Представления о любви у подростков
Оценка 5

Представления о любви у подростков

Оценка 5
Работа с родителями
docx
детская психология
6 кл—8 кл
02.03.2022
Представления о любви у подростков
Предлагаются рекомендации психолого-педагогического характера для педагогов и родителей. Материалы статьи могут быть полезны в работе классных руководителей, школьных психологов и социальных педагогов, например на консультациях и родительских собраниях по тематике связанных с представлениями о любви у подростков.
Представления о любви у подростков..docx

Аннотация. Рассматривается любовь в представлениях о ней у подростков. Предлагаются рекомендации психолого-педагогического характера для педагогов и родителей. Материалы статьи могут быть полезны в работе классных руководителей, школьных психологов и социальных педагогов, например на консультациях и родительских собраниях по тематике связанных с представлениями о любви у подростков.

Ключевые слова:  подросток, любовь, представление.

 

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЛЮБВИ  У ПОДРОСТКОВ.

Нынешним подросткам одновременно и проще и сложнее вступать в любовные отношения, чем их сверстникам в прошлые времена. С одной стороны, современный ритуал ухаживания проще традиционного, но с другой – отсутствие чётких правил, регулирующих отношения между юношами и девушками, создаёт ситуацию неопределённости, тяжело пережимаемую некоторыми подростками. Как себя вести  во время первого свидания, как и когда можно целоваться, что следует говорить и чего нельзя, как переходить к более откровенным ласкам и т.д. Как пишет И.С. Кон в своей книге «Введение в сексологию», «ухаживание - это игра по правилам, которые, с одной стороны, весьма жёстки, а с другой – довольно неопределенны. Не заботиться об этих правилах может лишь тот, кто уже овладел ими или кто целиком поглощён любовью. Первое даётся опытом, второе – глубиной и зрелостью чувства»

Романтические отношения могут возникать при совместном проведении времени на прогулках, при посещении музеев, театров, танцев, кино и т.д. Подростки нередко отождествляют себя с популярными персонажами и стремятся соответствовать внешним формам их поведения. Они тонко чувствуют происходящее с их телом и душой метаморфозы. Одних это смущает. Другие гордятся собой. Стремление нравиться становится одним из значимых стремлений. Взгляд обретает особую цену: «Он на меня так смотрит! Я ему нравлюсь!» Взаимные взгляды и улыбки уже ко многому обязывают. Это  как бы немой обет к предпочтению другим. Другой становится предметом неотступного внимания, что побуждает его к ответному поведению в таком же духе. Если ответных взглядов нет, то подросток сильно и остро страдает. У девочек переживания прорываются в слёзы и отчаянные возгласы: «Он меня не любит!» Особую цену приобретают прикосновения. Руки становятся проводниками внутренней напряжённости, связанной с физическим и психическим  обретением тела. Эти намагниченные прикосновения запоминаются душой и телом на всю последующую жизнь. Поэтому очень важно одухотворить отроческие отношения, но не принизить их. Именно в эту пору многие отроки, стремясь  сохранить свои переживания для самих себя, начинают писать дневник, стихи и т.д. Романтическое отношение к представителю другого  пола побуждает к мечте, к фантазиям, где осуществляются самые невероятные замыслы и сбываются надежды. Мечты и фантазии развивают рефлексию и смелость в решении вымышленных или реальных коллизий. Отрок учится действовать в своих фантазиях, но отрабатывает свои действия и поступки по-настоящему, переживая их и рефлексируя на все возможные ситуации.

Отроческая влюблённость может, оказаться истинной любовью. Но такие случаи редки – они не правило, а исключение. Обычно отрок страдает от любви, слёзы накатываются не его глаза. Многие отроки не переживают столь открыто и экспрессивно своих чувств. Однако и они мечтают о ком-то прекрасном, а найдя в толпе сверстников симпатию, открыто не смотрят в глаза другому, милому, а лишь тайно посматривают в моменты, когда, как им кажется, никто не наблюдает за ними. Безусловные воздыхатели любят столь же кратко, как и их более открытые сверстники. Иногда подросток, больше любит свою мечту о другом, чем его самого. Первые чувства оказывают на юную душу столь сильное воздействие, что многие люди уже в зрелые годы вспоминают именно эти чувства и предмет сердечной склонности, давно растворившийся в реальной жизни в течение лет.[1]

У детской любви своя жизнь. Эта жизнь столь  прекрасна и столь ошеломительно опасна, что её переливы и противоречия нередко во многом определяют развитие Человека в человека. Это понимают дети. Это понимало Человечество. Это нередко не желают понимать педагоги и родители. Когда мы говорим о чистой детской влюблённости, мы имеем в виду детское чувство, детское увлечение, детскую потребность испытывать счастье от сознания определённой духовно-чувственной общности с другим человеком противоположного пола. Ю. Азаров склонен определить детскую влюблённость как эмоциональное состояние, которое не несёт в себе осознанного сексуального мотива. Выражение этой влюблённости – взгляд, слово, смех, разговоры, записка, письмо, совместное посещение кино, театра, катка. Это  и готовность помочь и прийти в трудную минуту на помощь, это и умение выслушать, понять настроение другого.

Ребёнку приходится постоянно осваивать своё новое тело, улавливать новые желания, которых раньше не было и которые гулко заявляют о себе. Рост изнутри, преобразования мозга, сердца, нервной системы – к этому нельзя привыкнуть, ведь ничего не повторяется, всё только один раз. Новая энергия скапливается в душе ребёнка и она требует выхода. Если не дать её выйти – непременно случится беда. Бесконечные подавления желаний и потребностей всегда приводят к внутренним конфликтам. Одним из самых трудных вопросов детской жизни является проблема эмоционального развития ребёнка. Все дети без исключения проходят через сложный процесс сексуального созревания, через внутренний сексуальный взрыв. И конечно, есть дети с высокой чувственностью, дети, у которых сексуальная энергия нуждается в постоянном переключении. Для этого надо, чтобы эмоциональная жизнь подростка была наполнена позитивными эмоциями.

Ребёнок больше, чем взрослый, нуждается в одухотворённой взаимной симпатии. Детская влюблённость – это - то прекрасное чудо человеческой жизни, которое может оказать влияние на всю судьбу человека. Ребёнок без романтической влюблённости чахнет, как чахнет взрослый человек без надежды, без веры, без радости, без счастья. Опасно, если чувство захватывает подростка настолько, что он не в состоянии работать и думать о чём-либо другом. Если любовь к человеку затормозила развитие такой важной добродетели, какой является трудолюбие (имеется в виду любая деятельность – учебная, хозяйственная, организаторская, конструкторская, художественная), то такая любовь неизбежно обречена на перерождение.[2]

Если любовь девочки к мальчику (или наоборот) только расслабляет, только уводит от действительности, то она неизбежно творит зло. Любить – значит лучше работать, это единственное педагогическое кредо, которое может и должно уберечь детскую любовь, дать ей право на законную жизнь.

Невмешательство родителей в личную сферу жизни подростка создаёт для него обстановку доверия и деликатности, которые защищают его сокровенные чувства. Если по каким-либо соображениям он не желает разговаривать на эту тему, не надо настаивать, выспрашивать.[7]

К концу подросткового возраста, появляется потребность в близком друге, возникают особые нравственные требования к дружеским взаимоотношениям: взаимная откровенность, взаимопонимание, отзывчивость и чуткость, умения хранить тайну. «Родство душ» становится с возрастом всё более значимым фактором, определяющим личные взаимоотношения подростков. Овладение нравственными нормами составляет важнейшее личностное приобретение подросткового возраста. К концу этого возраста у подростков возникает интерес и к другу противоположного пола, стремление нравиться и, как следствие этого, появляется повышенное внимание к своей внешности, одежде, манере поведения. Вначале интерес к человеку другого пола нередко приобретает характерное для подростков необычное внешнее выражение. Мальчики начинают задирать девчонок, они в свою очередь жалуются на мальчишек, сами доставляют им неприятности, однако такое повышенное взаимное «внимание» со стороны сверстников тем и другим доставляет, по-видимому, явное удовольствие. Позднее характер межполовых отношений меняется, появляется застенчивость, скованность и робость, иногда сопровождаемые сохранением «странной» внешней атрибутики в поведении: напускное равнодушие, презрительное отношение к сверстнику противоположного пола и т.п.

В 7-8 классах между мальчиками и девочками появляются более  романтические отношения, они начинают писать друг другу записки, назначают свидания, вместе гуляют по улицам, ходят в кино. На основе таких взаимоотношений у подростков возникает желание становиться лучше, появляется потребность к самосовершенствованию. В этом  возрасте большинство детей начинают заниматься самовоспитанием.[3]

         Размежевание мальчиков и девочек в играх завершается обыкновенно к 8-9-ти годам. Именно в эту пору может возникнуть первая сердечная склонность. Это отнюдь не дружеское расположение, а любовное чувство. Когда у подростков пробуждается половое влечение, оно выражается в эротических сновидениях с извержением жидкости в постель (так называемые поллюции). В этом возрасте бывает и влюблённость. Характерно, что предмет влюблённости не является подростку в его сновидениях в качестве предмета полового желания. Отмечается раздвоение: влюблённость, как правило, «бестелесная», в девочку-ровесницу и половое влечение к женщинам более старшего возраста. В 11-12 лет девочки и мальчики не очень хорошо ладят между собой, но их «взаимное притяжение» усиливается. Это уже «вторая любовь»; нередко мальчики выражают её тем, что дёргают девочек за косы, толкают, могут и подколоть. Самым красивым девочкам достаётся больше всего. Педагогам стыдливо именуют дружбой влюблённость двенадцатилетних.

В подростковом возрасте появляются первые признаки влечения к противоположному полу, первые признаки сексуальности. У девочек это чувство окрашено обычно в романтические тона. Для них характерны мечты о герое, о своём «принце». Нередко у них возникает и чувство влюблённости, чаще в более старшего мальчика или даже во взрослого. Почти всегда эта «первая любовь» не то что  неразделённая, нет, более того «предмет любви» обычно даже и не догадывается о ней. Но тем не менее это  очень и очень серьёзное чувство! Попытка осудить или высмеять влюблённую девочку (если её чувства каким-то образом обнаружат) может кончиться весьма плачевно.

При «оранжерейном воспитании, - пишут Д.Н. Исаев и В.Е. Коган, - закормленные любовью, постоянно ощущающие свою сверхценность дети в последующей жизни не столько любят, сколько покровительствуют любви других к себе как основному способу самоутверждения. Их  браки непрочны в поисках любви и защиты  они склонны возвращаться к родителям. Дети слишком холодных, неласковых родителей («ежовые рукавицы») чувствуют себя лишними, ненужными, становясь взрослыми, либо неспособны к чувству любви, либо пассивны, благодарны за проявление к ним чувства и легко поддаются иллюзии любви». Не слишком счастливы в любви и так называемые трудные подростки. Вместо столь необходимой в подростковом возрасте дружбы очень быстро у них появляются «девочки» обычно более старшего возраста, а вместо влюблённости, вместо любви – случайные и бездуховные связи. Им-то самим поначалу кажется, что они намного удачливее сверстников. Пока не появится чувство опустошённости…

Немаловажное место в жизни старшего подростка занимают представления  о любви. Традиционно считается, что для них особую значимость имеют сексуальные аспекты любви, широко освещаемые в средствах массовой информации, и в этом они отличаются от подростков других возрастов. Однако, несмотря на действительную активность СМИ в этом вопросе, это не так. Сначала главной потребностью можно назвать возможность привлечения внимания лиц противоположного пола: как они сами говорят, «хочется, чтобы на меня обращали внимание». Позже уже появляется сексуальное поведение, связанное с сексуальным влечением. Те же поцелуи «просто так» становятся невозможными, а только с тем партнёром, который действительно нравиться. Именно в это время происходит формирование половой идентичности, т.е. определяется основная структура его индивидуального полового поведения. Любовь может рассматриваться подростками как переживание, сопровождающееся различными эмоциями и чувствами. В большинстве случаев феномен любви ассоциируется у подростков с положительными эмоциями, однако возможно появление амбивалентных переживаний, что может быть связано с особенностями подросткового возраста. Отождествлённые чувства любви с негативными эмоциями практически отсутствуют. Любовь для современных подростков может выступать как действенное отношение к другому и связываться с такими понятиями, как понимание, уважение, самопожертвование. Большое значение подростки придают эмоциональным отношениям (привязанность, доверие). Феномен любви может ассоциироваться и определённым поведением (ухаживание, дружба, сексуальные отношения). Причём любовь большинством современных подростков не рассматривается как исключительно сексуальные отношения, хотя их наличие допускается. Прослеживается тенденция к формированию своеобразных личностно-значимых представлений: любовь соотносится со смыслом жизни, рассматривается как преобразующая сила. Проявления любви в подростковом возрасте обычно принимают форму симпатии, увлечения, влюблённости или же форму дружбы – любви.[5]

У несформировавшихся как зрелая личность подростков половой инстинкт может проявляться карикатурной сексуальной озабоченностью, которая тем меньше похожа на любовь, чем менее духовно развит сам подросток.[4]

               В основном в этом период социально активные мальчики вступают в полову связь с девочками. Обычно в этом возрасте мальчики выбирают девочек постарше или ровесниц. Данные отношения нестабильные в связи с неуравновешенной психикой подростков, всплеска половых гормонов, повышения агрессивности у мальчиков и т.п.[7]

     Вбить пограничный столб в месте, где кончается дружба и начинается любовь, невозможно. Так же как невозможно точно зафиксировать, где кончается детство и начинается юность. Древние писали: «Влечение душ порождает дружбу. Влечение ума порождает уважение. Влечение тела порождает желание. Соединение трех влечений порождает любовь». У подростков (разговоры с ребятами подтверждают это) все три влечения переплетаются в сложной, легко меняющейся пропорции, и подчас трудно разобраться — какое из них доминирует. Подростки, когда они полюбили (все-таки это слово ребята употребляют чаще, чем «подружились»), не всегда сами понимают, что с ними происходит. Они мучаются, радуются, переживают. Новые, зарождающиеся отношения—одно из прекраснейших чудес бытия.[6]

     С одной стороны, юношеская мечта о любви и образ идеальной возлюбленной предельно десексуализированы. Когда подростки называют зарождающуюся у них привязанность дружбой, они не лицемерят; они и вправду испытывают прежде всего потребность в общении, эмоциональном тепле. С другой стороны, подросток находится во власти сильного диффузного эротизма, причем образ, на который проецируются эти фантазии, нередко представляет собой только «сексуальный объект», лишенный всех других характеристик. Иногда это групповой образ, реальный или воображаемый, общий для целой компании мальчиков. Грязные разговоры, сальные анекдоты, порнографические картинки вызывают у многих подростков повышенный интерес, позволяют им «заземлить», «снизить» волнующие их эротические переживания, к которым они психологически и культурно не подготовлены.[4]

Таким образом, подростковый возраст является тем временем, когда возникают трудности в отношении со взрослыми; происходят поиски того друга, который сможет «понять»; подростки начинают вести дневник с целью избегания одиночества. Происходит период преобразования в самых различных сферах психики. Подростковый возраст относится к числу наиболее критичных периодов онтогенеза. Важную роль в любовных отношениях подростка играют представления о том, каким должен быть любимый человек, которые служат как бы эталоном выбора и критерием его оценки.

 РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
       Чтобы не заводить ваши взаимоотношения с подростком в такой тупик, обратите внимание на следующие советы:

• Цените их откровенность, искренне интересуйтесь проблемами. 
• Общайтесь на равных, тон приказа сработает не в вашу пользу. Дайте

понять, что вы понимаете их. 

• Нельзя подшучивать над ними, высмеивать чувства, умаляя их значение.     Постарайтесь отнестись к вашим детям с уважением, помните об их ранимости и уязвимости.

• Не раздражайтесь и не проявляйте агрессивности, будьте спокойны, сдержанны. Помните, что ваша грубость вызовет их ответную реакцию. 
• Не говорите об объекте увлечения вашего ребёнка пренебрежительным, оскорбительным тоном, тем самым вы унизите его самого. 
• Ни в коем случае нельзя грубо и категорично разрывать отношения подростков, ведь они только еще учатся общаться друг с другом и чаще всего

даже и не помышляют ни о чём плохом. 

• Пригласите его (её) подружку (друга) к себе, познакомьтесь — это позволит вам получить объективное, более правдоподобное, а не голословное представление о том, с кем встречается ваш ребенок. Лучше, если вы разрешите им встречаться у себя дома, чтобы им не пришлось искать случайных и сомнительных приютов для свиданий. 

• Расскажите им о себе, вашей истории первой любви — это поможет вам найти взаимопонимание с ребёнком.  Если вы сумеете установить с ним дружеские отношения, вы будете иметь возможность не просто контролировать его поведение, но и влиять на его поступки. Позвольте подростку самостоятельно разобраться в объекте своей привязанности, и если у него наступит разочарование в своих чувствах, пусть оно исходит не от вас, а от него самого. Он почувствует, что способен самостоятельно разбираться в ситуации и принимать решения. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ЛИТЕРАТУРА:

1.Азаров Ю. Педагогика любви и свободы. - М., 1994г. 

2. Богословский В.В.,  Ковалёва А.Г. Общая психология.- М., 1981г.

3. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. -Ростов-на-Дону, 2012г.

4. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989г.

5. Левитов Н.Д. Психология старшего школьника.- М., 1955г

6. Мадорский Л.Р., Зак А.З. Глазами подростков. - М.,1991г.

7. Петрунек В.П., Таран Л.Н. Нелёгкий путь к юности. - М., 1984г.  

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Аннотация . Рассматривается любовь в представлениях о ней у подростков

Аннотация . Рассматривается любовь в представлениях о ней у подростков

Это как бы немой обет к предпочтению другим

Это как бы немой обет к предпочтению другим

У детской любви своя жизнь. Эта жизнь столь прекрасна и столь ошеломительно опасна, что её переливы и противоречия нередко во многом определяют развитие

У детской любви своя жизнь. Эта жизнь столь прекрасна и столь ошеломительно опасна, что её переливы и противоречия нередко во многом определяют развитие

Опасно, если чувство захватывает подростка настолько, что он не в состоянии работать и думать о чём-либо другом

Опасно, если чувство захватывает подростка настолько, что он не в состоянии работать и думать о чём-либо другом

В 7-8 классах между мальчиками и девочками появляются более романтические отношения, они начинают писать друг другу записки, назначают свидания, вместе гуляют по улицам, ходят в…

В 7-8 классах между мальчиками и девочками появляются более романтические отношения, они начинают писать друг другу записки, назначают свидания, вместе гуляют по улицам, ходят в…

Но тем не менее это очень и очень серьёзное чувство!

Но тем не менее это очень и очень серьёзное чувство!

Любовь может рассматриваться подростками как переживание, сопровождающееся различными эмоциями и чувствами

Любовь может рассматриваться подростками как переживание, сопровождающееся различными эмоциями и чувствами

Вбить пограничный столб в месте, где кончается дружба и начинается любовь, невозможно

Вбить пограничный столб в месте, где кончается дружба и начинается любовь, невозможно

Важную роль в любовных отношениях подростка играют представления о том, каким должен быть любимый человек, которые служат как бы эталоном выбора и критерием его оценки

Важную роль в любовных отношениях подростка играют представления о том, каким должен быть любимый человек, которые служат как бы эталоном выбора и критерием его оценки

Он почувствует, что способен самостоятельно разбираться в ситуации и принимать решения

Он почувствует, что способен самостоятельно разбираться в ситуации и принимать решения

ЛИТЕРАТУРА: 1.Азаров Ю. Педагогика любви и свободы

ЛИТЕРАТУРА: 1.Азаров Ю. Педагогика любви и свободы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.03.2022