ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ МЕЖДУ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ И ДЕТСКИМ САДОМ
Оценка 5
Руководства для учителя
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
21.01.2018
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Если ребёнок оказывается не подготовленным к школьным занятиям, в классе он испытывает дискомфорт. С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования становится более актуальным. Однако, с ростом вариативности форм и методов обучения, внедрении в детском саду и школе вариативных программ и технологий отмечается рассогласование преемственных связей.
Бедарева Н.Г. - Преемственность между начальной школой и детским садом.doc
Бедарева Надежда Геннадьевна, учитель начальных классов, МБОУ «Степновская средняя
общеобразовательная школа», Кемеровская область, Новокузнецкий район, п. Степной
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ МЕЖДУ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ И ДЕТСКИМ САДОМ
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Если ребёнок
оказывается не подготовленным к школьным занятиям, в классе он испытывает дискомфорт.
Так как здесь меняется его социальная позиция, ребёнок включается в особый режим.
Поэтому в учебновоспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения,
обеспечивающего необходимую подготовку детей к обучению в школе, должна существовать
преемственность. Данная статья посвящена актуальной проблеме преемственности в системе
российского образования на этапе перехода ребенка из ДОУ в начальную школу.
Рекомендована к использованию в работе педагогами – психологами дошкольных
образовательных учреждений и начальных школ.
«Школьное обучение никогда не
начинается с пустого места, а всегда
опирается на определённую стадию
развития, проделанную ребёнком».
Л. С. Выготский.
С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования обеспечение преемственности дошкольного и начального
общего образования становится более актуальным. Однако, с ростом вариативности форм и
методов обучения, внедрении в детском саду и школе вариативных программ и технологий
отмечается рассогласование преемственных связей.
Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый
этап в развитии: ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности,
вырабатывать иной стиль отношения со сверстниками и взрослыми, физиологически
перестраиваться.
Преемственность выступает одной из главных задач дошкольного образовательного
учреждения и школы, как необходимое условие адаптации первоклассников к новому виду
учебной деятельности.
Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени
образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания,
форм, методов, технологий обучения и воспитания.
Подготовка детей к школе, до сегодняшнего дня, сводилась в подгонке социально
педагогических приоритетов детского сада к требованиям и особенностям школы, что
привело к вытеснению в детском саду специфических формы активной деятельности
ребенка–дошкольника, игры. Все больше она уступала место “обучению на занятиях”, или
существенно изменялась “дидактизировалась”. В результате, по данным школьного
мониторинга готовности детей к школе, отмечается уменьшение детей с познавательной
мотивацией, как одним из основных показателей сформированной внутренней позиции
школьника. Вот почему построение преемственности между детским садом и школой в
вопросах подготовки детей к школе, сегодня, требует нового подхода.
В национальной образовательной инициативе “Наша новая школа” ключевым
стратегическим приоритетом непрерывного образования при осуществлении преемственности
обозначено – формирование умения учиться, который включает в себя не только умение
обучаться в течение всей жизни в школе и после школы, но и необходимость начать целенаправленное развитие ребенка в более раннем возрасте. Решение данного направления
отражается в ФГОС начального общего образования, где одним из приоритетных задач
является освоение детьми универсальных учебных действий (личностных, познавательных,
регулятивных и коммуникативных).
Задачи, которые являются наиболее актуальными для дошкольного и начального звена:
1. Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни.
2. Обеспечение эмоционального самоощущения.
3. Развитие инициативности, любознательности, способности к творческому
4. Развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям и себе.
5. Включение детей в различные форсы сотрудничества (со взрослыми и
самовыражению.
сверстниками).
6. Формирование знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативности,
познавательной, игровой активности детей в различных видах деятельности.
Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание
единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы.
Определены три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и
школьным образованием:
1. Методическая работа.
2. Работа с родителями.
3. Работа с детьми.
Методическая работа предполагает проведение семинаровпрактикумов, бесед,
методических встреч для педагогов школы и детского сада по темам:
адаптация учащихся первых классов к обучению в школе;
психологическая готовность ребенка к школе;
задачи детского сада и семьи по подготовке ребенка к школе.
Семинары включают в себя взаимопосещения уроков в первых классах школы и
открытых занятий в подготовительной группе. На занятиях присутствуют учителя,
набирающие детей в первый класс.
Работа с родителями ведется на протяжении всего учебного года. Проводятся
совместные родительские собрания о подготовке ребенка в школу, о развитии познавательных
и творческих способностей. Учителя отвечают на вопросы родителей будущих
первоклассников, что способствует лучшей подготовке ребёнка к школе.
И, конечно, работа с детьми. Традиционными являются экскурсии в школу. Посещение
музея школы, библиотеки, спортивного зала. Встреча с учащимися школы, бывшими
воспитанниками детского сада – все это вызывает у детей желание пойти в школу, вселяет
уверенность в своих силах. Такое сотрудничество ради детей, позволяет добиться
положительных результатов.
Таким образом, организация работы по преемственности между дошкольным и
начальным образованием заключается в следующем:
1. Создание системы непрерывного обучения.
2. Создание условий, благоприятных для адаптации к школьному обучению,
эмоциональному благополучию, развитию индивидуальности каждого ребёнка.
3. Формирование психологической готовности к школе.
4. Формирование структуры учебного процесса в условиях непрерывного образования.
5. Создание новых творческих мастерских и проектов.
По определению Д.Б.Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст это одна
эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных
классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог. Проблема
преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и
средства для решения задач преемственности.
Литература:
1. Кондаков, Н.Г. и др. Концепция федеральных государственных образовательных
стандартов общего образования / Кондаков Н.Г. и др. – М.: Просвещение, 2008
2. Безруких, М.М. Ребёнок идёт в школу / М.М. Безруких, С.П. Ефимова. – М.:
3. Кравцова, Л.Н. Преемственность между детским садом и школой в связи с переходом
[Электронный ресурс]Статья/ Л.Н.Кравцова //
Академия, 2000.
на ФГОС второго поколения.
http://kravtsoval.ucoz.ru/publ/21017
4. Белошистая, А.В. Современное понимание реализации преемственности между
дошкольным и начальными звеньями системы образования //Начальная школа. 2002.
№7. С.310.
5. Головина, Е.А. К вопросу о преемственности между д/с и школой. //Начальная школа.
2002. №7. С. 1114.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ МЕЖДУ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ И ДЕТСКИМ САДОМ
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ МЕЖДУ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ И ДЕТСКИМ САДОМ
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ МЕЖДУ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ И ДЕТСКИМ САДОМ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.