Преемственность в работе детского сада и школы
с учётом ФГОС
Завершение дошкольного периода
и поступление в школу – это сложный и ответственный
этап в жизни ребенка. Создание условий для успешной адаптации младших
школьников – наша общая задача. "Школа не должна вносить резкого перелома
в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера.
Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной
впечатлений” (В.А.Сухомлинский).
Проблема непрерывности и преемственности
всегда была одной из самых насущных и важных в образовании. Часто готовность к
школе рассматривается как определенный объем полученных знаний и умений.
На вопрос « Каким бы Вы хотели видеть выпускника
детского сада на пороге школы?» учителя часто отвечают так: «хорошо читающего»,
«знающего состав числа», «умеющего решать логические задачи», «умеющего
составлять рассказ, пересказывать», «умеющего списать печатными буквами текст
без ошибок». Тем самым, уже на входе в школьную жизнь предъявляют к детям
завышенные требования и, не смотря на все запреты, пропускают
их через входные испытания.
Родители, боясь не соответствовать входным школьным
испытаниям, стараются научить своих детей бегло читать, писать, решать
сложные задачи. Они считают, что это и будет залогом их успешной учебы.
В угоду школе и родителям многие дошкольные образовательные
учреждения стали дублировать цели, задачи, формы и методы работы
начальной школы. Это привело к вытеснению в детском саду специфической формы
активной деятельности ребенка – игры. Все больше она уступает место
"обучению на занятиях».
Эти проблемы ложатся тяжким грузом на плечи ребенка.
Повышенные нагрузки, переутомление, ухудшение здоровья детей, снижение учебной
мотивации, потеря интереса к учёбе, отсутствие творческого начала провоцируют
неврозы детей и другие нежелательные явления при переходе к школьному
образованию.
Вот почему построение преемственности между детским садом и школой
в вопросах подготовки детей к школе сегодня требует нового подхода.
Понятие преемственности в философском словаре обозначает
непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и
специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между
различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или
иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому
состоянию.
Под преемственностью понимают последовательный переход от
одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном
изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитании.
Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие,
физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от
дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование
личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.
Необходимо стремиться к организации единого
развивающего мира – дошкольного и начального образования.
Именно с выходом федеральных государственных образовательных
стандартов начального общего образования и федеральных государственных
требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования
положено начало к обеспечению преемственности двух звеньев системы образования.
Единые теоретические основания, принципы организации
образовательной работы с детьми, преемственность и согласованность целей,
задач, методов, средств, форм организации воспитания и обучения, обеспечивающих
эффективное поступательное развитие ребёнка, являются основой для реализации на
практике решения проблемы преемственности.
Выполнив сравнительный анализ двух программ, можно
сделать следующие выводы.
1) В основу ФГТ и ФГОС положена единая
теоретико-методологическая основа - системно-деятельностный подход,
который предполагает:
· воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям
информационного общества, инновационной экономики;
· формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
· активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
· построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных,
психологических и физиологических особенностей обучающихся.
2) Также можно заметить, что в образовательном процессе используются единые формы работы:
• совместная деятельность детей
• совместная деятельность взрослого и детей
• самостоятельная деятельность
3) Следующее: цели ФГОС являются как бы
продолжением целей, поставленных ФГТ:
· развитие физических качеств - укрепление физического здоровья
· формирование предпосылок учебной деятельности - формирование основ умения
учиться и способности к организации своей деятельности
· формирование общей культуры, развитие интеллектуальных и личностных качеств -
духовно-нравственное развитие и воспитание
Таким образом, детский сад в нашем понимании является фундаментом образования,
а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала, базовая
культура личности.
4) Главное предназначение ФГОС и ФГТ -
формулировка и обеспечение устанавливаемых на федеральном уровне системы
трех взаимосвязанных требований: к результатам, структуре и условиям реализации
основных образовательных программ.
5) Сравним структуры программ. В
программе дошкольных учреждений определено 5 пунктов, в программе начальной
школы – 11. Рассмотрим точки соприкосновения двух программ.
ФГОС |
ФГТ |
Пояснительная записка |
Пояснительная записка |
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования |
Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования |
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования |
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов организация режима пребывания детей в образовательном учреждении |
Программы учебных предметов: «Русский язык» |
Содержание психолого-педагогической работы по освоению
детьми образовательных областей |
Программа коррекционной работы |
Содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья) |
Учебный план |
Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении |
Хотелось бы обратить Ваше внимание на три области, которые требуют особого
пояснения:
"Социализация" - содержание образовательной
области направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений
социального характера и включения детей в систему социальных отношений через
решение следующих задач:
§ развитие игровой деятельности детей;
§ приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со
сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
§ формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических
чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
"Познание" - содержание образовательной области
направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов,
интеллектуального развития детей через решение следующих задач:
§ сенсорное развитие;
§ развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной)
деятельности;
§ формирование элементарных математических представлений;
§ формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
"Коммуникация" - содержание образовательной
области направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и
средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
§ развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
§ развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны,
грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи
диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской
деятельности;
§ практическое овладение воспитанниками нормами речи.
6) В связи с переходом начальной школы на новые стандарты образования, особое
значение приобретает вопрос формирования универсальных учебных действий.
Согласно ФГОС УУД - совокупность способов действия, благодаря которым
ребенок осваивает все компоненты учебной деятельности
В результате изучения всех предметов в начальной школе у выпускников должны
быть сформированы универсальные учебные действия как основа умения
учиться.
В дошкольном возрасте формируются лишь предпосылки универсальных учебных
действий.
Применительно к моменту поступления ребенка в школу можно выделить следующие
предпосылки регулятивных универсальных учебных действий (по таблице).
Предпосылки УУД у детей при поступлении в школу |
Планируемые результаты на конец 1 класса |
- умеет положительно относиться к себе, обладает чувством собственного достоинства |
- понимает предложения и оценки учителей, товарищей,
родителей и других людей, умеет оценить себя по критериям, предложенными
взрослыми |
-умеет доброжелательно относиться к окружающим, отзывчив к
переживаниям другого человека |
-умеет ориентироваться в нравственном содержании и смысле,
как собственных поступков, так и поступков окружающих людей |
- умеет беречь свои вещи |
- умеет бережно относиться к материальным ценностям |
-умеет взаимодействовать со сверстниками взрослыми через
участие в совместных играх и их организациях, вести переговоры, договариваться
в игре, учитывать интересы других в игре, сдерживать свои эмоции в игре |
- умеет взаимодействовать со сверстниками в совместной деятельности, договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции |
-умеет обсуждать возникшие проблемы, правила |
-умеет обсуждать возникшие проблемы, правила |
- умеет проявлять самостоятельность в разных видах детской
деятельности |
-умеет проявлять самостоятельность в разных видах детской
деятельности |
|
-умеет адаптироваться к некоторым сложным ситуациям |
Из данной таблицы видно, что предпосылки универсальных учебных действий
дошкольника находят своё развитие на начальной ступени образования.
7) Теперь рассмотрим требования к результатам
двух программ.
Итоговым результатом освоения основной общеобразовательной программы
дошкольного образования являются сформированные интегративные качества ребенка.
В словаре указано понятие интеграция - это процесс, с помощью которого части
соединяются в целое. На личностном уровне - это состояние организма,
когда все составляющие элементы индивида, его черты или качества действуют
согласованно как единое целое.
Обобщая и сопоставляя требования к выпускнику ДОУ в
соответствии с ФГТ и требования к результатам обучающихся начального общего
образования в соответствии с ФГОС, мы можем проследить чёткую
преемственную связь.
Подводя итог сравнительному анализу ФГТ и ФГОС, можно
сказать, что оба эти документа тесно связаны между собой. Положено начало к
обеспечению преемственности образовательной программы дошкольных
образовательных учреждений с примерными основными общеобразовательными
программами начального общего образования. Исключается дублирование программных
областей знаний, обеспечивается реализация единой линии общего развития ребенка
на этапах дошкольного и школьного детства.
Такой подход
реализации единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального
школьного образования может придать педагогическому процессу целостный,
последовательный и перспективный характер. И, наконец-то, две ступени
образования будут действовать не изолированно друг от друга, а в тесной
взаимосвязи, что позволит школе опираться на развитие ребенка, получаемое в
дошкольном учреждении.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.