Представление опыта работы «Презентация как эффективное средство социально-нравственного воспитания детей раннего возраста»
Информатизация общества – это реальность наших дней. Современные информационные технологии все больше и больше внедряются в нашу жизнь, становятся необходимой частью современной культуры, начиная с раннего возраста.
Ни для кого не секрет, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь.
Презентация – это обучающий мини-мультфильм, с красивыми картинками, который является отличным пособием, помогающим рассказать ребёнку о социальных отношениях в окружающем мире, раскрыть нравственные нормы и понятия, не выходя за пределы детского сада.
При проведении НОД с детьми раннего возраста, мной используются различные мультимедийные презентации, которые несут в себе большой воспитательный потенциал. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Мультимедийные презентации позволяют:
¾ знакомить детей с нравственными понятиями на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка), обеспечивая разнообразную и качественную наглядность;
¾ повышать объём усвоения социальных норм в 1,5 –2 раза;
¾ моделирует такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать в процессе НОД либо увидеть в повседневной жизни.
Мультимедийные презентации имеют многочисленные преимущества:
¾ информационная емкость;
¾ компактность;
¾ доступность;
¾ наглядность и эмоциональная привлекательность;
¾ мобильность.
Использование мультимедийных презентаций позволяет построить процесс социально-нравственного воспитания на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания педагогических взаимодействий, реконструкции процесса детского развития с позиций целостности. Дети в раннем возрасте очень восприимчивые, и гораздо больший интерес у них вызывают ситуации, когда диалог с ними ведет не педагог от имени героя, а сам герой ситуации.
Например, презентации помогают мне показать ребёнку правила поведения в общественном транспорте или работу пожарных. Именно мультимедийные презентации позволяют представить воспитывающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в определенном порядке.
В игровой форме я знакомлю детей, например, с правилами дорожного движения, провожу игровой конкурс с показом различных ситуаций на дороге и в транспорте, и тому подобное.
А как необходимы презентации при воспитании любви к нашему краю, к родной природе. При ознакомлении с темами «Наш край», «Осенние деревья», «Ранняя весна», «Правила поведения детей зимой», и другими, использование презентаций позволяет не только продемонстрировать какие-то явления или предметы, но и воссоздать необходимые слуховые ассоциации.
Еще очень интересные презентации подготавливаю при использовании загадок. Они помогают развивать у детей раннего возраста внимание, воображение, мышление. Именно малышам, на этапе становления наглядно-образного мышления, понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, оценить. За счёт высокой динамики наиболее эффективно проходит усвоение нравственных понятий, тренируется память, активно пополняется словарный запас, развиваются воображение и творческие способности.
Для ребенка раннего возраста игра начинает становиться ведущей деятельностью, в которой не только проявляется, но, прежде всего, формируется и развивается детская личность. И здесь у мультимедийных презентаций имеются широкие возможности. Я использую игры обучающего и развивающего характера по следующим направлениям социально-нравственного развития: развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, формирование основ безопасности в быту, социуме, природе, патриотическое воспитание.
В форме обучающей игры с детьми я провожу любую деятельность: обучение навыкам самообслуживания, воспитание дружеских взаимоотношений, путешествие детскому саду и по городу, и другое. Мною разработаны презентации к тематическим неделям: «Семья», «Природа родного края», «Дружба и друзья», «Умывашки – одевашки», «Вежливые слова», т.д.
Для воспитания у детей безопасного поведения в транспорте, на улице я использую презентации на стихи детских поэтов и писателей: А. Барто, Н. Носова, С. Маршака.
Большое значение в своей работе уделяю патриотическому воспитанию детей, начиная с раннего возраста. Это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, к родной природе, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, к родной земле, защитникам Отечества,
Для ознакомления с материалом по данному направлению использую медиаматериалы: «Героические страницы нашей Родины», «Детям о Победе».
Так же презентации помогают в организации и проведении виртуальных экскурсий, так как нет возможности вывести наших детей на экскурсию по родному городу, чтобы узнать и полюбоваться их достопримечательностями. Такие виртуальные экскурсии дают возможность детям данной возрастной группы детально, без спешки просмотреть весь материал.
Одним из значимых направлений социально-нравственного развития является трудовое воспитание, которое способствует формированию личности ребенка, а также правильного отношения с раннего возраста к трудовой деятельности.
Для ознакомления детей с трудом взрослых предлагаю познавательные игры: «Подбери пару», «Профессии». Показы сопровождаются появлением на экране персонажа старичка – Трудовичка. Мной разрабатываются презентации: «Кому что нужно для работы», «Все работы хороши».
Работа с родителями – еще одно поле деятельности, где использование информационных технологий оказывает неоценимую помощь. Создание презентаций и дальнейший их показ на родительских собраниях помогает ближе познакомиться с семьями воспитанников, узнать их интересы, увлечения, традиции, некоторые социальные установки и нравственные ценности.
Об эффективности использования презентаций в социально-нравственном воспитании детей раннего возраста говорят следующие позитивные факторы:
¾ дети лучше стали воспринимать предлагаемые этические понятия и культурные ценности за счет того, что презентация несет в себе образный тип информации, понятный малышам, без излишней морализации;
¾ у воспитанников повысилась мотивация к усвоению социальных норм поведения за счет привлекательности наглядной информации и мультимедийных эффектов (движение, звук);
¾ полученные социально-нравственные представления у детей остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения;
¾ дети охотнее проявляют нравственные качества, совершают социально значимые поступки, подражая значимым для них сказочным и мультипликационным персонажам.
Однако, говоря об использовании компьютера в работе с детьми раннего возраста, остро встает вопрос о сохранении здоровья и зрения. Разумно сделать ограничения занятий с мультимедийными презентациями по времени.
Но при том, что непроизвольное внимание у детей данного возраста очень мало (10-15 минут), и нормально развивающийся ребенок в этом возрасте двигается 70-80% времени бодрствования, вопрос о нарушении санитарных норм пока не актуален.
Таким образом, использование мультимедийных презентаций способствует созданию педагогом оптимальных условий в организации дошкольного образования для успешной социализации детей раннего возраста и воспитания у них привычек нравственного поведения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.