания (они проявляются
в различных уровнях внимательности).