Представление педагогического опыта
учителя географии Жигайловой А.Ю
«Научно- исследовательская деятельность учащихся на уроках географии через интеграцию предметов»
“Передо мной открылась удивительно богатая, неисчерпаемая по красоте грань педагогического мастерства – умение учить детей думать. Это открытие вдохновляло меня, я переживал необыкновенное счастье творчества”. (В.А.Сухомлинский)
С чего начинается исследование? С удивления…Живет человек, воспринимает мир вокруг себя как само собой разумеющееся и не подлежащее сомнению. Но однажды задается вопросом: “А почему это именно так, а не иначе?”. С этого момента человек, не довольствуясь уже готовыми схемами, пытается найти свой ответ. Вот оно – начало поиска, начало исследования… Потребность ребёнка в исследовательском поиске обусловлена биологически. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Я глубоко солидарна с основными идеями концепции модернизации образования, что современный учитель должен, прежде всего, не дать знания ученику, а вооружить его инструментом познания, научить его одновременно правильно выстраивать отношения с людьми и окружающим миром.
Одна из важнейших задач учителя в современных условиях уметь создать среду, провоцирующую учащегося на появление вопросов и желание найти ответы, то есть на проявление черт исследовательского поведения. Исследовательское поведение — один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. В педагогической психологии и педагогике есть специальный термин — “исследовательское обучение”. Так именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего.
Цели научно- исследовательского обучения:
1. Приобщение учащихся к плановому ведению исследования; вывести их на реальный результат (написание научной работы, выступление на научно – исследовательской конференции и т.д.).
2. Научить учащихся умению ориентироваться в современном информационном пространстве.
3. Способствовать развитию компьютерной грамотности учащихся.
4. Развитие творческих способностей, проектных и исследовательских навыков учащихся, повышение социального статуса знаний.
5. Развитие в процессе деятельности типов мышления, адекватных будущей профессиональной деятельности.
6. Способствовать развитию интегрированного подхода к решению проблем.
Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Задачи научно- исследовательской деятельности:
1. Познакомить учащихся теоретическими основами научно- исследовательской деятельности.
2. Научить учащихся работать с различными источниками информации.
3. Ознакомление учащихся с возможностями использования персональных компьютеров для решения практических задач.
4. отработать навыки публичного выступления, защиты своей работы перед аудиторией.
5. Организовать разнообразную творческую, общественно значимую исследовательскую деятельность детей.
Исследовательская деятельность учащихся служит достижению одной из важнейших целей образования – научить детей мыслить самостоятельно, уметь ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей науки.
Причины, в силу которых необходимо ведение в школе научно- исследовательской деятельности.
Во-первых, это общее снижение авторитета науки в обществе, произошедшее в нашей стране за последние годы, что не могло не сказаться на отношении к этой проблеме подрастающего поколения, выбирающего для себя в качестве перспективных направлений иные ориентиры. Зачастую к этому же приводит и отсутствие у ребят подробной информации о возможностях современной наук и её передовых областях. Во-вторых, это загруженность учеников выполнением плановых учебных заданий, внеклассной работой. Третьей причиной являются психологические особенности учащихся, связанные с неумением работать с научной литературой, не в полной мере владением как письменной, так и устной формами научного стиля речи. Иные испытывают трудности в оформлении исследовательской работы, не знакомы с процедурой её защиты и т.д.
Таким образом, понимание научного учебного исследования как образовательной технологии общего образования, способствующего развитию личности, повышению ее творческого потенциала, самоидентификации и самоопределения, задает современный контекст ее рассмотрения как эффективного способа общего образования.
Под исследовательской деятельностью понимают деятельность учащихся под руководством педагога, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования. (Приложение 3 )
Перечислим их:
Что должен знать учитель, который руководит научной деятельностью учащихся
Исследовательская деятельность учащихся направлена на выявление сущности изучаемых явлений и процессов, открытие и систематизацию субъективно и объективно новых знаний, поиск закономерностей, описание, объяснению, описанию, проектированию. Понятно, что правильно структурировать исследовательскую деятельность учащегося может только грамотный и заинтересованный в этом отношении учитель. Существуют определённые требования к учителю, реализующему научно- исследовательский подход к обучению. Учитель, руководящий исследовательской деятельностью учащихся, должен:
· Тонко чувствовать проблемность ситуаций, с которыми сталкиваются учащиеся, и уметь ставить перед учеником (группой учащихся) реальные задачи в понятной для учеников форме.
· Выполнять функцию координатора исследовательской деятельности и партнера учеников, избегать директивных приемов.
· Стараться увлечь учащихся проблемой и процессом ее глубокого исследования, стимулировать творческое мышление при помощи поставленных вопросов.
· Проявлять терпимость к ошибкам учеников, предлагать свою помощь или адресовать к нужным источникам информации.
· Организовывать мероприятия, способствующие сбору учениками данных, консультации их со специалистами по исследуемой проблематике.
· Предоставлять возможность для регулярных отчетов учащихся, рабочих групп; обмена мнениями в ходе обсуждений. Поощрять критическое мышление учащихся.
· Заканчивать процесс исследовательской деятельности до появления признаков потери интереса ребят к проблеме.
Главной целью учителя в реализации исследовательской деятельности учащихся является создание условий для развития творческой личности, её самоопределения и самореализации.
Таким образом, исследовательское обучение – особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира, в результате которого происходит формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Как отмечают сторонники исследовательского обучения – учебный процесс в идеале должен моделировать процесс научного исследования, поиска новых знаний. В наиболее обобщенном виде исследовательское обучение предполагает, что учащийся ставит проблему, которую необходимо разрешить, знакомится с литературой по данной проблеме, анализирует собранный материал, выдвигает гипотезу – предлагает возможные решения проблемы, проверяет ее, на основе полученных данных делает выводы и обобщения.
Умения и навыки, которые формируются у учащихся соответственно этапам выполнения научно- исследовательской деятельности:
Этапы исследовательской работы |
Развиваемые умения и навыки исследовательской деятельности учащегося |
Выбора темы исследования, постановка проблемы |
Способность видеть противоречия и ориентироваться в современной научной информации, устанавливать предмет и объект исследования |
Постановка целей и задач исследования |
Умение ставить цель и самостоятельно планировать деятельность по этапам |
Знакомство с литературой (книги, архивы, СМИ, Интернет) |
Трудолюбие, наблюдательность; использовать общенаучные и частнонаучные методы; оценивать промежуточные результаты и корректировать свои действия |
Выбор методов исследования, планирование эксперимента |
Объективность, логичность и абстрактность мышления; |
Проведение исследований |
Собирать, анализировать, систематизировать новую информацию |
Формулирование выводов |
Умение кратко и логично излагать мысли |
Оформление отчета и презентации исследования |
Умение оформить результаты достижений, творческий подход |
Защита исследовательской работы |
Ораторские способности, ответственность, умение обосновывать собственную точку зрения, оценивать свою деятельность, рефлектировать |
Исследования, которые я реализую в своей практике:
Конечно, обучение учебному научному исследованию следует начинать с малого. Например, в обучении географии я, начиная с 6 класса, предлагаю ребятам провести небольшие исследования по определённым темам. Например, при изучении темы «Горные породы» предлагаю ребятам провести исследование по вопросу: «Что превращает гранит в песок?» Ребята определяют цель исследования: «Изучить процесс разрушения гранита»; задачи исследования: «Определить факторы разрушения гранита». В ходе исследования выдвигаются гипотезы, которые в ходе исследования или подтверждаются или опровергаются. Или, при изучении других тем предлагаю провести исследования по вопросам: «Почему облачная погода бывает часто, но дождь идёт не всегда?»; «Как среди неживой природы зародилась жизнь?» и др.(см. Приложение1)
Большое внимание в своей работе в данном направление я уделяю проведению интегрированных научных исследований. В настоящее время единое тело природы и человека оказались расчленёнными на многие школьные предметы. И, на мой взгляд, именно география является точкой соприкосновения многих учебных дисциплин. Многие науки, а особенно биология, история, химия, физика, математика, информатика эффектно сочетаются с географией, обогащая её собственным специфическим содержанием.
С учащимися старших классов мы работаем над проектами, которые позволяют учащимся применить знания из разных курсов школьной программы для решения какой- то проблемы. (Приложение 1). Например, проект «Как улучшить здоровье и повысить уровень жизни населения Семикаракорского района?». Так как уровень заболеваемости в нашем районе повышается, то данная тема является очень актуальной и для решения этой проблемы учащиеся применяли знания по географии, экологии, биологии, социологии, медицине, химии. Кроме того, ученики посетили больницу, санэпидемстанцию, библиотеку, БТИ, пользовались ресурсами Интернета. Или, проект «РоАЭС - ядерный меч или панацея от энергетического кризиса в Ростовской области». Данная тема также очень актуальна для нашего региона и для решения этой проблемы требуются знания по географии, физике, химии, биологии, социологии.
Наиболее удачными межпредметными проектами были следующие: «Цена цивилизации» (или «Возможна ли вторая жизнь мусора?»), «Сценарии третьего тысячелетия» (или «Что ждёт нас в будущем?», «В каком направлении должна развиваться наука, чтобы найти противоядие от истощения природных ресурсов?» (география, химия, биология, физика); «Какими возможностями обладает современная наука для производства продуктов питания?» (география, биология, химия, медицина, экономика); «Может ли 21 век стать веком старения населения?» (Демография, экономика, медицина, экология).
Для меня очень важным в моей работе как учителя географии является то, что я преподаю в 9 классе курс «Путь к успеху. Научные исследования и презентации». Курс является интегрированным (информатика + география). На данных уроках ученики работают над индивидуальными проектами, используя возможности персональных компьютеров и предварительно ознакомившись (в рамках курса) с основными этапами ведения научной работы. В результате мы с учениками имеем возможность вести научные исследования по географии на более углубленном уровне.
В процессе работы над научными проектами наши ученики приобретают навыки социализации и профориентации. Так, в процессе исследования ребята посещали многие организации нашего города и имели возможность познакомиться с особенностями разных профессий.
В результате обучения географии с применением научно- исследовательского подхода учащиеся овладевают следующими умениями и навыками:
Результаты учебно-исследовательской деятельности учащихся
Но я считаю, что самое ценное в таких работах это появление навыков в том, как поставить задачу, как распланировать ход ее решения. Немало важно и то, что ученик, обучается на собственных наблюдениях прослеживать логику событий, выстраивать систему доказательств и на их основе формулировать закономерность, наблюдаемых природных и социальных процессов.
О вполне осознанном выборе и значении исследовательской деятельности для собственного личностного развития свидетельствуют следующие результаты анкетирования учащихся школы: на вопрос “что я ожидал и что получил от проектно-исследовательской деятельности” ребята ответили:
Научно-исследовательская деятельность учащихся, цель которой – влияние достижений инновационных педагогической науки на творческое развитие личности ребёнка – создает в школе новую образовательную среду. В школе формируется новое педагогическое общение – творческое сотрудничество учителей и учащихся, атмосфера духовной близости и сотворчества.
Я глубоко солидарна с основными идеями концепции модернизации образования, что современный учитель должен, прежде всего, не дать знания ученику, а вооружить его инструментом познания, научить его одновременно правильно выстраивать отношения с людьми и окружающим миром.
Приложение 1.
Примерные темы проектно- исследовательских работ по курсу география:
6 класс
3. Как среди неживой природы зародилась жизнь?
4. Почему облачная погода бывает часто, но дождь идёт не всегда?
5 Имеет ли вода возраст?
6 Куда текут реки?
7 Почему одни озёра пресные, а другие соленые?
8 Мы спасаем гидросферу или себя?
9 Если мы пьём ту же воду, в которой плескались динозавры, то зачем её беречь?
10 Может ли вулкан начать извергаться в моём дворе?
11 Как меняются воды суши в пространстве и во времени?
12 Какой тип гор является лучшей площадкой для строительства?
13 Существуют ли правила поведения в природе?
14. Куда текут реки нашей области?
7 класс
8 класс
9 класс
го района.
10- 11 класс
1. Может ли 21 век стать веком старения населения?
2 . Мог ли быть другой путь освоения планеты, чем тот, который выбрало
человечество?
13. Как адаптироваться провинциальному жителю в крупном городе?
( Рекомендации абитуриентам и студентам).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.