Предпрофильные прикладные курсы
«Профессиональная проба в области дизайна» для учащихся5-7 классов
Цель курса: выявление у учащихся склонности к дизайнерской деятельности; оказание помощи в осознанном и правильном выборе профиля дальнейшего обучения.
Основные задачи данного курса:
· развитие дизайнерского мышления,
· овладение учащимися прикладными умениями художественной обработки различных материалов
· формирование инициативной, самостоятельной, разносторонне развитой личности, развитие навыки коллективной творческой деятельности.
· получение учащимися опыта проектной деятельности на основе интеграции нескольких видов художественно-прикладных технологий;
· Экологическое воспитании учащихся через практическую деятельность
Пояснительная записка.
Формирование готовности учащихся к практической преобразовательной деятельности приобретает особое значение в условияхсовременного научно-технического и социального прогресса. Профессиональная проба является системообразующим фактором формирования готовности школьников к выбору профессии и практико-ориентированным средством развития у них способности к технологическому мышлению. Проба является интегративным методом, обеспечивающим моделирование профессиональной деятельности и профессионально важных качеств, предъявляемых к специалисту
Данный прикладной курс позволяет учащимся оценить привлекательность такой сферы профессиональной деятельности, как художественно-прикладное и дизайнерское творчество, определить свои возможности и успешность в этой профессиональной области. Курс следует рассматривать как профессиональную пробу в системе «человек–художественный образ». Его основой является интегративный подход к освоению различных технологий, связанных с художественной обработкой материалов, и использование метода проектов в качестве механизма реализации такого подхода.
В программе предложены три технологии, представляющие различные материалы и способы их обработки (Структура курса представлена тремя разделами: «Художественно-прикладные технологии и дизайн», «художественная обработка материалов», « Дизайн-проектирование».
Раздел 1. «Художественно-прикладные технологии и дизайн» знакомит учащихся с ключевыми понятиями и видами дизайна; особенностями с деятельностью в области дизайна, и необходимыми для этого качествами личности, предусматривает знакомство каждого учащегося со всеми видами художественно-прикладных технологий, представленных в программе. Учащиеся узнают, для каких профессий необходимы знания и умения в области ДПИ.
Раздел 2. «Художественная обработка вторичных материалов» Учащиеся получают общее представление о прикладных возможностях различных технологий художественной обработки материалов и осваивают некоторые способы и приёмы работы с различными материалами. Данный раздел имеет модульную структуру. Логика курса допускает использование и других видов художественно-прикладных технологий.
Раздел 3. «« Дизайн - проектирование» включает в себя теорию и практику дизайн – проектирования Итогом работы является защита проекта. Дизайн-проектирование осуществляется на основе ранее приобретенных знаний и умений в области дизайна и художественно-прикладных технологий.
Планируя выполнение заданий в течение учебного года, руководитель может изменять темы в зависимости от обстоятельств, от условий работы, возможностей детей и характера заготовленного материала.
Программа рассчитана на учащихся 5-7 классов в течении одного года. Количество учащихся при изучении данного курса не должно превышать 10-12 человек, т.к руководитель группы много работает индивидуально с каждым. Занятия целесообразно проводить один раз в неделю, без перерыва или с короткими перерывами.
Курс состоит из теоретической и практической частей. В теоретической части учащиеся получают сведения из истории рукоделия, знакомятся с материалами и инструментами для работы, свойствами материалов, правилами техники безопасности при работе. Выполняя практические работы, учащиеся приобретают начальные навыки художественного рукоделия, изготавливают несложные изделия декоративно-прикладного назначения.
В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать:
· основные виды декоративно-прикладного искусства, относящиеся к художественной обработке материалов
· основные правила подбора цветового решения в изделиях декоративно-прикладного характера и соотношение с формой изделия;
· материалы, инструменты и приспособления, используемые в художественной обработке материалов;
· правила организации рабочего места и требования безопасности труда.
Учащиеся должны уметь:
· определять свойства материалов, подбирать и применять инструмент по назначению;
· составлять эскизы несложных предметов с учётом формообразующих факторов в соответствии с принципами дизайнерской деятельности (эстетичность, функциональность, конструктивность);
· выполнять проектную работу с учётом требований художественного конструирования, дизайна;
· обеспечивать качество выполняемых работ, создавать простейшие образцы изделий
· отстаивать свою точку зрения;
· работать с различными источниками информации.
Формы организации работы:
По дидактической цели - вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий, деловая игра, тренинг, способствующие развитию трудовых навыков и интеллекта, игра, мастерская, лаборатория, практикум, выставка с просмотром и обсуждением детских работ, проектирование).
Для определения степени достижения целей обучения, уровня сформированности знаний, умений, навыков, а также выявления уровня развития учащихся с целью корректировки методики обучения используются текущий, периодический, итоговый контроль. Контроль знаний и умений осуществляется с помощью тестов и карточек-заданий Формой отчетности, позволяющей оценить успешность усвоения материала курса, является защита дизайн – проекта.формы проведения занятий:
Методы обучения:
· объяснительно – иллюстративный: при этом методе педагог сообщает готовую информацию с использованием демонстраций, а учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают её, воспроизводят полученные знания;
· репродуктивный: деятельность педагога состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний или умений по образцу;
· частично – поисковый: поиск самостоятельное решение познавательных проблем учащимися, поиск выполнения решений для изготовления поделок;
· исследовательский: творческая деятельность детей по решению выполнения
работы.
изложение теоретической части (лекционно, наглядно - демонстративно, интерактивно, аналитически, в форме тестирования и др.) в течение одного учебного часа;
учебно-практические занятия, творческие лаборатории, экскурсии, проектная работа по два часа (сдвоенные уроки);
также предполагается частично регламентируемая самостоятельная творческая работа учащихся (домашние задания).
Использование дидактического материала
Каждый урок оснащается необходимыми инструментами и материалом.
В процессе обучения используются технологические и инструкционные карты, наглядные пособия, образцы готовых изделий. Применяются фильмы презентации.
Настоящая программа составлена на базе Образовательного стандарта образования; «Программы Технология. 5-7 класс» 2010г подготовлена из материалов учебников «Технология» ;, Интернет - источников, «Технология. Рабочие программы, элективные курсы», и предназначена для учащихся 5-7 класса.
Учебно-тематический план прикладных курсов ранней профилизации
Для учащихсяся 5 классов в области дизайна «Уютный дом»
№ темы |
№ занятия |
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ И ЗАНЯТИЯ |
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
1 |
|
Раздел 1 Профессия-дизайнер
|
2ЧАС
|
|
1 2 |
Профессия дизайнер интерьера. Дизайн интерьера с помощью ДПИ |
1 1 |
2 |
|
Раздел 2.Акссесуары для дома
|
27 час |
|
|
Модуль1 Изготовление прихватки в технике «Пэчворк»
|
6час |
|
3 |
Назначение и виды прихваток. Практическая работа «Разработка лекал» |
1 |
|
4 |
Практическая работа «Подборка ткани и выкраивание деталей» |
1 |
|
5-6 |
Практическая работа «Выполнение прихватки в технике пэчворк». |
2 |
|
7-8 |
Творческая лаборатория «Отделка и оформление готового изделия». |
2 |
|
|
Модуль 2. Диванные подушки |
6час
|
|
9 |
Диванные подушки, как предмет декора интерьера. |
1 |
|
10 |
Творческая мастерская «Выполнение эскиза изделия». |
1 |
|
11 |
Практическая работа «Выкраивание деталей и декоративных элементов» |
1 |
|
12-13 |
Практическая работа «Последовательность работы по изготовлению подушки» |
2 |
|
14
|
Практическая работа «Отделка и оформление диванных подушек» |
1 |
|
|
Модуль 3. Вышивка в интерьере
|
9час |
|
15 |
Виды строчевой вышивки. История вышивки Вышивка в дизайне интерьера |
1 |
|
16 |
Материалы и инструменты при выполнении вышивки. Правила техники безопасности. Подготовка к работе |
1 |
|
17 |
Практикум - треннинг. Приемы выполнения строчевой вышивки |
1 |
|
18 |
Практическая работа «Перенос рисунка». |
1 |
|
19-20 |
Практическая работа «Изготовление салфетки с вышивкой» |
2 |
|
21-22 |
Творческая мастерская «Способы обработки края салфетки». |
2 |
|
23 |
Стирка и утюжка вышитых изделий |
1 |
|
|
Модуль 4. Поделки для дома из вторичного сырья |
6час |
|
24-25 |
Изготовление поделок для дома из пластмассовых пробок |
2 |
|
26 |
Практическая работа «Изготовление поделок для дома из пластмассовых бутылок». |
1 |
|
27 |
Тренинг «Плетение из газет». |
1 |
|
28-29 |
Творческая мастерская « Поделки в технике плетения из газет» |
2 |
3 |
|
Раздел 3 Творческий проект |
5час |
|
30 |
Выбор темы и модели проекта. |
1 |
|
31 |
Выбор материала, инструментов и способов обработки вида проекта, вариантов представления. |
1 |
|
32 |
Технологическая часть проекта
|
1 |
|
33 |
Оформление пояснительной записки |
1 |
|
34 |
Защита проект. Подготовка и проведение выставки ДПИ
|
1 |
|
ИТОГО |
|
34 час |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.