Преемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено.
Оценка 5
Педсоветы
doc
администрации
Взрослым
25.01.2017
Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями. Это интересный и сложный этап в жизни школьника. Какие эмоции принесет ребенку этот период, радость или огорчение, во многом зависит от учителей средней школы, и в первую очередь, от классного руководителя.Пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника. Учебная и социальная ситуация пятого класса ставит перед ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь.
преемственность в школе начального и среднего звена..doc
при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено.
Преемственность
Синюк Е. М. учитель истории
13.05. 2015г.
Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как
осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому
положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с
учителями. Это интересный и сложный этап в жизни школьника. Какие эмоции принесет
ребенку этот период, радость или огорчение, во многом зависит от учителей средней школы, и
в первую очередь, от классного руководителя. Поэтому необходимость психолого
педагогического сопровождения пятиклассников очевидна.
Пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника. Учебная и
социальная ситуация пятого класса ставит перед ребенком задачи качественно нового уровня
по сравнению с начальной школой, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю
дальнейшую школьную жизнь.
Большинство детей переживает этот переход как важный шаг в их жизни. Для них
центральное место занимает сам факт окончания младшей школы, который в той или иной
мере подчеркивается учителями и родителями, и, вовторых, предметное обучение. Дети
начинают понимать и осознавать связь этих предметов с определенной областью знаний.
Для многих детей, обучавшихся первоначально у одного учителя, переход к
нескольким учителям с разными требованиями, характерами и разным стилем отношений
является зримым внешним показателем их взросления. Определенная часть детей осознает
такой переход как шанс начать заново школьную жизнь, наладить не сложившиеся и
несостоявшиеся отношения с педагогами.
Возникает больше самостоятельности и ответственности. При всем положительном
отношении к предоставлению свободы и самостоятельности пятиклассники порой не знают,
как правильно распорядиться этими ресурсами.
Сферу действия свободы и
самостоятельности пятиклассников надо расширять постепенно, одновременно показывая
детям, где существуют ограничения этих факторов. Ведь свобода и вседозволенность – это
не словасинонимы, равно также как и самостоятельность, и отсутствие педагогической
поддержки. Изза неправильного толкования детьми обозначенных понятий часто приходится
сталкиваться с нарушениями дисциплины.
Вместе с тем большое количество учителей сами порождают вместо одного стиля –
вариативность поведения школьников. Одни учителя предпочитают «живые» уроки, когда
дети активно работают, самостоятельно или сообща выдвигают гипотезы, всевозможные
предположения, устанавливают причинноследственные связи, вступают в учебные дискуссии,
спорят с товарищами, отстаивая свою точку зрения. На таких уроках педагогу бывает сложно
упорядочить высказывания детей, их инсайты (озарения). Однако все мы знаем, что именно в
споре рождается истина.
Другие педагоги отдают предпочтение более спокойным урокам. Основными их
лозунгами становятся: «Отвечаем только с поднятой рукой!», «Никаких споров и совместных
решений! Это слишком шумно». К тому же придется удерживать в голове несколько версий,
высказанных детьми, и давать им оценку. А точнее, подводить школьников к пониманию
несостоятельности их высказываний или в их правильности. Куда проще сказать: «Молодец!
Пять» или «Неверно! Три».
Как выстроить модель своего поведения с каждым педагогом, на каждом конкретном
уроке? Пока ребенок решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет установлен педагогом без
соответствия с реальными возможностями.
Ситуацию может усугубить отсутствие эмоционального настроя на предстоящую
деятельность. Экономя время урока, педагоги среднего звена порой забывают о том, что если
у школьников, пришедших к ним на урок, есть волнения, тревоги, обиды, раздражения, то это
не лучшим образом скажется на результатах занятия, и процесс обучения не станет
эффективным. Поэтому целесообразно посвятить 2 – 3 минуты на ликвидацию негативных
эмоций и создание доброжелательной рабочей атмосферы урока. Особенно в этом нуждаются
дети, у которых в начальной школе учитель уделял данному фактору большое значение.
Кроме того пятиклассники обычно очень тяжело переживают, когда рушатся традиции,
которые они вместе с первым учителем создавали и хранили на протяжении четырех лет. Это
организация и проведение дней именинника, олимпиадных недель, консультаций
слабоуспевающим, выпуск тематических классных газет, совместные поездки за город,
написание писем болеющим детям и так далее.
Не следует забывать, что пятиклассники – народ эмоциональный. И во многом
школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету
определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, то
нравится и предмет. Это уже в старшем возрасте школьники будут способны оценить
интеллектуальный багаж педагога, его достижения и знания. А пока для них важны забота и
внимание со стороны учителя.
Кроме того ситуацию адаптации усугубляют следующие затруднения:
рассогласованные требования учителей;
педагоги предъявляют одинаковые требования, как к пятиклассникам, так и к более
взрослым ученикам;
преподавания каждого учителя;
ребенок вынужден приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю
отсутствие индивидуального подхода к учащимся.
Итак, мы видим, что переход из начальной школы в среднюю связан с возросшей
нагрузкой на психику подростка. Резкие изменения условий обучения, разнообразие и
качественное усложнение требований предъявляемых к школьнику разными учителями, и
даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней, – все
это является довольно серьезным испытанием для психики школьника. Это проявляется в
понижении работоспособности, возрастании тревожности, робости или, напротив,
развязности, неорганизованности, забывчивости. У большинства детей подобные отклонения
исчезают через 23 недели учебы, но у некоторых процесс адаптации затягивается на 23
месяца, а может и целый учебный год.
В связи, с чем возникла необходимость четкого планирования работы по
преемственности.
Принцип преемственности предполагает, что учебная деятельность, особенно на
начальном этапе, осуществляется под непосредственным руководством администрации.
Решая проблему преемственности, работа ведется по трем направлениям:
среднем звене;
совместная методическая работа учителей начальной школы и учителейпредметников в
работа с учащимися;
работа с родителями.
Преемственность между начальной школой и 5м классом предполагает следующие
направления:
образовательные программы;
организация учебного процесса;
единые требования к учащимся;
структура уроков.
ПАМЯТКА КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ 5го класса
1. Ознакомьтесь с характеристикой классного коллектива и его списочным составом
заблаговременно.
2. С первых дней обучения в 5ом классе организуйте работу ученического актива.
3. Продумайте, какое коллективное творческое дело сможет увлечь, сплотить детский
коллектив, будет способствовать дальнейшему развитию его творческих начал,
формированию культуры; составьте план воспитательной работы с учетом направлений в
начальных классах.
4. Последовательно и целенаправленно реализуйте в плане работы с родителями вопросы
адаптации учащихся.
5. Поддерживайте тесную связь с учителямипредметниками, учителями начальных классов,
оказывайте своевременную и эффективную помощь в учении каждому ученику, используйте
возможности психологической службы школы.
6. Вселяйте в каждого ученика уверенность в преодолении трудностей, всячески повышайте
социальный статус ребенка и семьи, поддерживайте здоровый эмоциональнопсихологический
климат в классном коллективе.
РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ, РАБОТАЮЩЕМУ С ПЯТИКЛАССНИКАМИ
ПАМЯТКА
Приложение 3
1. Необходимо согласовать требования всех учителейпредметников. 2. Уделять особое внимание организации учебного процесса:
готовность к уроку (наличие необходимых учебнописьменных принадлежностей, порядок
на парте);
правильность оформления тетради, различных видов работ;
требования к ведению дневника.
3. Сделать нормой единые дисциплинарные требования:
4. Урок заканчивается со звонком, не задерживаем детей.
5. Домашнее задание не оставляем на самый конец урока его надо прокомментировать, дать
начинать уроки со звонком;
готовиться к уроку на перемене;
прививать культуру диалога, не перебивать ни учителя, ни ученика;
поднятая рука – это сигнал вопроса или ответа;
отвечаем, выйдя изза парты, для развернутого ответа выходим к доске.
инструкцию по оформлению.
Помните правило: домашняя работа должна приносить чувство удовлетворения ученику,
стимулировать успех. Не перегружайте детей заданиями, дифференцируйте их.
6. Учительпредметник должен помнить, что урок в 5м классе должен быть с частой сменой
видов деятельности, включать физкультминутку.
7. На уроках не должна превышаться норма письма, на всех уроках главная общеучебная
задача – формирование речевых, коммуникативных умений.
8. Новые виды учебной деятельности должны сопровождаться четкими инструкциями.
9. Особое внимание на всех уроках уделять развитию поэтапно навыков работы с текстом.
10. Учащиеся должны знать свои права и обязанности, правила поведения в кабинетах,
правила по технике безопасности, правила дежурных. Классный руководитель должен
периодически повторять их с учащимися, убеждать в целесообразности.
11. Не используйте дневник для записи дисциплинарных замечаний (найдите индивидуальные
формы работы с ребенком и семьей), контролируйте своевременность записей, заполняйте
дневники вместе на классном часе, ежедневно в конце учебного дня в конце учебного дня
проверяйте наличие задания на следующий день.
12. Введите правило среди учащихся помогать больным, приносить им домашнее задание,
оказывать помощь в усвоении пропущенного материала.
13. Задача учителя – знать затруднения в усвоении учебного материала, своевременно прийти
на помощь.
14. Не забывайте: «Ученик и учитель – союзники. Обучение должно быть бесконфликтным».
Учитесь учить не уча. Приложение 4
ВАШ РЕБЕНОК – ПЯТИКЛАССНИК
(рекомендации для родителей учащихся)
Уважаемые мамы и папы!
Если вы испытываете чувство озабоченности или беспокойство в отношении своего
пятиклассника, то мы рады предложить вам эти рекомендации, как средство, которое
поможет решить некоторые проблемы.
Формирование учебной мотивации
1. Не мешайте подростку учиться самостоятельно. Только в процессе самостоятельных
открытий, «озарений» у него появится желание учиться дальше. Радость от постижения
нового – самый лучший мотивирующий фактор.
2. Учебный труд интересен только тогда, когда он разнообразен. Не повторяйте дома
школьную систему. Пусть подросток сам организует свой учебный труд дома, как ему
нравится, сам решит, как обставить свой рабочий уголок, как организовать свое рабочее
время.
3. Любой человек выполняет деятельность с удовольствием только тогда, он когда
понимает, для чего это нужно. Ребенок не знает, где ему могут пригодиться знания по
природоведению? Покажите эту область. Причем, желательно, чтобы знания были
востребованы именно сегодня, так понимание того, что эти знания будут нужны через
несколько лет, не являются мотивирующим фактором.
4. Покупайте интересные книги («Занимательная физика», «Занимательная геометрия»),
справочники то разным учебным дисциплинам. Может быть, через интерес к этим книгам
сформируется и интерес к предмету в целом. Еще Л.Фейербах утверждал: «То, для чего
открыто сердце, не может составить тайны и для разума».
5. Не спешите облегчить труд подростка (сделать за него домашнее задание, потребовать от
учителя отменить какойлибо вид работы). Но и не заставляйте ребенка переделывать
задание, выполнять нудную монотонную работу, заучивать дополнительно трудный,
непонятный материал. Помните, что ни слишком трудный, ни слишком легкий материал не
вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.
6. Вселяйте в ребенка уверенность, что у него все непременно получится. Рассказывайте о
том, какие проблемы в учебе возникали в детстве у вас. Если ребенок не верит в свои силы, то
у него формируется обученная беспомощность, то есть он не в силах выполнять деятельность
успешно. 7. Ни в коем случае не наказывайте ребенка за неудачи в учебе. Это не способствует
повышению мотивации.
8. В этом возрасте начинают проявляться интересы, учение ребенка становится
избирательным: на любимые предметы он тратит больше времени, на нелюбимые меньше. Не
мешайте ему самоопределяться. Если он успешен в чемто одном, готов заниматься этим
предметом часами, это уже хорошо. Усвоить все предметы одинаково хорошо очень сложно.
9. Ребенку нравится только то, что он знает хорошо, что ему удается. Иногда отсутствие
интереса к какомулибо предмету связано с тем, что у ребенка очень много пробелов в
знаниях. Это мешает ему усвоить дальнейший материал. Помогите ребенку восполнить эти
пробелы.
10. Помните: если подросток проявляет нежелание учиться – это не каприз, а крик о помощи.
Не ругайте, а выясните причины такого поведения.
Школьная тревожность и ее преодоление
1. Прежде всего успокойтесь сами. Ничего страшного не случилось, дети иногда получают
двойки, падают, ссорятся с друзьями и т.д.
2. Попробуйте вместе с ребенком проанализировать ситуацию, которая им предстоит. Как
известно, обычное, знакомое волнует меньше, чем незнакомое. Ребенку надо писать
контрольную? Прекрасно! Вспомните вместе с ним, в какой классной комнате это будет
происходить, какого цвета тетрадь для контрольных работ. Представьте, как он входит в
класс, как начинает писать. Оказывается, совсем не страшно!
3. Проанализируйте с ребенком его положительный опыт. Вселите в него уверенность, что он
сможет преодолеть и эту ситуацию.
4. Проанализируйте с ним и те ситуации, в которых он совершил ошибки. Подумайте, чем
эти ошибки были порождены? Помогите разобраться в том, что ребенок не понимает.
5. Часто тревожного человека мучит мысль: «А вдруг чтото случится?» Обсудите эту тему
с ребенком. Выясните, чего он боится. Ему страшно получить двойку? А что случится, если
он получит двойку? Объясните ему, что не будете его ругать, поймете, что это произошло
случайно. Выразите готовность помочь ребенку в этом случае. Он должен знать, что вы будете
поддерживать его в любом случае.
6. С детьми, у которых сильная нервная система, можно применять положительные стимулы.
Пообещайте ребенку чтото особенное, если он справится с заданием успешно. Не
переусердствуйте, потому что слишком значимые стимулы могут ухудшить деятельность
ребенка. Даже если он не выполнить все так хорошо, как задумал, все равно поощрите его.
7. Наш язык достаточно богат для выражения чувств. Поэтому свое мнение можно выразить
честно. Можно сказать: «Молодец, ты сделал это хорошо!» Можно сказать подругому:
«Молодец, мы постарался хорошо! Пусть еще не все получилось, но я верю, что у тебя все
получится!»
Если дети имеют мало настоящих товарищей или
с ними «не очень хотят дружить»
А) Учите играм, в которых надо участвовать вместе с друзьями.
Б) Дом оснастить предметами, привлекающими других детей. Должно быть место, где дети
могут самостоятельно общаться, чувствовать себя как дома. Угостите чем нибудь гостей
вашего ребенка.
В) Пригласите друзей вашего ребенка на совместную прогулку.
Г) Знакомьтесь с друзьями вашего ребенка. Относитесь с уважением к товарищам вашего
ребенка. Интересуйтесь их жизнью.
Д) Принимайте гостей дома. И еще несколько советов родителям пятиклассников:
1. Если ваш ребенок имеет какието особенности характера (медлителен, импульсивен,
чувствителен) или здоровья, сообщите об этом классному руководителю, он обязательно
учтет это.
2. Если ваш ребенок чемто обижен, не спешите идти в школу разбираться. Он, конечно,
говорит вам правду, но это только его видение. Послушайте и других участников инцидента,
составьте свое мнение. Помните: вы не сможете всю жизнь жить за ребенка, научите его
выходить из конфликтных ситуаций самостоятельно.
3. У вашего ребенка будут разные учителя с разными требованиями. Важно, чтобы он
научился эффективно работать на каждом уроке: это обогатит его жизненный опыт.
4. На первых порах, знакомясь с чемто новым, подросток не принимает его, капризничает,
говорит, что раньше было лучше. Не поддерживайте эти разговоры ребенка, помогите ему
приспособиться к новым условиям.
5. Ваш ребенок входит в очень трудный этап жизни – отрочество. Наберитесь терпения,
чтобы вместе с ним перерасти этот период!
Преемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено.
Преемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено.
Преемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено.
Преемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено.
Преемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено.
Преемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено.
Преемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено.
Преемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено.
Преемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.