Представление педагогического опыта учителя географии Жигайловой А.Ю. на тему «Научно- исследовательская деятельность учащихся на уроках географии через интеграцию предметов»
Оценка 4.8

Представление педагогического опыта учителя географии Жигайловой А.Ю. на тему «Научно- исследовательская деятельность учащихся на уроках географии через интеграцию предметов»

Оценка 4.8
doc
28.04.2020
Представление педагогического опыта  учителя географии Жигайловой А.Ю.  на тему «Научно- исследовательская деятельность учащихся на уроках географии  через интеграцию предметов»
Научно- исследовательская деятельность на уроках географии через интеграцию предметов.doc

Представление педагогического опыта

учителя географии Жигайловой А.Ю

«Научно- исследовательская деятельность учащихся на уроках географии  через интеграцию предметов»

“Передо мной открылась удивительно богатая, неисчерпаемая по красоте грань педагогического мастерства – умение учить детей думать. Это открытие вдохновляло меня, я переживал необыкновенное счастье творчества”.  (В.А.Сухомлинский)

        С чего начинается исследование? С удивления…Живет человек, воспринимает мир вокруг себя как само собой разумеющееся и не подлежащее сомнению. Но однажды задается вопросом: “А почему это именно так, а не иначе?”. С этого момента человек, не довольствуясь уже готовыми схемами, пытается найти свой ответ. Вот оно – начало поиска, начало исследования… Потребность ребёнка в исследовательском поиске обусловлена биологически. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

       Я глубоко солидарна с основными идеями концепции модернизации образования, что современный учитель должен, прежде всего, не дать знания ученику, а вооружить его инструментом познания, научить его одновременно правильно выстраивать отношения с людьми и окружающим миром.

       Одна из важнейших задач учителя в современных условиях уметь создать среду, провоцирующую учащегося на появление вопросов и желание найти ответы, то есть на проявление черт исследовательского поведения. Исследовательское поведение — один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. В педагогической психологии и педагогике есть специальный термин — “исследовательское обучение”. Так именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего.

 

Цели научно- исследовательского обучения:

1.      Приобщение учащихся к плановому ведению исследования; вывести их на реальный результат (написание научной работы, выступление на научно – исследовательской конференции и т.д.).

2.      Научить учащихся умению ориентироваться в современном информационном пространстве.

3.      Способствовать развитию компьютерной грамотности учащихся.

4.      Развитие творческих способностей, проектных и исследовательских навыков учащихся, повышение социального статуса знаний.

5.      Развитие в процессе деятельности типов мышления, адекватных будущей профессиональной деятельности.

6.      Способствовать  развитию интегрированного подхода к решению проблем.

Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

 

Задачи научно- исследовательской деятельности:

1.      Познакомить учащихся  теоретическими основами научно- исследовательской деятельности.

2.      Научить учащихся работать с различными источниками информации.

3.      Ознакомление учащихся с возможностями использования персональных компьютеров для решения практических задач.

4.      отработать навыки публичного выступления,  защиты своей работы перед аудиторией.

5.      Организовать разнообразную творческую, общественно значимую исследовательскую деятельность детей.

Исследовательская деятельность учащихся служит достижению одной из важнейших целей образования – научить детей мыслить самостоятельно, уметь ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей науки.

 

Причины, в силу которых необходимо ведение в школе научно- исследовательской деятельности.

         Во-первых, это общее снижение авторитета науки в обществе, произошедшее в нашей стране за последние годы, что не могло не сказаться на отношении к этой проблеме подрастающего поколения, выбирающего для себя в качестве перспективных направлений иные ориентиры. Зачастую к этому же приводит и отсутствие у ребят подробной информации о возможностях современной наук и её передовых областях.                                                         Во-вторых, это загруженность учеников выполнением плановых учебных заданий, внеклассной  работой.                                                                                                                    Третьей причиной являются психологические особенности учащихся, связанные с неумением работать с научной литературой, не в полной мере владением как письменной, так и устной формами научного стиля речи. Иные испытывают трудности в оформлении исследовательской работы, не знакомы с процедурой её защиты и т.д.

Таким образом, понимание научного учебного исследования как образовательной технологии общего образования, способствующего развитию личности, повышению ее творческого потенциала, самоидентификации и самоопределения, задает современный контекст ее рассмотрения как эффективного способа общего образования.

Под исследовательской деятельностью понимают деятельность учащихся под руководством педагога, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования. (Приложение 3 )

Перечислим их:

  • постановка проблемы;
  • изучение теории, посвященной данной проблематике;
  • овладение методикой исследования;
  • сбор собственного материала, его анализ и обобщение;
  • собственные выводы и их сравнение с литературными данными;
  • создание конечного продукта исследования.

 

Что должен знать учитель, который руководит научной деятельностью учащихся

          Исследовательская деятельность учащихся направлена на выявление сущности изучаемых явлений и процессов, открытие и систематизацию субъективно и объективно новых знаний, поиск закономерностей, описание, объяснению, описанию, проектированию. Понятно, что правильно структурировать исследовательскую деятельность учащегося может только грамотный и заинтересованный в этом отношении учитель. Существуют определённые требования к учителю, реализующему  научно- иссле­довательский подход к обучению.                                                                                                                                      Учитель, руководящий исследовательской деятельно­стью учащихся, должен:

·         Тонко чувствовать проблемность ситуаций, с ко­торыми сталкиваются учащиеся, и уметь ставить пе­ред учеником (группой учащихся) реальные задачи в понятной для учеников форме.

·         Выполнять функцию координатора исследова­тельской деятельности и партнера учеников, избегать директивных приемов.

·         Стараться увлечь учащихся проблемой и процес­сом ее глубокого исследования, стимулировать твор­ческое мышление при помощи поставленных вопросов.

·         Проявлять терпимость к ошибкам учеников, пред­лагать свою помощь или адресовать к нужным источ­никам информации.

·         Организовывать мероприятия, способствующие сбору учениками данных, консультации их со специ­алистами по исследуемой проблематике.

·         Предоставлять возможность для регулярных от­четов учащихся, рабочих групп; обмена мнениями в ходе обсуждений. Поощрять критическое мышление учащихся.

·         Заканчивать процесс исследовательской дея­тельности до появления признаков потери интереса ребят к проблеме.

         Главной целью учителя в реализации исследовательской деятельности учащихся является создание условий для развития творческой личности, её самоопределения и самореализации.                                                                                                                                                          

        Таким образом, исследовательское обучение – особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира, в результате которого происходит формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.                                                                                                                                                                                                                            

         Как отмечают сторонники исследовательского обучения – учебный процесс в идеале должен моделировать процесс научного исследования, поиска новых знаний. В наиболее обобщенном виде исследовательское обучение предполагает, что учащийся ставит проблему, которую необходимо разрешить, знакомится с литературой по данной проблеме, анализирует собранный материал, выдвигает гипотезу – предлагает возможные решения проблемы, проверяет ее, на основе полученных данных делает выводы и обобщения.

 

Умения и навыки, которые формируются  у учащихся соответственно этапам выполнения научно- исследовательской деятельности:

 

Этапы исследовательской работы

Развиваемые умения и навыки исследовательской деятельности учащегося

Выбора темы исследования, постановка проблемы

Способность видеть противоречия и ориентироваться в современной научной информации, устанавливать предмет и объект исследования

Постановка целей и задач исследования

Умение ставить цель и самостоятельно планировать деятельность по этапам

Знакомство с литературой (книги, архивы, СМИ, Интернет)

Трудолюбие, наблюдательность; использовать общенаучные и частнонаучные методы; оценивать промежуточные результаты и корректировать свои действия

Выбор методов исследования, планирование эксперимента

Объективность, логичность и абстрактность мышления;

Проведение исследований

Собирать, анализировать, систематизировать новую информацию

Формулирование выводов

Умение кратко и логично излагать мысли

Оформление отчета и презентации исследования

Умение оформить результаты достижений, творческий подход

Защита исследовательской работы

Ораторские способности, ответственность, умение обосновывать собственную точку зрения, оценивать свою деятельность, рефлектировать

 

Исследования, которые я  реализую в своей практике:

  • экологические исследования
  • исследования в рамках предмета
  • исследования на межпредметном уровне
  • социальное проектирование

Конечно, обучение учебному научному исследованию следует начинать с малого.  Например, в обучении географии я, начиная с 6 класса, предлагаю ребятам провести небольшие исследования по определённым темам. Например, при изучении темы «Горные породы»  предлагаю ребятам провести исследование по вопросу: «Что превращает гранит в песок?» Ребята определяют цель исследования: «Изучить процесс разрушения гранита»; задачи исследования: «Определить факторы разрушения гранита». В ходе исследования выдвигаются гипотезы, которые в ходе исследования или подтверждаются или опровергаются. Или, при изучении других тем предлагаю провести исследования по вопросам: «Почему облачная погода бывает часто, но дождь идёт не всегда?»; «Как среди неживой природы зародилась жизнь?» и др.(см. Приложение1)

Большое внимание в своей работе в данном направление я уделяю проведению интегрированных научных исследований. В настоящее время единое тело природы и человека оказались расчленёнными на многие школьные предметы. И, на мой взгляд, именно география является точкой соприкосновения многих учебных дисциплин. Многие науки, а особенно биология, история, химия, физика, математика, информатика эффектно сочетаются с географией, обогащая её собственным специфическим содержанием.

 С учащимися старших классов мы работаем над проектами, которые позволяют учащимся применить знания из разных курсов школьной программы для решения какой- то проблемы. (Приложение 1).  Например, проект «Как улучшить здоровье и повысить уровень жизни населения Семикаракорского района?». Так как уровень заболеваемости в нашем районе повышается, то данная тема является очень актуальной и для решения этой проблемы учащиеся применяли знания по географии, экологии, биологии, социологии, медицине, химии. Кроме того, ученики посетили больницу, санэпидемстанцию, библиотеку, БТИ, пользовались ресурсами Интернета. Или, проект «РоАЭС - ядерный меч или панацея от энергетического кризиса в Ростовской области». Данная тема также очень актуальна для нашего региона и для решения этой проблемы требуются знания по географии, физике, химии, биологии, социологии.

 Наиболее удачными межпредметными проектами были следующие: «Цена цивилизации» (или «Возможна ли вторая жизнь мусора?»), «Сценарии третьего тысячелетия» (или «Что ждёт нас в будущем?», «В каком направлении должна развиваться наука,  чтобы найти противоядие от истощения природных ресурсов?» (география, химия, биология, физика); «Какими возможностями обладает современная наука  для производства продуктов питания?» (география, биология, химия, медицина, экономика); «Может ли 21 век стать веком старения населения?» (Демография, экономика, медицина, экология).

       Для меня очень важным в моей работе как учителя географии является то, что я преподаю в 9 классе курс «Путь к успеху. Научные исследования и презентации». Курс является интегрированным (информатика + география). На данных уроках ученики работают над индивидуальными проектами, используя   возможности персональных компьютеров и предварительно ознакомившись (в рамках курса) с основными этапами ведения научной работы. В результате мы с  учениками имеем возможность  вести научные исследования по географии на более углубленном уровне.

        В процессе работы над научными проектами наши ученики приобретают навыки социализации и профориентации. Так,  в процессе исследования ребята посещали многие организации нашего города и имели возможность познакомиться с особенностями разных профессий.

               В результате обучения географии с применением научно- исследовательского подхода учащиеся овладевают следующими умениями и навыками:   

  • работать с различными источниками географической информации для получения необходимых сведений;
  • назвать основные закономерности возникновения и развития отдельных компонентов природы Земли, делать на основе этого простейшие прогнозы их дальнейшего развития;
  • устанавливать роль и значение географических знаний в решении хозяйственных и социальных проблем общества и отдельных территорий;
  • характеризовать отдельные компоненты природы и хозяйства, пространственной организации природы, населения и хозяйства отдельной территории или страны;
  •  устанавливать связи между отдельными компонентами природного комплекса;
  • прогнозировать влияние природных условий на человеческую деятельность и наоборот; излагать суть экологических проблем отдельных территорий и основные принципы рационального природопользования и охраны окружающей среды;
  • применять простейшие приемы анализа статистических данных, сравнивать полученные показатели, рассматривать их изменение во времени, на их основе делать простейшие прогнозы развития природных, хозяйственных и социальных проблем;
  • пользоваться картой (ориентироваться по карте и на местности, разрабатывать маршруты движения, измерять расстояния по карте, определять по карте количественные и качественные характеристики изображаемых объектов и процессов, находить различные географические объекты, использовать картографические источники для прогнозирования развития событий, для решения простейших производственных и бытовых задач, знают номенклатуру карты);
  • представлять результаты исследовательской работы с использованием информационных технологий.

 

Результаты учебно-исследовательской деятельности учащихся

  • призовые места в школьных,  районных конференциях исследовательских работ, краеведческих олимпиадах, экологических олимпиадах;
  • по материалам исследовательских работ разработаны наглядные пособия для учащихся;

        Но я считаю, что самое ценное в таких работах это появление навыков в том, как поставить задачу, как распланировать ход ее решения. Немало важно и то, что ученик, обучается на собственных наблюдениях прослеживать логику событий, выстраивать систему доказательств и на их основе формулировать закономерность, наблюдаемых природных  и социальных процессов.

О вполне осознанном выборе и значении исследовательской деятельности для собственного личностного развития свидетельствуют следующие результаты анкетирования учащихся школы: на вопрос “что я ожидал и что получил от проектно-исследовательской деятельности” ребята ответили:

  • полученные знания и умения помогут мне сориентироваться в дальнейшей жизни и несомненно повлияют на выбор профессии (54% респондентов);
  • работа над исследованием помогла моей самореализации (31%);
  • в процессе исследовательской деятельности я общался с интересными людьми –исследователями, учеными, приобрел много друзей, участвовал в научных конференциях (10%);
  • в процессе научного исследования я понял, как важно много знать, как много надо читать (56%).

       Научно-исследовательская деятельность учащихся, цель которой – влияние достижений инновационных педагогической науки на творческое развитие личности ребёнка – создает в школе новую образовательную среду. В школе формируется новое педагогическое общение – творческое сотрудничество учителей и учащихся, атмосфера духовной близости и сотворчества.

Я глубоко солидарна с основными идеями концепции модернизации образования, что современный учитель должен, прежде всего, не дать знания ученику, а вооружить его инструментом познания, научить его одновременно правильно выстраивать отношения с людьми и окружающим миром.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Примерные темы проектно- исследовательских работ по курсу география:

 

                                             6 класс                     

  1. Имеет ли вода возраст?
  2. Количество воды на Земле - величина постоянная или переменная?

3.   Как среди неживой природы зародилась жизнь?

      4.   Почему облачная погода бывает часто, но дождь идёт не всегда?

5        Имеет ли вода возраст?

6        Куда текут реки?

7        Почему одни озёра пресные, а другие соленые?

8        Мы спасаем гидросферу или себя?

9        Если мы пьём ту же воду, в которой плескались динозавры, то зачем её беречь?

10    Может ли вулкан начать извергаться в моём дворе?

11    Как меняются воды суши в пространстве и во времени?

12    Какой тип гор является лучшей площадкой для строительства?

13    Существуют ли правила поведения в природе?

      14. Куда текут реки нашей области?

                                       

                                        7 класс

  1. Пустыня- закономерность или аномалия на лике земли?
  2. Как повлияли исследования раннего периода на развитие Америки и их родных стран?
  3. Что такое экосистема и почему это должно меня заботить?
  4. Почему озеро Чад, являясь бессточным, имеет пресную воду?
  5. Как географическая карта помогает медикам в борьбе с болезнями?
  6. Плавают ли материки?
  7. Бывают ли географические закрытия?
  8. Как проявляется влияние природных условий на характер жилищ человека? ( В том числе в нашем регионе)
  9. Как проявляется влияние природных условий на характер питания человека? (В том числе в Ростовской области)
  10. Являются ли горы этнографическими рубежами?
  11. Создание морских городов - утопия или жизненно-необходимый проект?
  12. Стоит ли спасать тропические леса?
  13. Как природные условия повлияли на занятия человека? (В том числе в нашем городе).
  14. Как люди и животные живут в тропических лесах и как они могут лучше всего сосуществовать?

                                       

                                         8 класс                                                                                   

  1. Зависит ли менталитет народа от природных условий?
  2. Есть ли необходимость создавать в зоне тундры заповедники?
  3. Как спасти Азовское море от натиска  человека?
  4. Что происходит в Западной Сибири - освоение или разорение?
  5. Система водохранилищ на Волге - решение энергетической проблемы или гибель реки?
  6. Как сохранить малые народы Севера с их уникальной культурой и образом жизни?
  7. Как проявляется влияние природных условий на характере жилья и пищи человека в нашей стране?
  8. Как погода влияет на меня?
  9. Почему Урал и Тянь-Шань имеют разную высоту, в то время как их складки образовались в одно время?
  10. Связаны ли стихийные природные явления с деятельностью человека?
  11. Оценка экологического состояния школьных помещений (санитарно- гигиенический      аспект: запыленность, освещённость, уровень шума.)
  12. Выявление приоритетных загрязнителей и их влияние на качество жизни жителей города Семикаракорска.
  13. Экологическая оценка состояния воздуха, воды, почвы в микрорайоне  школы.
  14. Существует ли связь между уровнем загрязнения окружающей среды  и здоровьем населения в Семикаракорском районе.      

            

 

9 класс

  1. Стоит ли России сокращать армию и военные расходы до американских?
  2. Нужны ли иностранные инвестиции промышленности России?
  3. Есть ли в России реальная возможность использования альтернативных источников энергии?
  4. РоАЭС - ядерный меч или панацея от энергетического кризиса?
  5. Воды сибирских рек в Центральной Азии: утопия или жизненно - важный проект?
  6. Похож ли мой город на город моей бабушки?
  7. Как улучшить здоровье и повысить уровень жизни населения Семикаракорского района?
  8. Важна ли для человека национальность?
  9. Государственная территория России - зло, проклятие страны и народа или благо?
  10. Как решить проблему загрязнения городов автомобильным транспортом?
  11. Как решить проблему обустройства русских переселенцев на территории России (Семикаракорского района)?
  12. Как изменить структуру экспорта России?
  13. Как человек меняя среду обитания, меняется сам?
  14. Зонален ли человек в обычаях, религии, во всей житейской обстановке?
  15. Как продолжительность жизни зависит от окружающей среды и образа жизни?
  16. Можно ли управлять миграционными процессами?
  17. Что лучше: жить на пособие по безработице или заниматься нелюбимой работой?
  18. Как адаптироваться сельскому жителю в крупном городе?
  19. Каким может быть проект возрождения сельских поселений Центральной России?
  20. Есть ли необходимость в ликвидации ВПК?
  21. Как взаимосвязаны красота ландшафтов и продовольственная проблема?
  22. Можно ли производить экологически чистые продукты и при этом накормить всё население?
  23. Как спасти природу Урала и сохранить здоровье людей?
  24. Проект создания в Калининградской области европейских курортов.
  25. Проект создания мирового центра туризма на Кавказе.
  26. Проект создания мировых курортов в районе Кавказских Минеральных вод.
  27. Не разрушаем ли мы природную кладовую, которая должна стать экономической базой будущего?
  28. Зачем предприятиям нашего города нужны очистные сооружения?
  29. Мониторинг изменения состояния здоровья жителей  Семикаракорско

          го района.      

  1. Есть ли аномалии тяжелых металлов вдоль автомобильных магистра  лей нашего    города? Их влияние на наше здоровье.

 

 

10- 11 класс

     1.   Может ли 21 век стать веком старения населения?

     2 .  Мог ли быть другой путь освоения планеты, чем тот, который выбрало

           человечество?

  1. Могли ли другие регионы земного шара вместо Европы выполнить роль открывателя мира и объединить его в единое целое?
  2. В каком направлении должна развиваться наука, чтобы найти противоядие от истощения природных ресурсов?
  3. Куда следует направить капиталовложения общества, чтобы сохранить планету и цивилизацию?
  4. Насколько правомерно проведение демографической политики? Не ущемляет ли она права личности?
  5. Каким вы видите демографический портрет планеты к концу 21 века?
  6. Какими возможностями для увеличения производства продуктов питания обладает современная наука?
  7. Что нас ждёт в будущем? ( Сценарий третьего тысячелетия)
  8. Почему именно Атлантический океан стал «великим путём мировой торговли»?
  9. Почему Европа была и остаётся главным районом международного туризма?
  10. Как решить проблему загрязнения окружающей среды автомобильным транспортом? ( В том числе в нашем городе.)

      13. Как адаптироваться провинциальному жителю в крупном городе?

          ( Рекомендации абитуриентам и студентам).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Представление педагогического опыта учителя географии

Представление педагогического опыта учителя географии

Развитие творческих способностей, проектных и исследовательских навыков учащихся, повышение социального статуса знаний

Развитие творческих способностей, проектных и исследовательских навыков учащихся, повышение социального статуса знаний

Что должен знать учитель, который руководит научной деятельностью учащихся

Что должен знать учитель, который руководит научной деятельностью учащихся

Выбора темы исследования, постановка проблемы

Выбора темы исследования, постановка проблемы

Наиболее удачными межпредметными проектами были следующие: «Цена цивилизации» (или «Возможна ли вторая жизнь мусора?»), «Сценарии третьего тысячелетия» (или «Что ждёт нас в будущем?», «В каком…

Наиболее удачными межпредметными проектами были следующие: «Цена цивилизации» (или «Возможна ли вторая жизнь мусора?»), «Сценарии третьего тысячелетия» (или «Что ждёт нас в будущем?», «В каком…

О вполне осознанном выборе и значении исследовательской деятельности для собственного личностного развития свидетельствуют следующие результаты анкетирования учащихся школы: на вопрос “что я ожидал и что…

О вполне осознанном выборе и значении исследовательской деятельности для собственного личностного развития свидетельствуют следующие результаты анкетирования учащихся школы: на вопрос “что я ожидал и что…

Приложение 1. Примерные темы проектно- исследовательских работ по курсу география: 6 класс

Приложение 1. Примерные темы проектно- исследовательских работ по курсу география: 6 класс

Почему Урал и Тянь-Шань имеют разную высоту, в то время как их складки образовались в одно время?

Почему Урал и Тянь-Шань имеют разную высоту, в то время как их складки образовались в одно время?

Может ли 21 век стать веком старения населения? 2

Может ли 21 век стать веком старения населения? 2
Скачать файл