Представление опыта по теме "Сказкотерапия в работе с детьми с ОВЗ"
Оценка 4.8

Представление опыта по теме "Сказкотерапия в работе с детьми с ОВЗ"

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
классное руководство
1 кл—4 кл
01.04.2017
Представление опыта по теме "Сказкотерапия в работе с детьми с ОВЗ"
В сфере образования сегодняшней России одной из основных тенденций является увеличение процента детей с тяжелыми комплексными нарушениями здоровья, нуждающихся в создании специальных условий развития, обучения и воспитания. Наше учреждение столкнулось с проблемой психолого-педагогической помощи детям, имеющим умственную отсталость, на практике. С каждым годом в нашей школе растет количество учащихся, имеющих диагноз ЗПР и легкая умственная отсталость. (Это видно по данным таблицы). Возник вопрос, как быть с такими детьми? Развитие такого ребенка происходит особым образом. И подход к обучению и воспитанию таких «особых» детей также должен быть особым, нетрадиционным, адаптированным под индивидуальные образовательные запросы каждого ребенка, обусловленным характером нарушений их физического и психического развития.
Сказкотерапия в работе с детьми с ОВЗ.docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Ремовская средняя общеобразовательная школа» Инновационная практика Использование сказкотерапии как нетрадиционный метод в обучении детей с ОВЗ в начальной школе                                                       учитель начальных классов Козленко Т.В.                                            Подготовила: 2017 г. Актуальность опыта. В сфере образования сегодняшней России одной из основных тенденций является увеличение   процента   детей   с   тяжелыми   комплексными   нарушениями   здоровья, нуждающихся в создании специальных условий развития, обучения и воспитания.           Наше учреждение столкнулось с проблемой психолого­педагогической помощи  детям, имеющим умственную отсталость, на практике. С каждым годом в нашей школе  растет количество учащихся, имеющих диагноз ЗПР и легкая умственная отсталость. (Это  видно по данным таблицы). Возник вопрос, как быть с такими детьми?         Развитие такого ребенка происходит особым образом. И подход к обучению и  воспитанию таких  «особых» детей также должен быть особым, нетрадиционным,  адаптированным под индивидуальные образовательные запросы каждого ребенка,  обусловленным характером нарушений их физического и психического развития.          С сентября 2016 года при обучении данных детей наша школа стала опираться на  Приказ МинОбрнауки РФ от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении Федерального  Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».                 Являясь   базовой   школой   в   своем   образовательном   округе,   наша   школа   стала участником   программы   «Доступная   среда».   В   рамках   этой   программы   был   оснащен кабинет психологической разгрузки, который сейчас используется в полной мере. Новизна опыта  Новизна опыта состоит в создании системного подхода, основанного на повышении      самостоятельности детей с ОВЗ и расширении возможности их социально­трудовой  адаптации. Опыт является инновационным для нашего образовательного учреждения. На современном этапе модернизации образования наиболее целесообразными и  эффективными являются традиционные и нетрадиционные методы и приемы воздействия.  Нетрадиционные методы в коррекционной работе с детьми с ОВЗ: фитотерапия,  ароматерапия, музыкотерапия, хромотерапия или цветотерапия, рефлексотерапия,  куклотерапия, сказкотерапия, песочная терапия.  Эти методы терапии принадлежат к  числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике.            Исходя из оснащенности кабинета психологии, в своей практике мы стараемся  использовать элементы данных технологий.       Одним из таких нетрадиционных подходов и является применение сказкотерапии, как  элемент сопровождения основного образовательного процесса в общеобразовательном  учреждении, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья.        Мы хотим представить вам наш опыт работы по применению сказкотерапии в работе с  детьми с ограниченными возможностями здоровья во время уроков и на занятиях по  внеурочной деятельности.        Этот способ является одним из самых универсальных и доступных для детского  восприятия. В ходе занятий возможно решение не только эмоциональных и поведенческих  проблем у детей (неврозы, застенчивость, страхи, агрессию), но и приобщение их к книге, знакомство с творчеством писателей­сказочников. Занятия по сказкотерапии дают  мотивацию к литературному творчеству ( через сочинение сказок), тем самым  способствуют развитию речи. Некоторые ребята после занятий просят почитать им сказку,  в которую они погружались во время занятия.  Им вновь хочется восстановить пережитые  эмоции и ощущения.  Метод сказок с терапевтическим эффектом чаще всего применяется с целями:     снижения уровня агрессивности у детей устранения состояния тревожности и страхов развития эмоциональной саморегуляции установления положительных взаимоотношений с другими детьми. Задачи метода сказкотерапии:       развитие речи детей и их познавательной деятельности выявление и формирование творческих способностей снижение уровня агрессивности и тревожности развитие умения эмоциональной регуляции и коммуникативных навыков развитие способности преодолевать трудности и страхи укрепление отношений между ребёнком и родителями.           Наиболее эффективна сказкотерапия в   младшем школьном возрасте, именно в это время   у   ребёнка   очень   сильно   развит   механизм   идентификации,   т.е.   эмоционального объединения себя с персонажем. При помощи ненавязчивых сказочных образов ребёнку предлагаются разные выходы из сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя.              Ребёнок может фантазировать, мечтать и, «примеряя» на себя сказочные образы рыцаря, жадной старухи у корыта, трусливого зайчишки, учиться проигрывать реальные жизненные ситуации.          Но к распределению ролей нужно подходить избирательно. Например, на роль короля, королевы или принцессы нужно выбирать ребёнка с заниженной самооценкой, т.к. дети в ходе игры будут говорить: «Ты самый лучший король!», «Ты самая  красивая принцесса!» На роль трусливого зайчишки нужно выбирать робкого мальчика или девочку, т.к. ребёнок через движения и жесты должен будет рассказать о своих страхах, а остальные участники советами и действиями помогают ему справиться с неуверенностью  и поверить в свои силы. Сказкотерапия интересна ещё и тем, что она позволяет полностью погрузиться в сказку, прочувствовать её. Ведь в основном детям сказки подаются достаточно однообразно – чтение или просмотр мультфильмов, а с развитием массового телевидения читать детям для   связной занятий развития стали   значительно   меньше.   Занятия   помогают   детям   увидеть   сказку   «изнутри»,   стать участником событий.  Занятия с особыми детьми по методу сказкотерапии несут в себе не только обучающий и коррекционно­развивающий   характер,   направленный   на   развитие   личностного     и творческого роста ребёнка, но и воспитывают в нём будущего потенциального читателя, которому будет интересно не только послушать и обыграть сказку вместе со взрослыми, но и прочитать её самостоятельно, задуматься о прочитанном. Сказкотерапия – процесс образования связей между сказочными событиями и поведением ребёнка в реальной жизни, который благодаря своей сказочной форме, расширяет сознание ребёнка, помогает ему взаимодействовать с окружающим миром и формирует позитивное отношение к своему «Я». Существуют   следующие   наработанные   рекомендации   по   практическому   применению «сказочных» речи:  –  прежде  чем  приступить  к проведению  полноценных  занятий  по  сказкам,  необходимо потренировать детей в умении правильно сидеть, расслабляться, чувствовать, выполнять инструкции;  –  почти   все   динамичные   упражнения,   игры   и   танцы   рекомендуется   заканчивать расслаблением   с   фиксацией   внимания   на   дыхании.   Ритмичное   замедленное   дыхание успокаивает   возбужденный   ум   и   помогает   ребенку   полностью   расслабиться;  –  длительность   занятий   зависит   от   возраста   детей   и   их   психических   возможностей  –  в   случае   непредвиденного   утомления   детей   занятие   необходимо   мягко   остановить, объяснив,   что   «волшебная   сила»   иссякла,   и   нет   возможности   сегодня   продолжать путешествие по сказке, что следующая встреча с героями сказки состоится в другой раз;  –  занятия   проводятся   не   только   за   столом,   но   и   у   доски,   на   ковре;  –  сказки   можно   повторять   через   определенные   промежутки   времени.   Дети   любят повторения,   и,   кроме   того,   знакомые   упражнения   воспринимаются   легче,   а   порою   и   с большим интересом;  –  сказки лишь условно можно поделить на простые и сложные, цикл занятий со сказками построен сложному»;  –  именно от педагога зависит, какую атмосферу, какое настроение он создаст, как будет направлять   внимание   детей,   активизировать   и   успокаивать   их. Педагог   должен   тонко чувствовать, в каком ритме и темпе проводить занятия, когда уменьшать или увеличивать количество упражнений;  –  необходимо помнить, что все, выполняемое детьми, даже импровизации, надо поощрять особо!        «Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг   друга,   находить   адекватное   телесное   выражение   различным   эмоциям,   чувствам, состояниям.   Постоянно   используемые   в   сказках   этюды   на   выражение   и   проявление различных   эмоций   дают   детям   возможность   улучшить   и   активизировать   выразительные средства   общения:   пластику,   мимику,   речь.   Путешествия   по   сказкам   пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству.   Эмоционально   разряжаясь,   сбрасывая   зажимы,   «отыгрывая»   спрятанные глубоко   в   подсознании   страх,   беспокойство,   агрессию,   чувство   вины,   дети   становятся мягче,   добрее,   увереннее   в   себе,   восприимчивее   к   людям   и   окружающему   миру,   а, следовательно,   преодолевают   психологическую   боязнь   перед   самостоятельным высказыванием. интенсивность простого   типу   «от   по   к   и Существуют разные формы работы со сказкой. Некоторые из них вы можете видеть  на слайде. Формы работы со сказкой: Анализ сказок. Цель — осознание и интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией. Рассказывание сказок. Можно рассказывать сказку одному ребенку или группе от первого лица, в частности от  имени сказочного персонажа. Данный прием позволяет поставить себя на место другого. Переписывание и дописывание сказок. Переписывая сказку, ребёнок выбирает сам наиболее соответствующий его внутреннему  состоянию поворот сюжета. Человек находит тот вариант разрешения ситуации, который  позволяет освободиться от своего внутреннего напряжения. Сочинение сказок. Сказка сочиняется ребёнком в соответствии с собственным жизненным путём. Воспитатель предлагает сочинить сказку клиента о своей жизни. В ней дается не просто описание жизни  главного героя, а в образной форме рассказывается об основных жизненных этапах. Постановка сказок (с помощью кукол, по ролям). С помощью кукол. Дети вместе со своими куклами занимают места в зрительном зале.  Ведущий начинает рассказывать сказку. Актеры, выходят на сцену тогда, когда ведущий  расскажет о их персонаже. На то время, пока персонаж в сказке не участвует, актер  возвращается в зрительный зал. Актеры водят кукол молча, весь текст проговаривает  ведущий за кадром.  Конечно же,  в  процессе  работы  со  сказками,  особенно детям  с  ОВЗ, необходимо выплеснуть те эмоции, которые находятся у них внутри, а для этого, как нельзя лучше подходят такие формы работ, как аппликация, рисование, лепка. Ребенок, работая с тем или иным цветом, несет нам информацию о том, как взволновала его та или иная проблема и каким образом на уровне своего подсознания, он к ней относится. Для детей с ОВЗ очень полезным может быть изготовление кукольного персонажа после прочтения какой­либо сказки. Наша задача­ помочь не только ее изготовить, но и научить   ребенка   манипулировать   данной   игрушкой,   наблюдая   за   разговором,   который будет производить ребенок, снять психическое напряжение. Манипуляции   с   куклами   позволяют   достичь   более   длительной   эмоциональной устойчивости,   приводят   к   развитию     коммуникативных   навыков,   мелкой   и   грубой моторики.   Игры   с   куклами   помогают     производить   коррекцию   страхов   и   строить профилактическую работу с ними, влияют на самосознание ребенка и его отношение к внешнему миру ­ а это, как нельзя лучше, способствует развитию детей с ОВЗ. Предоставление ребенку выбора­ какую куклу изготовить­ красавицу с огромными голубыми глазами или дурнушку с кривым носом позволяет диагностировать внутренние скрытые проблемы ребенка. А рассказывание сказки о том, что происходило и происходит с данным персонажем, позволяет «услышать» то, что на самом деле волнует ребенка. Прекрасным дополнением к сказкотерапии можно отнести и песочно­музыкальную терапию, когда при сотворении песочной сказки ребенок и видит то, что происходит, и слышит музыку, которая настраивает его на определенный  лад восприятия сказки. Контактируя с песком, ребенок выплескивает в жизнь свои эмоции и переживания, а педагог, находящийся рядом, может увидеть проблему, попытаться скорректировать её, провести терапевтические мероприятия. Использование сказкотерапии для детей с ОВЗ позволяет раскрепостить их, помочь организоваться таким образом, чтобы проблем, находящихся внутри них, становилось как можно меньше, и эти дети могли бы иметь пути для осуществления контроля над решением своих жизненных трудностей. Дети с большим удовольствием участвуют в постановках различных сказок,  подготовке костюмов, декораций. Работая со сказкой, дети с ограниченными возможности  здоровья учатся осознавать, что в каждом человеке могут быть страшные (мысли, страхи,  желания), они мучают нас. Если мы готовы не бояться, а прямо встретиться с этим, то  наступит облегчение, откроется новый мир.   Сказкотерапия оказывает воздействие на эмоциональное состояние ребенка  мотивацию его поступков, на внутренний мир и нравственные ориентиры в условиях  социализации личности обучающихся. Занятия по сказкотерапии помогают детям развивать воображение и фантазии, развивают силу голоса, интонационную выразительность.  Сказкотерапия способствует развитию умению свободно общаться друг с другом,  внимательно и терпеливо слушать других, активизируется творческое мышление.         Таким образом, можно сделать вывод, что сказкотерапия является эффективным  методом работы с особыми детьми. Т.к. данный метод позволяет решать проблемы  эмоционально­волевого контроля поведения. Он знакомит детей с книгами, приобщает к  литературе, а также мотивирует детей к творчеству, через совместное сочинение сказок.  Сказкотерапия развивает личность ребенка посредством многогранного воздействия.  Развивает лидерские качества, речь, воображение, мышление, а также способствует  устранению таких неблагоприятных качеств как: нерешительность, страхи, агрессию и т.д В нашей школе на протяжении полугода учителями начальных классов и педагогом­ психологом, метод сказкотерапии используется на практике. Нами оформлена и  напечатана наглядность: разнообразные карточки, таблицы, пособия. Разрабатываются  конспекты уроков с использованием материалов по сказкотерапии для младших  школьников с ОВЗ.  Продуктивность опыта.                  Сказка   является   эффективным   развивающим,   коррекционным   и,   безусловно, психотерапевтическим средством в работе с детьми с ОВЗ. Использование сказкотерапии в работе с детьми, имеющими ОВЗ, обусловило  положительную динамику  в развитии  их речи,   что   подтверждается   данными   промежуточного   тестирования   детей.     Исходя   из данной диаграммы видно, что уровень общей тревожности обучающихся с ОВЗ начинает постепенно снижаться. Хотя времени прошло совсем немного. Использование этого метода в сочетании с современными компьютерными технологиями повышает эффективность   коррекционной   работы   на   занятиях   с   психологом,   в   более короткие сроки решаются поставленные задачи, повышается интерес к процессу обучения, развиваются навыки самостоятельной работы и самоконтроля.   Мы хотим предложить вам видеофрагменты занятий с детьми с ОВЗ с использованием  сказкотерапии. Первый фрагмент­ «Сказка о разноцветной звезде» и работа по сказке  «Теремок». Русская народная сказка «Теремок» Цель: развитие групповой сплоченности, воображения, творческой активности, овладение  невербальными средствами общения, умения взглянуть на себя со стороны, освоение новых способов поведения. Работа со сказкой   Роли сказочных персонажей распределялись по карточкам, на выбор или с помощью  считалочки. У детей была возможность побывать в роли любого сказочного героя.   Перед началом постановки сказки педагог вместе с детьми даёт характеристику каждому  герою, наделяет его определёнными обязанностями.   После показа сказки педагог предлагает ученикам обсудить свои впечатления: «Что  понравилось или не понравилось? Получилась ли роль? Для чего звери стали жить вместе?  Какой получился теремок?   В дальнейшем детям предлагается рисование сказки, любимого сказочного персонажа.  Примерное занятие с элементами сказкотерапии с детьми­инвалидами: ЦЕЛЬ: развитие у детей способностей к сочувствию и сопереживанию; формирование  коммуникативных навыков; повышение самооценки, чувства собственной ценности;  повышение сплочения группы, профилактика конфликтов, развитие мелкой и общей  моторики. ХОД ЗАНЯТИЯ. 1.  Вхождения в сказку «ЗВОНОЧЕК». ­ Ребята, сегодня, чтобы попасть в сказку, волшебную силу нам дадст звоночек, но не  простой а волшебный. Расслабьтесь, закройте глаза и слушайте звон. Чем внимательнее вы  будете слушать, тем больше силы получите. Открывайте глаза, мы уже в сказке. Сказка о разноцветной звезде. « Высоко­высоко в темном небе, на одной огромной звездной поляне жили­были звезды.  Было их очень много и все они были очень красивыми. Люди на земле каждую ночь  любовались ими. Но все эти звезды были разных цветов. Здесь были красные звезды, и тем,  кто рождался под их светом, они дарили смелость. Такие люди становились храбрыми и  отважными. Были и синие звезды ­ они дарили людям красоту. Тот, кто рождался под  светом этой звезды, становился очень красивым. Были на поляне и желтые звезды ­ они  одаривали людей умом. А еще на поляне были зеленые звезды ­ тот, кто рождался под  светом их зеленых лучей, становился очень добрым, видел во всех людях хорошее, помогал им. И вот однажды на звездном небе что­то вспыхнуло! Все звезды собрались посмотреть,  что же произошло. А это на небе появилась еще одна маленькая звездочка. Но она была  абсолютно… белая! 2.Упражнение «Воображаемая звезда». ­ Сейчас, мы будем передавать их рук в руки звездочку! Но это звезда не простая, а  волшебная! У каждого в руках она меняется. Вот, например, у меня в руках она маленькая, вот такая (показываю), а еще она ­ золотая. А у вас какая? (каждый ребенок описывает  свою звездочку, и по возможности, показывает руками ее качества: большая – маленькая,  горячая – холодная). Детям предлагается выбрать звездочку из цветной бумаги и прикрепить к одежде. «Огляделась звездочка вокруг и даже зажмурилась: сколько прекрасных звезд вокруг!  ­ Кто вы? – прошептала звездочка. И звезды стали представляться. ­ Я – красная звезда! Я  делаю людей смелыми! ­ Я – синяя звезда! Я дарю людям красоту! ­ Я – желтая звезда! Я делаю людей умными! ­ А  – зеленая звезда! Я одариваю людей добротой! ­ А ты, какая звезда? Что ты умеешь? Звездочка посмотрела на свои лучи и погрустнела: ­ А я  ничего я не умею. Так расстроилась, что чуть не заплакала». ­ Ребята, как вы думаете, что сделали звезды? (дети предлагают варианты). ­ Ребята, хотите узнать, чем закончилась сказка?  «Каждая звездочка подлетела к белой звездочке, легонько прикоснулась к ней своими  цветными лучами, и на ней оставалось разноцветное светящееся пятнышко. А когда к ней  прикоснулись все звездочки, она стала…   3. Рисование «Звездочки». ­ Ребята, понравилась вам сказка? Давайте подумаем, что же с ней произошло дальше?  А  сейчас я хочу предложить следующее: «Посмотрите на эти звездочки! (детям раздаются  маленькие белые звездочки) Они пока белые как звездочка из сказки. Но вы можете  раскрасить их так, как считаете нужным. Давайте вспомним, какие цвета были у наших  звезд. Если для кого­то очень важна смелость, то в звездочке больше будет красного цвета.  Если для кого­то более важны ум, красота и доброта, то желтого, синего и зеленого. Таким образом, у каждого должна оказаться своя неповторимая в своей «разноцветности»  звезда. 4. Этюд «Звезда». Дети становятся в круг, вытянув руки – лучи в сторону, ноги на ширине плеч (Выбирается  белая звездочка). Белая звездочка сидит на корточках, опустив голову, а потом постепенно рождается, выпрямляясь, «расправляя» лучики и оглядываясь. Дети по очереди касаются  звездочки руками (легко, нежно). ­ Ну а теперь пора возвращаться обратно. 5.Заключительный этап. ­ Закройте глаза и слушайте звоночек. Молодцы, ребята! Открывайте глаза мы снова в  школе, наш урок закончен.

Представление опыта по теме "Сказкотерапия в работе с детьми с ОВЗ"

Представление опыта по теме "Сказкотерапия в работе с детьми с ОВЗ"

Представление опыта по теме "Сказкотерапия в работе с детьми с ОВЗ"

Представление опыта по теме "Сказкотерапия в работе с детьми с ОВЗ"

Представление опыта по теме "Сказкотерапия в работе с детьми с ОВЗ"

Представление опыта по теме "Сказкотерапия в работе с детьми с ОВЗ"

Представление опыта по теме "Сказкотерапия в работе с детьми с ОВЗ"

Представление опыта по теме "Сказкотерапия в работе с детьми с ОВЗ"

Представление опыта по теме "Сказкотерапия в работе с детьми с ОВЗ"

Представление опыта по теме "Сказкотерапия в работе с детьми с ОВЗ"

Представление опыта по теме "Сказкотерапия в работе с детьми с ОВЗ"

Представление опыта по теме "Сказкотерапия в работе с детьми с ОВЗ"

Представление опыта по теме "Сказкотерапия в работе с детьми с ОВЗ"

Представление опыта по теме "Сказкотерапия в работе с детьми с ОВЗ"

Представление опыта по теме "Сказкотерапия в работе с детьми с ОВЗ"

Представление опыта по теме "Сказкотерапия в работе с детьми с ОВЗ"

Представление опыта по теме "Сказкотерапия в работе с детьми с ОВЗ"

Представление опыта по теме "Сказкотерапия в работе с детьми с ОВЗ"

Представление опыта по теме "Сказкотерапия в работе с детьми с ОВЗ"

Представление опыта по теме "Сказкотерапия в работе с детьми с ОВЗ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017