Преемственность в обучении математике между начальной и старшей школой
Оценка 4.6

Преемственность в обучении математике между начальной и старшей школой

Оценка 4.6
doc
математика
31.07.2020
Преемственность в обучении математике между начальной и старшей школой
Преемственность в обучении математики.doc

Преемственность в обучении математике между начальной и старшей школой

 

                                                                                        ГБОУ СО «Школа-интернат

                                                                                        АОП №3 г. Энгельса»                                                                      

                                                                                        Журавлёва Ирина Васильевна

                                                                                       учитель математики

                                                                                       высшей категории

 

Понятие преемственности трактуют по-разному, понимая ее как внутреннюю связь между отдельными частями единого курса математики, либо просто как использование полученных в начальных классах знаний при дальнейшем изучении предмета, либо как постоянство и единство требований, предъявляемых учащимся.

Рассматривая преемственность на «практическом» уровне, обращают внимание на три аспекта:

·         преемственность в содержании курса;

·         преемственность в формах и методах работы;

·         преемственность в требованиях к учащимся.

Именно такие направления изучения проблемы обычно в центре внимания. Обсуждение проблем преемственности вызывает определенную настороженность, тревогу. Многие считают, что если процесс обучения в начальной школе протекает удовлетворительно, то никаких проблем быть не может, что проблема преемственности решена. Но это далеко не так.

Программы младших классов и среднего звена должны быть логически и преемственно связаны друг с другом. Но имеющиеся комплекты учебников по математике в начальной школе и в 6-х классах все-таки не достаточно хорошо соответствуют друг другу в плане содержания. Учителя начальных классов работают по учебнику математики (автор Н.Ф. Слезина) для школ глухих и слабослышащих, а учителя основной школы по УМК под редакцией А.Г. Мерзляка, предназначенного для учащихся общеобразовательных школ. В учебниках этой линии предусмотрена уровневая дифференциация, т.е. имеется достаточное количество задач для «слабых» учащихся, избыточное количество заданий среднего уровня сложности для отработки основных понятий, а также задания для работы с одаренными детьми. Уже с 6 класса появляется много символики, вводится запись основных законов в общем виде, используются рациональные приёмы и способы вычислений, рассматриваются задачи практической направленности. Геометрический материал изучается сразу  как элемент одной науки. Хотя мы в старшей школе и пролонгируем изучение программы по предмету, но всё равно происходит  увеличение темпа и количества изучаемого материала за ту же единицу времени. Поэтому немаловажное значение для осуществления преемственности имеет знание учителями младших классов программ и учебников 6 класса, а учителями-математиками - соответствующих программ и учебников начальной школы.

Кроме того в обучении математике между начальной и основной школой должны быть выработаны единые подходы, как к геометрическому материалу, так и к основам общих законов алгебры. На обоих этапах обучения должны быть единые обозначения, определения, запись и оформление заданий, как это требуется в науке и, самое главное, как это нужно при сдаче итоговой аттестации  по математике. Я думаю, что все согласятся со мной, что легче учащихся научить,  чем потом тратить время и силы, чтобы их переучивать.

Так, например, уже в начальной школе необходимо приучать обучающихся выполнять все чертежи простым карандашом и по линейке. Измерения подписывать только ручкой. Обозначения выполнять  прописными буквами латинского алфавита. Стрелки, фигурные и сравнительные скобки при записи условий задач чертить аккуратно ручкой.  

При решении простых уравнений большинство выпускников начальной школы грамотно применяют правила нахождения неизвестных компонентов, правильно записывают решение уравнения. Но при выполнении проверки заметен формальный подход. Часто, допустив ошибку в решении и выполнив такую «проверку», ученик автоматически записывает верное равенство, а неверный корень выписывает в  ответ. Кстати, об ответе в уравнениях. В основной школе при решении уравнений обязательным требованием является запись ответа. Мы предлагаем начинать приучать записывать ответ в уравнении уже в начальной школе, чтобы сразу формировалась эта привычка, и в шестом классе  детям не приходилось ломать свои представления о правильной форме записи решения уравнения. А все письменные вычисления и проверку выполнять справа от уравнения, научив школьников действительно, а не формально её выполнять.

То, что  проблема преемственности объективно существует, показывает изучение уровня знаний учащихся 6-х классов по математике.

Вычислительная культура учащихся закладывается с первых уроков математики. Поэтому самая сложная и ответственная часть работы по формированию вычислительных навыков учащихся возложена на учителей начальных классов. Это и устный счёт, и умения вычислять в столбик, но прежде всего, конечно, - это знание таблицы умножения. Без неё все наши усилия сводятся к нулю. А в среднем звене, особенно в 6-7 классах закладываются основы изучения математики и если не научить детей считать в этот период, то в дальнейшем появляются серьёзные трудности. А в связи с итоговой аттестацией очень важны навыки счёта и в старшем звене.

Как показывает практика, темп вычислительной работы  учащихся 6-х классов является замедленным, результаты вычислений довольно часто содержат неточности, ошибки, описки.

У некоторых учащихся не сформированы следующие умения и знания:

Ø знание таблицы умножения

Ø знание названий компонентов при сложении, вычитании, умножении и делении;

Ø знание правил нахождения слагаемого, вычитаемого, множителя и т.д.;

Ø знание порядка действий;

Ø навык записи «точки» при вычитании в столбик, что часто приводит к вычислительной ошибке

Ø навык письменного деления многозначных чисел, особенно при получении нуля в частном

Согласно моим  исследованиям,  мало кто из шестиклассников  понимает текст читаемой задачи и может правильно записать краткое условие к ней. Наблюдаются следующие недостатки в записи условия:

-  условие неполное (нет вопроса, не все данные содержатся в условии);

- условие некраткое (наблюдается переписывание части условия в тетрадь, неумение отбросить ненужные слова, факты, подобрать другие слова-синонимы, которые делают условие более понятным).

У некоторых детей не сформированы понятия,  на сколько больше или меньше и во сколько больше или меньше. И начинается путаница. Где умножить, а где сложить, когда вычитать, а когда делить?

Учащиеся имеют недостаточно сформированную устную математическую речь: слабое владение математической терминологией. Как следствие, несформированность у учащихся  навыка устного ответа у доски, комментированного выполнения заданий с места.

Недостаточные навыки самостоятельности учащихся  приводят к трудностям при выполнении домашних заданий, при выполнении контрольных и самостоятельных работ  на уроке (не успевают уложиться в отведенное время).

         При переходе из начальной школы в старшую школу  учащиеся преодолевают сложный психологический барьер: им приходится привыкать к предметной системе обучения, к новым учителям,  к требованиям каждого из них. В этот период у учащихся, как правило, наблюдается повышенная нервная возбудимость, быстрая утомляемость, рассеянное внимание и, как  следствие снижение успеваемости. Поэтому  очень важно в начале учебного года  помочь шестикласснику адаптироваться в новых условиях, и вести преподавание с учетом не только тех знаний, которые учащиеся получили  в начальных классах, но и с использованием тех методических приёмов, которые характерны для начальной школы.

Итак, как же обеспечить готовность детей к обучению на следующей ступени школы?  Некоторые аспекты проблемы преемственности можно решить, если на протяжении всего года, являющегося последним в обучении в начальной школе, учителя начальной и старшей школы будут работать в тесном контакте друг с другом. Необходимо осуществлять взаимопосещение уроков, проводить совместные заседания МО, чтобы обсуждать все  вопросы преемственности, составлять итоговые контрольные работы в 5 классе совместно с учителем математики, который будет работать на классе. Из вышесказанного предлагаю следующие направления преемственности:

1.Учителю начальных классов необходимо обеспечить достаточное общее и специальное математическое развитие учеников;

2.Учителю в 6-м классе не следует отказываться от полезных организационных форм, характерных для работы учителя начальной школы, привычных для детей приемов учебной деятельности, и  постепенно повышать уровень образования школьников,  применяя имеющиеся у детей знания и умения уже на новом уровне.

3. Развивать устойчивый  познавательный интерес к математике с 1 по 11 класс.

4. Осуществлять единые требования по формированию прочных знаний  по предмету.

5. Совершенствовать устную и письменную речь.

6.Развивать пространственное воображение, логическое мышление, творческий потенциал.

7.Формировать и развивать инициативу, находчивость, активность в решении математических задач.

    Преемственность начального и старшего звена – ключ к плавному переходу следующего этапа изучения математики. Правильно организованная работа в этом направлении – одно из условий успешной адаптации и высокого качества обучения детей в старшей школе.


Преемственность в обучении математике между начальной и старшей школой

Преемственность в обучении математике между начальной и старшей школой

Обозначения выполнять прописными буквами латинского алфавита

Обозначения выполнять прописными буквами латинского алфавита

Недостаточные навыки самостоятельности учащихся приводят к трудностям при выполнении домашних заданий, при выполнении контрольных и самостоятельных работ на уроке (не успевают уложиться в отведенное время)

Недостаточные навыки самостоятельности учащихся приводят к трудностям при выполнении домашних заданий, при выполнении контрольных и самостоятельных работ на уроке (не успевают уложиться в отведенное время)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.07.2020