Предмет и методы психологии

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 31.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Психология - наука об общих психических закономерностях взаимодей- ствия человека со средой. Психология изучает, каким образом внешнее воздействие переходит во внутреннее, психическое отражение и становится регулятором нашей дея- тельности. Психология изучает общие закономерности психических процессов и своеобразие их протекания в зависимости от условий деятельности и от индивидуально-типологических особенностей человека.
Иконка файла материала Предмет и методы психологии.doc
Предмет и методы психологии    Психология ­ наука об общих психических закономерностях взаимодей­ ствия человека со средой.    Психология изучает, каким образом внешнее воздействие переходит во  внутреннее, психическое отражение и становится регулятором нашей дея­ тельности.    Психология изучает общие закономерности психических процессов и  своеобразие их протекания в зависимости от условий деятельности и от индивидуально­типологических особенностей человека.    Методы психологии: 1) естественный и лабораторный эксперимент; 2) наблюдение; 3) исследование продуктов деятельности человека; 4) метод тестов и анкетирования.    Для исследования той или иной психологической проблемы используется  соответствующая система приемов и правил исследования ­ методика конк­ ретного исследования (выдвижение гипотезы, выбор экспериментального  приема и соответствующего материала, выделение контрольных и экспери­ ментальных групп испытуемых, определение содержания серий эксперимен­ та, статистическая и теоретическая обработка экспериментального мате­ риала и т.п.).    Основные теоретические принципы психологии: 1) признание детерминированности психических явлений материальной дей­ ствительностью; 2) генетический подход к психическим явлениям, исследование их в раз­ витии; 3) изучение психики человека во взаимосвязи биологических и социальных  факторов; 4) признание неразрывной взаимосвязи психики и деятельности.    Научное понимание психики человека возможно лишь при целостном рас­ смотрении совокупности психических явлений. Абсолютизация отдельных  сторон психики приводит к ошибочным концепциям и теориям.                         Общее понятие о психике    Психика ­ функция мозга, заключающаяся в отражении объективной дей­ ствительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жиз­ недеятельность организма.    Изучением мозга занимаются различные науки. Его строение исследует  анатомия, а его сложную деятельность с различных сторон изучают нейро­ физиология, медицина, биофизика, биохимия, нейрокибернетика.    Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психи­ ческом отражении материальной действительности, в результате которого  формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые  для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой.    Основным понятием психологии является понятие психического образа.    Психический образ ­ целостное, интегративное отражение относительно  самостоятельной, дискретной части действительности; это информационная  модель действительности, используемая высшими животными и человеком  для регуляции своей жизнедеятельности.    Психические образы обеспечивают достижение определенных целей, и их  содержание обусловливается этими целями. Наиболее общим свойством пси­ хических образов является их адекватность действительности, а всеобщей  функцией ­ регуляция деятельности.    Психическое отражение мира человеком связано с его общественной  природой, оно опосредуется общественно выработанными знаниями. Психи­ ка, как отражательная способность есть и у животных. Но высшей формой  психики является сознание человека, которое возникло в процессе об­ щественно­трудовой практики. Сознание неразрывно связано с языком,  речью. Благодаря сознанию человек произвольно регулирует свое поведе­ ние.Сознание не фотографически отражает явления действительности. Оно  вскрывает объективные внутренние связи между явлениями.     Содержанием психики являются идеальные образы объективно существую­ щих явлений. Но эти образы возникают у различных людей своеобразно.  Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психи­ ческого состояния и т.д. Иначе говоря, психика ­ это субъективное от­ ражение объективного мира. Однако субъективный характер отражения не  означает, что это отражение неправильно; проверка общественно­истори­ ческой и личной практикой обеспечивает объективное отражение окружаю­ щего мира.    Итак, психика ­ это субъективное отражение объективной действитель­ ности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодейст­ вие человека с внешней средой.    Содержание психики включает в себя не только психические образы, но  и внеобразные компоненты ­ общие ценностные ориентации личности, смыс­ лы и значения явлений, умственного действия.    Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека, как  высшая форма психики, обозначается еще и понятием "сознание". Но поня­ тие психики шире, чем понятие сознания, так как психика включает в се­ бя сферу подсознания и надсознания ("Сверх­Я").                Классификация психических явлений    Все психические явления делятся на три группы: 1) психические процессы; 2) психические состояния; 3) психические свойства личности.    Психический процесс ­ это акт психической деятельности, имеющий  свой объект отражения и свою регуляционную функцию.    Психическое отражение ­ это формирование образа тех условий, в ко­ торых осуществляется данная деятельность. Психические процессы ­ это  ориентировочно­регулирующие компоненты деятельности.    Психические процессы подразделяются на познавательные (ощущение,  восприятие, мышление, память и воображение), эмоциональные и волевые.    Вся психическая деятельность человека ­ это совокупность познава­ тельных, волевых и эмоциональных процессов.    Психическое состояние ­ это временное своеобразие психической де­ ятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому  содержанию.    Психические состояния являются относительно устойчивой интеграцией  всех психических проявлений человека при определенном его взаимодейст­ вии с действительностью. Психические состояния проявляются в общей ор­ ганизованности психики.    Психическое состояние ­ это общий функциональный уровень психичес­ кой активности в зависимости от условий деятельности человека и его  личностных особенностей.    Психические состояния могут быть кратковременными, ситуативными и  устойчивыми, личностными.    Все психические состояния подразделяются на четыре вида: 1. Мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти). 2. Эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на  явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные сос­ тояния ­ стресс, аффект, фрустрация). 3. Волевые состояния ­ инициативности, целеустремленности, решитель­ ности, настойчивости (их классификация связана со структурой сложного  волевого действия). 4. Состояния разных уровней организованности сознания (они проявляются  в различных уровнях внимательности).