Представление педагогического опыта "Групповые формы работы".
Оценка 4.7

Представление педагогического опыта "Групповые формы работы".

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
классное руководство
Взрослым
11.04.2017
Представление педагогического опыта "Групповые формы работы".
выступление.docx
Групповые формы работы – способ формирования коммуникативных УУД младших школьников.   Одним из важнейших направлений модернизации российского образования является   обновление   его   содержания.   Федеральные   государственные образовательные стандарты начального общего образования ориентируют на   развитие   важнейших   социальных   компетентностей   школьников, достижение ими не только предметных, но и личностных,  и метапредметных результатов. Среди   выделяемых   федеральным   стандартом   метапредметных   умений особое место занимают коммуникативные учебные действия. Сегодня   я   более   подробно   остановлюсь   на   формировании   именно коммуникативных ууд.    Общение   является   главным   механизмом   передачи   социального   опыта,   а сформированные умения коммуникации – важнейшим условием и средством успешного   освоения   содержания   образования   и   эффективного, плодотворного общения в целом. Но   существует   проблема   процесса   формирования   УУД   в   школе   –   это преобладание   фронтальной   формы   организации   учебных   занятий.   Для становления   личностных,   регулятивных   и   коммуникативных   действий требуется,   чтобы   школьники   в   учебном   процессе   активно взаимодействовали между собой и с педагогами.   Так каковы же способы формирования и отслеживания в учебном процессе важнейших   социальных   умений   (коммуникативных,   рефлексивных, организаторских)? Как   построить   учебное   занятие,   чтобы   ученик   мог   осваивать   предметные знания   и   одновременно   навыки   коллективного   труда,   умения коммуникации?   Тема выступления моего выступления:       Групповые формы работы – способ формирования коммуникативных УУД младших школьников.   По­моему   мнению,   одной   из   наиболее   эффективных   форм   работы   в начальной   школе   является   групповая, которую   я   использую   как   можно чаще. Целью групповой работы является активное вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала. Именно   во   время   групповой   работы   формируются   такие   базовые компетентности,   как:   информационная,   коммуникативная,   проблемная, рефлексивная. Практика показывает, что ученики с низкими учебными возможностями в группах высказываются   чаще,   чем   обычно,   в   10­15   раз,   они   не   боятся   говорить   и спрашивать.   Это   говорит   о   повышении  их   активности,   позволяющей   успешнее формировать знания, умения и навыки. Групповая форма работы даёт большой эффект не только в обучении, но и в воспитании учащихся. Учащиеся, объединившиеся в одну группу, привыкают работать   вместе,   учатся   находить   общий   язык   и   преодолевать   сложности общения.   Сильные   учащиеся   начинают   чувствовать   ответственность   за   своих менее   подготовленных   товарищей,   а   те   стараются   показать   себя   в   группе   с лучшей стороны.   Таким   образом,   группы   выполняют   коммуникативную   (направленную   на создание   и   сплочение   коллектива)   и   личностно   –   ориентированную (направленную на самоорганизацию) функции.   С первого класса мои ученики работают в малых группах – это пара. Чаще всего   это   статическая   пара,   образованная   из   детей,   сидящих   за   одной партой, но можно сформировать пару по принципу “сильный – средний”, а со слабыми работать самому. Я считаю, что работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее.   У   них   повышается   интерес   к   выполнению   заданий (положительная мотивация). Позднее   это   могут   быть   взаимопроверки,   взаимодиктанты,   взаимообмен заданиями, составление текстов и т.д.   При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они   выступают   в   роли   учителя),   постоянно   готовиться   к   ответу   (для   ребёнка очень   важно,   чтобы   его   спросили),   учатся   говорить,   отвечать,   доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравится. А так как дети ограничены временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока. Парной работой может быть охвачен одновременно весь класс, часть класса, отдельные   учащиеся.   Так,   например,   если   тема   урока   уже   хорошо   усвоена сильными учениками, только начинает осознаваться средними и пока непонятна слабым,   учителю   целесообразно   дать   задание   парам,   сформированным   по принципу “сильный – средний”, а со слабыми работать самому. В другом случае сильные могут обучать слабых, а средние – работать индивидуально. Вариантов здесь может быть множество.   Также на своих уроках использую работу в     динамических парах   с целью выработки предметных умений, отработки навыков, творческого применения знаний,   обучения   учащихся   планированию,   контролю,   оценке   учебных действий. Полезна она для формирования понятий, так как позволяет провести наблюдения над различным материалом, найти общее и обобщить существенные признаки этого понятия. Динамическая   пара   –   это   группа   из   четырёх   человек,   работающих   попарно. Сначала   работают   дети,   сидящие   за   одной   партой   (первая   пара),   затем разворачиваются к соседям, сидящим за следующей партой в ряду, и образуют новые пары (вторая пара). После   завершения   работы   в   парах   необходимо   обсуждение,   проводится рефлексия.     Когда   навыки работы в парах уже отработаны, можно перейти к работе в группах. Как же строится работа в группах?   1.   Важный   момент   в   организации   этой   работы   ­   разделение   класса   на группы. Способов разделения существует множество: По желанию Случайным образом По определенному признаку По выбору «лидера». По выбору педагога. 1. По желанию. Объединение   в   группы   происходит   по   взаимному   выбору.   Задание   на формирование   группы   по   желанию   может   даваться,   как   минимум,   в   двух вариантах: Разделитесь на группы по … человек. Разделитесь на … равные группы. 2. Случайным образом. Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей случая) дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют  между  собой либо даже враждуют.   Работа   в   такой   группе   развивает   у   участников   способность приспосабливаться   к   различным   условиям   деятельности   и   к   разным   деловым партнерам. Этот метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед учителем стоит задача научить детей сотрудничеству. Метод также может использоваться в классах, в которых между учениками сложились в целом доброжелательные отношения.   Но   в   любом   случае   педагог   должен   обладать   достаточной компетентностью в работе с межличностными конфликтами. Способы   формирования   «случайной»   группы:   жребий;   объединение   тех,   кто сидит   рядом   (в   одном   ряду,   в   одной   половине   класса);   с   помощью импровизированных «фантов» (один из учеников с закрытыми глазами называет номер группы, куда отправится ученик, на которого указывает в данный момент педагог) и т.п. 3. По определенному признаку. Такой   признак   задается   либо   учителем,   либо   любым   учеником.   Так,   можно разделиться по первой букве имени (гласная – согласная), в соответствии с тем, в   какое   время   года   родился   (на   четыре   группы),   по  цвету   глаз   (карие,   серо­ голубые, зеленые) и так далее. Этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может объединить детей,   которые   либо   редко   взаимодействуют   друг   с   другом,   либо   вообще испытывают   эмоциональную   неприязнь,   а   с   другой   –   изначально   задает некоторый общий признак, который сближает объединившихся учащихся. Есть нечто, что их роднит и одновременно отделяет от других. Это создает основу для эмоционального принятия друг друга в группе и некоторого отдаления от других (по сути дела – конкуренции). 4. По выбору «лидера». «Лидер» в данном случае может либо назначаться учителем (в соответствии с целью,   поэтому   в   качестве   лидера   может   выступать   любой   ученик),   либо выбираться детьми. Формирование групп осуществляется самими «лидерами». Например,   они   выходят   к   доске   и   по   очереди   называют   имена   тех,   кого   они хотели бы взять в свою группу. Наблюдения показывают, что в первую очередь «лидеры»   выбирают   тех,   кто   действительно   способен   работать   и   достигать результата. Иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план. В том случае если в классе есть явные аутсайдеры, для которых ситуация набора в команду может быть чрезвычайно болезненной, лучше или не применять этот способ, или сделать их «лидерами». 5. По выбору педагога. В   этом   случае   учитель   создает   группы   по   некоторому   важному   для   него признаку,   решая   тем   самым   определенные   педагогические   задачи.   Он   может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды. При этом организатор групповой работы может объяснить принцип объединения, а может уйти от ответа на вопросы участников по этому поводу.   2.   Организуя   работу   в   группах,   использую   следующие   виды   работы: «Мозговой штурм», игра «Продолжи», «Охота за сокровищами», «Снежный ком», «Смотр знаний», «Пазлы», прием «Зигзаг» и другие. Больше всего моим детям нравится «Снежный ком» Мозговой штурм. Используется для генерации идей. Соблюдается жесткий регламент. Распределяются роли внутри группы (ведущего, секретаря, хронометриста). После   выработки   коллективного   решения   внутри   группы   делаются   доклады   / сообщения от разных групп. Игра «Продолжи». Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке». Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при описании иллюстрации   или   картины,   на   уроке   окружающего   мира   при   составлении рассказа о каком­либо животном). Охота за сокровищами. Учитель составляет вопросы, которые могут требовать, как знаний фактов, так и осмысления или понимания. Учащийся   или   группа   должны   ответить   на   вопросы,   используя   ресурсы интернета, дополнительную литературу, учебник. Снежный ком. Это   работа   в   группе,   которая   начинается   с   решения   индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные  задания и самостоятельно выполняют их. После   этого  следует работа  в парах.  В  парах  учащиеся  предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее. Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них. В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе. Пазлы. Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или   сами   учебные   материалы,   с   помощью   которых   они   изучают   основы предложенной части темы. После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы. Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы. В заключение работы делают выводы. Прием «Зигзаг». Учащиеся   организуются   в   группы   по   4­5   человек   для   работы   над   учебным материалом, который разбит на фрагменты. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания.   3. Работа в группах не может существовать без определённых правил. В   начальной   школе   возможно   предложить   детям   простые   правила совместной работы, с помощью которых учащиеся смогут контролировать себя   и   провести   рефлексию.   В   3­4   классах   такие   правила   (или   критерии оценки работы) ученики могут вырабатывать сами. В моём классном коллективе разработаны следующие правила совместной работы: 1) работать дружно: быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего 2) работать по алгоритму (плану) 3) своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца 4)   качественно   выполнять   работу   (аккуратно,   без   ошибок),   соблюдать   технику безопасности 5) каждый из группы должен уметь защищать общее дело и свое, в частности. 4. Каковы же функции учителя во время групповой работы 1.организовывать. 2. контролировать 3. участвовать 4. предлагать 5. оценивать 6. выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.   Из опыта работы могу сказать следующее:  групповая форма работы имеет немало достоинств. Повышается учебная и познавательная мотивация. Снижается   уровень   тревожности   учащихся,   страха   оказаться   неуспешным, некомпетентным в решении каких­то задач. В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. Улучшается психологический климат в классе. Может   быть   использована   во   внеурочной   деятельности,   в   организации проектной деятельности и внеклассной работе.   Но  в своей деятельности я столкнулась и с трудностями….   Групповой   работе   надо   сначала   научить.   Для   этого   учитель   должен потратить время на каких­то уроках. Приучить детей работать по правилам. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна. Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий. При   непродуманном   комплектовании   групп   некоторые   ученики   могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.   Используя   групповые   формы   работы,   я   формирую   у   учащихся коммуникативные ууд. Совместно с психологической службой проводится систематическое   отслеживание   результатов   по   формированию коммуникативных УУД.   Диагностика   «Исследование уровня сформированности коммуникативных УУД». Цель: изучить уровень сформированности коммуникативных ууд. ¨        Методика «Рукавички», наблюдение (1­2 классы). ¨        Методики   «Совместная   сортировка»   и   «Дорога   к   дому»,   наблюдение   (3­4 классы). Эти   методики   подобраны   с   учетом   возрастных   особенностей,   а   также позволяют оценить достигнутый уровень метапредметных результатов. Критерии : ­   продуктивность   совместной   деятельности   оценивается   по:   правильности распределения   полученных   фишек,   а   также   степени   сходства   нарисованных дорожек с образцами; ­   умение   договариваться,   приходить   к   общему   решению,   умение   убеждать, аргументировать и т.д.; ­ взаимный контроль по ходу выполнения деятельности; ­ взаимопомощь по ходу выполнения заданий (ориентиры и высказывания в адрес партнера); ­ эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием   и   интересом),   нейтральное   (взаимодействуют   друг   с   другом   в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).   Учащиеся моего класса демонстрируют следующие результаты:   Результаты диагностики коммуникативных УУД Класс/  крите­ рий Продуктивность  (кол.,чел/%) Умение  договариваться Взаимный  контроль Взаимопомощь В Ср Н В Ср Н В Ср Н В Ср Н + Эмоц.  отношение +/­ 18/ 75,0 24/ 100 ­ 6/ 25,0 80,1 19,8 36,6 63,3 32 Ср.зн  (%) 4/ 16,7 22,3 20/ 83,3 70,4 ­ 7,1 ­ ­ 24/ 100 98,0 ­ 2,0 ­ ­ 24/ 100 100 ­ ­ ­ ­   В ходе диагностики  можно наблюдать следующие данные: ­   100   %  учащихся   оказались   достаточно   продуктивными,  т.е.  работая  в   паре, учащиеся данного класса могут достигать общей цели, причем 16,7 % учащихся достигли высокой продуктивности, остальные ­ в пределах нормы; ­ 100 % учащихся демонстрируют умение договариваться, т.е. учащиеся данного класса могут, работая в паре, приходить к общему решению, умеют убеждать и аргументировать на достаточном уровне; ­ взаимный контроль также осуществляют все учащиеся на достаточном уровне; ­ по критерию «взаимопомощь» 100 % демонстрируют достаточный уровень, т.к. учащиеся   данного   класса   высказывая   какие­либо   ориентиры   старались подбирать достаточно доступные формы речи; ­ к совместной деятельности учащиеся 3 класса относятся по­разному: 75,0 % учащихся относятся нейтрально, т.е. взаимодействуют друг с другом в силу   необходимости,   25,0   %   ­   позитивно   –   работают   с   удовольствием   и интересом.   По   результатам   диагностики   можно   сделать   вывод,   что   наблюдается положительная   динамика   по   всем   критериям.     Эта   информация   находит своё   отражение   в   Журнале   классного   руководителя,   далее   в   портфолио учащихся.   Ученики 3 класса умеют   взаимодействовать с одноклассниками, обладают хорошим словарным запасом и активно им пользуются. А   самое   важное,   благодаря   формированию   коммуникативных   ууд,   мой класс – это дружный класс! Это не только общие весёлые развлечения, но и умение воспринимать чужие неприятности и вовремя прийти однокласснику на помощь. Дружный класс ­ это когда много "я" переходит в одно большое "мы". Завершая своё выступление, хочу сказать, что в   групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы. Оригинальное   построение,   новизна   приёмов   –   очень   важные   факторы, способствующие повышению качества обучения, но право выбора всегда остаётся за учителем.

Представление педагогического опыта "Групповые формы работы".

Представление педагогического опыта "Групповые формы работы".

Представление педагогического опыта "Групповые формы работы".

Представление педагогического опыта "Групповые формы работы".

Представление педагогического опыта "Групповые формы работы".

Представление педагогического опыта "Групповые формы работы".

Представление педагогического опыта "Групповые формы работы".

Представление педагогического опыта "Групповые формы работы".

Представление педагогического опыта "Групповые формы работы".

Представление педагогического опыта "Групповые формы работы".

Представление педагогического опыта "Групповые формы работы".

Представление педагогического опыта "Групповые формы работы".

Представление педагогического опыта "Групповые формы работы".

Представление педагогического опыта "Групповые формы работы".

Представление педагогического опыта "Групповые формы работы".

Представление педагогического опыта "Групповые формы работы".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.04.2017