«Преемственность основных направлений деятельности учителей начальной и основной школы в условиях реализации и освоения ФГОС».
Оценка 4.7

«Преемственность основных направлений деятельности учителей начальной и основной школы в условиях реализации и освоения ФГОС».

Оценка 4.7
Научные работы
docx
русский язык
5 кл
22.10.2018
«Преемственность основных направлений деятельности учителей начальной и основной школы в условиях реализации и освоения ФГОС».
Доклад на тему «Преемственность основных направлений деятельности учителей начальной и основной школы в условиях реализации и освоения ФГОС»содержит четыре раздела: 1. Актуальность данной темы. 2. Проблемы переходного периода обучения и причины их возникновения. 3. Пути решения изложенных проблем переходного периода обучения. 4. Заключение.
Доклад на тему.docx
Доклад на тему                               «Преемственность основных направлений  деятельности учителей начальной и основной школы в условиях реализации и освоения ФГОС». Подготовил учитель  русского языка                                                                 и литературы                                                                                          Пунтусов В.Ю. 1.Актуальность данной темы. Чтобы   выполнить   государственный   заказ   ­   воспитать   и   обучить полноценную личность, вооруженную не только знаниями, но и способностью реализовать   их,   необходим   целостный,   системный   подход   к   процессу обучения, слаженная деятельность всех его уровней. Сегодня,   как   нам   представляется,   в   школах   наблюдается несогласованность   в   содержании,   методологии   и   принципах   подхода   к обучению   начального   и   среднего   уровней,   что   приводит   к   негативным последствиям, связанным как с самим процессом обучения, его результатами, так   и   с   непосредственными   участниками   (учителями,   учениками, родителями).   Решение   возникших   проблем   является   крайне   важным   для внедрения   федерального   государственного   стандарта   (ФГОС)   в   систему образования.       Этим обстоятельством объясняется несомненная актуальность заявленной темы.   Соблюдение   основных   положений   ФГОС   в   процессе   обучения способствует   формированию   активной,   деятельной   личности   обучаемых, востребованной обществом.               Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   (ФГОС) становится   инструментом   решения   многих   возникших   проблем.   ФГОС методологически   основан   на   системно­деятельностном   принципе   и отрабатывает   универсальные   учебные   действия   (УУД),   необходимые   для усвоения всего комплекса учебных дисциплин.                          Организация обучения на основе ФГОС   способствует снятию напряжения в период перехода  обучаемых первого уровня в средний. Проблемы, возникшие   в  переходный  период  непрерывного  обучения учащихся, требуют серьезного анализа, оценки и выработки единого подхода к их решению  Цель такой работы – восстановление связи, «строительство моста» в обучении начального и среднего уровня, снятие возникшего психолого­педагогического напряжения всех участников этого процесса. Решение   вопросов   преемственности   во   многом   зависит   от   продуманной   совместной   работы   руководителей   целенаправленной, образовательного учреждения, учителей начального и среднего звена.  Рассмотрим   некоторые   проблемы   (и     их   причины),   возникающие   в процессе обучения учащихся при переходе их из 4­го в 5­ый класс.                  2. Проблемы переходного периода обучения  и причины их возникновения.  Для   любых   переходных   периодов   характерны   вопросы,   которые требуют особого внимания.   В   процессе   обучения   ученик   переживает   несколько     периодов, требующих   от   него   приспособления   к   новым   условиям,   когда   возрастают требования   к   интеллектуальному   и   личностному   развитию,   к   степени сформированности   у   обучаемых определенных учебных знаний и учебных действий Переход   из   начального   в   средний   уровень   обучения   традиционно считается   одной   из   наиболее   педагогически   сложных   проблем,   а   период адаптации в 5­ом классе – одним из труднейших периодов  обучения. В связи с этим вопросы преемственности требуют особого внимания. Преемственность   понимается   как   взаимная   связь   этапов,   в   основу которых положены единые психолого­педагогические характеристики. Здесь и возникают проблемы. Взаимные упреки учителей ни к чему не приводят. В подобной ситуации не следует искать виновных, надо создавать   учащимся условия, которые помогут  им  безболезненно преодолевать данную проблему. С этой целью необходимо проанализировать сложившееся положение. 1)   Переход   из   начального   уровня   в   средний   сопряжен   с   большой психологической   нагрузкой   для   обучаемого:   новый   образ   жизни,   новые условия деятельности, новые взаимоотношения со взрослыми, сверстниками, учителями.   Изменение   условий   обучения   затрудняет   адаптацию   ученика   к различным требованиям. Обучаясь в начальном звене,   он был ориентирован на одного учителя, требования к выполнению заданий и ведению тетрадей были одни и те же. В 5­том классе количество предметов  увеличивается до 8­ 12, но главное – учителей будет столько же и у каждого свои требования. Нередко случается так, что ученик,  отлично или хорошо закончивший обучение в начальном уровне, перейдя в 5­ый класс, теряет интерес к учебе, падает   его   успеваемость.   Неспособность   ученика     адаптироваться   к различным  требованиям  учителей становится проблемой.  2).Помимо   этого,   большое   количество   учителей     порождает вариативность   в  поведении  учащихся. Их  обучают  учителя, имеющие  свои профессиональные   предпочтения,   свою   методику,   различающиеся   стилем профессионального   поведения,   и   это   серьезным   образом   отражается   на качестве развития личности обучаемых. Одни учителя  предпочитают уроки, на   которых     ученики     активно   работают,   самостоятельно   или   сообща выдвигают гипотезы, устанавливают причинно­следственные связи, вступают в   дискуссии,   отстаивают   свою   точку   зрения.   Другие   педагоги   отдают предпочтение более спокойным урокам, не допускают споров, шума. При   всех   положительных     эффектах,   которые   вносит   в   процесс обучения педагогическое творчество, негативные его стороны проявляются в постоянной   адаптации     пятиклассников   к   различным   образовательным технологиям,   стилям   поведения   учителей,   особенностям   педагогического взаимодействия.   У   обучающихся   возникает   естественный   вопрос:   »Как строить модель своего поведения?» Пока  ученик решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных и его отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия   с   его   реальными   возможностями.   Поэтому   учителям­ предметникам   следует   внимательно   изучить   данные   о   выпускниках начального уровня обучения, их реальных результатах, потенциале развития. 3).   В   процессе   обучения   надо   учитывать    особенности   психо­ физиологического  развития пятиклассников. У младшего подростка(10­11 лет) в связи с началом этапа полового созревания происходит ряд изменений в познавательной и учебной деятельности: замедляется темп деятельности, на выполнение   определенной   работы   теперь   требуется   больше   времени. Учащиеся могут отвлекаться на замечания педагога, неадекватно реагировать на   конфликтные     учителя   с   учениками.   Все   эти особенности быстро пройдут и не окажут отрицательного влияния на учебный процесс, если  учитель найдет щадящие методы и формы  взаимодействия.   взаимоотношения 4).   В   подростковом   возрасте  ведущей   деятельностью     является общение.   Приоритеты от учителя и родителя перемещаются к сверстникам. Учащиеся  хотят   взаимодействовать   со   сверстниками   и   в   учебной деятельности и с  удовольствием работают в больших и малых группах, в динамических   парах.   Более   того,   позитивные   отношения   к   сверстникам переносятся на педагога, способного организовать для учеников общение. 5).   Пятиклассники   –   народ   эмоциональный.   Отношение   к   предмету определяется   личностным   отношением   к   учителю,   а   не   наоборот.   Если нравится учитель, нравится и предмет. В  старшем возрасте учащиеся будут способны   оценить   интеллектуальный   багаж   педагога,   его   достижения   и знания. В этот период для них важна забота и внимание со стороны учителя. Доброжелательная атмосфера на уроке создает эмоциональный  настрой на  предстоящую   деятельность,   предупреждает   и   преодолевает   волнения, тревоги, раздражения. 6).Затрудняют адаптацию к новым условиям обучения и повышенные требования  педагогов,   которые   относятся   к   пятиклассникам   не   как   к малышам,   а   как   к   самостоятельным,   сформировавшимся   ученикам, предъявляя им соответствующие требования, часто неадекватные возрасту.   начального   уровня   обучения  Отсутствие   у   учителей   специальной   подготовки   к   работе     с учащимися   и   как   следствие неадаптированность методики преподавания   к возможностям данного возраста,   скачкообразный     переход  к   новым   в   сравнении   с   начальным уровнем методам обучения сказывается на результатах самого обучения. 7).Особое внимание следует обратить на выставление итоговых баллов. Оценивая  работу, необходимо  разъяснять  обучаемому критерии, дать ему возможность   оценить   свой   ответ,   опираясь   на   них,  объяснить,   над   чем ученику надо поработать, чтобы восстановить пробел в знаниях. 8). Одной из  причин потери учеником интереса к учебному процессу является  его неспособность справиться с возросшим объемом домашнего задания.   Проблема   осложняется  ослабевающим   контролем   со   стороны родителей  за подготовкой домашней работы. 9).Родители   к   пятому   классу   устают   от   проверки   тетрадей   своих детей,   полагаются   на   навык   ученика   выполнять   задание   в   полном   объеме. Пятиклассники   постепенно   отучаются   продуктивно   работать   дома. Появляются   «запущенность»   и   «пробелы»   в   знаниях,   не   отрабатываются действия,   что   неизбежно   сказывается   на   общем   уровне   обученности   и развитии.   В   начальном   звене   «пробелы»   сглаживаются   повторным объяснением   сразу,   как   только   было   замечено     неусвоение   учебного материала, индивидуальным подходом (класс один).  В пятом классе такого отслеживания   не   происходит.   Не   усвоив   тему,   ученик   рискует   не   понять следующую – затягивается узел незнания. 10).Проблемы адаптации возникают также у учителей как начального,  Содержание   учебно­методических так   и   среднего   уровня   обучения. комплексов (УМК) часто не согласуется   друг с другом,  что затрудняет обучение   в   5­ом   классе   и   приводит   к   непониманию   учащимися   учебного материала ( противоречие с ранее изученным в начальном  уровне обучения). 11).  Количество   программных   часов,   отпущенных   на   изучение определенных   тем   в   начальном   звене,   позволяет   в   ряде   случаев   лишь ознакомиться с учебными понятиями, не отрабатывая учебных действий, в то время   как     в   курсе   5­ого   класса   они   являются   опорным   материалом   для дальнейшего   обучения.   И     это   далеко   не   полный   перечень   проблем, осложняющих процесс обучения в переходном периоде и требующих решения. Какие пути видятся нам при решении данных проблем?        3. Пути решения изложенных проблем переходного периода обучения. 1.Раннее определение учителей­предметников и классных руководителей  будущих 5­ых классов.  2.Взаимное посещение уроков и внеклассных мероприятий учителями  начальной школы и учителями­предметниками, классными руководителями. 3.Изучение учебных программ: учитель начальных классов должен знать  программу 5 класса. Учитель­предметник среднего звена может начинать  работу в 5 классе, только изучив программу начальной школы, чтобы правильно организовать повторение материала, изученного в начальной школе  и разработать систему мер по дальнейшему формированию УУД.  4.Единство и преемственность учебных требований в начальной и средней  школе. Чтобы избежать резкого снижения, успеваемости учителям среднего  звена в I четверти надо оценивать учебную деятельность пятиклассников по  критериям оценок начальной школы.                                                      5.Проведение срезовых работ в 4­х классах в присутствии учителей среднего  звена и совместный анализ проведенных работ.  6.Проведение родительского собрания совместно с будущими классными  руководителями.  7.Ознакомление с возрастными особенностями младших школьников.  8.Изучение уровня работоспособности (наблюдение, пробные уроки ).  9.Изучение системы работы учителя начальных классов: формы и методы  организации учебной деятельности учащихся, стиль общения и т.п.  11.Изучение системы внеклассной работы и работы с родителями.  12.Изучение методического письма «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе».  4. Заключение. Основываясь на анализе намеченных проблем переходного периода от начального к  среднему уровню обучения, учитель должен помнить  о главном, о том, что учеников, пришедших из начального звена, нельзя рассматривать как некий продукт с определенными учебными действиями, которые почему­ то должны быть у всех одинаково хорошими. Каждый из них всего лишь 5­ тиклассник, и он пришел в школу, чтобы научиться.  Учителю   необходимо   создать   благоприятные   условия   в   процессе обучения, чтобы учащиеся осознали необходимость собственного труда. Процесс воспитания сложен и многообразен, а каждая воспитательная ситуация в одном и том же варианте неповторима. Поэтому педагогу важно проявлять творчество, принимать нестандартные решения, импровизировать, быть   гибким   в   конструировании   педагогического   процесса,   учитывать личностное своеобразие и особенности воспитанников. Надежным инструментом  в этой работе педагога будет служить ФГОС и его методики.

«Преемственность основных направлений деятельности учителей начальной и основной школы в условиях реализации и освоения ФГОС».

«Преемственность основных направлений деятельности учителей начальной и основной школы в условиях реализации и освоения ФГОС».

«Преемственность основных направлений деятельности учителей начальной и основной школы в условиях реализации и освоения ФГОС».

«Преемственность основных направлений деятельности учителей начальной и основной школы в условиях реализации и освоения ФГОС».

«Преемственность основных направлений деятельности учителей начальной и основной школы в условиях реализации и освоения ФГОС».

«Преемственность основных направлений деятельности учителей начальной и основной школы в условиях реализации и освоения ФГОС».

«Преемственность основных направлений деятельности учителей начальной и основной школы в условиях реализации и освоения ФГОС».

«Преемственность основных направлений деятельности учителей начальной и основной школы в условиях реализации и освоения ФГОС».

«Преемственность основных направлений деятельности учителей начальной и основной школы в условиях реализации и освоения ФГОС».

«Преемственность основных направлений деятельности учителей начальной и основной школы в условиях реализации и освоения ФГОС».

«Преемственность основных направлений деятельности учителей начальной и основной школы в условиях реализации и освоения ФГОС».

«Преемственность основных направлений деятельности учителей начальной и основной школы в условиях реализации и освоения ФГОС».

«Преемственность основных направлений деятельности учителей начальной и основной школы в условиях реализации и освоения ФГОС».

«Преемственность основных направлений деятельности учителей начальной и основной школы в условиях реализации и освоения ФГОС».

«Преемственность основных направлений деятельности учителей начальной и основной школы в условиях реализации и освоения ФГОС».

«Преемственность основных направлений деятельности учителей начальной и основной школы в условиях реализации и освоения ФГОС».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.10.2018