Преемственность обучения между основной и начальной школой.
Оценка 5
Лекции
docx
воспитательная работа
Взрослым
14.02.2018
Преемственность является двусторонним процессом: начальная школа и основная школа. Начальная ступень формирует те универсальные учебные действия, которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе. В свою очередь основная школа должна развивать накопленный в начальной школе потенциал. Необходимым условием в обеспечении преемственности является учет психологических особенностей учеников начальной школы и подростков.
Преемственность обучения между основной и начальной школой.docx
Преемственность обучения между основной и начальной школой.
Ведущими принципами Стандартов являются принципы преемственности и развития.
Преемственность – это двусторонний процесс. С одной стороны – начальная ступень,
которая формирует те знания, умения и навыки, необходимые для дальнейшего
обучения в основной школе. С другой стороны – основная школа, которая развивает (а
не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал.
ФГОС для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир –
портрет выпускника соответствующей ступени.
Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из
педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5м классе – один из
труднейших периодов школьного обучения. В школьные годы ребенок переживает
несколько переходных периодов, требующих от него приспособления к новым
условиям. Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап
школьной жизни ребенка. Четвероклассники – это выпускники начальной школы.
К четвертому классу у большинства детей уже складывается индивидуальный
стиль учебной работы. Общий подход ребенка к ее выполнению хорошо
прослеживается при подготовке домашних учебных заданий. Так, например, одни
приступают к урокам сразу после прихода из школы, другим требуется отдых
(разной продолжительности). Ктото быстро и легко включается в работу, у других
много времени занимает подготовительный период. Одни дети начинают выполнять
домашние задания с трудных учебных предметов, другие, наоборот, с легких. Одни
лучше усваивают материал с опорой на графические изображения (рисунки, схемы и
т.п.), другие предпочитают словесное объяснение и т.д. К четвертому классу у
большинства школьников намечается дифференциация учебных интересов,
складывается разное отношение к учебным предметам: одни дисциплины нравятся
больше, другие – меньше.
В средней школе коренным образом меняются условия обучения: дети
переходят от одного основного учителя к системе классный руководитель –
учителяпредметники. И одной из наиболее часто встречающихся проблем является
адаптация к новым учителям. В 5м классе количество предметов увеличивается до
812, но самое главное – учителей будет столько же, и у каждого свои
требования. Причем все уроки будут вестись в разных кабинетах. Это своеобразное
испытание и не только для школьников, но и для педагогов, и для родителей. Именно
на 5 класс приходится резкое снижение успеваемости, дети теряют интерес к учебе, а
родители жалуются на потерю прилежания.
В 2012 году ко мне в 1 класс поступили довольно «разноплановые» дети. Из 18
учащихся не все были подготовлены к школе. Некоторые не умели элементарно
слушать и слышать не только учителя, но и себя самих, а некоторые из ребят имели
отставание в развитии. Таким образом, очевидно, что начальное образование требует новых подходов,
которые заложены в государственных стандартах второго поколения.
В связи с этим роль учителя начальных классов существенно изменяется в части
понимания смысла процесса обучения и воспитания. Теперь учителю необходимо
выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний,
умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной
деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно
нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому наряду с
традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать, "Как учить?" или,
точнее, "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне
нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?".
В первую очередь это касается формирования совокупности универсальных учебных
действий, которая является важнейшей задачей современной системы образования.
Ключевым в познавательном развитии учащихся является универсальное учебное
действие «научить учиться». Оно предусматривает формирование учебных
действий – личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
В нашей школе 14 классы обучаются по программе «Начальная школа 21 века» в
рамках ФГОС. Эта программа предусматривает развитие всех перечисленных учебных
действий. Все учебники системы имеют завершенные линии с 1 по 4 класс, а также
развёрнутое учебнометодическое сопровождение в виде рабочих тетрадей,
дидактических материалов, проверочных работ, поурочных разработок, книг для
чтения, демонстрационных таблиц, электронных приложений к учебникам, словарей и
других пособий.
На уроках с детьми мы учимся определять тему урока, ставить цели и задачи,
планировать свои действия и проводить рефлексию. Задания учебников
целенаправленно формируют приёмы умственной деятельности (анализ и синтез,
сравнение, классификацию, аналогию, обобщение).
На уроках используем разнообразные формы работы (работу в парах, групповую
работу, проектную деятельность и т.д.). Знания помогают получать не только учитель,
но и дети.
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе
осуществляется в контексте усвоения разных учебных дисциплин.
Необходимым условием в обеспечении преемственности в обучении и развитии в этом
возрасте является учет психологических особенностей младших школьников и
подростков.
Процесс воспитания сложен и многообразен, а каждая воспитательная ситуация в
одном и том же варианте неповторима. Поэтому педагогу важно проявлять
творчество, принимать нестандартные решения, импровизировать, быть гибким в
конструировании педагогического процесса, учитывать личностное своеобразие и
особенности воспитанников.
Преемственность обучения между основной и начальной школой.
Преемственность обучения между основной и начальной школой.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.