Задача современной школы – обеспечить вхождение учащихся в информационное общество, научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми информационно-коммуникационными технологиями (текстовый редактор, графический редактор, электронные таблицы, электронная почта и др.)
Задачи жизни человека в информационном обществе
формирование основ научного мировоззрения;
развитие мышления;
подготовка учащихся к практической деятельности, труду, продолжению образования.
Преимущества информационных технологий:
Повышается интерес, мотивация учебной деятельности;
Осуществляется дифференцированный подход;
Ученик становится субъектом процесса обучения;
Выполнение большего объема работы за один и тот же промежуток времени;
Облегчается процесс контроля и оценки знаний;
Развиваются привычки учебной деятельности (планирование, рефлексия, само и взаимоконтроль)
Задачи информатизации образования
повышение качества подготовки обучающихся
на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий;
применение активных методов обучения, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;
интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.);
адаптация информационных технологий обучения
к индивидуальным особенностям обучаемого;
разработка новых информационных технологий обучения, способствующих активизации познавательной деятельности обучаемого и повышению мотивации педагогов для эффективного применения в профессиональной деятельности;
обеспечение непрерывности и преемственности в обучении;
разработка информационных технологий дистанционного обучения;
совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса.
Структура урока с ИКТ
Цель и содержание урока обусловлены требованиями стандарта и учебной программы, но благодаря ИКТ могут быть расширены.
Метод обучения может быть использован любой, особо возрастает эффективность объяснительно-иллюстративного, частично-поискового, проектного методов.
Формы обучения могут быть любыми: фронтальными, парными, групповыми и индивидуальными; их выбор зависит от количества компьютеров в классе.
Дидактическая структура урока:
определенное организационное начало и постановка задач урока;
актуализация необходимых знаний и умений, включая проверку домашнего задания;
объяснение нового материала;
закрепление или повторение изученного на уроке;
контроль и оценка учебных достижений учащихся в течение урока;
подведение итогов урока;
задание на дом.
Основные доводы противников использования ИКТ в учебном процессе
Никакая техника не может заменить живого слова преподавателя;
Информация с экрана воспринимается хуже, чем печатная; при обилии на экране текстовой информации повышается нагрузка на глаза;
Дважды и трижды прочитанный материал, выраженный одними и теми же словами все равно может остаться не усвоенным;
Машина ограничивает инициативу и творчество;
Компьютеры отучают человека думать, мыслить логически, производить в уме элементарные математические вычисления.
Основные доводы сторонников использования ИКТ в учебном процессе
ИКТ позволяют включить каждого ученика в процесс самостоятельной деятельности с учетом его индивидуальных способностей;
ИКТ позволяют осуществлять переход от простых знаний к более сложным;
ИКТ позволяют оптимизировать взаимодействие учеников и учителя на всех этапах урока;
ИКТ позволяют расширить сферу самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Информационная культура - составная часть общечеловеческой культуры, представляющая собой совокупность устойчивых навыков и постоянного эффективного применения информационных технологий (ИТ) в своей профессиональной деятельности и повседневной практике
Медиакомпетентность –
сложное личностное образование, включающее в себя:
совокупность знаний о медиа, умений и навыков практического их применения;
опыт использования медиа в различных сферах деятельности;
качества личности человека (познавательная активность, критическое мышление, творческое мышление, коммуникативность, рефлексия, положительная мотивация, ценностно-смысловые представления о деятельности по использованию медиа.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.