ПРЕИМУЩЕСТВА МОДУЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИЕ
Оценка 4.9

ПРЕИМУЩЕСТВА МОДУЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИЕ

Оценка 4.9
Научные работы
pdf
информатика
Взрослым
05.10.2018
ПРЕИМУЩЕСТВА МОДУЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИЕ
В данной статье рассмотрена модульная технология обучения преподавания дисциплин, позволяющая студенту самостоятельно достигать целей учебнопознавательной деятельности в процессе работы над модулем, который объединяет цели обучения. Рассмотрены составные части модуля, варианты возможной организации работы, преимущества внедрения модульной технологии и проблемы связанные с указанной технологией обучения.
Статья Вафоев-Саидова 2018.pdf

ПРЕИМУЩЕСТВА МОДУЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИЕ

 

ВАФОЕВ Б.Р., кандидат экономических наук, УзГУФКС

МАХМУДОВА С.С., УзГУФКС

Ключевые слова: модульное обучение, блок, модуль, модульное занятие, модульные программы.  

В данной статье рассмотрена модульная технология обучения преподавания дисциплин, позволяющая студенту самостоятельно достигать целей учебнопознавательной деятельности в процессе работы над модулем, который объединяет цели обучения. Рассмотрены составные части модуля, варианты возможной организации работы, преимущества внедрения модульной технологии и проблемы связанные с указанной технологией обучения.  

  

В современных условиях в период возрастания объёма информации и знаний, накопленных человечеством, в условиях бурного развития общественно-экономических отношений преподаватели вузов все больше осознают и понимают, что, научно-технические достижения выдвигают необходимость воспитания у будущих специалистов стремления к постоянному обогащению и обновлению приобретенных знаний, к непрерывной учебе на протяжении всей трудовой деятельности. На сегодняшний день одним из важных аспектов деятельности преподавателя является привитие студентам умения «самостоятельно пополнять свои знания» ориентироваться в стремительно растущем информационном потоке.

Таким образом, обучение будущих специалистов должно быть личностноориентированным, а это значит, необходимо учитывать способности, потребности, особенности обучающихся студентов. Обучение должно быть развивающим, мотивационным, дифференцированным и т.д. Основной задачей преподавателя ВОУ является обучение самостоятельному отбору и использованию необходимой информации. Одним из средств обучения, позволяющим решить эту задачу, являются современные педагогические технологии, которые, как известно, подразделяются на проблемные, дидактивно-игровые, совместного обучения и модульные технологии. 

Применение  модульной  технологии позволяет развивать самостоятельность, планировать и контролировать освоение того или иного предмета и произвести самооценку. 

Сущность его заключается в том, что студент самостоятельно достигает целей учебнопознавательной деятельности в процессе работы над модулем, который объединяет цели обучения, учебный материал с указанием заданий, рекомендаций по выполнению этих заданий. Ведь для сегодняшних юношей и девушек это особенно важно, ибо их ждёт не простая жизнь, где всё надо уметь делать самому. 

Принципиальное отличие модульного обучения от других форм состоит в том, что материал разбивается на отдельные модули (блоки), каждый из которых является не только источником информации, но и методом для ее усвоения. 

Блок – определенная часть целостной деятельности, представляющая собой совокупность функционально объединенных модулей. 

Модуль – это завершенная часть курса (темы, разделов), которая заканчивается контролем. Модуль может состоять из подмодулей (пакетов обучающих модулей), подмодули состоят из более мелких единиц учебных элементов (УЭ). 

Каждый учебный элемент состоит из: четко сформулированной цели обучения; практического задания для отработки умений и навыков в ходе усвоения учебного материала; учебного материала; проверки усвоения разработанной строго в соответствии с целями обучения. Модуль можно рассматривать, как программу обучения, индивидуальную по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, с учетом возможностей учебнопознавательной деятельности студентов различных специальностей. 

Каждый модуль имеет свою дидактическую цель. Ей должна соответствовать полнота учебного материала. Это означает, что в модуле излагается принципиально важное содержание учебной информации; дается разъяснение к этой информации; определяются условия погружения в информацию; приводятся теоретические задания и рекомендации к ним; указаны практические задания. Модуль, выступая средством обучения, включает в себя конкретный банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей, целевой план действий. 

Модуль разбивается на информационную и технологическую часть. Информационная часть модуля представляет собой функциональный блок, непосредственно связанный с последующим действием, где полученные знания или умения должны быть востребованы. Отсюда видимо и пришло параллельное название модульного обучения, как блочномодульного, что является синонимом. Функциональность учебного модуля определяется тем, что его содержание формируется от практического названия изучаемой информации. Движение идет от определения той деятельности и ее границ, где изучаемый материал потребуется. Технологическая часть модуля - это методика и соответствующие рекомендации по усвоению информационной части. 

Самостоятельное освоение учебного модуля студентами не есть самостоятельная работа в ее традиционном смысле. У них много отличий. Главное в модульном обучении присутствует индивидуализированная целевая установка на освоение, а не общая и одинаковая, в нем - индивидуализированный пошаговый контроль и самоконтроль с возможностью самооценки уровня усвоения материала, информация для усвоения разбита на части, облегчающие понимание и запоминание, представлена в виде тезисов, выражающих главный смысл содержания обучения. Познавательный процесс в модульном обучении изначально организован прозрачно, технично, подконтрольно. В нем преподаватель всегда увидит, на каком элементе учебного материала «застрял» обучающийся, что не понял. 

Исследователи рекомендуют начинать каждый пятый модуль с входного контроля знаний и умений (для определения уровня готовности обучаемых к предстоящей самостоятельной работе). Модуль всегда должен заканчиваться контрольной проверкой знаний. Контролем промежуточным и входным проверяется уровень усвоения знаний и выработка умений в рамках одного модуля или нескольких модулей. Затем соответствующая доработка - корректировка, установка на следующий «виток», то есть последующий модуль. 

Важным критерием построения модуля является структурирование деятельности обучаемых через следующие этапы усвоения знаний: 

-                     восприятие; 

-                     понимание; 

-                     осмысление; 

-                     запоминание;  - применение;  - систематизация. 

Его сущность состоит в том, что студент самостоятельно (с направляющей помощью преподавателя), достигает конкретных целей учебнопознавательной деятельности в процессе индивидуальной работы с модулем. 

Отличие модульной системы от других дидактических методов состоит в том, что: 

1.                  содержание обучения должно быть представлено в законченных самостоятельных информационных блоках. Дидактическая цель формируется и содержит в себе указания не только на объем изучаемого содержания, но и уровень его усвоения; 

2.                  модули позволяют перевести обучение на субъект - субъектную основу[1]

3.                  обучающийся большую часть времени работает самостоятельно и учиться планированию, самоконтролю и оценке (адекватной самооценке) своих действий и деятельности в целом; 

4.                  наличие модулей позволяет преподавателю индивидуализировать работу с конкретным студентом способом консультирования. 

Исследователи в области модульной технологии так формулируют цели модульного обучения: 

1.    Главная цель - достижение высокого уровня конечных результатов. 

2.    Комфортный темп работы обучаемого. 

3.    Определение обучаемым самим своих возможностей. 

4.    Гибкое построение содержания обучения. 

Таким образом, модульный подход – это, по сути, интенсивный путь решения образовательных задач. 

Каждый преподаватель должен не только давать знания, но и учить студентов добывать знания, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно, помогать тому, кто нуждается в помощи, учить общаться друг с другом и отвечать за результаты своего труда. 

Так называемое практическое занятие с его объяснительно-иллюстративным методом, при котором преподаватель лишь объясняет и спрашивает, контролирует и оценивает, а студенты работают в одном заданном ритме однообразно и скучно, а главное, не дает возможности развивать у студентов навыков самостоятельной работы. Деятельность преподавателя в этом случае сводится к двум основным функциям: сообщить новую информацию и на следующем или на этом же занятии, проверить ее усвоение, а студенту остается роль пассивного объекта обучения. 

Каждый модуль имеет свою структуру. Известно несколько типов модулей[2]

1.                  Познавательные. При работе с таким модулем главной целью является объем информации по изучаемой теме. 

2.                  Операционные. Главным в данном случае является формирование и развитие способов деятельности. 

3.                  Смешанные. При таком типе модулей используются элементы первых двух типов.  Построение модулей, как правило, осуществляется по смешанному типу. 

Модуль вначале предполагает теоретическую подготовку обучающегося, в ходе которой формируются знания, а затем лабораторнопрактический блок, который дополняет теоретический блок и непосредственно связан с его содержанием. По завершению изучения модулей, обучающиеся получают как теоретические, так и практические знания, что позволяет студентам самостоятельно достигать целей учебнопознавательной деятельности в процессе работы над модулем. Поэтому возможности модульной технологии очень велики, так как благодаря ей центральное место в системе «преподавательстудент» занимает студент, а преподаватель «управляет его учением» — мотивирует, организовывает, консультирует, контролирует. 

Таким образом, модуль — это функциональный целевой узел, в котором объединены учебные содержания и приёмы учебной деятельности по овладению этим содержанием. 

Практическое модульное занятие позволяет студентам работать самостоятельно, общаться и помогать друг другу, оценивать работу свою и своего товарища. При этом необходимо чтобы каждый студент уяснил цель занятия, чтобы изучить и сосредоточить своё внимание на узловых и ключевых моментах. Роль преподавателя при модульном обучении сводится к управлению работой студентов. При такой организации он имеет возможность общаться практически с каждым из них, помогать слабым и поощрять сильных. Особенность модульного обучения также состоит в том, что, что в ходе занятия студенты получают много баллов, за разные подмодули или учебные элементы. При этом получается, что даже слабый студент получает какойнибудь балл. Итоговые баллы выставляются по результатам «выходного контроля», который проводится в конце изучения темы. 

Таким образом, модульная технология обучения позволяет определить уровень усвоения нового материала и быстро выявить пробелы в знаниях студентов. 

Часто  модульное обучение называют технологией, так как, педагогическая технология появляется там и тогда, когда в образовательной системе чётко выделяется учебная деятельность обучаемого, как системное свойство. 

Проектирование учебной деятельности является характерным признаком педагогической технологии. Это и отличает технологию от методики. В зависимости от объема учебного материала в модульном обучении выделяют:  - модульное занятие;  - модульные программы. 

Модульное занятие — имеет свои особенности. Каждое модульное занятие целесообразно начинать с процедуры мотивации — это может быть обсуждение темы занятия, использование входного теста с самопроверкой, небольшого «словарного» диктанта (проверка ключевых понятий) и т.п. Другой особенностью модульного занятия является целенаправленное формирование и развитие приёмов учебной деятельности. Учебное содержание здесь — средство для достижения целей этого важного процесса[3].  

Готовить модульные занятия непросто. Требуется большая предварительная работа: 

              тщательная проработка всего учебного материала и каждого занятия в отдельности; 

              выделение главных основополагающих идей; 

              формулирование  для  студентов интегрирующей цели, где указывается, что к концу занятия студент должен изучить, знать, понять, определить;

              определение содержания, объёма и последовательности учебных элементов, с указанием времени, отводимого на каждое из них, и вид работы студента; 

              подбор дополнительного материала, соответствующих наглядных пособий, заданий, тестов, «словарных» диктантов и др. 

Алгоритм составления модульного занятия включает в себя: 

              определение места модульного занятия в разделах дисциплины; 

              формулировка темы занятия; 

              определение и формулировка цели занятия и конечных результатов обучения; 

              подбор необходимого фактического материала; 

              отбор методов и форм преподавания и контроля; 

              определение способов учебной деятельности студентов; 

              разбивка учебного содержания на отдельные логически завершённые учебные элементы и определение цели каждого из них; 

              составление модуля занятия; 

              подготовка необходимого количества копий текста занятия для каждого студента. 

Модульные программы — это программа деятельности студента по изучению какойлибо темы. Алгоритм действий преподавателя по составлению модульной программы состоит в: 

              определении целей обучения для студентов и их формулировании; 

              отборе содержания; 

              распределении содержания по занятиям с учётом принципов модульного обучения:

определение исходного уровня владения учебным материалом (входной контроль); 

              разработка блока информации (теоретический материал темы); 

              отработка       содержания   обучения        (семинары,    практикумы,             лабораторные,

практические и творческие работы); 

              контроль усвоения знаний (итоговый контроль) и коррекция ошибок в усвоении этого содержания;

              подборе литературы для студентов (с указанием перечня обязательной и дополнительной литературы). 

              написании модульной программы в печатном варианте. 

Деятельность преподавателя в модульном обучении связана с организацией и управлением деятельностью студентов по овладению учебным содержанием, что возможно только в том случае, если студенты вооружены способами этой учебной деятельности: выделены объект и предмет обучения; даны описания, объяснения, классификация и т.д. Т.е., прежде чем учить студента, например, безопасности жизнедеятельности на основе модульной технологии, необходимо сначала научить его учиться, научить познавать (давать определение понятиям, сравнивать их, объяснять явления и процессы с помощью теорий, классифицировать и т.д.), а далее в процессе обучения использовать эти процессы для овладения новым содержанием. 

Кроме этого, важно чтобы преподаватель хорошо владел теорией преподаваемого предмета. Ведь для эффективного использования этой технологии необходимо внести изменения во всю систему обучения: в содержание, преподавание, учение. На сегодня модульное обучение является средством формирования новой педагогической культуры, которое позволяет перевести обучение на субъект — субъективную основу, в результате чего происходит развитие творческих способностей у участников педагогического процесса. Данная технология — стимул для повышения профессионального мастерства преподавателя, которая может способствовать быстрой адаптации молодых специалистов к работе в учебном заведении. Модульная технология позволяет качественно изменить процесс обучения, повысить уровень преподавания и уровень обученности студентов. 

Однако необходимо также отметить проблемы, связанные с внедрением модульной технологии в ВОУ. Это, прежде всего, недостаточная подготовка преподавателей и их мотивация на освоение новых прогрессивных технологий; большие материальные затраты на ксерокопирование текстов модульных занятий; недостаточная подготовка студентов к самостоятельной работе; отсутствие принципов согласования содержания образования со способами (приёмами) учебной деятельности. 

Основными мотивами внедрения в образовательный процесс модульной технологии являются: 

-       гарантированность достижения результатов обучения; 

-       возможность работать обучающихся в группах, в парах; 

-       паритетное отношение преподавателя и студента; 

-       возможность обучения с одногруппниками; 

-       возможность работать в индивидуальном темпе; 

-       знание конечных результатов обучения; 

-       контроль в процессе освоения учебного материала. 

Проведение занятий по данной технологии способствует приобретению обучающимися уверенности в своих возможностях, исчезновению боязни получения неудовлетворительной оценки; овладению (особенно при работе в парах или малых группах) организационными и коммуникативными навыками, постепенному вовлечению в учебную деятельность даже отстающих студентов. 

Исходя из особенностей работы преподавателя и студента при использовании модульной технологии обучения в функции преподавателя входит обеспечение всех участников обучения дидактическим материалом. Но, так как теперь основные функции преподавателя управляющие, то приходится затрачивать время на организацию самостоятельной деятельности студентов и собственной консультирующей работе. 

Модульная технология интересна и эффективна. Эта система относится к интерактивным формам обучения. Методика ее на первый взгляд сложна. Требует работы и преподавателя и обучаемого, что обеспечивает эффективное обучение в развитии компетентности обучаемого и преподавателя по предмету. Как показывает опыт, данный подход может быть использован при изучении различных дисциплин. 

Модульная технология ориентирована на достижение конечного результата, то есть получение студентами практических навыков в изучении различных дисциплин, а значит, отвечает требованиям государственных стандартов. 



[1] Нугуманова Л.Н. Модульный подход к организации профильного обучения в условиях информационной среды / Л.Н. Нугуманова // Вестник Казанского технологического университета. - 2009 - № 5 – С. 384.

[2] Бородина Н.В. Модульные технологии в профессиональном образовании: Учеб. пособие / Н.В. Бородина, Е.С. Самойлова – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1997. - 27 с.

[3] Кроше Э. Руководство по модульной системе профессионально-технического обучения / Э. Кроше – Женева: Бюро проф.-тех обучения Международной организации труда. – 1998.

ПРЕИМУЩЕСТВА МОДУЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

ПРЕИМУЩЕСТВА МОДУЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Модуль можно рассматривать, как программу обучения, индивидуальную по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, с учетом возможностей учебнопознавательной деятельности студентов различных специальностей

Модуль можно рассматривать, как программу обучения, индивидуальную по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, с учетом возможностей учебнопознавательной деятельности студентов различных специальностей

Дидактическая цель формируется и содержит в себе указания не только на объем изучаемого содержания, но и уровень его усвоения; 2

Дидактическая цель формируется и содержит в себе указания не только на объем изучаемого содержания, но и уровень его усвоения; 2

Таким образом, модуль — это функциональный целевой узел, в котором объединены учебные содержания и приёмы учебной деятельности по овладению этим содержанием

Таким образом, модуль — это функциональный целевой узел, в котором объединены учебные содержания и приёмы учебной деятельности по овладению этим содержанием

Модульные программы — это программа деятельности студента по изучению какойлибо темы

Модульные программы — это программа деятельности студента по изучению какойлибо темы

Однако необходимо также отметить проблемы, связанные с внедрением модульной технологии в

Однако необходимо также отметить проблемы, связанные с внедрением модульной технологии в
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.10.2018