.Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Важно помнить, что предметная среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Доклад Предметно-развивающая среда.doc
Предметноразвивающая среда.
Начнем с замечательных слов Елизаветы Ивановны Тихеевой «Нет такой стороны воспитания,
на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась
бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира…
Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди
нее ребенок будет жить – развиваться собственной жизнью, его духовный рост будет
совершенствоваться из самого себя, от природы…»
На развитие ребёнка в значительной степени оказывает влияние наследственность, среда и
воспитание. Среда – это окружающее человека пространство, зона непосредственной активности
индивида, его развития и действия. Известно, что именно этот фактор может или тормозить
развитие ребёнка, или стимулировать его развитие. Возможен и нейтральный вариант
воздействия среды, когда она и не тормозит, но и не стимулирует развитие ребёнка. Всё это
необходимо учитывать при создании обстановки в детском дошкольном учреждении.
Создавая предметноразвивающую необходимо помнить правила:
развивающую,
воспитывающую,
1.Среда должна выполнять образовательную,
стимулирующую, организованную, коммуникативную функции.
Наполняемость предметной развивающей среды должна обеспечивать разностороннее развитие
детей, отвечать принципу целостности образовательного процесса (если предметная развивающая
среда одной из образовательных областей выпадает, то данная среда не отвечает настоящим
федеральным требованиям), так как не соответствует основным направлениям развития ребенка:
физическому, социальноличностному; познавательноречевому и художественноэстетическому
развитию. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и
самодеятельности ребенка. Предметная развивающая среда должна способствовать реализации всех
образовательных областей в образовательном процессе, включающем: совместную партнерскую
деятельность взрослого и детей; свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях
созданной педагогами предметной развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор
каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со
сверстниками или действовать индивидуально.
2.Необходимо гибкое и вариативное использование пространства.
Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3.Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4.Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5.В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной
деятельности.
Для осуществления познавательноисследовательской деятельности необходимо оборудовать
уголок экспериментирования, в который входит образносимволический материал (наборы
карточек с разнообразными изображениями, серии картинок, графические (наглядные) модели,
иллюстрированные схемытаблицы, графические "лабиринты", условные изображения в виде карт,
схем, чертежей (например, глобус, карта Земли и т.п.), нормативнознаковый (наборы букв и цифр,
приспособления для работы с ними, алфавитные таблицы и т.п.) 6.Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности
психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные
особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально
потребностной сферы
7.Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8.При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать
ведущую роль игровой деятельности.
9.Предметноразвивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных
особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Важно помнить, что предметная среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы,
способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и
развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо
пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Таким образом, создавая предметноразвивающую среду любой возрастной группы в ДОУ,
необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников
воспитательнообразовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного
учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Итак:
Групповое помещение условно подразделяется на три зоны:
спокойная: учебная, «уголок уединения», уголок книги;
средней интенсивности: театрализованная, музыкальная, зона конструирования;
зона насыщенного движения: спортивный уголок.
Условно, в пределах пространства групп можно выделить игровые и тематические зоны,
охватывающие все интересы ребенка:
зона познавательного развития (учебная); может быть представлена минилаборатория
(занимательная математика, развитие речи, космос), в ней имеются энциклопедии, игротеки;
зона художественноэстетического развития представляется средствами для изодеятельности,
детской художественной литературы, детскими музыкальными инструментами, ''стеной'' творчества,
образцами произведений декоративноприкладного искусства и т.д.;
«лаборатория» содержит материал для проведения опытов;
театрализованная зона располагает различными видами театральных кукол, масками, декорациями,
ширмами;
зоны социальноэмоционального развития содержат обыгранную сюжетом систему зеркал,
пиктограммы, игровой материал;
в зоне экологического воспитания в соответствии с требованиями ООП имеются растения,
животные, макеты природных зон, различный природный материал для изготовления поделок,
игротека экологических развивающих игр и т.д.;
игровая зона для сюжетноролевых игр включает в себя уголки ряженья, модулимакеты игрового
пространства;
конструктивная зона предполагает наличие крупного напольного, мелкого настольного
конструктора, игрушек для обыгрывания, схем построек, материала по правилам дорожного
движения, безопасной жизнедеятельности;
«уголок уединения»;
для зоны двигательного развития необходим спортивный комплекс, нестандартное оборудование
для физического развития детей.
Для этого используются ширмы, нетрадиционно располагается мебель и оборудование, знаки и
символы, стойки с цветами, подвижные перегородки и пр.
Предметно-развивающая среда
Предметно-развивающая среда
Предметно-развивающая среда
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.