ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДОШКОЛЬНОЙ И НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ ПО СЛУХУ
Коврова Ирина Геннадьевна, учитель-дефектолог дошкольного отделения,
Томская область, город Томск, Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»,
e-mail:0203tnd@sibmail.com
Аннотация: В статье описывается опыт преемственности дошкольной и начальной ступени образования в процессе обучения и воспитания детей с нарушениями слуха.
Ключевые слова:преемственность, нарушения слуха, педагогический опыт, ребенок с ОВЗ, дошкольное отделение, начальная ступень обучения, специальная коррекционная подготовка
Школьное обучение никогда не
начинается с пустого места, а всегда
опирается на определённую стадию
развития, проделанную ребёнком».
Л. С. Выготский
В школу – интернат для детей с нарушениями слуха города Томска поступают дети с различной степенью тугоухости и глухоты. Дети приезжают из разных уголков Томской области по направлению ЦПМПК.
При школе – интернате работает дошкольное отделение, где получают коррекционную помощь дети от 3-х до 7-ми лет.
Вопрос преемственности дошкольной и начальной ступени школьного образования является предметом многих дискуссий. Обсуждается отсутствие единых программ воспитания и обучения, несогласованность в содержании образовательных программ и требований детского сада и школы, несовершенство диагностики при переходе детей из детского сада в школу и т.д.
Преемственность в нашей школе между дошкольной и начальной ступенью обучения предусматривает передачу детей в школу с уровнем знаний, умений, навыков, которые будут основой для дальнейшего всестороннего развития личности ребенка с ОВЗ.
Эффективность образования- это преемственность и непрерывность в обучении, которое предполагает работу в единой системе педагогов школы и дошкольного отделения с детьми с ОВЗ на протяжении обучения: от детского сада до окончания начальной школы. Необходимо создать специальные условия, обеспечивающие формирование готовности ребенка к обучению в основной школе.
Основная цель непрерывного образования детей дошкольного и начального возраста: здоровьесберегающие, физическое и психическое развитие ребёнка, обеспечивающее сохранение его индивидуальности, адаптацию к изменяющейся социальной ситуации, готовность к активному взаимодействию с окружающим миром.
Совместная работа по АООП (Адаптированной основной образовательной программе) дошкольной и начальной ступени обучения предполагает достижение следующих приоритетных целей:
на дошкольной ступени:
- коррекция моторно-двигательных координаций у детей, укрепление их здоровья и физического развития,
- формирование общих психологических и умственных способностей детей,
- развитие познавательной активности, коммуникативности и уверенности в себе, обеспечивающих эмоциональное благополучие и успешное образование дошкольника на этапе подготовки к обучению в школе,
- формирование игровой деятельности как важнейшего фактора развития дошкольника с нарушениями слуха,
- личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребёнком,
-создание речевой образовательной среды, способствующей развитию личностного и социального уровня дошкольника;
на ступени начальной школы:
- освоение коммуникативных форм взаимодействия с окружающим людьми,
- создание условий для познавательного развития и социализации, соответствующие возрастным возможностям обучающегося,
- формирование готовности к обучению в основной школе,
- развитие успешного процесса обучения, направленного на формирование умения учиться,
- коррекция межличностных форм поведения и становления личности обучающегося - как важнейший фактор достижения этого возрастного периода развития.
Цели каждого возрастного этапа образования формулируются с учётом возрастных, психофизических особенностей дошкольников и младших школьников.
Основные направления в работе педагогов дошкольной и начальной ступени обучения перекликаются между собой и учитывают важнейшие стороны развития личности детей с ОВЗ по слуху:
·речевое развитие
·физическое развитие;
·познавательное развитие;
·социально-личностное развитие;
· художественно-эстетическое.
Наш опыт совместной работы дошкольной и начальной ступени обучения позволяет говорить о преемственности как о совместной работе педагогов разного уровня обучения. В дошкольный период образования формируются личностные качества ребенка, раскрывается эмоциональный фон, развивается познавательный интерес. Школа, как восприемник дошкольной ступени, не строит свою работу с "нуля", а "подхватывает" достижения ребенка-дошкольника и развивает накопленный им потенциал. При переходе в школу с дошкольниками проводятся игровые тесты по определению готовности ребенка к школьному обучению (методическое пособие «Готов ли ваш ребенок к школе»). К общей готовности дошкольника относят физическое, личностное и интеллектуальное развитие, а к специальной – умение воспринимать устную речь окружающих, понимать смысл и выполнять действия, а также приобретение первоначальных навыков счета, чтения, письма, коммуникативного общения (устная речь, жесты, мимика).
Успешность обучения ребенка в нашей школе зависит от уровня владения им слуховым и слухозрительным восприятием, умением вслушиваться в обращенную речь, понимать языковую информацию, выполнять инструкции. Специальная коррекционная подготовка дошкольника к школе предполагает овладение дактильной азбукой (для формирования основ чтения), печатанием слов (для развития письменной речи), построением фразы (для формирования устной речи), элементарными математическими представлениями (для формирования математических способностей), моторно – двигательными координациями (для физического развития), игровой деятельностью (для осмысления окружающей действительности). Дошкольники проявляют свои возможности в разных видах деятельности: изо, труд, музыка, адаптивная физкультура. Очень важным элементом в коррекционном направлении работы с детьми, имеющим нарушения слуха, являются занятия по фонетической ритмике, где формируются речевые возможности детей через произношение и двигательные функции.
Разнообразные виды деятельности в работе с дошкольниками делают возможным формирование таких качеств как открытость, усидчивость, собранность, которые являются важнейшими предпосылками к учебной деятельности. В период пребывания детей на дошкольной ступени обучения ведется психолого– педагогическое сопровождение, графическая динамика по готовности ребенка к школьному обучению. Ведутся специальные дневники педагогических наблюдений, которые в дальнейшем (в конце учебного года) доводятся до сведения учителей первых классов.
Взаимодействие дошкольного отделения и начального звена в нашей школе определено самой необходимостью, т.к. дети находятся в одном учреждении, взаимодействуют в различных мероприятиях, играют вместе на прогулках, т.е. осуществляется возможность создания соответствующих условий для преемственности в воспитании и обучении детей дошкольного и школьного возраста.
Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка, помочь ему овладеть разными видами деятельности и стать успешным на других ступенях образования.
Необходимо учитывать сложные переживания ребенка, возникающие у него на пороге школы, в промежутке между дошкольным и школьным детством. Ему предстоит еще пережить и печаль расставания, и радостное нетерпение, и боязнь неизвестного, и многое другое. Педагогам, работающим по программе преемственности следует проявить особое внимание к детям с нарушениями слуха, так как их эмоциональное благополучие и формирование у них образа "настоящего школьника" всецело будут зависеть от того, как взрослые помогут ему в этом. Средством такой помощи должна стать вся последующая работа, направленная на осознание ребенком своего нового статуса.
Обеспечение преемственности, создающей благоприятный фон для физического, эмоционального и интеллектуального развития ребенка в дошкольный период и начальной школе, будет способствовать сохранению и укреплению его физического и психического здоровья.
Литература
1. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) // Содержание образования в двенадцатилетней школе. - М., 2000.-С. 3-25.
2. Болотина Л. Р., Микляева Н. В. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы. – М., 2006.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.