Предметный курс "Краевведение" 10-11 классы
Оценка 4.9

Предметный курс "Краевведение" 10-11 классы

Оценка 4.9
doc
13.03.2020
Предметный курс "Краевведение" 10-11 классы
предметный курс 10-11 Курочкина.doc

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Голышмановская средняя общеобразовательная школа №4»

 

«Согласовано»                                          «Согласовано»                                              «Утверждено»

Руководитель МС                                        Заместитель                                          Руководитель МАОУ «ГСОШ № 4»                                 руководителя по УР                           ______/ ____________

_____/ __________                                      ______ / ___________                          «___» _______2019г.

Протокол № _____ от                               Приказ № _______ от

«____» _________ 2019 год                    «____» ___________2019 г.                     

                                                                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предметного курса

 «Краеведение»

                                                         11 классы                              

Курочкиной Елены Юрьевны

учителя истории

Срок реализации – 2019-2020 учебный год

Количество по учебному плану: в неделю 1  час, второе полугодие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочую программу составила________ Курочкина Елена Юрьевна

 

 

 

 

 

11 класс

Планируемые результаты

Ученик научится:

· указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий истории города Тюмени;

· устанавливать последовательность и длительность исторических событий;

· характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

· излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

· приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в краеведческой литературе;

· определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

Ученик получит возможность научиться:

 осуществлять поиск нужной информации по истории города Тюмени;

 анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и пр. информацию;

 выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно). Развёрнуто излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответствии с возрастными возможностями;

 пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации информации в соответствии с целью;

 (на уровне возраста) вести диалог, публично выступать с сообщением, защитой презентации;

 организовывать свою деятельность и соотносить её с целью группы, коллектива;

 слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества;

 определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;

 оценивать и корректировать своё поведение в социальной среде.

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты

К важнейшим личностным результатам относятся следующие убеждения и качества:

· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты изучения истории города Тюмени выражаются в следующих качествах:

· способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация);

· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

 

 

Предметные результаты изучения истории города Тюмени включают:

· овладение целостными представлениями об историческом пути родного края как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

· способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности родного города Тюмени;

· расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории Сибири;

· готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своего края.

Место учебного предмета в учебном плане.

Количество часов

Всего 17 часа, в 1 час в неделю, второе полугодие.

Основное содержание:

Тюмень историческая. 8 часов.

Путешествие в прошлое. История –наука, изучающая жизнь людей в прошлом. Каким образом учёные узнают о прошлом. Исторические источники по истории Сибири

Тайны Андреевского озера. Открытие первых археологических древностей на берегах Андреевского озера. (1883г) Образование археологического музея-заповедника (1983 г.)

Археологические памятники-городиша, поселения, могильники, загадочные курганы.

Большой сибирский мамонт, шерстистый носорог, бизон.

И.Я.Словцов (1844-1907) и его коллекция сибирских древностей.

Забытая столица Сибирского ханства. Какая она, Чимги-Тура?

Расцвет и закат ханской столицы. Сибирские татары. Поход Ермака (1581?1582? –исторический спор)

«И поставиша град Тюмень…»Основание Тюмени (1586 г.) Отцы-основатели города: воеводы Василий Сукин, Иван Мясной и письменной голова Данила Чулков.

Таинственные и романтические легенды о происхождении названия города. Герб города Тюмени.

От острога к рубленому городу.

Знакомство с историческими планами города, картами.

Тюмень - «Преддверие Сибири» (Н. Абрамов) Ремёсла и промыслы Тюмени, Тюмень купеческая. Тюмень 18-19 веков- город судостроителей и речников, торговцев и ремесленников.

Революционные бури

В огне Гражданской войны

Тюмень в годы Великой Отечественной войны(1941-1945 гг)Тюмень тыловая, герои земли Тюменской. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, солдатами-участниками современных военных конфликтов.

Открытие века: нефть и газ. Складывание тюменского нефтегазового комплекса.

Тюмень: прошлое и настоящее

(круглый стол)

Тюмень архитектурная  4 часа

Каменная и деревянная летопись города.

Архитектура- польза, прочность, красота.

«Язык архитектуры»: назначение (для чего построено?), конструкция (как устроено?), форма (какое оно?)

Культовые архитектурные памятники на территории города.

Благовещенский собор - первый каменный храм Тюмени.

«Каменный патриарх»-Свято-Троицкий монастырь

«Колокола Сибири»

Знаменский кафедральный собор. Крестовоздвиженская церковь .Церковь Михаила Архангела.

Деревянная резьба Тюмени

Городская деревянная архитектура второй половины XIX– начала XX веков. Художественная и историческая ценность городской деревянной архитектуры и её декора. Резьба объёмная, пропильная, глухая.

Тюменские дымники

Дымники-предохранительные щитки на трубах домов. Искусство изготовления дымников. Выполнение творческих работ «Ажурные коронки на фоне сибирского неба»

Современная архитектура Тюмени. Фонтаны Тюмени

Проблема гармоничного сочетания старого и нового. Форма проведения: Виртуальная экскурсия по Тюмени Любимые уголки родного города

Музеи города (2 часа)

Что такое музей? Музеи исторические, естественнонаучные, искусствоведческие, литературные, технические, краеведческие. Знакомство с понятиями: музей, музейное собрание, фонды музея, коллекция, экспозиция, выставка, раритет, реликвия Международный день музея

Тюменский областной краеведческий музей им. И.Я.Словцова. Коллекция сибирских древностей И.Я.Словцова -основа музея. И.Я.Словцов (1844-1907) – коллекционер и краевед

Н.М.Чукмалдин(1836-1901)-купец и меценат

Филиалы областного краеведческого музея им. И.Я.Словцова.

Музей «Городская Дума», Музей «Дом Машарова, Музей истории дома 19-20 веков, Археологический музей-заповедник на озере Андреевском.

Город и люди (3 часа)

Знаменитые земляки: военные и государственные деятели, крупные учёные, героические личности, люди искусства.

Защита творческих проектов

Содержание программы легко подвергается корректировке в соответствии с местным краеведческим материалом и имеющейся литературой.

Список литературы:

1. Головачёв П. М. Тюмень в XVII столетии. — 1-е изд.

2. Заварихин С. П., Жученко Б. А. Архитектура Тюмени. — 1-е изд. — Тюмень, 1996

3. Иваненко А. С. Улица Челюскинцев // Новые прогулки по Тюмени: Путеводитель. — Тюмень, 2005

4. Абрамов Н.А. Город Тюмень. Тюмень, 1998. С.576.

5. Большая Тюменская энциклопедия. В 3-х т. Тюмень, 2004.

6. Иваненко А.С. Прогулки по Тюмени.2-е изд., перераб. Тюмень, 2000.С.368.

7 Иваненко А.С. Окрестности Тюмени.3-е изд., Тюмень, 2003

перераб. Тюмень, 2000.

8. Иваненко А.С.Четыре века Тюмени. Тюмень, 2004.

9. Тюмень-ворота Сибири/ Сост. В. Клепиков. Свердловск, 1986.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование 11 класс

№ п\п

Темы уроков

1

Путешествие в прошлое. Тайны Андреевского озера

Палеонтологическая коллекция Тюменского областного краеведческого музея

2

«И поставиша град Тюмень…» Основание Тюмени.

3

От острога к рубленому городу

4

Тюмень - «Преддверие Сибири». Революционные бури

Тюмень в годы Великой Отечественной войны.

5

Открытие века: нефть и газ. «Листая старые страницы…»

«Тюмень: прошлое и настоящее»

6

Каменная и деревянная летопись города

Культовые архитектурные памятники на территории города.

7

Благовещенский собор - первый каменный храм Тюмени.

Свято-Троицкий монастырь

«Каменный патриарх»

8

«Колокола Сибири».Знаменский кафедральный собор

Крестовоздвиженская церковь. Церковь Михаила Архангела

9

Деревянная резьба Тюмени. Тюменские дымники

10

Современная архитектура. «Фонтаны Тюмени»

11

Что такое музей?

12

Тюменский областной краеведческий музей им. И.Я.Словцова

13

Филиалы областного краеведческого музея им. И.Я.Словцова

14

Филиалы областного краеведческого музея им. И.Я.Словцова

15

Международный день музея

16

Знаменитые земляки. Люди искусства.

17

Герои земли Тюменской. Защита проектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 класс

№ п\п

Тема

 Кол-во часов

ТЮМЕНЬ ИСТОРИЧЕСКАЯ

8 часов

Путешествие в прошлое

Тайны Андреевского озера

Палеонтологическая коллекция Тюменского областного краеведческого музея

«И поставиша град Тюмень…» Основание Тюмени

От острога к рубленому городу

1

1

 

 

 

                             

 

 

1

 

 

1

2

Тюмень - «Преддверие Сибири»

Революционные бури

Тюмень в годы Великой Отечественной войны

1

 

 

3

Открытие века: нефть и газ

«Листая старые страницы…»

«Тюмень: прошлое и настоящее»

 

 

1

 

 

 

4

Каменная и деревянная летопись города

Культовые архитектурные памятники на территории города.

1

 

5

Благовещенский собор - первый каменный храм Тюмени.

Свято-Троицкий монастырь

«Каменный патриарх»

1

 

 

 

 

6

«Колокола Сибири»

Знаменский кафедральный собор

Крестовоздвиженская церковь

Церковь Михаила Архангела

1

 

 

 

7

Деревянная резьба Тюмени

Тюменские дымники

1

 

8

Современная архитектура

«Фонтаны Тюмени»

1

 

МУЗЕИ ГОРОДА (5 часов)

1

Что такое музей?

1

2

Тюменский областной краеведческий музей им. И.Я.Словцова

1

3

Филиалы областного краеведческого музея им. И.Я.Словцова

1

4

Филиалы областного краеведческого музея им. И.Я.Словцова

1

5

Международный день музея

1

ГОРОД И ЛЮДИ (3 часа)

1

Знаменитые земляки

1

 

Люди искусства

 

2

Герои земли Тюменской

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Голышмановская средняя общеобразовательная школа №4»

 

«Согласовано»                                          «Согласовано»                                              «Утверждено»

Руководитель МС                                        Заместитель                                          Руководитель МАОУ «ГСОШ № 4»                                 руководителя по УР                           ______/ ____________

_____/ __________                                      ______ / ___________                          «___» _______2019г.

Протокол № _____ от                               Приказ № _______ от

«____» _________ 2019 год                    «____» ___________2019 г.                     

                                                                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предметного курса

 «Краеведение»

                                                          10 класс                               

Курочкиной Елены Юрьевны

учителя истории

Срок реализации – 2019-2020 учебный год

Количество по учебному плану: в неделю 1  час, второе полугодие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочую программу составила________ Курочкина Елена Юрьевна

 

Планируемые результаты 10 класс

К личностным результатам относится система ценностных ориентаций обучающегося, отражающих его индивидуально-личностные, позиции, мотивы и отношение к активному участию во внеурочной деятельности, социальные чувства, личностные качества. Личностные универсальные учебные действия выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет обучающемуся выполнять разные социальные роли («гражданин», «обучающийся», «школьник», «ученик», «собеседник», «одноклассник» и др.) и профессиональные роли («путешественник», «знаток», «краевед», «капитан» и др.).

К метапредметным результатам относятся освоенные обучающимися универсальные способы деятельности, применимые в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Регулятивные универсальные учебные действия отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все её компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка). Познавательные универсальные учебные действия — система способов познания окружающего мира, самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации обобщению и использованию полученной информации.

К предметным результатам относятся усвоенные обучающимся в процессе учебной деятельности на занятиях - знания, умения, навыки и специальные компетенции; опыт творческой деятельности; опыт познавательной деятельности; опыт коллективной самодеятельности в группе (команде); опыт социально-профессиональных результатов в системе должностно-ролевого   самоуправления; межличностной коммуникации. Коммуникативные универсальные действия — способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование общения в конкретных внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.

Ожидаемые результаты работы по программе:

По окончании занятий по данной программе обучающиеся должны обладать определёнными знаниями, умениями и навыками в вопросах краеведения, которые можно применять в социальной практике, в межличностной коммуникации в быту и обществе.

Обучающиеся должны знать:

—основные социальные функции краеведения;

—ведущие музеи, исторические и памятные места своего района и города;

—основные вехи истории родного края;

—жизнь и деятельность выдающихся путешественников, соотечественников, внёсших вклад в развитие краеведения;

—правила поведения в музеях и других общественных местах;

 —сущность и специфические особенности организации путешественников;

—основы методики проведения поисково-исследовательской работ;

—основы методики оформления краеведческого исследования;

—основные термины, применяемые в туризме и краеведении;

—основные принципы сохранения здоровья и здорового образа жизни;

Обучающиеся должны уметь:

—общаться с людьми;

—вести исследовательские краеведческие записи;

—систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал, оформлять его и хранить;

—составлять справочную картотеку;

 — оформлять стенды, фотовыставки и т. п.;

— осуществлять фотосъёмку исследуемых объектов краеведческого интереса; — соблюдать правила личной гигиены;

— ориентироваться в пространстве, на местности, в своём городе;

— рисовать планы местности;

— выполнять самостоятельно элементарные комплексы физических упражнений;

Обучающиеся должны обладать следующими качествами:

— инициативностью;

— аккуратностью;

— коммуникабельностью;

— целеустремлённостью;

— самокритичностью;

— творческой активностью;

 — способностью к оказанию взаимопомощи;

— самостоятельностью;

— исполнительностью;

— способностью к взаимодействию в команде;

— упорством в достижении поставленных целей;

— уважением к старшим, родителям, семейным традициям;

 — милосердием, заботой о старших и младших;

 — экологической культурой;

— любовью к своей малой родине;

— трудолюбием.

I.       МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа разработана с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся. Работа исследовательского направления планируется индивидуально или группами в виде проектов. Такой метод позволяет выявить и развивать и индивидуальные способности и умение работать в коллективе. Если в ходе исследовательской работы достигаются такие цели, как:

 · реализация творческих способностей обучающегося;

 · создание ситуации успеха для конкретного ребенка;

· развитие и приобретение познавательных, мыслительных умений и навыков, то она уже заслуживает особого внимания окружающих. Программа предполагает сочетание групповых и индивидуальных методик обучения; игровые технологии; просмотр видеоматериалов; встречи с интересными людьми; походы. Программа предполагает приобретение учащимися базовых знаний в области краеведения, в том числе литературного краеведения; основ экскурсоведения. Вовлечение учащихся в общественно значимую деятельность.

Краткое содержание курса:

               Вводное занятие. Знакомство с курсом «Краеведение»;    "От Чимги-Тура до Тюмени" – история освоения Сибири, Сибирское ханство; "Тюмень в Тобольской губернии" – этапы становления губернии и области,  "Область со страну величиной" – вехи истории нашего региона;  Интенсивный рост торговли и промышленного производства; Известные купцы, предприниматели, меценаты Тюменской области;

  Коренные народы Тюменской области; Знакомство с национальностями Тюменской области: русские, татары, ханты, манси, ненцы и др.; Природно-климатические особенности Тюменского края: животный и растительный мир, экологические проблемы.

Знакомство с жизнедеятельностью знаменитых земляков-тюменцев: Текутьева, Машарова, Подаруева, Менделеева, Ершова, Крапивина, Лагунова и др.; "Улицы Тюмени рассказывают…"- история названий улиц города; "Улицы Голышманово рассказывают…" – история названий улиц поселка. Ремесла Тюменской области: Тобольские косторезы, ковровое ткачество и др.; История края в годы ВОВ – Тюмень тыловая, предприятия и заводы, работавшие в Тюмени в годы ВОВ; «Наш край в годы ВОВ» - земляки-ветераны ВОВ и труженики тыла; Защита творческих проектов и исследовательских работ.

 

          

  

 

 

                                                                         

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование 10 класс

№ п\п

Темы уроков

1

Знакомство с курсом «Краеведение»                                                                                                       

2

"От Чимги-Тура до Тюмени"

3

"Тюмень в Тобольской губернии"

4

"Область со страну величиной"

5

 Интенсивный рост торговли и промышленного производства.

6

Известные купцы, предприниматели, меценаты.

7

Коренные народы Тюменской области;

8

Знакомство с национальностями Тюменской области: русские, татары, ханты, манси, ненцы и др.

9

Природно-климатические особенности Тюменского края

10

Природно-климатические особенности Тюменского края

11

Знакомство с жизнедеятельностью Текутьева, Машарова, Подаруева, Менделеева, Ершова, Крапивина, Лагунова.

12

"Улицы Тюмени рассказывают…"

13

"Улицы Голышманово рассказывают…"

14

Ремесла Тюменской области

15

История края в годы ВОВ.

16

«Наш край в годы ВОВ»

17

Защита проектов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 10 класс

Тема раздела

Тема урока

 № п\п

 8 часов. Вводное занятие. Знакомство с курсом               1

                                               «Краеведение»                                                                                                       

1"От древнейших времен до нашего времени"

"От Чимги-Тура до Тюмени"

"Тюмень в Тобольской губернии"

"Область со страну величиной"

1

 

1

 

1                      

 

 

1

 

 

 

1

 

 

1

 

 

1

Интенсивный рост торговли и промышленного производства.

 Известные купцы, предприниматели, меценаты.

Коренные народы Тюменской области;

Знакомство с национальностями Тюменской области: русские, татары, ханты, манси, ненцы и др.

2 "Природа Тюменской области"

Природно-климатические особенности Тюменского края

2

3 «Наши знаменитые земляки»

 Знакомство с жизнедеятельностью Текутьева, Машарова, Подаруева, Менделеева, Ершова, Крапивина, Лагунова.

1

 

 

4 «Исторические зарисовки…»

 

 

Народное творчество.

"Улицы Тюмени рассказывают…"

"Улицы Голышманово рассказывают…"

Ремесла Тюменской области

1

 

1

 

1

5 Экскурсия - посещение краеведческого музея в п. Голышманово

История края в годы ВОВ.

 

 

«Наш край в годы ВОВ»

Защита проектов

1

6 Подготовка проектов

 «МОЙ КРАЙ, МОЯ РОДИНА!»

 

2

 


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Голышмановская средняя общеобразовательная школа №4» «Согласовано» «Согласовано» «Утверждено»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Голышмановская средняя общеобразовательная школа №4» «Согласовано» «Согласовано» «Утверждено»

Планируемые результаты Ученик научится: · указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий истории города

Планируемые результаты Ученик научится: · указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий истории города

Предметные результаты изучения истории города

Предметные результаты изучения истории города

Знаменский кафедральный собор.

Знаменский кафедральный собор.

Тематическое планирование 11 класс № п\п

Тематическое планирование 11 класс № п\п

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 класс № п\п

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 класс № п\п

МУЗЕИ ГОРОДА (5 часов) 1

МУЗЕИ ГОРОДА (5 часов) 1

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Голышмановская средняя общеобразовательная школа №4» «Согласовано» «Согласовано» «Утверждено»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Голышмановская средняя общеобразовательная школа №4» «Согласовано» «Согласовано» «Утверждено»

Планируемые результаты 10 класс

Планируемые результаты 10 класс

I. МЕХАНИЗМ

I. МЕХАНИЗМ

Тематическое планирование 10 класс № п\п

Тематическое планирование 10 класс № п\п

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 10 класс

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 10 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2020