Человек становится тем, что он есть, - способным к созидательной деятельности в определенной сфере труда и творчества, к общению с другими членами общества посредством многообразных форм личностных и деловых контактов, основанных на общечеловеческих социальных и нравственных нормах, - только благодаря образованию.
Предмет и задачи истории
Предмет и задачи истории
образования и
образования и
педагогической мысли
педагогической мысли
1. История образования и педагогической
1. История образования и педагогической
мысли как наука и академическая
мысли как наука и академическая
дисциплина.
дисциплина.
2. Связь истории образования и педагоги
2. Связь истории образования и педагоги
ческой мысли с другими науками, её
ческой мысли с другими науками, её
источники и методы.
источники и методы.
Человек становится тем, что
он есть,
способным к созидательной
деятельности в определенной
сфере
труда и творчества, к
общению с другими членами
общества посредством
многообразных форм
личностных и деловых
контактов, основанных на
общечеловеческих
социальных и нравственных
нормах,
только благодаря
образованию.
Нет иного пути, кроме образования, чтобы подготовить индивида к
самой высокой, по словам М.Горького, должности на земле – быть
человеком.
• Без образования и воспитания
невозможно обеспечить и
профессиональную подготовку
человека, дать ему навыки в
определенной отрасли труда.
В настоящее время под образованием понимается
В настоящее время под образованием понимается
В настоящее время под образованием понимается
В настоящее время под образованием понимается
процесс и результат усвоения систематизированных
процесс и результат усвоения систематизированных
процесс и результат усвоения систематизированных
процесс и результат усвоения систематизированных
знаний и связанных с ними способов практической и
знаний и связанных с ними способов практической и
знаний и связанных с ними способов практической и
знаний и связанных с ними способов практической и
познавательной деятельности.
познавательной деятельности.
познавательной деятельности.
познавательной деятельности.
Формирование нравственного облика человека в
Формирование нравственного облика человека в
Формирование нравственного облика человека в
Формирование нравственного облика человека в
процессе образование представляет собой
процессе образование представляет собой
процессе образование представляет собой
процессе образование представляет собой
воспитательную функцию.
воспитательную функцию.
воспитательную функцию.
воспитательную функцию.
Во все времена в различных странах
содержание и характер образования, определялись насущными
развитием
требованиями
производства,
экономики, состоянием и потребностями прогресса.
общественного
Но и образование в свою очередь оказывало сильное воздействие
на социальноэкономическое и культурное развитие стран и
народов.
Педагогика принадлежит к той группе наук,
где теория и деятельность (практика) неразрывны, т.е.
история теории не может быть представлена без
истории деятельности
(практики воспитания и
талантливых педагогов).
Педагогика
(греч.
о
специально
систематической
организованной
деятельности по формированию человека, о содержании,
формах и методах воспитания, образования и обучения.
целенаправленной
paidagogike),
наука
и
Παιδαγωγική
Педагогика (др.греч.
Педагог — у греков ученый раб, сопровождавший детей своего
господина в школу; теперь учитель, воспитатель, сведущий в
воспитании.
) — искусство воспитания.
Воспитание, процесс целенаправленного, систематического
формирования личности в целях подготовки её к активному
участию в общественной, производственной и культурной
жизни.
Воспитание и школа в античном мире
Воспитание и образование в эпоху средневековья и Возрождения
Теория свободного и развивающего
Теория свободного и развивающего
Теория свободного и развивающего
Теория свободного и развивающего
Новое время.
Новое время.
Новое время.
Новое время.
воспитания.
воспитания.
воспитания.
воспитания.
История образования и
История образования и
История образования и
История образования и
педагогическая мысль – это часть
педагогическая мысль – это часть
педагогическая мысль – это часть
педагогическая мысль – это часть
гражданской истории, отразившая
гражданской истории, отразившая
гражданской истории, отразившая
гражданской истории, отразившая
тысячелетний сложный и
тысячелетний сложный и
тысячелетний сложный и
тысячелетний сложный и
противоречивый опыт
противоречивый опыт
противоречивый опыт
противоречивый опыт
человечества в организации
человечества в организации
человечества в организации
человечества в организации
воспитания подрастающего
воспитания подрастающего
воспитания подрастающего
воспитания подрастающего
поколения.
поколения.
поколения.
поколения.
Объектом изучения мирового историко-
Объектом изучения мирового историко-
Объектом изучения мирового историко-
Объектом изучения мирового историко-
педагогического процесса являются
педагогического процесса являются
педагогического процесса являются
педагогического процесса являются
закономерности развития в единстве теории и
закономерности развития в единстве теории и
закономерности развития в единстве теории и
закономерности развития в единстве теории и
практики воспитания, образования и обучения
практики воспитания, образования и обучения
практики воспитания, образования и обучения
практики воспитания, образования и обучения
у всех народов в различные исторические
у всех народов в различные исторические
у всех народов в различные исторические
у всех народов в различные исторические
тенденций указанных явлений в будущем.
тенденций указанных явлений в будущем.
тенденций указанных явлений в будущем.
тенденций указанных явлений в будущем.
эпохи и обнаружение на этой основе
эпохи и обнаружение на этой основе
эпохи и обнаружение на этой основе
эпохи и обнаружение на этой основе
История мировой педагогики – не
только составная
необходимая часть самой педагогики, но и существенный
компонент общей истории культуры, науки, общественной
мысли,
их
исторического развития.
процесс
органически
включенный
в
Всё
многовековое
развитие
духовной
культуры человечества
(в том числе и в области
воспитания),
имело
своим
плодотворным
источником
прогрессивные
народные традиции и
основывались
на
языке,
созданном
народом.
«Педагогическая концепция (теория)» это система идей,
выводов о закономерностях и сущности педагогического
процесса,
методах
осуществления.
организации
и
принципах
его
«Педагогические
взгляды
–
сложившиеся
(воззрения)»
в
это не
целостную
и
самостоятельную концепцию
идеи, но отражавшие в себе
развития
тенденции
современной
и
практики воспитания.
теории
Методологические принципы:
1. Аксиологический принцип позволяет
проводить анализ различных
педагогических идей с позиции
ценностных отношений развития
воспитания и образования.
П. Лапи
2. Культурологический принцип в
педагогике означает учет в
образовании «времени», «места»
культуры человека, где родился и
живет человек.
Адольф Дистервег
3. Антропологический принцип.
«Если педагогика хочет воспитать
человека во всех отношениях, то она
должна знать человека во всех
отношениях».
К.Д.
Ушинский
4. Гуманизация образования
предполагает развитие
образовательной системы с учетом
признания приоритетных ценностей –
личность педагога и учащихся,
гармонизацию их интересов,
взаимоотношений и условий для их
развития и саморазвития.
систем,
5. Синергетический принцип, главный акцент делается на
способных обмениваться
изучении открытых
с внешним миром. Система
энергией, информацией
рассматривается
самоуправления,
самоорганизации
саморазвития.
6. Герменевтический принцип – позволяющий философски
осмыслить
наработанный
педагогический опыт и приобщить педагогов к осознанному
овладению различными формами и видами педагогических
инноваций.
позиции
и
с
и
переосмыслить
ранее