Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Голышмановская средняя общеобразовательная школа №4»
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель МС Заместитель Руководитель МАОУ «ГСОШ № 4» руководителя по УР ______/ ____________
_____/ __________ ______ / ___________ «___» _______2019г.
Протокол № _____ от Приказ № _______ от
«____» _________ 2019 год «____» ___________2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предметного курса
«Краеведение»
11 классы
Курочкиной Елены Юрьевны
учителя истории
Срок реализации – 2019-2020 учебный год
Количество по учебному плану: в неделю 1 час, второе полугодие
Рабочую программу составила________ Курочкина Елена Юрьевна
11 класс
Планируемые результаты
Ученик научится:
· указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий истории города Тюмени;
· устанавливать последовательность и длительность исторических событий;
· характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
· излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
· приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в краеведческой литературе;
· определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
Ученик получит возможность научиться:
осуществлять поиск нужной информации по истории города Тюмени;
анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и пр. информацию;
выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно). Развёрнуто излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответствии с возрастными возможностями;
пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации информации в соответствии с целью;
(на уровне возраста) вести диалог, публично выступать с сообщением, защитой презентации;
организовывать свою деятельность и соотносить её с целью группы, коллектива;
слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества;
определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;
оценивать и корректировать своё поведение в социальной среде.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
К важнейшим личностным результатам относятся следующие убеждения и качества:
· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения истории города Тюмени выражаются в следующих качествах:
· способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация);
· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения истории города Тюмени включают:
· овладение целостными представлениями об историческом пути родного края как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
· способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности родного города Тюмени;
· расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории Сибири;
· готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своего края.
Место учебного предмета в учебном плане.
Количество часов
Всего 17 часа, в 1 час в неделю, второе полугодие.
Основное содержание:
Тюмень историческая. 8 часов.
Путешествие в прошлое. История –наука, изучающая жизнь людей в прошлом. Каким образом учёные узнают о прошлом. Исторические источники по истории Сибири
Тайны Андреевского озера. Открытие первых археологических древностей на берегах Андреевского озера. (1883г) Образование археологического музея-заповедника (1983 г.)
Археологические памятники-городиша, поселения, могильники, загадочные курганы.
Большой сибирский мамонт, шерстистый носорог, бизон.
И.Я.Словцов (1844-1907) и его коллекция сибирских древностей.
Забытая столица Сибирского ханства. Какая она, Чимги-Тура?
Расцвет и закат ханской столицы. Сибирские татары. Поход Ермака (1581?1582? –исторический спор)
«И поставиша град Тюмень…»Основание Тюмени (1586 г.) Отцы-основатели города: воеводы Василий Сукин, Иван Мясной и письменной голова Данила Чулков.
Таинственные и романтические легенды о происхождении названия города. Герб города Тюмени.
От острога к рубленому городу.
Знакомство с историческими планами города, картами.
Тюмень - «Преддверие Сибири» (Н. Абрамов) Ремёсла и промыслы Тюмени, Тюмень купеческая. Тюмень 18-19 веков- город судостроителей и речников, торговцев и ремесленников.
Революционные бури
В огне Гражданской войны
Тюмень в годы Великой Отечественной войны(1941-1945 гг)Тюмень тыловая, герои земли Тюменской. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, солдатами-участниками современных военных конфликтов.
Открытие века: нефть и газ. Складывание тюменского нефтегазового комплекса.
Тюмень: прошлое и настоящее
(круглый стол)
Тюмень архитектурная 4 часа
Каменная и деревянная летопись города.
Архитектура- польза, прочность, красота.
«Язык архитектуры»: назначение (для чего построено?), конструкция (как устроено?), форма (какое оно?)
Культовые архитектурные памятники на территории города.
Благовещенский собор - первый каменный храм Тюмени.
«Каменный патриарх»-Свято-Троицкий монастырь
«Колокола Сибири»
Знаменский кафедральный собор. Крестовоздвиженская церковь .Церковь Михаила Архангела.
Деревянная резьба Тюмени
Городская деревянная архитектура второй половины XIX– начала XX веков. Художественная и историческая ценность городской деревянной архитектуры и её декора. Резьба объёмная, пропильная, глухая.
Тюменские дымники
Дымники-предохранительные щитки на трубах домов. Искусство изготовления дымников. Выполнение творческих работ «Ажурные коронки на фоне сибирского неба»
Современная архитектура Тюмени. Фонтаны Тюмени
Проблема гармоничного сочетания старого и нового. Форма проведения: Виртуальная экскурсия по Тюмени Любимые уголки родного города
Музеи города (2 часа)
Что такое музей? Музеи исторические, естественнонаучные, искусствоведческие, литературные, технические, краеведческие. Знакомство с понятиями: музей, музейное собрание, фонды музея, коллекция, экспозиция, выставка, раритет, реликвия Международный день музея
Тюменский областной краеведческий музей им. И.Я.Словцова. Коллекция сибирских древностей И.Я.Словцова -основа музея. И.Я.Словцов (1844-1907) – коллекционер и краевед
Н.М.Чукмалдин(1836-1901)-купец и меценат
Филиалы областного краеведческого музея им. И.Я.Словцова.
Музей «Городская Дума», Музей «Дом Машарова, Музей истории дома 19-20 веков, Археологический музей-заповедник на озере Андреевском.
Город и люди (3 часа)
Знаменитые земляки: военные и государственные деятели, крупные учёные, героические личности, люди искусства.
Защита творческих проектов
Содержание программы легко подвергается корректировке в соответствии с местным краеведческим материалом и имеющейся литературой.
Список литературы:
1. Головачёв П. М. Тюмень в XVII столетии. — 1-е изд.
2. Заварихин С. П., Жученко Б. А. Архитектура Тюмени. — 1-е изд. — Тюмень, 1996
3. Иваненко А. С. Улица Челюскинцев // Новые прогулки по Тюмени: Путеводитель. — Тюмень, 2005
4. Абрамов Н.А. Город Тюмень. Тюмень, 1998. С.576.
5. Большая Тюменская энциклопедия. В 3-х т. Тюмень, 2004.
6. Иваненко А.С. Прогулки по Тюмени.2-е изд., перераб. Тюмень, 2000.С.368.
7 Иваненко А.С. Окрестности Тюмени.3-е изд., Тюмень, 2003
перераб. Тюмень, 2000.
8. Иваненко А.С.Четыре века Тюмени. Тюмень, 2004.
9. Тюмень-ворота Сибири/ Сост. В. Клепиков. Свердловск, 1986.
Тематическое планирование 11 класс
№ п\п |
Темы уроков |
1 |
Путешествие в прошлое. Тайны Андреевского озера Палеонтологическая коллекция Тюменского областного краеведческого музея |
2 |
«И поставиша град Тюмень…» Основание Тюмени. |
3 |
От острога к рубленому городу |
4 |
Тюмень - «Преддверие Сибири». Революционные бури Тюмень в годы Великой Отечественной войны. |
5 |
Открытие века: нефть и газ. «Листая старые страницы…» «Тюмень: прошлое и настоящее» |
6 |
Каменная и деревянная летопись города Культовые архитектурные памятники на территории города. |
7 |
Благовещенский собор - первый каменный храм Тюмени. Свято-Троицкий монастырь «Каменный патриарх» |
8 |
«Колокола Сибири».Знаменский кафедральный собор Крестовоздвиженская церковь. Церковь Михаила Архангела |
9 |
Деревянная резьба Тюмени. Тюменские дымники |
10 |
Современная архитектура. «Фонтаны Тюмени» |
11 |
Что такое музей? |
12 |
Тюменский областной краеведческий музей им. И.Я.Словцова |
13 |
Филиалы областного краеведческого музея им. И.Я.Словцова |
14 |
Филиалы областного краеведческого музея им. И.Я.Словцова |
15 |
Международный день музея |
16 |
Знаменитые земляки. Люди искусства. |
17 |
Герои земли Тюменской. Защита проектов. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 класс
№ п\п |
Тема |
Кол-во часов |
||
ТЮМЕНЬ ИСТОРИЧЕСКАЯ |
||||
8 часов |
Путешествие в прошлое Тайны Андреевского озера Палеонтологическая коллекция Тюменского областного краеведческого музея «И поставиша град Тюмень…» Основание Тюмени От острога к рубленому городу |
1 |
||
1 |
|
|||
|
||||
|
||||
1
1 |
||||
2 |
Тюмень - «Преддверие Сибири» Революционные бури Тюмень в годы Великой Отечественной войны |
1 |
||
|
||||
|
||||
3 |
Открытие века: нефть и газ «Листая старые страницы…» «Тюмень: прошлое и настоящее» |
|
||
|
||||
1
|
||||
|
||||
4 |
Каменная и деревянная летопись города Культовые архитектурные памятники на территории города. |
1 |
||
|
||||
5 |
Благовещенский собор - первый каменный храм Тюмени. Свято-Троицкий монастырь «Каменный патриарх» |
1 |
||
|
||||
6 |
«Колокола Сибири» Знаменский кафедральный собор Крестовоздвиженская церковь Церковь Михаила Архангела |
1 |
||
|
||||
|
||||
|
||||
7 |
Деревянная резьба Тюмени Тюменские дымники |
1 |
||
|
||||
8 |
Современная архитектура «Фонтаны Тюмени» |
1 |
||
|
||||
МУЗЕИ ГОРОДА (5 часов) |
||||
1 |
Что такое музей? |
1 |
||
2 |
Тюменский областной краеведческий музей им. И.Я.Словцова |
1 |
||
3 |
Филиалы областного краеведческого музея им. И.Я.Словцова |
1 |
||
4 |
Филиалы областного краеведческого музея им. И.Я.Словцова |
1 |
||
5 |
Международный день музея |
1 |
||
ГОРОД И ЛЮДИ (3 часа) |
||||
1 |
Знаменитые земляки |
1 |
||
|
Люди искусства |
|
||
2 |
Герои земли Тюменской |
2 |
||
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Голышмановская средняя общеобразовательная школа №4»
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель МС Заместитель Руководитель МАОУ «ГСОШ № 4» руководителя по УР ______/ ____________
_____/ __________ ______ / ___________ «___» _______2019г.
Протокол № _____ от Приказ № _______ от
«____» _________ 2019 год «____» ___________2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предметного курса
«Краеведение»
10 класс
Курочкиной Елены Юрьевны
учителя истории
Срок реализации – 2019-2020 учебный год
Количество по учебному плану: в неделю 1 час, второе полугодие
Рабочую программу составила________ Курочкина Елена Юрьевна
Планируемые результаты 10 класс
К личностным результатам относится система ценностных ориентаций обучающегося, отражающих его индивидуально-личностные, позиции, мотивы и отношение к активному участию во внеурочной деятельности, социальные чувства, личностные качества. Личностные универсальные учебные действия выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет обучающемуся выполнять разные социальные роли («гражданин», «обучающийся», «школьник», «ученик», «собеседник», «одноклассник» и др.) и профессиональные роли («путешественник», «знаток», «краевед», «капитан» и др.).
К метапредметным результатам относятся освоенные обучающимися универсальные способы деятельности, применимые в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Регулятивные универсальные учебные действия отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все её компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка). Познавательные универсальные учебные действия — система способов познания окружающего мира, самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации обобщению и использованию полученной информации.
К предметным результатам относятся усвоенные обучающимся в процессе учебной деятельности на занятиях - знания, умения, навыки и специальные компетенции; опыт творческой деятельности; опыт познавательной деятельности; опыт коллективной самодеятельности в группе (команде); опыт социально-профессиональных результатов в системе должностно-ролевого самоуправления; межличностной коммуникации. Коммуникативные универсальные действия — способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование общения в конкретных внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.
Ожидаемые результаты работы по программе:
По окончании занятий по данной программе обучающиеся должны обладать определёнными знаниями, умениями и навыками в вопросах краеведения, которые можно применять в социальной практике, в межличностной коммуникации в быту и обществе.
Обучающиеся должны знать:
—основные социальные функции краеведения;
—ведущие музеи, исторические и памятные места своего района и города;
—основные вехи истории родного края;
—жизнь и деятельность выдающихся путешественников, соотечественников, внёсших вклад в развитие краеведения;
—правила поведения в музеях и других общественных местах;
—сущность и специфические особенности организации путешественников;
—основы методики проведения поисково-исследовательской работ;
—основы методики оформления краеведческого исследования;
—основные термины, применяемые в туризме и краеведении;
—основные принципы сохранения здоровья и здорового образа жизни;
Обучающиеся должны уметь:
—общаться с людьми;
—вести исследовательские краеведческие записи;
—систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал, оформлять его и хранить;
—составлять справочную картотеку;
— оформлять стенды, фотовыставки и т. п.;
— осуществлять фотосъёмку исследуемых объектов краеведческого интереса; — соблюдать правила личной гигиены;
— ориентироваться в пространстве, на местности, в своём городе;
— рисовать планы местности;
— выполнять самостоятельно элементарные комплексы физических упражнений;
Обучающиеся должны обладать следующими качествами:
— инициативностью;
— аккуратностью;
— коммуникабельностью;
— целеустремлённостью;
— самокритичностью;
— творческой активностью;
— способностью к оказанию взаимопомощи;
— самостоятельностью;
— исполнительностью;
— способностью к взаимодействию в команде;
— упорством в достижении поставленных целей;
— уважением к старшим, родителям, семейным традициям;
— милосердием, заботой о старших и младших;
— экологической культурой;
— любовью к своей малой родине;
— трудолюбием.
I. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа разработана с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся. Работа исследовательского направления планируется индивидуально или группами в виде проектов. Такой метод позволяет выявить и развивать и индивидуальные способности и умение работать в коллективе. Если в ходе исследовательской работы достигаются такие цели, как:
· реализация творческих способностей обучающегося;
· создание ситуации успеха для конкретного ребенка;
· развитие и приобретение познавательных, мыслительных умений и навыков, то она уже заслуживает особого внимания окружающих. Программа предполагает сочетание групповых и индивидуальных методик обучения; игровые технологии; просмотр видеоматериалов; встречи с интересными людьми; походы. Программа предполагает приобретение учащимися базовых знаний в области краеведения, в том числе литературного краеведения; основ экскурсоведения. Вовлечение учащихся в общественно значимую деятельность.
Краткое содержание курса:
Вводное занятие. Знакомство с курсом «Краеведение»; "От Чимги-Тура до Тюмени" – история освоения Сибири, Сибирское ханство; "Тюмень в Тобольской губернии" – этапы становления губернии и области, "Область со страну величиной" – вехи истории нашего региона; Интенсивный рост торговли и промышленного производства; Известные купцы, предприниматели, меценаты Тюменской области;
Коренные народы Тюменской области; Знакомство с национальностями Тюменской области: русские, татары, ханты, манси, ненцы и др.; Природно-климатические особенности Тюменского края: животный и растительный мир, экологические проблемы.
Знакомство с жизнедеятельностью знаменитых земляков-тюменцев: Текутьева, Машарова, Подаруева, Менделеева, Ершова, Крапивина, Лагунова и др.; "Улицы Тюмени рассказывают…"- история названий улиц города; "Улицы Голышманово рассказывают…" – история названий улиц поселка. Ремесла Тюменской области: Тобольские косторезы, ковровое ткачество и др.; История края в годы ВОВ – Тюмень тыловая, предприятия и заводы, работавшие в Тюмени в годы ВОВ; «Наш край в годы ВОВ» - земляки-ветераны ВОВ и труженики тыла; Защита творческих проектов и исследовательских работ.
Тематическое планирование 10 класс
№ п\п |
Темы уроков |
1 |
Знакомство с курсом «Краеведение» |
2 |
"От Чимги-Тура до Тюмени" |
3 |
"Тюмень в Тобольской губернии" |
4 |
"Область со страну величиной" |
5 |
Интенсивный рост торговли и промышленного производства. |
6 |
Известные купцы, предприниматели, меценаты. |
7 |
Коренные народы Тюменской области; |
8 |
Знакомство с национальностями Тюменской области: русские, татары, ханты, манси, ненцы и др. |
9 |
Природно-климатические особенности Тюменского края |
10 |
Природно-климатические особенности Тюменского края |
11 |
Знакомство с жизнедеятельностью Текутьева, Машарова, Подаруева, Менделеева, Ершова, Крапивина, Лагунова. |
12 |
"Улицы Тюмени рассказывают…" |
13 |
"Улицы Голышманово рассказывают…" |
14 |
Ремесла Тюменской области |
15 |
История края в годы ВОВ. |
16 |
«Наш край в годы ВОВ» |
17 |
Защита проектов |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 10 класс
Тема раздела |
Тема урока |
№ п\п |
||
8 часов. Вводное занятие. Знакомство с курсом 1 «Краеведение» |
||||
1"От древнейших времен до нашего времени" |
"От Чимги-Тура до Тюмени" "Тюмень в Тобольской губернии" "Область со страну величиной" |
1
1
1
1
1
1
1 |
||
Интенсивный рост торговли и промышленного производства. Известные купцы, предприниматели, меценаты. |
||||
Коренные народы Тюменской области; |
||||
Знакомство с национальностями Тюменской области: русские, татары, ханты, манси, ненцы и др. |
||||
2 "Природа Тюменской области" |
Природно-климатические особенности Тюменского края |
2 |
||
3 «Наши знаменитые земляки» |
Знакомство с жизнедеятельностью Текутьева, Машарова, Подаруева, Менделеева, Ершова, Крапивина, Лагунова. |
1
|
||
4 «Исторические зарисовки…»
Народное творчество. |
"Улицы Тюмени рассказывают…" "Улицы Голышманово рассказывают…" Ремесла Тюменской области |
1
1
1 |
||
5 Экскурсия - посещение краеведческого музея в п. Голышманово |
История края в годы ВОВ.
«Наш край в годы ВОВ» Защита проектов |
1 |
||
6 Подготовка проектов «МОЙ КРАЙ, МОЯ РОДИНА!» |
2 |
|||
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.